25 Если брат твой обеднеет и продаст от владения своего, то придет близкий его родственник и выкупит проданное братом его; 26 если же некому за него выкупить, но сам он будет иметь достаток и найдет, сколько нужно на выкуп, 27 то пусть он расчислит годы продажи своей и возвратит остальное тому, кому он продал, и вступит опять во владение свое; 28 если же не найдет рука его, сколько нужно возвратить ему, то проданное им останется в руках покупщика до юбилейного года, а в юбилейный год отойдет оно, и он опять вступит во владение свое. |
29 Если кто продаст жилой дом в городе,
огражденном
стеною, то выкупить его можно до истечения года от продажи его: в течение года выкупить его можно; 30 если же не будет он выкуплен до истечения целого года, то дом, который в городе, имеющем стену, останется навсегда у купившего его в роды его, и в юбилей не отойдет
от него
. 31 А домы в селениях, вокруг которых нет стены, должно считать наравне с полем земли: выкупать их (всегда) можно, и в юбилей они отходят. 32 А города левитов, домы в городах владения их левитам всегда можно выкупать; 33 а кто из левитов не выкупит, то проданный дом в городе владения их в юбилей отойдет, потому что домы в городах левитских составляют их владение среди сынов Израилевых; 34 и полей вокруг городов их продавать нельзя, потому что это вечное владение их. |
35 Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришлец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою; 36 не бери от него роста и прибыли и бойся Бога твоего; (Я Господь,) чтоб жил брат твой с тобою; 37 серебра твоего не отдавай ему в рост и хлеба твоего не отдавай ему для
получения
прибыли. 38 Я Господь, Бог ваш, Который вывел вас из земли Египетской, чтобы дать вам землю Ханаанскую, чтоб быть вашим Богом. |
39 Когда обеднеет у тебя брат твой и продан будет тебе, то не налагай на него работы рабской: 40 он должен быть у тебя как наемник, как поселенец; до юбилейного года пусть работает у тебя, 41 а
тогда
пусть отойдет он от тебя, сам и дети его с ним, и возвратится в племя свое, и вступит опять во владение отцов своих, 42 потому что они — Мои рабы, которых Я вывел из земли Египетской: не должно продавать их, как продают рабов; 43 не господствуй над ним с жестокостью и бойся Бога твоего. 44 А чтобы раб твой и рабыня твоя были у тебя, то покупайте себе раба и рабыню у народов, которые вокруг вас; 45 также и из детей поселенцев, поселившихся у вас, можете покупать, и из племени их, которое у вас, которое у них родилось в земле вашей, и они могут быть вашей собственностью; 46 можете передавать их в наследство и сынам вашим по себе, как имение; вечно владейте ими, как рабами. А над братьями вашими, сынами Израилевыми, друг над другом, не господствуйте с жестокостью. |
47 Если пришлец или поселенец твой будет иметь достаток, а брат твой пред ним обеднеет и продастся пришельцу, поселившемуся у тебя, или кому-нибудь из племени пришельца, 48 то после продажи можно выкупить его; кто-нибудь из братьев его должен выкупить его, 49 или дядя его, или сын дяди его должен выкупить его, или кто-нибудь из родства его, из племени его, должен выкупить его; или если будет иметь достаток, сам выкупится. 50 И он должен рассчитаться с купившим его,
начиная
от того года, когда он продал себя, до года юбилейного, и серебро, за которое он продал себя, должно отдать ему по числу лет; как временный наемник он должен быть у него; 51 и если еще много
остается
лет, то по мере их он должен отдать в выкуп за себя серебро, за которое он куплен; 52 если же мало остается лет до юбилейного года, то он должен сосчитать и по мере лет отдать за себя выкуп. 53 Он должен быть у него, как наемник, во все годы; он не должен господствовать над ним с жестокостью в глазах твоих. 54 Если же он не выкупится таким образом, то в юбилейный год отойдет сам и дети его с ним, 55 потому что сыны Израилевы — Мои рабы; они — Мои рабы, которых Я вывел из земли Египетской. Я Господь, Бог ваш. |
Юбилейный год, согласно предписаниям Книги Левита, должен был быть годом особым. В этот год предписано было возвращать прежним собственникам купленную у них землю — ту, что была наследственной и принадлежала человеку как его общинный надел. Дело в том, что вся земля у евреев, за исключением городской недвижимости, была общинной. Иное дело участки в городах (точнее, в селениях, которые в Пятикнижии обычно называются городами): тут речь шла именно о частной собственности конкретных людей, которая принадлежала им как частным лицам. Что же до сельхозугодий, будь то поля или пастбища, то они принадлежали всей общине в целом — вначале общине родовой, а впоследствии, после того, как на смену родовым общинам стали приходить территориальные, общине территориальной.
Общинный клин делился на наделы, предоставленные конкретным членам данной общины. Вот об этих наделах и идёт речь в предписаниях, касающихся юбилейного года: в юбилейный год они должны были быть возвращены изначальному владельцу, тому, кому они принадлежали на момент разделения общинной земли. Таким образом в еврейском обществе в догосударственный период (а возможно, отчасти и позже) поддерживалась социальная и имущественная стабильность.
Кроме того, в юбилейный год предписано было прощать долги и освобождать тех, кто оказался в долговом рабстве, даже если раб ещё не отработал свой долг. Что же до частной собственности, не связанной с общинными землями, то на них правило возврата в юбилейный год не распространялось: такая собственность целиком принадлежала своему хозяину, который распоряжался ею исключительно по своему усмотрению. Разделение на общинную и частную собственность было, конечно же, обусловлено исторически и связано с самим процессом расселения евреев по завоёванным ими в Палестине территориям.
