1 После сего виночерпий царя Египетского и хлебодар провинились пред господином своим, царем Египетским. 2 И прогневался фараон на двух царедворцев своих, на главного виночерпия и на главного хлебодара, 3 и отдал их под стражу в дом начальника телохранителей, в темницу, в место, где заключен был Иосиф. 4 Начальник телохранителей приставил к ним Иосифа, и он служил им. И пробыли они под стражею несколько времени. 5 Однажды виночерпию и хлебодару царя Египетского, заключенным в темнице, виделись сны, каждому свой сон, обоим в одну ночь, каждому сон особенного значения. 6 И пришел к ним Иосиф поутру, увидел их, и вот, они в смущении. 7 И спросил он царедворцев фараоновых, находившихся с ним в доме господина его под стражею, говоря: отчего у вас сегодня печальные лица? 8 Они сказали ему: нам виделись сны; а истолковать их некому. Иосиф сказал им: не от Бога ли истолкования? расскажите мне. |
9 И рассказал главный виночерпий Иосифу сон свой и сказал ему: мне снилось, вот виноградная лоза предо мною; 10 на лозе три ветви; она развилась, показался на ней цвет, выросли и созрели на ней ягоды; 11 и чаша фараонова в руке у меня; я взял ягод, выжал их в чашу фараонову и подал чашу в руку фараону. 12 И сказал ему Иосиф: вот истолкование его: три ветви — это три дня; 13 через три дня фараон вознесет главу твою и возвратит тебя на место твое, и ты подашь чашу фараонову в руку его, по прежнему обыкновению, когда ты был у него виночерпием; 14 вспомни же меня, когда хорошо тебе будет, и сделай мне благодеяние, и упомяни обо мне фараону, и выведи меня из этого дома, 15 ибо я украден из земли Евреев; а также и здесь ничего не сделал, за что бы бросить меня в темницу. |
16 Главный хлебодар увидел, что истолковал он хорошо, и сказал Иосифу: мне также снилось: вот на голове у меня три корзины решетчатых; 17 в верхней корзине всякая пища фараонова, изделие пекаря, и птицы (небесные) клевали ее из корзины на голове моей. 18 И отвечал Иосиф и сказал (ему): вот истолкование его: три корзины — это три дня; 19 через три дня фараон снимет с тебя голову твою и повесит тебя на дереве, и птицы (небесные) будут клевать плоть твою с тебя. |
20 На третий день, день рождения фараонова, сделал он пир для всех слуг своих и вспомнил о главном виночерпии и главном хлебодаре среди слуг своих; 21 и возвратил главного виночерпия на прежнее место, и он подал чашу в руку фараону, 22 а главного хлебодара повесил (на дереве), как истолковал им Иосиф. 23 И не вспомнил главный виночерпий об Иосифе, но забыл его. |
Дар пророческих сновидений сослужил Иосифу хорошую службу и в тюрьме тоже. Когда-то он сыграл с ним дурную шутку — именно из-за этого дара Иосиф оказался в Египте. Впрочем, была ли шутка дурной, ещё вопрос. В Египте Иосиф сделал неплохую карьеру — в родном племени он не мог рассчитывать ни на что подобное. Если кто и сыграл с ним злую шутку, то это жена его хозяина, хотя шуткой то, что она сделала с Иосифом, назвать сложно.
Что же до сновидений, то они привели Иосифа в Египет, а теперь, как надеялся он сам, могли помочь ему выбраться из тюрьмы. В тюрьме вместе с Иосифом оказались люди весьма высокопоставленные. Главный виночерпий и главный хлебодар вовсе не были слугами, прислуживающими фараону за столом, хотя, конечно, налить фараону чашу вина или подать свежеиспечённый хлеб в особо торжественных случаях они могли.
Однако главной их работой была другая: они отвечали за поставки ко двору, соответственно, вина и хлеба (точнее, пшеницы и ячменя). Обе должности были, говоря современным языком, материально ответственными, так, что догадаться о наиболее вероятных причинах, по которым эти люди оказались в тюрьме, не слишком сложно.
Между тем смысл увиденных ими сновидений был вполне прозрачен. Может показаться странным лишь, что дар таких сновидений даётся даже людям, которые о Боге особо не думают — по крайней мере, ничто в библейском рассказе не говорит о виночерпии и хлебодаре, чтобы они были хоть сколько-нибудь верующими, даже по-язычески, как то было для них возможно в Египте. Верующий и благочестивый египтянин едва ли стал бы вором — хоть египетская религия (по крайней мере, массовая) была и языческой, её моральные нормы были достаточно жёсткими.
