Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Ис 8:1-22

Поделиться
1 И сказал мне Господь: возьми себе большой свиток и начертай на нем человеческим письмом: Магер-шелал-хаш-баз. 2 И я взял себе верных свидетелей: Урию священника и Захарию, сына Варахиина — 3 и приступил я к пророчице, и она зачала и родила сына. И сказал мне Господь: нареки ему имя: Магер-шелал-хаш-баз, 4 ибо прежде нежели дитя будет уметь выговорить: "отец мой", "мать моя", богатства Дамаска и добычи Самарийские понесут перед царем Ассирийским.
5 И продолжал Господь говорить ко мне и сказал еще: 6 за то, что этот народ пренебрегает водами Силоама, текущими тихо, и восхищается Рецином и сыном Ремалииным, 7 наведет на него Господь воды реки бурные и большие — царя Ассирийского со всею славою его; и поднимется она во всех протоках своих и выступит из всех берегов своих; 8 и пойдет по Иудее, наводнит ее и высоко поднимется — дойдет до шеи; и распростертие крыльев ее будет во всю широту земли Твоей, Еммануил! 
9 Враждуйте, народы, но трепещите,
  и внимайте, все отдаленные земли!
Вооружайтесь, но трепещите;
  вооружайтесь, но трепещите!
 
10 Замышляйте замыслы, но они рушатся;
  говорите слово, но оно не состоится:
  ибо с нами Бог!
11 Ибо так говорил мне Господь, держа на мне крепкую руку и внушая мне не ходить путем сего народа, и сказал: 12 "Не называйте заговором всего того, что народ сей называет заговором; и не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь. 13 Господа Саваофа — Его чтите свято, и Он — страх ваш, и Он — трепет ваш! 14 И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима. 15 И многие из них преткнутся и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены.
16 Завяжи свидетельство, и запечатай откровение при учениках Моих". 17 Итак я надеюсь на Господа, сокрывшего лице Свое от дома Иаковлева, и уповаю на Него. 18 Вот я и дети, которых дал мне Господь, как указания и предзнаменования в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе. 19 И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям — тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых? 20 Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света. 21 И будут они бродить по земле, жестоко угнетенные и голодные; и во время голода будут злиться, хулить царя своего и Бога своего. 22 И взглянут вверх, и посмотрят на землю; и вот — горе и мрак, густая тьма, и будут повержены во тьму. Но не всегда будет мрак там, где теперь он сгустел.
Свернуть

Сегодняшнее чтение затрагивает одну из тех тем, которых касались все без исключения пророки: теме язычества и отступничества. В Иерусалиме, где прошла вся жизнь Исайи и где он нёс своё пророческое служение, было немало сторонников союза с языческими странами и их правителями. Конечно, Иудее не раз приходилось воевать и с Израильским Царством, и с Сирией, но, с другой стороны, приходилось и заключать с ними союзы против общих врагов. И даже тогда, когда правители этих стран заключили военный союз против Иудеи, при иерусалимском дворе существовала и активно действовала просирийская партия, сторонники которой были уверены, что войны можно избежать, согласившись на уступки и даже, быть может, поступившись суверенитетом страны. Они-то и восхищались Израильским Царством и Сирией, равно как и их правителями (ст. 6), будучи убеждены, что такой тесный союз или даже вассальная зависимость от более сильных соседей принесёт Иудее только пользу.

Правда, в таком случае пришлось бы, среди прочего, изменить и религиозную политику страны, введя официально новые, языческие культы, культы тех богов, которым поклонялись более сильные соседи. Но это, как видно, никого особо не пугало: вопрос о чистоте яхвизма, как и все религиозные вопросы, был для придворных интриганов вопросом политическим. В такой ситуации и Исайе поневоле приходилось становится политиком: ведь он не мог относиться к религиозным вопросам так же легко, как относились к ним сторонники просирийской партии, для которых религия были лишь орудием большой политики. Он не уставал напоминать о том, что политические игры раньше или позже всегда заканчиваются поражением (ст. 9–13). Но он понимал также, что для человека, погружённого в политику целиком, для человека, не желающего видеть иной, духовной реальности, единственным исходом может быть лишь полное крушение всех его замыслов и надежд.

