1 И услышал (Иаков) слова сынов Лавановых, которые говорили: Иаков завладел всем, что было у отца нашего, и из имения отца нашего составил все богатство сие. 2 И увидел Иаков лице Лавана, и вот, оно не таково к нему, как было вчера и третьего дня. 3 И сказал Господь Иакову: возвратись в землю отцов твоих и на родину твою; и Я буду с тобою. 4 И послал Иаков, и призвал Рахиль и Лию в поле, к
стаду
мелкого скота своего, 5 и сказал им: я вижу лице отца вашего, что оно ко мне не таково, как было вчера и третьего дня; но Бог отца моего был со мною; 6 вы сами знаете, что я всеми силами служил отцу вашему, 7 а отец ваш обманывал меня и раз десять переменял награду мою; но Бог не попустил ему сделать мне зло. 8 Когда сказал он, что
скот
с крапинами будет тебе в награду, то скот весь родил с крапинами. А когда он сказал: "пестрые будут тебе в награду", то скот весь и родил пестрых. 9 И отнял Бог (весь) скот у отца вашего и дал (его) мне. 10 Однажды в такое время, когда скот зачинает, я взглянул и увидел во сне, и вот козлы (и овны), поднявшиеся на скот (на коз и овец) пестрые, с крапинами и пятнами. 11 Ангел Божий сказал мне во сне: Иаков! Я сказал: вот я. 12 Он сказал: возведи очи твои и посмотри: все козлы (и овны), поднявшиеся на скот (на коз и овец), пестрые, с крапинами и с пятнами, ибо Я вижу все, что Лаван делает с тобою; 13 Я Бог (явившийся тебе) в Вефиле, где ты возлил елей на памятник и где ты дал Мне обет; теперь встань, выйди из земли сей и возвратись в землю родины твоей (и Я буду с тобою). 14 Рахиль и Лия сказали ему в ответ: есть ли еще нам доля и наследство в доме отца нашего? 15 не за чужих ли он нас почитает? ибо он продал нас и съел даже серебро наше; 16 посему все (имение и) богатство, которое Бог отнял у отца нашего, есть наше и детей наших; итак делай все, что Бог сказал тебе. |
17 И встал Иаков, и посадил детей своих и жен своих на верблюдов, 18 и взял с собою весь скот свой и все богатство свое, которое приобрел, скот собственный его, который он приобрел в Месопотамии, (и все свое,) чтобы идти к Исааку, отцу своему, в землю Ханаанскую. 19 И как Лаван пошел стричь скот свой, то Рахиль похитила идолов, которые были у отца ее. 20 Иаков же похитил сердце у Лавана Арамеянина, потому что не известил его, что удаляется. 21 И ушел со всем, что у него было; и, встав, перешел реку и направился к горе Галаад. |
Чтобы стать вождём народа Божия, надо научиться слушать и слышать Бога. Иаков научился — судя по словам, сказанным им своим жёнам. Он упоминает о Боге Авраама, Который явился ему во сне. Иаков говорит об ангеле, о вестнике Божьем — но в те времена между явлением ангела и явлением Самого Бога зачастую не делали различия. Бог сделал Иакова богатым — и это был урок. Урок того, что, следуя Богу, можно стать богатым, притом совершенно неожиданно.
Теперь предстоял следующий урок — надо было понять, что такое следование не является беспроблемным и безопасным. Даже тогда, когда, казалось бы, всё удалось и можно чувствовать себя победителем. Иаков разбогател, у него теперь стад едва ли не больше, чем самого Лавана, и всем он обязан только Богу. Казалось бы, победа полная. Только вот после победы, после удачи приходится бежать, бежать от неминуемых иначе проблем, притом проблем серьёзных.
Удачно осуществлённый, пусть даже с нашим прямым участием, Божий план вовсе не предполагает возможности расслабиться и отдохнуть. Всё может получиться совсем наоборот: после осуществлённого Божьего плана придётся тут же начать реализовывать следующий — и он вполне может оказаться вопросом собственного спасения. Может быть, даже физического выживания. Божья педагогика может показаться жёсткой, но она нужна, чтобы научить человека настоящей духовной собранности. Настоящей — означает не временами и местами, а постоянно.
У Бога нет для нас нормированного рабочего дня или рабочей недели, Он не предоставляет законного отпуска. Иногда Он может дать человеку отдых, и порой даже весьма продолжительный — но не по тому графику, на который обычно рассчитывает человек. К тому же отдых может в любой момент закончиться и без раскачки перейти в активную деятельность по реализации очередного Божьего замысла.
