1 А Иаков пошел путем своим. (И, взглянув, увидел ополчение Божие ополчившееся.) И встретили его Ангелы Божии. 2 Иаков, увидев их, сказал: это ополчение Божие. И нарек имя месту тому: Маханаим. 3 И послал Иаков пред собою вестников к брату своему Исаву в землю Сеир, в область Едом, 4 и приказал им, сказав: так скажите господину моему Исаву: вот что говорит раб твой Иаков: я жил у Лавана и прожил доныне; 5 и есть у меня волы и ослы и мелкий скот, и рабы и рабыни; и я послал известить
о себе
господина моего (Исава), дабы приобрести (рабу твоему) благоволение пред очами твоими. |
6 И возвратились вестники к Иакову и сказали: мы ходили к брату твоему Исаву; он идет навстречу тебе, и с ним четыреста человек. 7 Иаков очень испугался и смутился; и разделил людей, бывших с ним, и скот мелкий и крупный и верблюдов на два стана. 8 И сказал (Иаков): если Исав нападет на один стан и побьет его, то остальной стан может спастись. |
9 И сказал Иаков: Боже отца моего Авраама и Боже отца моего Исаака, Господи (Боже), сказавший мне: возвратись в землю твою, на родину твою, и Я буду благотворить тебе! 10 Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему, ибо я с посохом моим перешел этот Иордан, а теперь у меня два стана. 11 Избавь меня от руки брата моего, от руки Исава, ибо я боюсь его, чтобы он, придя, не убил меня (и) матери с детьми. 12 Ты сказал: "Я буду благотворить тебе и сделаю потомство твое, как песок морской, которого не исчислить от множества". |
13 И ночевал там
Иаков
в ту ночь. И взял из того, что у него было, (и послал) в подарок Исаву, брату своему: 14 двести коз, двадцать козлов, двести овец, двадцать овнов, 15 тридцать верблюдиц дойных с жеребятами их, сорок коров, десять волов, двадцать ослиц, десять ослов. 16 И дал в руки рабам своим каждое стадо особо и сказал рабам своим: пойдите предо мною и оставляйте расстояние от стада до стада. 17 И приказал первому, сказав: когда брат мой Исав встретится тебе и спросит тебя, говоря: "чей ты? и куда идешь? и чье это
стадо
(идет) пред тобою?" 18 то скажи: "раба твоего Иакова; это подарок, посланный господину моему Исаву; вот, и сам он за нами (идет)". 19 То же (что первому) приказал он и второму, и третьему, и всем, которые шли за стадами, говоря: так скажите Исаву, когда встретите его; 20 и скажите: "вот, и раб твой Иаков (идет) за нами". Ибо он сказал
сам в себе:
умилостивлю его дарами, которые идут предо мною, и потом увижу лице его; может быть, и примет меня. 21 И пошли дары пред ним, а он ту ночь ночевал в стане. |
22 И встал в ту ночь, и, взяв двух жен своих и двух рабынь своих, и одиннадцать сынов своих, перешел через Иавок вброд; 23 и, взяв их, перевел через поток, и перевел все, что у него
было. 24 И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; 25 и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. 26 И сказал (ему): отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. 27 И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. 28 И сказал (ему): отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. 29 Спросил и Иаков, говоря: скажи (мне) имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? (оно чудно.) И благословил его там. 30 И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо,
говорил он,
я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя. 31 И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро свое. 32 Поэтому и доныне сыны Израилевы не едят жилы, которая на составе бедра, потому что
Боровшийся
коснулся жилы на составе бедра Иакова. |
Удачное разрешение истории с Лаваном не означало, что все испытания позади. Иакову предстояла, помимо встречи с Лаваном, ещё встреча с собственным братом, с Исавом, и неизвестно, которая из двух была для него опаснее. После всего, что натворил Иаков дома, ему вряд ли приходилось рассчитывать на тёплый приём. Он, конечно, прекрасно это понимал: подарки, посланные им вперёд и предназначенные брату, должны были если не загладить вину, то хотя бы положить начало примирению.
Причём посланные должны были засвидетельствовать, что Иаков больше ни на что не претендует, что он уважает Исава и готов признать его первенство. За время пребывания у Лавана Иаков очевидным образом изменился, и теперь он хочет засвидетельствовать это брату с тем, чтобы по возможности избежать конфликта. Опасность конфликта однако всё равно существовала: Иаков не мог знать заранее, как поведёт себя Исав при встрече. Вмешательство Божье в такой ситуации ему было необходимо, как никогда, может быть, даже ещё больше, чем прежде, когда он бежал от Лавана.
Оно и произошло — в самую ночь перед встречей с Исавом. Библейский рассказ о борьбе Иакова с Богом за благословение вызывает сегодня у читателя столько вопросов, что иногда переводчики даже интерпретируют её как борьбу с ангелом — предполагая, наверное, что ангела человек ещё иногда победить может, а Бога уж точно никогда и никак. Между тем многое станет понятнее, если исходить из того, что изначально о событии рассказывал именно сам Иаков, причём рассказывал как человек своей эпохи.