Дело, однако, в том, что Бог всё равно всегда пытается как-то достучаться до человека, что-то до него донести, даже тогда, когда, казалось бы, всё бесполезно потому, что о духовной жизни человек даже не думает. Вот тут-то сновидения и оказываются порой единственно возможным способом: ведь их может увидеть и отчасти понять даже человек, который ничего другого воспринять не в состоянии. Тем более, когда рядом есть кто-то, кто, подобно Иосифу, может помочь с истолкованием.
1 После сего виночерпий царя Египетского и хлебодар провинились пред господином своим, царем Египетским. 2 И прогневался фараон на двух царедворцев своих, на главного виночерпия и на главного хлебодара, 3 и отдал их под стражу в дом начальника телохранителей, в темницу, в место, где заключен был Иосиф. 4 Начальник телохранителей приставил к ним Иосифа, и он служил им. И пробыли они под стражею несколько времени. 5 Однажды виночерпию и хлебодару царя Египетского, заключенным в темнице, виделись сны, каждому свой сон, обоим в одну ночь, каждому сон особенного значения. 6 И пришел к ним Иосиф поутру, увидел их, и вот, они в смущении. 7 И спросил он царедворцев фараоновых, находившихся с ним в доме господина его под стражею, говоря: отчего у вас сегодня печальные лица? 8 Они сказали ему: нам виделись сны; а истолковать их некому. Иосиф сказал им: не от Бога ли истолкования? расскажите мне. |
9 И рассказал главный виночерпий Иосифу сон свой и сказал ему: мне снилось, вот виноградная лоза предо мною; 10 на лозе три ветви; она развилась, показался на ней цвет, выросли и созрели на ней ягоды; 11 и чаша фараонова в руке у меня; я взял ягод, выжал их в чашу фараонову и подал чашу в руку фараону. 12 И сказал ему Иосиф: вот истолкование его: три ветви — это три дня; 13 через три дня фараон вознесет главу твою и возвратит тебя на место твое, и ты подашь чашу фараонову в руку его, по прежнему обыкновению, когда ты был у него виночерпием; 14 вспомни же меня, когда хорошо тебе будет, и сделай мне благодеяние, и упомяни обо мне фараону, и выведи меня из этого дома, 15 ибо я украден из земли Евреев; а также и здесь ничего не сделал, за что бы бросить меня в темницу. |
16 Главный хлебодар увидел, что истолковал он хорошо, и сказал Иосифу: мне также снилось: вот на голове у меня три корзины решетчатых; 17 в верхней корзине всякая пища фараонова, изделие пекаря, и птицы (небесные) клевали ее из корзины на голове моей. 18 И отвечал Иосиф и сказал (ему): вот истолкование его: три корзины — это три дня; 19 через три дня фараон снимет с тебя голову твою и повесит тебя на дереве, и птицы (небесные) будут клевать плоть твою с тебя. |
20 На третий день, день рождения фараонова, сделал он пир для всех слуг своих и вспомнил о главном виночерпии и главном хлебодаре среди слуг своих; 21 и возвратил главного виночерпия на прежнее место, и он подал чашу в руку фараону, 22 а главного хлебодара повесил (на дереве), как истолковал им Иосиф. 23 И не вспомнил главный виночерпий об Иосифе, но забыл его. |
Тюрьма, в которой оказался Иосиф, была не совсем обычной. Судя по тому, что Потифар отправил туда Иосифа своей властью и по личному распоряжению, а также по тому, что там содержались «узники царя» (Быт. 39 : 20), т.е. особо опасные или особо высокопоставленные арестанты, она, вероятно, находилась в ведении Потифара как начальника дворцовой стражи фараона («начальника телохранителей», Быт. 39 : 1). Неудивительно, что сокамерниками Иосифа оказались весьма высокопоставленные лица, такие как главный виночерпий и главный хлебодар (ст. 2 – 4). Об их вине в рассказе ничего не говорится. Впрочем, если иметь в виду, что должности эти были напрямую связаны с поставками вина и хлеба ко двору фараона, т.е. были, выражаясь современным языком, связаны с материальной ответственностью, некоторые предположения о характере вины высокопоставленных придворных чиновников сделать нетрудно. Неудивительно, что их весьма обеспокоили виденные ими сновидения, ведь они хорошо понимали, что это некий знак свыше, который, вполне вероятно, мог оказаться для каждого из них буквально жизненно важным (ст. 5 – 8). И оба были, несомненно, рады возможности получить истолкование от Иосифа. Конечно, в обычное время ни тот, ни другой не обратились бы к рабу-домоправителю, но теперь, в критической ситуации, они были, очевидно, готовы на всё, чтобы в их жизни наступила хоть какая-нибудь определённость. И определённость действительно наступила: Иосиф истолковывает оба сновидения, предсказывая виночерпию скорое освобождение (ст. 9 – 13), а хлебодару — скорую казнь (ст. 16 – 19). И просит виночерпия, которому предстоит скорое освобождение, замолвить словечко за себя: ведь у того скоро будут для такой просьбы все возможности, а он, Иосиф, оказался в тюрьме ни за что (ст. 14 – 15). Но, когда всё обещанное Иосифом исполнилось, виночерпий, оказавшись на свободе, забыл о просьбе Иосифа (ст. 20 – 23). Впрочем, это, к сожалению, и не удивительно: в критической ситуации, когда момент истины наступает для каждого, отношения между людьми видятся совсем не так, как в обычные времена. В обычные времена слишком многое определяют вещи второстепенные, вопросы престижа, статуса, социального положения и многое другое, что в пограничной ситуации слетает, как шелуха. Однако в критической ситуации это естественно и происходит само собой; куда сложнее сохранить это вновь открывшееся правильное видение в обычной жизни, когда критическая ситуация оказывается позади. Виночерпию, увы, этого не удалось: верх взяли соображения статуса и карьеры. В самом деле, какая выгода в том, чтобы напоминать начальству о сидящих в тюрьме, особенно, если сам только что оттуда вышел и хочешь, чтобы об этом эпизоде твоей биографии все окружающие забыли как можно скорее?