Такая непредсказуемость свойственна Божьему действию — непредсказуемость, разумеется, лишь на наш взгляд: Он-то Свои планы представляет Себе хорошо. Человеку же важно научиться быстрой, почти молниеносной реакции на Его слова и действия. Иначе Божьим человеком не стать. Бог же хочет видеть Иакова именно Своим человеком — и обучает его соответственно.
1 И услышал (Иаков) слова сынов Лавановых, которые говорили: Иаков завладел всем, что было у отца нашего, и из имения отца нашего составил все богатство сие. 2 И увидел Иаков лице Лавана, и вот, оно не таково к нему, как было вчера и третьего дня. 3 И сказал Господь Иакову: возвратись в землю отцов твоих и на родину твою; и Я буду с тобою. 4 И послал Иаков, и призвал Рахиль и Лию в поле, к
стаду
мелкого скота своего, 5 и сказал им: я вижу лице отца вашего, что оно ко мне не таково, как было вчера и третьего дня; но Бог отца моего был со мною; 6 вы сами знаете, что я всеми силами служил отцу вашему, 7 а отец ваш обманывал меня и раз десять переменял награду мою; но Бог не попустил ему сделать мне зло. 8 Когда сказал он, что
скот
с крапинами будет тебе в награду, то скот весь родил с крапинами. А когда он сказал: "пестрые будут тебе в награду", то скот весь и родил пестрых. 9 И отнял Бог (весь) скот у отца вашего и дал (его) мне. 10 Однажды в такое время, когда скот зачинает, я взглянул и увидел во сне, и вот козлы (и овны), поднявшиеся на скот (на коз и овец) пестрые, с крапинами и пятнами. 11 Ангел Божий сказал мне во сне: Иаков! Я сказал: вот я. 12 Он сказал: возведи очи твои и посмотри: все козлы (и овны), поднявшиеся на скот (на коз и овец), пестрые, с крапинами и с пятнами, ибо Я вижу все, что Лаван делает с тобою; 13 Я Бог (явившийся тебе) в Вефиле, где ты возлил елей на памятник и где ты дал Мне обет; теперь встань, выйди из земли сей и возвратись в землю родины твоей (и Я буду с тобою). 14 Рахиль и Лия сказали ему в ответ: есть ли еще нам доля и наследство в доме отца нашего? 15 не за чужих ли он нас почитает? ибо он продал нас и съел даже серебро наше; 16 посему все (имение и) богатство, которое Бог отнял у отца нашего, есть наше и детей наших; итак делай все, что Бог сказал тебе. |
17 И встал Иаков, и посадил детей своих и жен своих на верблюдов, 18 и взял с собою весь скот свой и все богатство свое, которое приобрел, скот собственный его, который он приобрел в Месопотамии, (и все свое,) чтобы идти к Исааку, отцу своему, в землю Ханаанскую. 19 И как Лаван пошел стричь скот свой, то Рахиль похитила идолов, которые были у отца ее. 20 Иаков же похитил сердце у Лавана Арамеянина, потому что не известил его, что удаляется. 21 И ушел со всем, что у него было; и, встав, перешел реку и направился к горе Галаад. |
Уход Исаака с земли тестя связан с понятными человеческими представлениями о справедливости. Столько лет работать на тестя, сталкиваться с мелочным обманом, подлогом, все время терпеть попытки урвать кусок и нажиться на Иакове. Но уход его связан не с обычным "надоело", а с призывом Бога обрести землю, обещанную отцу и деду. Несмотря на свою правоту, Иаков опасается за свою жизнь и свою семью, боится мести со стороны своих шуринов. Он уходит тайком, заручившись поддержкой Рахили и Лии. Эта таинственность и дает возможность Рахили принести идолопоклонство в народ поклоняющийся Единому Богу. Она не может расстаться с тем, что долгое время составляло основу ее жизни, и сорняк язычества без ведома Иакова проникает в поле, которое насадил Господь.
