11 И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов. 12 Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, 13 ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его. 14 Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых. |
15 О сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано: 16 "вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, 17 и грехов их и беззаконий их 18 А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.не воспомяну более". |
Многие века люди считали язык жертвоприношения наиболее адекватным средством общения с Богом (или богами). Логика здесь простая: допустим, Бог (или один из богов) почему-либо не хочет со мной иметь дело. Но ведь чего-то же Он (или он) хочет! Мяса... или плодов земных... Я это даю, и общение восстанавливается — до следующего раза. Конечно, эта логика связана с тем, что человек конструирует Бога и Его потребности «по своему подобию». Вместе с тем, Бог до поры до времени как бы соглашается с этим способом общения и даже расписывает подробнейшим образом (в законе Моисеевом), какие жертвы, как и когда приносить.
Дело в том, что Бог всегда учитывает, на какие отношения человек уже способен, а на какие — еще нет. И язык жертвы работоспособен до тех пор, пока не наступит время Нового завета. Все ветхозаветные жертвы оказываются прообразами той единственной жертвы, которую принесет Христос на кресте.
В самом деле, почему Бог не хочет иметь дело с человеком? Потому что человек находится во грехе, то есть в противостоянии воле Божией. Ветхозаветные жертвы направлены на умилостивление Бога, на восстановление общения с Ним. Но чего в действительности хочет от нас Бог? Любви, выражающейся в сыновнем послушании (см. Ос. 6:6; Мф. 9:13). Именно это в абсолютной степени приносит Богу на кресте Иисус, поэтому и умилостивление Бога, Его прощение грехов и восстановление отношений совершаются тоже в абсолютной степени. И значит, никакие жертвоприношения больше Бог не принимает, ибо Он уже принял жертву совершенную. Об этом и пишет апостол Павел в нашем сегодняшнем отрывке.
11 И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов. 12 Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, 13 ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его. 14 Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых. |
15 О сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано: 16 "вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, 17 и грехов их и беззаконий их 18 А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.не воспомяну более". |
Вновь вспоминая слова Иеремии о новом, мессианском союзе-завете (ст. 15 – 17; ср. Иер. 31 : 31 – 33), автор послания тем самым переходит от понятия внешней Торы к понятию Торы внутренней, а также к образу живой Торы, который был хорошо известен не только иудейской, но и раннехристианской традиции. Эти понятия и образы были основополагающими и для христианского мироощущения его учителя: Павел в своих посланиях тоже не раз обращался к теме внутренней Торы и к образу живой Торы, рассматривая их, как основу для понимания того, что такое христианство и жизнь в Царстве. Основной отличительной особенностью жизни Царства автор послания вслед за апостолом считает свободу от греха, которая и делает неактуальной прежнюю священническую Тору: ведь в прежнем своём качестве она была направлена именно на противостояние греху, которого в Царстве быть не может (ст. 18).
Однако смысл и значение её остаётся прежним: ведь основной целью священнической Торы было освящение народа, а эта задача остаётся актуальной: жизнь в Царстве — жизнь освящённая, так, что жителям Царства освящение нужно не в меньшей, а даже в большей мере по сравнению с теми, кто искал и ждал Царства в нашем, ещё не преображённом мире в дохристианские времена. Более того: им нужно освящение во всей полноте, которого не может дать прежнее священство, но возможность которого открывается для них с приходом Спасителя (ст. 11 – 14). И освящение это должно было быть уже не внешним, затрагивающим, в первую очередь, тело освящаемого, а внутренним, начинавшимся с сердца и захватывающим в конце концов человека целиком. Конечно, такое освящение не может быть одномоментным, ведь оно предполагает окончательное освобождение человека от греха и преображение его природы, но многократности оно не предполагает по определению: ведь, если по какой-нибудь причине этот духовный процесс прервётся, неизбежен откат назад, а тогда всё придётся начинать сначала. В Царстве нет и не может быть многократного очищения и многократного освящения: повторное очищение означало бы, что житель Царства в какой-то момент перестал им быть, отрезав себя от той жизни, которой жил прежде, и теперь ему нужно возвращаться назад, в известном смысле начав всё с нуля. Потому-то и говорит автор послания о совершенстве освящаемых: они уже стали жителями Царства, ожидая теперь его окончательного торжества и возвращения Христа во славе (ст. 12 – 14).
11 И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов. 12 Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, 13 ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его. 14 Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых. |
15 О сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано: 16 "вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, 17 и грехов их и беззаконий их 18 А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.не воспомяну более". |
Говоря о христианской жизни, автор послания вспоминает древние пророчества, смысл которых сводится к тому, что мессианская эпоха — это эпоха всеобщего искупления и прощения грехов.