И это тем более верно, если такой человек очарован внешней красотой и блеском язычества: отрезвление может наступить лишь тогда, когда очарованный столкнётся с тёмной его стороной, с грубой силой и безжалостной жестокостью обезбоженного мира, символом которого Исайя не без основания считал Ассирию (ст. 7–8). Но, вынужденно участвуя в политической борьбе, пророк никогда, по-видимому, не тешил себя иллюзиями: он понимал, что дело Божие решается отнюдь не победой одной придворной партии над другой. Он знал, что не придворные интриги и заговоры определяют судьбы отдельных людей или целого народа, а лишь вмешательство Божие (ст. 12-16). И небольшая община верных может сделать для спасения народа и страны больше, чем все политики и государственные деятели со всеми их планами, заговорами и переворотами (ст. 17–18). Но лишь при одном условии: если верные будут полагаться только на Бога и ни на что больше.

Конечно, те, кто о Боге не думает, раньше или позже начнут искать опору там, где во все времена искали её люди, не знающие Бога (ст. 19). И когда таких людей становится большинство, даже для верных возникает соблазн попробовать поискать ответа там, где его ищут все. Но пойти таким путём означает отвернуться от Бога и предать Его (ст. 19–20). Путь верных не путь большинства. Даже если это большинство громко кричит о благе страны, национальной угрозе или о том, что «всем известно».

Другие мысли вслух

 
На Ис 8:1-22
1 И сказал мне Господь: возьми себе большой свиток и начертай на нем человеческим письмом: Магер-шелал-хаш-баз. 2 И я взял себе верных свидетелей: Урию священника и Захарию, сына Варахиина — 3 и приступил я к пророчице, и она зачала и родила сына. И сказал мне Господь: нареки ему имя: Магер-шелал-хаш-баз, 4 ибо прежде нежели дитя будет уметь выговорить: "отец мой", "мать моя", богатства Дамаска и добычи Самарийские понесут перед царем Ассирийским.
5 И продолжал Господь говорить ко мне и сказал еще: 6 за то, что этот народ пренебрегает водами Силоама, текущими тихо, и восхищается Рецином и сыном Ремалииным, 7 наведет на него Господь воды реки бурные и большие — царя Ассирийского со всею славою его; и поднимется она во всех протоках своих и выступит из всех берегов своих; 8 и пойдет по Иудее, наводнит ее и высоко поднимется — дойдет до шеи; и распростертие крыльев ее будет во всю широту земли Твоей, Еммануил! 
9 Враждуйте, народы, но трепещите,
  и внимайте, все отдаленные земли!
Вооружайтесь, но трепещите;
  вооружайтесь, но трепещите!
 
10 Замышляйте замыслы, но они рушатся;
  говорите слово, но оно не состоится:
  ибо с нами Бог!
11 Ибо так говорил мне Господь, держа на мне крепкую руку и внушая мне не ходить путем сего народа, и сказал: 12 "Не называйте заговором всего того, что народ сей называет заговором; и не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь. 13 Господа Саваофа — Его чтите свято, и Он — страх ваш, и Он — трепет ваш! 14 И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима. 15 И многие из них преткнутся и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены.
16 Завяжи свидетельство, и запечатай откровение при учениках Моих". 17 Итак я надеюсь на Господа, сокрывшего лице Свое от дома Иаковлева, и уповаю на Него. 18 Вот я и дети, которых дал мне Господь, как указания и предзнаменования в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе. 19 И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям — тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых? 20 Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света. 21 И будут они бродить по земле, жестоко угнетенные и голодные; и во время голода будут злиться, хулить царя своего и Бога своего. 22 И взглянут вверх, и посмотрят на землю; и вот — горе и мрак, густая тьма, и будут повержены во тьму. Но не всегда будет мрак там, где теперь он сгустел.
Свернуть
Пророк и пророчица соединяются, и их ребёнок становится живым свидетелем пророческого слова. Написанное на свитке...  Читать далее

Пророк и пророчица соединяются, и их ребёнок становится живым свидетелем пророческого слова. Написанное на свитке при желании можно и проигнорировать, но трудно противостать пророчеству, закреплённому именем ребёнка, живущего рядом.