1 После сего виночерпий царя Египетского и хлебодар провинились пред господином своим, царем Египетским. 2 И прогневался фараон на двух царедворцев своих, на главного виночерпия и на главного хлебодара, 3 и отдал их под стражу в дом начальника телохранителей, в темницу, в место, где заключен был Иосиф. 4 Начальник телохранителей приставил к ним Иосифа, и он служил им. И пробыли они под стражею несколько времени. 5 Однажды виночерпию и хлебодару царя Египетского, заключенным в темнице, виделись сны, каждому свой сон, обоим в одну ночь, каждому сон особенного значения. 6 И пришел к ним Иосиф поутру, увидел их, и вот, они в смущении. 7 И спросил он царедворцев фараоновых, находившихся с ним в доме господина его под стражею, говоря: отчего у вас сегодня печальные лица? 8 Они сказали ему: нам виделись сны; а истолковать их некому. Иосиф сказал им: не от Бога ли истолкования? расскажите мне. |
9 И рассказал главный виночерпий Иосифу сон свой и сказал ему: мне снилось, вот виноградная лоза предо мною; 10 на лозе три ветви; она развилась, показался на ней цвет, выросли и созрели на ней ягоды; 11 и чаша фараонова в руке у меня; я взял ягод, выжал их в чашу фараонову и подал чашу в руку фараону. 12 И сказал ему Иосиф: вот истолкование его: три ветви — это три дня; 13 через три дня фараон вознесет главу твою и возвратит тебя на место твое, и ты подашь чашу фараонову в руку его, по прежнему обыкновению, когда ты был у него виночерпием; 14 вспомни же меня, когда хорошо тебе будет, и сделай мне благодеяние, и упомяни обо мне фараону, и выведи меня из этого дома, 15 ибо я украден из земли Евреев; а также и здесь ничего не сделал, за что бы бросить меня в темницу. |
16 Главный хлебодар увидел, что истолковал он хорошо, и сказал Иосифу: мне также снилось: вот на голове у меня три корзины решетчатых; 17 в верхней корзине всякая пища фараонова, изделие пекаря, и птицы (небесные) клевали ее из корзины на голове моей. 18 И отвечал Иосиф и сказал (ему): вот истолкование его: три корзины — это три дня; 19 через три дня фараон снимет с тебя голову твою и повесит тебя на дереве, и птицы (небесные) будут клевать плоть твою с тебя. |
20 На третий день, день рождения фараонова, сделал он пир для всех слуг своих и вспомнил о главном виночерпии и главном хлебодаре среди слуг своих; 21 и возвратил главного виночерпия на прежнее место, и он подал чашу в руку фараону, 22 а главного хлебодара повесил (на дереве), как истолковал им Иосиф. 23 И не вспомнил главный виночерпий об Иосифе, но забыл его. |
Этот эпизод служит введением к основной части истории об Иосифе: его чудесный дар должен привести к исполнению Божьего замысла, который коснется не только Иосифа и его братьев, но и всего Египта и Израиля. Но здесь есть и особый сюжет: Иосиф проходит еще одно испытание. Он не пытается использовать свою способность толковать сны в корыстных целях, не посягает на естественное обладание этим даром, не пытается магически воздействовать с его помощью на ход событий. В его глазах единственным Хозяином снов и реальности остается Бог. Этот вывод позволяет Иосифу доверить и свою жизнь Богу, истинному толкователю снов и вершителю человеческих судеб. Собственно говоря, Священная История — это и есть история людей, доверивших свои судьбы Богу, которая продолжается от начала мира до наших дней.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||