Он прекрасно понимает, что ничего подобного невозможно достичь тем частичным очищением, которое могли дать традиционные яхвистские очистительные жертвоприношения. Должно произойти что-то, что качественно изменит ситуацию с очищением. И это что-то, несомненно, должно быть связано с личностью Того, Кто принёс Царство в мир. Так складывается образ того, что называют обычно искупительной жертвой Христа. Речь, разумеется, идёт не о выкупе в том смысле, как понимаем обычно сегодня это слово мы, не о том, что Бог выкупает кого-то у дьявола, расплачиваясь за выкупаемых жизнью Своего Сына.
Речь идёт об искуплении в том смысле, в котором называют иногда искупительными очистительные жертвоприношения в ветхозаветных книгах: они освобождают человека от власти греха, пусть частично и на время, ценой Божьего вмешательства и смерти приносимого в жертву животного, которое, разумеется, ничем не виновато в грехах тех, кто от них освобождается через приносимую жертву. Так и Христос берёт на Себя последствия совершённых нами грехов, а для этого приходит в падший мир, который в конце концов Его убивает. И Он соглашается на то, чтобы быть убитым, притом, что Он, разумеется, никоим образом не виноват в грехах, последствия которых берёт на Себя, да и вообще непричастен никакому греху.
Однако без такого очищающего вмешательства полнота освящения останется для падшего человека недоступной так же, как останется для него недоступным Царство. Христос добровольно отказывается от Своей жизни, идёт на смерть, жертвует Собой ради того, чтобы вмешаться в ситуацию, связанную с нашими грехами, чтобы разобраться с последствиями совершённого нами вместо нас потому, что сами мы с этими последствиями не сможем разобраться никогда. Вот в таком смысле и говорит об искупительной жертве как Павел, так и его ученик — автор Послания к Евреям.
1 Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих
с ними. 2 Иначе перестали бы приносить
их,
потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов. 3 Но жертвами каждогодно напоминается о грехах, 4 ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи. |
5 Посему Христос, входя в мир, говорит: "жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. 6 Всесожжения и жертвы за грех 7 Тогда Я сказал: неугодны Тебе. вот, иду, 8 Сказав прежде, что "ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни
жертвы
за грех, — которые приносятся по закону, — Ты не восхотел и не благоизволил", 9 потом прибавил: "вот, иду исполнить волю Твою, Боже". Отменяет первое, чтобы постановить второе. 10 По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже". |
11 И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов. 12 Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, 13 ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его. 14 Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых. |
15 О сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано: 16 "вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, 17 и грехов их и беззаконий их 18 А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.не воспомяну более". |
Сегодня апостол Павел в отрывке из послания к Евреям говорят о Крестной жертве Христа. Павел подчеркивает, что жертва приносится в Теле Иисуса Христа только один раз и уже не требует повторения, потому что через Христа даруется прощение грехов. И потому так важны слова Христа в отрывке из Евангелия от Марка: «...кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной». Именно путь крестной любви делает нас теми людьми, которых искупил Христос, за кого Он принес Себя в жертву.
1 Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих
с ними. 2 Иначе перестали бы приносить
их,
потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов. 3 Но жертвами каждогодно напоминается о грехах, 4 ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи. |
5 Посему Христос, входя в мир, говорит: "жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. 6 Всесожжения и жертвы за грех 7 Тогда Я сказал: неугодны Тебе. вот, иду, 8 Сказав прежде, что "ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни
жертвы
за грех, — которые приносятся по закону, — Ты не восхотел и не благоизволил", 9 потом прибавил: "вот, иду исполнить волю Твою, Боже". Отменяет первое, чтобы постановить второе. 10 По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже". |
11 И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов. 12 Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, 13 ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его. 14 Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых. |
15 О сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано: 16 "вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, 17 и грехов их и беззаконий их 18 А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.не воспомяну более". |
Сегодняшнее чтение из послания к Евреям — как бы двухслойное. Есть первый слой — то, о чём говорилось уже неоднократно: ветхозаветные жертвы не могли очистить от греха. Подлинное очищение дарует только крестная смерть Христа. Таков прямой смысл слов «Жертвы и приношения Ты не восхотел... вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Эти слова Павел вкладывает в уста Иисуса. Однако можно посмотреть и несколько иначе. Разумеется, это лишь второй слой, и тем не менее. Здесь противопоставляется жертва — и исполнение воли Божией. Наши приношения, попытки сделать что-то для Бога Ему не нужны. Ему нужно исполнение Его воли. Как говорил один священник, «перестаньте делать дела для Бога и начните делать дела Божии».
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||