В упрёк народу Господь поставил пренебрежение спокойными водами Силоама — пруда, где совершалось омовение. Через несколько веков именно туда Иисус отправит омыться исцелённого Им слепорожденного. Но люди слишком часто перестают не только ценить, но и замечать то, что постоянно находится рядом с ними, старые привычные истины начинают казаться банальными, хочется остренького. И вот жителей Земли Обетованной потянуло к показавшейся свежатиной экзотической тухлятине — к языческим понятиям и нравам. Что ж, скоро все плоды язычества, как когда-то перепела в Синайской пустыне, вместе с ассирийскими полчищами обрушатся на тех, кто их ждал и накликал, и заставят хлебнуть себя выше горла.

Но пророк подчёркивает, что отворачивающиеся от Господа отворачиваются от источника жизни. Суровы слова о том, что не спрашивают мёртвых о живых, и они заставляют вспомнить слова, прозвучавшие несколько веков спустя: предоставь мёртвым погребать своих мертвецов. Но именно потому, что Господь предлагает жизнь и намерен рассеять сгустившийся мрак, Он и предупреждает об опасностях ложных дорог. Дорог, кажущихся привлекательными, но ведущими к смерти.

Свернуть
 
На Ис 8:1-22
1 И сказал мне Господь: возьми себе большой свиток и начертай на нем человеческим письмом: Магер-шелал-хаш-баз. 2 И я взял себе верных свидетелей: Урию священника и Захарию, сына Варахиина — 3 и приступил я к пророчице, и она зачала и родила сына. И сказал мне Господь: нареки ему имя: Магер-шелал-хаш-баз, 4 ибо прежде нежели дитя будет уметь выговорить: "отец мой", "мать моя", богатства Дамаска и добычи Самарийские понесут перед царем Ассирийским.
5 И продолжал Господь говорить ко мне и сказал еще: 6 за то, что этот народ пренебрегает водами Силоама, текущими тихо, и восхищается Рецином и сыном Ремалииным, 7 наведет на него Господь воды реки бурные и большие — царя Ассирийского со всею славою его; и поднимется она во всех протоках своих и выступит из всех берегов своих; 8 и пойдет по Иудее, наводнит ее и высоко поднимется — дойдет до шеи; и распростертие крыльев ее будет во всю широту земли Твоей, Еммануил! 
9 Враждуйте, народы, но трепещите,
  и внимайте, все отдаленные земли!
Вооружайтесь, но трепещите;
  вооружайтесь, но трепещите!
 
10 Замышляйте замыслы, но они рушатся;
  говорите слово, но оно не состоится:
  ибо с нами Бог!
11 Ибо так говорил мне Господь, держа на мне крепкую руку и внушая мне не ходить путем сего народа, и сказал: 12 "Не называйте заговором всего того, что народ сей называет заговором; и не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь. 13 Господа Саваофа — Его чтите свято, и Он — страх ваш, и Он — трепет ваш! 14 И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима. 15 И многие из них преткнутся и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены.
16 Завяжи свидетельство, и запечатай откровение при учениках Моих". 17 Итак я надеюсь на Господа, сокрывшего лице Свое от дома Иаковлева, и уповаю на Него. 18 Вот я и дети, которых дал мне Господь, как указания и предзнаменования в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе. 19 И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям — тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых? 20 Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света. 21 И будут они бродить по земле, жестоко угнетенные и голодные; и во время голода будут злиться, хулить царя своего и Бога своего. 22 И взглянут вверх, и посмотрят на землю; и вот — горе и мрак, густая тьма, и будут повержены во тьму. Но не всегда будет мрак там, где теперь он сгустел.
Свернуть
Перед лицом военной угрозы Иудея оказалась перед политическим выбором...  Читать далее

Перед лицом военной угрозы Иудея оказалась перед политическим выбором: либо заключать союз с Сирией и Самарией против Ассирии, либо — наоборот. Выбрав поддержку ассирийцев, царь Ахаз ждет нападения с севера. Но пророк напоминает ему, что Господь — истинный вершитель истории, и заключать союз надо с Ним. Оказавшись в сложной ситуации, мы тоже часто не знаем, к кому обратиться за помощью. Но те, кто заключил с Богом завет, должны в первую очередь обращаться к Нему!

