16 Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. |
Говоря о Христе, автор Послания к Евреям свидетельствует, что в Его лице Бог принимает не ангелов, а «потомков Авраама», имея в виду, во-первых, человеческую природу, и, во-вторых, стоящую за Авраамом и связанную с его именем традицию откровения.
Это утверждение было очень важным и своевременным. Послание к Евреям было написано, вероятно, кем-то из учеников апостола Павла вскоре после 70 г. н.э., после антиримского восстания в Иудее, которое привело к разгрому Иерусалима и Храма. Восстание это проходило под мессианскими лозунгами, и его разгром стал началом конца политического мессианизма.
На смену политическому мессианизму быстро шёл мессианизм мистический: если прежде в Мессии многие видели, в первую очередь, праведного Правителя, Который возглавит земное Царство, то теперь в Нём стали видеть некое совершенно неземное, чисто духовное существо, больше похожее на ангела, чем на человека. На фоне этих быстро распространяющихся в околоцерковных кругах взглядов напоминание о том, что Христос — не ангел и не бесплотный дух, а самый настоящий, живой человек из плоти и крови, пусть и с преображённой действием духа Божия человечностью, было более чем своевременным.
Не менее своевременным было и другое напоминание: о связи христианского, новозаветного откровения с традицией другого откровения, ему предшествовавшего, откровения, восходящего к Аврааму. В конце I в. н.э. в Церковь уже входили поколения, мало знакомые или вовсе не знакомые с синагогальной традицией, а катастрофа 70 г. ещё усилила разрыв между Церковью и Синагогой, постепенно оттесняя традиционное для двух первых христианских поколений иудео-христианство на периферию церковной жизни.
Конечно, иудаизм, как таковой, новым христианам, не знавшим синагогальной жизни, был чужд и сам по себе не нужен. Но вместе с тем нередко оказывалось, что эти новые христиане вместе с иудаизмом теряли и ту яхвистскую традицию, традицию откровения, через поздних пророков и Моисея восходящую к Аврааму, без которой христианство повисало в пустоте, оказавшись вне истории и вне традиции.
Тут уже оставался один шаг до предположения, что Мессия — вовсе и не человек, а кто-то наподобие ангела, у которого не может быть никакой земной истории и с которым не может быть связано никакой традиции. Результатом же такой логики оказывалось убеждение в том, что христианство — это, фактически, учение не о воплощении Бога, а о развоплощении человека. Вместо той полноты жизни Царства, которую обещает Своим ученикам реальный, живой Иисус, такое «христианство» могло предложить своим последователям лишь бледную тень жизни в полу-иллюзорном подобии Царства.
16 Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. |
Говоря о Христе, автор Послания к Евреям свидетельствует, что в Его лице Бог принимает не ангелов, а «потомков Авраама», имея в виду, во-первых, человеческую природу, и, во-вторых, стоящую за Авраамом и связанную с его именем традицию откровения.
Это утверждение было очень важным и своевременным. Послание к Евреям было написано, вероятно, кем-то из учеников апостола Павла вскоре после 70 г. н.э., после антиримского восстания в Иудее, которое привело к разгрому Иерусалима и Храма. Восстание это проходило под мессианскими лозунгами, и его разгром стал началом конца политического мессианизма.
На смену политическому мессианизму быстро шёл мессианизм мистический: если прежде в Мессии многие видели, в первую очередь, праведного Правителя, Который возглавит земное Царство, то теперь в Нём стали видеть некое совершенно неземное, чисто духовное существо, больше похожее на ангела, чем на человека. На фоне этих быстро распространяющихся в околоцерковных кругах взглядов напоминание о том, что Христос — не ангел и не бесплотный дух, а самый настоящий, живой человек из плоти и крови, пусть и с преображённой действием духа Божия человечностью, было более чем своевременным.
Не менее своевременным было и другое напоминание: о связи христианского, новозаветного откровения с традицией другого откровения, ему предшествовавшего, откровения, восходящего к Аврааму. В конце I в. н.э. в Церковь уже входили поколения, мало знакомые или вовсе не знакомые с синагогальной традицией, а катастрофа 70 г. ещё усилила разрыв между Церковью и Синагогой, постепенно оттесняя традиционное для двух первых христианских поколений иудео-христианство на периферию церковной жизни.
Конечно, иудаизм, как таковой, новым христианам, не знавшим синагогальной жизни, был чужд и сам по себе не нужен. Но вместе с тем нередко оказывалось, что эти новые христиане вместе с иудаизмом теряли и ту яхвистскую традицию, традицию откровения, через поздних пророков и Моисея восходящую к Аврааму, без которой христианство повисало в пустоте, оказавшись вне истории и вне традиции.
Тут уже оставался один шаг до предположения, что Мессия — вовсе и не человек, а кто-то наподобие ангела, у которого не может быть никакой земной истории и с которым не может быть связано никакой традиции. Результатом же такой логики оказывалось убеждение в том, что христианство — это, фактически, учение не о воплощении Бога, а о развоплощении человека. Вместо той полноты жизни Царства, которую обещает Своим ученикам реальный, живой Иисус, такое «христианство» могло предложить своим последователям лишь бледную тень жизни в полу-иллюзорном подобии Царства.