Благословение в его времена — не поддержка и не благоволение, а передача благословляемому силы, силы сверхъестественной, какой обладали, как думали тогда, все боги и духи. Силу эту можно было и отнять, более того: чтобы получить силу какого-нибудь бога или духа, его именно и надо было победить в единоборстве.
Иаков борется со своим Богом так же, как боролся бы с богом или духом любой его современник, боролся, чтобы получить силу, которая очень пригодилась бы ему на следующий день при встрече с братом. Скорее всего объективно речь тут должна была идти о переживаемом Иаковом бурном экстазе, одном из тех, какими в те времена (да и позже тоже) сопровождались иногда богоявления — во время такого экстаза немудрено было бы и бедро вывихнуть, как это случилось с Иаковом.
Вот только благословение оказалось не таким, как ожидал Иаков: вместо силы он получает новое имя — как когда-то при встрече с Богом его предок Авраам. Перемена имени и тогда, и теперь обозначала одно и то же: духовное обновление, своего рода инициацию, после которой человек становится другим. Иаков меняется внутренне — таково полученное им благословение. Не такое, какого он ждал, но абсолютно ему необходимое как вождю народа Божия.
1 А Иаков пошел путем своим. (И, взглянув, увидел ополчение Божие ополчившееся.) И встретили его Ангелы Божии. 2 Иаков, увидев их, сказал: это ополчение Божие. И нарек имя месту тому: Маханаим. 3 И послал Иаков пред собою вестников к брату своему Исаву в землю Сеир, в область Едом, 4 и приказал им, сказав: так скажите господину моему Исаву: вот что говорит раб твой Иаков: я жил у Лавана и прожил доныне; 5 и есть у меня волы и ослы и мелкий скот, и рабы и рабыни; и я послал известить
о себе
господина моего (Исава), дабы приобрести (рабу твоему) благоволение пред очами твоими. |
6 И возвратились вестники к Иакову и сказали: мы ходили к брату твоему Исаву; он идет навстречу тебе, и с ним четыреста человек. 7 Иаков очень испугался и смутился; и разделил людей, бывших с ним, и скот мелкий и крупный и верблюдов на два стана. 8 И сказал (Иаков): если Исав нападет на один стан и побьет его, то остальной стан может спастись. |
9 И сказал Иаков: Боже отца моего Авраама и Боже отца моего Исаака, Господи (Боже), сказавший мне: возвратись в землю твою, на родину твою, и Я буду благотворить тебе! 10 Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему, ибо я с посохом моим перешел этот Иордан, а теперь у меня два стана. 11 Избавь меня от руки брата моего, от руки Исава, ибо я боюсь его, чтобы он, придя, не убил меня (и) матери с детьми. 12 Ты сказал: "Я буду благотворить тебе и сделаю потомство твое, как песок морской, которого не исчислить от множества". |
13 И ночевал там
Иаков
в ту ночь. И взял из того, что у него было, (и послал) в подарок Исаву, брату своему: 14 двести коз, двадцать козлов, двести овец, двадцать овнов, 15 тридцать верблюдиц дойных с жеребятами их, сорок коров, десять волов, двадцать ослиц, десять ослов. 16 И дал в руки рабам своим каждое стадо особо и сказал рабам своим: пойдите предо мною и оставляйте расстояние от стада до стада. 17 И приказал первому, сказав: когда брат мой Исав встретится тебе и спросит тебя, говоря: "чей ты? и куда идешь? и чье это
стадо
(идет) пред тобою?" 18 то скажи: "раба твоего Иакова; это подарок, посланный господину моему Исаву; вот, и сам он за нами (идет)". 19 То же (что первому) приказал он и второму, и третьему, и всем, которые шли за стадами, говоря: так скажите Исаву, когда встретите его; 20 и скажите: "вот, и раб твой Иаков (идет) за нами". Ибо он сказал
сам в себе:
умилостивлю его дарами, которые идут предо мною, и потом увижу лице его; может быть, и примет меня. 21 И пошли дары пред ним, а он ту ночь ночевал в стане. |
22 И встал в ту ночь, и, взяв двух жен своих и двух рабынь своих, и одиннадцать сынов своих, перешел через Иавок вброд; 23 и, взяв их, перевел через поток, и перевел все, что у него
было. 24 И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; 25 и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. 26 И сказал (ему): отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. 27 И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. 28 И сказал (ему): отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. 29 Спросил и Иаков, говоря: скажи (мне) имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? (оно чудно.) И благословил его там. 30 И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо,
говорил он,
я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя. 31 И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро свое. 32 Поэтому и доныне сыны Израилевы не едят жилы, которая на составе бедра, потому что
Боровшийся
коснулся жилы на составе бедра Иакова. |
Описание борьбы Иакова с Богом - трудное для понимания повествование о мистическом опыте, детали которого остаются неизвестными. Мы можем лишь пытаться понять, что именно автор хочет довести до нашего сведения, включая этот рассказ в текст книги. Суть его сводится к тому, что обетование Божие Аврааму, унаследованное Иаковом, не стало собственностью последнего, но продолжает корениться в воле Всемогущего. Этим Бог Авраама, Исаака и Иакова отличается от языческих племенных божеств. Более того, свобода Бога хранить верность Своему обетованию или, напротив, не пустить Иакова в землю обетованную, остается неизменной. Лишь по собственной воле Бог продолжает оставаться в союзе с Авраамом и его потомками, и последние должны научиться полагаться на эту волю Божью, благую и совершенную. С другой стороны, борьба Иакова с Богом выявляет для самого Иакова (и для читателя), что для Иакова следование пути, предначертанного ему обетованием Аврааму, стало делом жизни и смерти. Иаков не может повернуть назад, и ничто в мире не важно для него так, как благословение Божье и Его обетование. Сам Иаков остается верным завету, который Бог заключил с его предками, несмотря ни на что - и эта его верность завету обретает благословение Божье.