Свернуть
 
На Ис 8:1-22
1 И сказал мне Господь: возьми себе большой свиток и начертай на нем человеческим письмом: Магер-шелал-хаш-баз. 2 И я взял себе верных свидетелей: Урию священника и Захарию, сына Варахиина — 3 и приступил я к пророчице, и она зачала и родила сына. И сказал мне Господь: нареки ему имя: Магер-шелал-хаш-баз, 4 ибо прежде нежели дитя будет уметь выговорить: "отец мой", "мать моя", богатства Дамаска и добычи Самарийские понесут перед царем Ассирийским.
5 И продолжал Господь говорить ко мне и сказал еще: 6 за то, что этот народ пренебрегает водами Силоама, текущими тихо, и восхищается Рецином и сыном Ремалииным, 7 наведет на него Господь воды реки бурные и большие — царя Ассирийского со всею славою его; и поднимется она во всех протоках своих и выступит из всех берегов своих; 8 и пойдет по Иудее, наводнит ее и высоко поднимется — дойдет до шеи; и распростертие крыльев ее будет во всю широту земли Твоей, Еммануил! 
9 Враждуйте, народы, но трепещите,
  и внимайте, все отдаленные земли!
Вооружайтесь, но трепещите;
  вооружайтесь, но трепещите!
 
10 Замышляйте замыслы, но они рушатся;
  говорите слово, но оно не состоится:
  ибо с нами Бог!
11 Ибо так говорил мне Господь, держа на мне крепкую руку и внушая мне не ходить путем сего народа, и сказал: 12 "Не называйте заговором всего того, что народ сей называет заговором; и не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь. 13 Господа Саваофа — Его чтите свято, и Он — страх ваш, и Он — трепет ваш! 14 И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима. 15 И многие из них преткнутся и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены.
16 Завяжи свидетельство, и запечатай откровение при учениках Моих". 17 Итак я надеюсь на Господа, сокрывшего лице Свое от дома Иаковлева, и уповаю на Него. 18 Вот я и дети, которых дал мне Господь, как указания и предзнаменования в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе. 19 И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям — тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых? 20 Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света. 21 И будут они бродить по земле, жестоко угнетенные и голодные; и во время голода будут злиться, хулить царя своего и Бога своего. 22 И взглянут вверх, и посмотрят на землю; и вот — горе и мрак, густая тьма, и будут повержены во тьму. Но не всегда будет мрак там, где теперь он сгустел.
Свернуть
Сегодняшнее чтение затрагивает одну из тех тем, которых касались все без исключения пророки: теме язычества...  Читать далее

Сегодняшнее чтение затрагивает одну из тех тем, которых касались все без исключения пророки: теме язычества и отступничества. В Иерусалиме, где прошла вся жизнь Исайи и где он нёс своё пророческое служение, было немало сторонников союза с языческими странами и их правителями. Конечно, Иудее не раз приходилось воевать и с Израильским Царством, и с Сирией, но, с другой стороны, приходилось и заключать с ними союзы против общих врагов. И даже тогда, когда правители этих стран заключили военный союз против Иудеи, при иерусалимском дворе существовала и активно действовала просирийская партия, сторонники которой были уверены, что войны можно избежать, согласившись на уступки и даже, быть может, поступившись суверенитетом страны. Они-то и восхищались Израильским Царством и Сирией, равно как и их правителями (ст. 6), будучи убеждены, что такой тесный союз или даже вассальная зависимость от более сильных соседей принесёт Иудее только пользу.