10 Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания. 11 Ибо и освящающий и освящаемые, все — от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря: 12 "возвещу имя Твое братиям Моим, 13 И еще: посреди церкви воспою Тебя". "Я буду уповать на Него". И еще: "вот Я и дети, которых дал Мне Бог". |
14 А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, 15 и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. 16 Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. 17 Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. 18 Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь. |
Мог ли Господь помочь человеку, находящемуся в искушении, до Воплощения? Конечно, мог, ведь Он и тогда был всемогущ... Так о чём же говорится в сегодняшнем чтении? Что значит «Как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь»? Думается, речь идёт вот о каком аспекте. Дело здесь не в способности или неспособности Бога оказать помощь. Дело в способности человека эту помощь принять или даже просто обратиться за ней. Очень трудно общаться с Тем, Кто по определению не просто не мог, но и не имел возможности сделать хоть что-то не так. Он — только власть, только мудрость, понятно, что Он никогда не поступит против собственной воли... Воплотившись, Бог стал истинным человеком — а значит, Сын получил потенциальную возможность нарушить волю Отца. Как и у каждого из нас, у Него была возможность выбрать более простой и комфортный вариант. Он выбрал волю Отца. И уж кто-то, а Сын знает, что такое ужас выбора. Если мы находимся в искушении, мы можем с уверенностью сказать: Он понимает, что с нами происходит, ибо знает это по собственному опыту. Если мы придём к Нему со своей проблемой — Он поймёт.
10 Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания. 11 Ибо и освящающий и освящаемые, все — от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря: 12 "возвещу имя Твое братиям Моим, 13 И еще: посреди церкви воспою Тебя". "Я буду уповать на Него". И еще: "вот Я и дети, которых дал Мне Бог". |
14 А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, 15 и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. 16 Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. 17 Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. 18 Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь. |
Продолжая разговор об ангелах и о Мессии, автор послания особо подчёркивает тот факт, что Спаситель совершенно реально страдал на кресте, так же, как страдал бы на нём всякий другой (ст. 10). Именно в этом и проявляется человечность Мессии: ведь ангел в принципе не может страдать так, как страдает человек, его не распять, он свободен от телесности и от всех связанных с ней проблем. Но Мессия — не ангел, не существо из другого мира, он называет спасаемых Им людей братьями, тем самым подчёркивая Своё реальное, сущностное единство со спасаемыми (ст. 12 – 13). Только так и можно было спасти человека целиком, не только его душу, но и его тело, которое тоже предназначено Богом стать частью Царства (ст. 14 – 15). Если бы Царство вошло в мир через ангела, человек никогда не смог бы войти в него целиком; тогда речь действительно можно было бы вести о спасении одной лишь души, которая более причастна духовному миру, чем тело, о спасении в том смысле, в каком его стали понимать в Средневековье, имея в виду посмертное блаженство или посмертные муки.
Бог же хотел освятить и преобразить всего человека, потому-то Он и посылает Мессию в мир не ангелом, а человеком. Автор послания не случайно сравнивает Христа с первосвященником (ст. 17): и Тот, и другой — люди, и через Того, и через другого Бог освящает Свой народ — в первом случае, Церковь новозаветную, во втором — Церковь ветхозаветную. Но как первосвященнику ветхозаветному, так и Первосвященнику новозаветному совершенно необходимо было принадлежать миру людей целиком и до конца, иначе ни о каком освящении народа речи быть не могло. Ангел может показать дорогу, но он не может сесть с человеком за один стол, разделив с ним жертвенную трапезу. А дорога в Царство между тем лежит именно через жертвенную трапезу, которая освящает идущих. И пройти её до конца можно лишь со Христом, а не с ангелами.
10 Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания. 11 Ибо и освящающий и освящаемые, все — от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря: 12 "возвещу имя Твое братиям Моим, 13 И еще: посреди церкви воспою Тебя". "Я буду уповать на Него". И еще: "вот Я и дети, которых дал Мне Бог". |
14 А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, 15 и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. 16 Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. 17 Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. 18 Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь. |
Продолжая разговор о спасении, о Мессии и об ангелах, автор послания обращает внимание на сущностно важный в этом отношении момент. Он говорит о Мессии как о Человеке, Который может помочь людям именно потому, что Он и Сам Человек.
Мир ангелов по-своему замечателен, а ангелы превосходят людей в их наличном состоянии потому, что они не пали (речь идёт, разумеется, об ангелах, сохранивших верность Богу, а не о падших духах). Но при всём том ангелы и люди принадлежат, в известном смысле, разным пластам реальности. Ангелы и люди сотворены изначально по-разному, их взаимодействие было с самого начала задумано Богом как взаимодействие существ пусть и духовных, но существующих каждое своим способом и в присущих только ему формах.
Ангел может донести до человека Божью весть (греческое слово «ангел», как и соответствующее ему еврейское, и означает, собственно, «вестник»), но он не может помочь человеку в том положении, в котором человек оказался после падения. Не может, в частности, ещё и потому, что человек — существо одновременно и духовное, и природное, в котором обе составляющих соединены совершенно особенным, неповторимым ни в духовном, ни в природном мире образом. Разумеется, нельзя исключать в принципе явления в мир Божьей полноты, вмещённой в рамки ангельской природы (поскольку применительно к ангелам можно говорить о природе).
Богу возможно всё. Но для человека такая полнота всё равно осталась бы недоступной, она, может быть, и была бы для него как-то воспринимаемой, но во всяком случае оставалась бы от него отделённой так, что человек никогда не смог бы стать в Царстве своим, не смог бы оказаться его настоящим обитателем. Такое мог сделать для человека только другой Человек, Человек, вместивший в Себя Божью полноту и в то же время абсолютно «свой» по природе для всякого человека.
Настолько «свой», что даже возможность смерти оказывалась для Него вполне реальной (для ангела смерть в человеческом смысле слова невозможна в принципе). И Мессия стал как раз таким «своим» для каждого, отличаясь от падших людей только неиспорченностью Своей человеческой природы. Но это «только» как раз и сделало возможным для Него вмещение Божьей полноты и соединение её со Своей человечностью. А значит, сделало возможным и спасение, открывая ищущим дорогу в Царство.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||