23 и, взяв их, перевел через поток, и перевел все, что у него
было. 24 И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; 25 и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. 26 И сказал (ему): отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. 27 И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. 28 И сказал (ему): отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. 29 Спросил и Иаков, говоря: скажи (мне) имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? (оно чудно.) И благословил его там. 30 И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо,
говорил он,
я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя. 31 И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро свое. 32 Поэтому и доныне сыны Израилевы не едят жилы, которая на составе бедра, потому что
Боровшийся
коснулся жилы на составе бедра Иакова. |
Часто можно слышать, как люди говорят: "Я ничего у Бога для себя не прошу, за родных иногда бывает, а за себя мне как-то неловко". Неловкость эта происходит от того, что нет нужны в Боге, который как всякая свободная личность, скорее всего, предложит совсем не тот путь, который хочется. Ничего не прошу, ничем не обязан, живу, как хочу, здесь, а Он там сам как-нибудь. Но может ли человек сделать хоть что-нибудь без Бога? От чего он может защитить себя? Может ли противостоять злу, которое видит в избытке вокруг себя и тех, кого он любит. Можно ли, зная, что Бог – личность, которая любит каждого отдельно и конкретно. Горячность Иакова, его неотступность, его нахальство – вот пример того, как должен действовать человек, прося у Бога благословения. Это неотступность того, кто знает, где источник жизни. Это горячность того, кто знаеет - иначе не выжить.
24 И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; |
Борение Иакова можно считать одним из самых загадочных эпизодов библейской истории. С кем боролся Иаков? Еврейский текст даёт вполне однозначный ответ: с Богом. Буквально слова таинственного ночного Незнакомца звучат так: «ты боролся с Богом и людьми, и одолел». Что же это значит? Как может человек не просто бороться с Богом, но и победить Его? И что мог думать обо всём происходившем тогда сам Иаков? На последний вопрос, впрочем, отвечает сам рассказ, вполне соответствующий представлениям, общепринятым во времена Иакова. Благословение в те времена понималось, как передача одним другому той сверхъестественной силы, которая стояла за всеми происходящими в природе процессами. Представления об этой силе свойственны всем народам, её, как и всё, принадлежащее человеку, можно было передать, подарить, отдать или взять и даже отнять, как отнимал её победитель у побеждённого им в бою. Если добавить к сказанному, что такой силой обладали не только люди, но также боги и духи, которые тоже могли поделиться ею как с людьми, так и друг с другом, притом не всегда добровольно, картина станет полной. И Иаков, когда ему понадобилось благословение, решил, как человек решительный, получить его любой ценой. Объективно встреча с Богом, по-видимому, вылилась для него в бурный экстаз, который тоже в те времена не был редкостью. Но для Иакова это была именно борьба, самая настоящая борьба за благословение. Правда, благословение оказалось не совсем таким, каким его представлял себе Иаков. Он хотел, чтобы его Бог дал ему силу для встречи с братом, которая предстояла ему на следующий день. Учитывая то, как они расстались много лет назад, сила Иакову очень бы пригодилась. Но происходит нечто иное: вместе с благословением Иаков получает новое имя. Новое имя — символ внутреннего, духовного обновления, той новой жизни, к которой приобщился человек. Иаков становится другим человеком после встречи с Богом, и в этом благословение. А встреча с братом завершится для Иакова неожиданно благополучно. Ведь сила Божия может действовать по-разному. Иногда она меняет сердце человека. И тогда сила для борьбы может оказаться ненужной.
26 И сказал (ему): отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. |
«Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня». Не отпущу! Не отпущу, буду говорить, буду настаивать, потому что Ты сказал, что «и если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю». «К Тебе взываю я, ибо Ты услышишь меня, Боже; приклони ухо Твое ко мне, услышь слова мои». Сделай все по воле Твоей. Благослови, без этого не отпущу. Исцели всякую болезнь и всякую немощь в людях. И глядя на толпы народа, на изнуренных и рассеянных овец без пастыря, сжалься над нами, благослови.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||