Правда, в таком случае пришлось бы, среди прочего, изменить и религиозную политику страны, введя официально новые, языческие культы, культы тех богов, которым поклонялись более сильные соседи. Но это, как видно, никого особо не пугало: вопрос о чистоте яхвизма, как и все религиозные вопросы, был для придворных интриганов вопросом политическим. В такой ситуации и Исайе поневоле приходилось становится политиком: ведь он не мог относиться к религиозным вопросам так же легко, как относились к ним сторонники просирийской партии, для которых религия были лишь орудием большой политики. Он не уставал напоминать о том, что политические игры раньше или позже всегда заканчиваются поражением (ст. 9–13). Но он понимал также, что для человека, погружённого в политику целиком, для человека, не желающего видеть иной, духовной реальности, единственным исходом может быть лишь полное крушение всех его замыслов и надежд.

И это тем более верно, если такой человек очарован внешней красотой и блеском язычества: отрезвление может наступить лишь тогда, когда очарованный столкнётся с тёмной его стороной, с грубой силой и безжалостной жестокостью обезбоженного мира, символом которого Исайя не без основания считал Ассирию (ст. 7–8). Но, вынужденно участвуя в политической борьбе, пророк никогда, по-видимому, не тешил себя иллюзиями: он понимал, что дело Божие решается отнюдь не победой одной придворной партии над другой. Он знал, что не придворные интриги и заговоры определяют судьбы отдельных людей или целого народа, а лишь вмешательство Божие (ст. 12-16). И небольшая община верных может сделать для спасения народа и страны больше, чем все политики и государственные деятели со всеми их планами, заговорами и переворотами (ст. 17–18). Но лишь при одном условии: если верные будут полагаться только на Бога и ни на что больше.

Конечно, те, кто о Боге не думает, раньше или позже начнут искать опору там, где во все времена искали её люди, не знающие Бога (ст. 19). И когда таких людей становится большинство, даже для верных возникает соблазн попробовать поискать ответа там, где его ищут все. Но пойти таким путём означает отвернуться от Бога и предать Его (ст. 19–20). Путь верных не путь большинства. Даже если это большинство громко кричит о благе страны, национальной угрозе или о том, что «всем известно».

Свернуть
 
На Ис 8:1-22
1 И сказал мне Господь: возьми себе большой свиток и начертай на нем человеческим письмом: Магер-шелал-хаш-баз. 2 И я взял себе верных свидетелей: Урию священника и Захарию, сына Варахиина — 3 и приступил я к пророчице, и она зачала и родила сына. И сказал мне Господь: нареки ему имя: Магер-шелал-хаш-баз, 4 ибо прежде нежели дитя будет уметь выговорить: "отец мой", "мать моя", богатства Дамаска и добычи Самарийские понесут перед царем Ассирийским.
5 И продолжал Господь говорить ко мне и сказал еще: 6 за то, что этот народ пренебрегает водами Силоама, текущими тихо, и восхищается Рецином и сыном Ремалииным, 7 наведет на него Господь воды реки бурные и большие — царя Ассирийского со всею славою его; и поднимется она во всех протоках своих и выступит из всех берегов своих; 8 и пойдет по Иудее, наводнит ее и высоко поднимется — дойдет до шеи; и распростертие крыльев ее будет во всю широту земли Твоей, Еммануил! 
9 Враждуйте, народы, но трепещите,
  и внимайте, все отдаленные земли!
Вооружайтесь, но трепещите;
  вооружайтесь, но трепещите!
 
10 Замышляйте замыслы, но они рушатся;
  говорите слово, но оно не состоится:
  ибо с нами Бог!
11 Ибо так говорил мне Господь, держа на мне крепкую руку и внушая мне не ходить путем сего народа, и сказал: 12 "Не называйте заговором всего того, что народ сей называет заговором; и не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь. 13 Господа Саваофа — Его чтите свято, и Он — страх ваш, и Он — трепет ваш! 14 И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима. 15 И многие из них преткнутся и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены.
16 Завяжи свидетельство, и запечатай откровение при учениках Моих". 17 Итак я надеюсь на Господа, сокрывшего лице Свое от дома Иаковлева, и уповаю на Него. 18 Вот я и дети, которых дал мне Господь, как указания и предзнаменования в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе. 19 И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям — тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых? 20 Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света. 21 И будут они бродить по земле, жестоко угнетенные и голодные; и во время голода будут злиться, хулить царя своего и Бога своего. 22 И взглянут вверх, и посмотрят на землю; и вот — горе и мрак, густая тьма, и будут повержены во тьму. Но не всегда будет мрак там, где теперь он сгустел.
Свернуть
Пророк и пророчица соединяются, и их ребёнок становится живым свидетелем пророческого слова. Написанное на свитке...  Читать далее

Пророк и пророчица соединяются, и их ребёнок становится живым свидетелем пророческого слова. Написанное на свитке при желании можно и проигнорировать, но трудно противостать пророчеству, закреплённому именем ребёнка, живущего рядом.