3 И сказал Господь Иакову: возвратись в землю отцов твоих и на родину твою; и Я буду с тобою. 4 И послал Иаков, и призвал Рахиль и Лию в поле, к
стаду
мелкого скота своего, 5 и сказал им: я вижу лице отца вашего, что оно ко мне не таково, как было вчера и третьего дня; но Бог отца моего был со мною; 6 вы сами знаете, что я всеми силами служил отцу вашему, 7 а отец ваш обманывал меня и раз десять переменял награду мою; но Бог не попустил ему сделать мне зло. 8 Когда сказал он, что
скот
с крапинами будет тебе в награду, то скот весь родил с крапинами. А когда он сказал: "пестрые будут тебе в награду", то скот весь и родил пестрых. 9 И отнял Бог (весь) скот у отца вашего и дал (его) мне. 10 Однажды в такое время, когда скот зачинает, я взглянул и увидел во сне, и вот козлы (и овны), поднявшиеся на скот (на коз и овец) пестрые, с крапинами и пятнами. 11 Ангел Божий сказал мне во сне: Иаков! Я сказал: вот я. 12 Он сказал: возведи очи твои и посмотри: все козлы (и овны), поднявшиеся на скот (на коз и овец), пестрые, с крапинами и с пятнами, ибо Я вижу все, что Лаван делает с тобою; 13 Я Бог (явившийся тебе) в Вефиле, где ты возлил елей на памятник и где ты дал Мне обет; теперь встань, выйди из земли сей и возвратись в землю родины твоей (и Я буду с тобою). 14 Рахиль и Лия сказали ему в ответ: есть ли еще нам доля и наследство в доме отца нашего? 15 не за чужих ли он нас почитает? ибо он продал нас и съел даже серебро наше; 16 посему все (имение и) богатство, которое Бог отнял у отца нашего, есть наше и детей наших; итак делай все, что Бог сказал тебе. |
Как видно, Иаков многому научился, живя в Харране у своего тестя Лавана, и во многом изменился. Конечно, начались эти перемены раньше, после той встречи с Богом в Вефиле, во время которой Бог возобновил с Иаковом союз, когда-то заключённый с его дедом Авраамом. Тогда Иаков, кажется, впервые в жизни встретил Бога своих отцов. И Бог впервые стал для него реальностью его собственной жизни, даже если он и слышал о Нём что-нибудь прежде. А теперь, в Харране, Бог становится для Иакова главной опорой в жизни. Наверное, это произошло не сразу. Речь в отрывке идёт о последних днях пребывания Иакова в доме своего тестя, которым предшествовало четырнадцать лет жизни там. И, судя по всему, полагаться на Бога Иаков учился именно в эти годы. А Бог воспитывал Иакова: ведь ему нужен был Свой человек во главе Своего народа. И теперь, после четырнадцати лет у Лавана, Иаков уже не сомневается, что, если он и сможет чего-то достичь в жизни, то лишь с помощью Божией. Конечно, это ещё не завершение духовного пути, а только его начало. Иакову ещё предстоит понять, что человек является помощником Бога в осуществлении Его замыслов, а не наоборот. Но такое понимание, как видно, станет целью следующего этапа его духовного пути. И этап этот будет связан уже не с Харраном и не с домом Лавана.
19 И как Лаван пошел стричь скот свой, то Рахиль похитила идолов, которые были у отца ее. |
Зачем понадобились Рахили те «идолы», небольшие изваяния языческих богов — покровителей дома, которые в те времена были в каждом доме? Есть одно простое объяснение: владеющий домашними богами мог претендовать на наследство. Так; но только ли в этом дело? Ведь Рахиль, наверное, и сама понимала, что в отчий дом ей больше дороги нет. Тогда что же? Недоверие к Богу Иакова? К Богу, на Которого теперь только и можно было надеяться? Едва ли: будь оно так, Рахиль не решилась бы бежать со своим мужем, рискуя всем. Так зачем же? Самый простой ответ может на первый взгляд показаться странным: на всякий случай. Конечно, Бог Иакова сильнее языческих богов, Он явно сильнее богов Лавана, Он не раз это доказывал. Но всё же: а вдруг? А вдруг Его поддержки окажется недостаточно? Ведь Он непредсказуем. А тут всё привычно, знакомо, эти домашние боги помогали всегда, наверное, и теперь помогут. Главное не оставлять их, взять с собой. Конечно, такие аргументы не всегда бывают чётко осмысленными, порой человек следует им, слабо отдавая или вовсе не отдавая себе отчёта в том, что делает и какими мотивами руководствуется. Но в сердце, там, где делается выбор и принимаются решения, поселяется нерешительность. А нерешительность вызывает желание подстраховаться, не класть все яйца в одну корзину. Пусть и Бог, и что-нибудь или кто-нибудь ещё, старые боги, старые полумагические обычаи, неважно что, лишь бы оно было старым и проверенным. И как оно работает, чем сможет помочь — тоже неважно: помогало же раньше, значит, поможет и сегодня. А в глубине души одно желание: заполучить если не спасательную шлюпку, то хотя бы спасательный круг на случай возможного крушения, на случай, если вдруг Бог не справится. И не приходит в голову ищущим такого «спасения», что, если уж Бог оставит, не помогут никакие шлюпки и никакие круги. Что без Него одна дорога: на дно. А с Ним — в Царство. Без спасательных кругов и без страховки.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||