Однако было тут и другое: отношение к земле как к Божьему дару. Это ведь Бог дал народу ту землю, на которой он жил, и Сам распределил её между племенами. Стало быть, земля должна оставаться у тех, кому Бог её уделил, иначе Его воля оказалась бы нарушенной, а люди, которым Он её предназначил, остались бы без своей земли. Такое положение дел полностью исказило бы Божий замысел о народе и о земле, чего никак нельзя было допустить — потому-то и появляется в Пятикнижии закон о юбилейном годе.
25 Если брат твой обеднеет и продаст от владения своего, то придет близкий его родственник и выкупит проданное братом его; 26 если же некому за него выкупить, но сам он будет иметь достаток и найдет, сколько нужно на выкуп, 27 то пусть он расчислит годы продажи своей и возвратит остальное тому, кому он продал, и вступит опять во владение свое; 28 если же не найдет рука его, сколько нужно возвратить ему, то проданное им останется в руках покупщика до юбилейного года, а в юбилейный год отойдет оно, и он опять вступит во владение свое. |
29 Если кто продаст жилой дом в городе,
огражденном
стеною, то выкупить его можно до истечения года от продажи его: в течение года выкупить его можно; 30 если же не будет он выкуплен до истечения целого года, то дом, который в городе, имеющем стену, останется навсегда у купившего его в роды его, и в юбилей не отойдет
от него
. 31 А домы в селениях, вокруг которых нет стены, должно считать наравне с полем земли: выкупать их (всегда) можно, и в юбилей они отходят. 32 А города левитов, домы в городах владения их левитам всегда можно выкупать; 33 а кто из левитов не выкупит, то проданный дом в городе владения их в юбилей отойдет, потому что домы в городах левитских составляют их владение среди сынов Израилевых; 34 и полей вокруг городов их продавать нельзя, потому что это вечное владение их. |
35 Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришлец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою; 36 не бери от него роста и прибыли и бойся Бога твоего; (Я Господь,) чтоб жил брат твой с тобою; 37 серебра твоего не отдавай ему в рост и хлеба твоего не отдавай ему для
получения
прибыли. 38 Я Господь, Бог ваш, Который вывел вас из земли Египетской, чтобы дать вам землю Ханаанскую, чтоб быть вашим Богом. |
39 Когда обеднеет у тебя брат твой и продан будет тебе, то не налагай на него работы рабской: 40 он должен быть у тебя как наемник, как поселенец; до юбилейного года пусть работает у тебя, 41 а
тогда
пусть отойдет он от тебя, сам и дети его с ним, и возвратится в племя свое, и вступит опять во владение отцов своих, 42 потому что они — Мои рабы, которых Я вывел из земли Египетской: не должно продавать их, как продают рабов; 43 не господствуй над ним с жестокостью и бойся Бога твоего. 44 А чтобы раб твой и рабыня твоя были у тебя, то покупайте себе раба и рабыню у народов, которые вокруг вас; 45 также и из детей поселенцев, поселившихся у вас, можете покупать, и из племени их, которое у вас, которое у них родилось в земле вашей, и они могут быть вашей собственностью; 46 можете передавать их в наследство и сынам вашим по себе, как имение; вечно владейте ими, как рабами. А над братьями вашими, сынами Израилевыми, друг над другом, не господствуйте с жестокостью. |
47 Если пришлец или поселенец твой будет иметь достаток, а брат твой пред ним обеднеет и продастся пришельцу, поселившемуся у тебя, или кому-нибудь из племени пришельца, 48 то после продажи можно выкупить его; кто-нибудь из братьев его должен выкупить его, 49 или дядя его, или сын дяди его должен выкупить его, или кто-нибудь из родства его, из племени его, должен выкупить его; или если будет иметь достаток, сам выкупится. 50 И он должен рассчитаться с купившим его,
начиная
от того года, когда он продал себя, до года юбилейного, и серебро, за которое он продал себя, должно отдать ему по числу лет; как временный наемник он должен быть у него; 51 и если еще много
остается
лет, то по мере их он должен отдать в выкуп за себя серебро, за которое он куплен; 52 если же мало остается лет до юбилейного года, то он должен сосчитать и по мере лет отдать за себя выкуп. 53 Он должен быть у него, как наемник, во все годы; он не должен господствовать над ним с жестокостью в глазах твоих. 54 Если же он не выкупится таким образом, то в юбилейный год отойдет сам и дети его с ним, 55 потому что сыны Израилевы — Мои рабы; они — Мои рабы, которых Я вывел из земли Египетской. Я Господь, Бог ваш. |
В Библии нет отвлеченной морали. Те нравственные правила и законы, которые Бог предлагает людям, имеют очень прочное и конкретное основание в понимании того, кто есть Бог и что есть человек. Ветхозаветное законодательство основано не только на экономических и социальных интересах тех или иных людей, но и на отношениях народа со своим Богом. Вот пример такой зависимости в законодательстве о продаже земли, о рабовладении, о займе денег в рост и других торгово-хозяйственных установлениях. Нельзя обращаться с соплеменником, как с рабом, потому что он принадлежит не тебе, а Богу. Нельзя отчуждать или перепродавать землю, потому что Бог даровал эту землю Своему народу. Земля должна вернуться хозяину, а долги должны быть прощены в год юбилея, потому что у людей нет «собственности», а есть Божий дар, которым они должны распоряжаться с милостью к братьям. Нам следует понять, что только такие предпосылки могут послужить основой для создания настоящих, угодных Богу законов, социальных отношений, экономики и политики. Ведь все это, государство, экономика, хозяйство существует только для человека, а человек — для Бога.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||