В упрёк народу Господь поставил пренебрежение спокойными водами Силоама — пруда, где совершалось омовение. Через несколько веков именно туда Иисус отправит омыться исцелённого Им слепорожденного. Но люди слишком часто перестают не только ценить, но и замечать то, что постоянно находится рядом с ними, старые привычные истины начинают казаться банальными, хочется остренького. И вот жителей Земли Обетованной потянуло к показавшейся свежатиной экзотической тухлятине — к языческим понятиям и нравам. Что ж, скоро все плоды язычества, как когда-то перепела в Синайской пустыне, вместе с ассирийскими полчищами обрушатся на тех, кто их ждал и накликал, и заставят хлебнуть себя выше горла.

Но пророк подчёркивает, что отворачивающиеся от Господа отворачиваются от источника жизни. Суровы слова о том, что не спрашивают мёртвых о живых, и они заставляют вспомнить слова, прозвучавшие несколько веков спустя: предоставь мёртвым погребать своих мертвецов. Но именно потому, что Господь предлагает жизнь и намерен рассеять сгустившийся мрак, Он и предупреждает об опасностях ложных дорог. Дорог, кажущихся привлекательными, но ведущими к смерти.

Свернуть
 
На Ис 8:2-13
2 И я взял себе верных свидетелей: Урию священника и Захарию, сына Варахиина — 3 и приступил я к пророчице, и она зачала и родила сына. И сказал мне Господь: нареки ему имя: Магер-шелал-хаш-баз, 4 ибо прежде нежели дитя будет уметь выговорить: "отец мой", "мать моя", богатства Дамаска и добычи Самарийские понесут перед царем Ассирийским.
5 И продолжал Господь говорить ко мне и сказал еще: 6 за то, что этот народ пренебрегает водами Силоама, текущими тихо, и восхищается Рецином и сыном Ремалииным, 7 наведет на него Господь воды реки бурные и большие — царя Ассирийского со всею славою его; и поднимется она во всех протоках своих и выступит из всех берегов своих; 8 и пойдет по Иудее, наводнит ее и высоко поднимется — дойдет до шеи; и распростертие крыльев ее будет во всю широту земли Твоей, Еммануил! 
9 Враждуйте, народы, но трепещите,
  и внимайте, все отдаленные земли!
Вооружайтесь, но трепещите;
  вооружайтесь, но трепещите!
 
10 Замышляйте замыслы, но они рушатся;
  говорите слово, но оно не состоится:
  ибо с нами Бог!
11 Ибо так говорил мне Господь, держа на мне крепкую руку и внушая мне не ходить путем сего народа, и сказал: 12 "Не называйте заговором всего того, что народ сей называет заговором; и не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь. 13 Господа Саваофа — Его чтите свято, и Он — страх ваш, и Он — трепет ваш!
Свернуть
Исайя изрекает пророчество о Вавилоне, когда ничто еще не предвещает ни грядущего величия, ни, тем более, поражения этого царства...  Читать далее

Исайя изрекает пророчество о Вавилоне, когда ничто еще не предвещает ни грядущего величия, ни, тем более, поражения этого царства. Больше ста лет пройдет до тех пор, когда Вавилон овладеет Ближним Востоком, почти двести лет – до его крушения под ударами персов (мидян). Но для нас важно не то, что пророк возвещает грядущие события – в этом, собственно, нет ничего удивительного. Важно, что Исайя видит историю как исполнение воли Всемогущего. Вавилоняне становятся орудием гнева Господня не потому, что хотят этого – им это и в голову не приходит. Потрясения, которые испытывает мир, складываются из человеческого зла и самоволия – но результатом этого оказывается исполнение воли Божьей. Таким образом, Бог участвует в истории и определяет судьбы народов, но не так, как в ней участвуют земные владыки. Цели, которые ставят люди в своих действиях, оказываются призрачными, и они добиваются не того, чего ищут, но того, чего хочет Бог. Именно поэтому для пророка вся жизнь людей протекает перед лицом Божьим, и только Бог является источником спасения.

Свернуть
 
На Ис 8:12-13
12 "Не называйте заговором всего того, что народ сей называет заговором; и не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь. 13 Господа Саваофа — Его чтите свято, и Он — страх ваш, и Он — трепет ваш!
Свернуть
Люди всегда боятся и видимых опасностей, и — особенно — невидимых. Панический страх — это результат стремления психики уйти от реальных нерешенных проблем, и тут всегда оказывается «под рукой» какая-нибудь теория заговора...  Читать далее

Люди всегда боятся и видимых опасностей, и — особенно — невидимых. Панический страх — это результат стремления психики уйти от реальных нерешенных проблем, и тут всегда оказывается «под рукой» какая-нибудь теория заговора — коммунистического, империалистического, жидомасонского, ваххабитского и т.д. С одной стороны, человек перестает искать причины своих неприятностей в себе самом, что психологически очень комфортно; с другой стороны, такая ситуация очень выгодна реальным (без всяких «заговоров») властителям, так как запуганным человеком очень легко управлять.

Бог предлагает совершенное «лекарство от страха». Есть один реальнейший Властитель, Всемогущий и Всевидящий, — и, в то же время, Невидимый и Непостижимый. Кого же можно бояться, если не Его? Кого же еще слушаться? Но Он-то как раз и говорит: «Не бойтесь и не страшитесь».

Свернуть
 
На Ис 8:13-22
13 Господа Саваофа — Его чтите свято, и Он — страх ваш, и Он — трепет ваш! 14 И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима. 15 И многие из них преткнутся и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены.
16 Завяжи свидетельство, и запечатай откровение при учениках Моих". 17 Итак я надеюсь на Господа, сокрывшего лице Свое от дома Иаковлева, и уповаю на Него. 18 Вот я и дети, которых дал мне Господь, как указания и предзнаменования в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе. 19 И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям — тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых? 20 Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света. 21 И будут они бродить по земле, жестоко угнетенные и голодные; и во время голода будут злиться, хулить царя своего и Бога своего. 22 И взглянут вверх, и посмотрят на землю; и вот — горе и мрак, густая тьма, и будут повержены во тьму. Но не всегда будет мрак там, где теперь он сгустел.
Свернуть
Двигаясь по порядку великопостных чтений из пророка Исайи, мы дошли сегодня до этого удивительного рождественского гимна...  Читать далее

Двигаясь по порядку великопостных чтений из пророка Исайи, мы дошли сегодня до этого удивительного рождественского гимна: «С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог!» (хотя как раз эти-то слова и не входят в сегодняшнее чтение). Устав Восточной Церкви предполагает петь этот гимн каждый день на повечерии, но миряне слышат его всего несколько раз в год, когда повечерием начинается праздничная всенощная. А нам важно было бы и впрямь петь его ежедневно, чтобы каждый день сердце наполнялось радостью и надеждой, которую сумел выразить для нас пророк Исайя.

Пророк восклицает, что Господь одновременно наш трепет (Тот, перед Кем мы трепещем) и наше освящение. Он — камень преткновения, о который мы спотыкаемся на пути греха, и Он — наше упование. И, дальше, прозревая грядущее, пророк из своего 8 века до Р.Х. констатирует: народ, сидящий во тьме, увидит свет великий. И это, конечно, относится не только к Галилее языческой, но и ко всем нам. Ведь и мы были некогда языческим народом, но и до нас достиг свет Того, Кого Исайя именует: Чудный, Советник, Бог крепкий... И это — пророчество о победе, свидетелями которой мы вновь станем через месяц, в конце поста.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).