1 И сказал мне Господь: возьми себе большой свиток и начертай на нем человеческим письмом: Магер-шелал-хаш-баз. 2 И я взял себе верных свидетелей: Урию священника и Захарию, сына Варахиина — 3 и приступил я к пророчице, и она зачала и родила сына. И сказал мне Господь: нареки ему имя: Магер-шелал-хаш-баз, 4 ибо прежде нежели дитя будет уметь выговорить: "отец мой", "мать моя", богатства Дамаска и добычи Самарийские понесут перед царем Ассирийским. |
5 И продолжал Господь говорить ко мне и сказал еще: 6 за то, что этот народ пренебрегает водами Силоама, текущими тихо, и восхищается Рецином и сыном Ремалииным, 7 наведет на него Господь воды реки бурные и большие — царя Ассирийского со всею славою его; и поднимется она во всех протоках своих и выступит из всех берегов своих; 8 и пойдет по Иудее, наводнит ее и высоко поднимется — дойдет до шеи; и распростертие крыльев ее будет во всю широту земли Твоей, Еммануил! 9 Враждуйте, народы, но трепещите, и внимайте, все отдаленные земли! Вооружайтесь, но трепещите; вооружайтесь, но трепещите! 10 Замышляйте замыслы, но они рушатся; говорите слово, но оно не состоится: ибо с нами Бог! |
11 Ибо так говорил мне Господь, держа на мне крепкую руку и внушая мне не ходить путем сего народа, и сказал: 12 "Не называйте заговором всего того, что народ сей называет заговором; и не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь. 13 Господа Саваофа — Его чтите свято, и Он — страх ваш, и Он — трепет ваш! 14 И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима. 15 И многие из них преткнутся и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены. |
16 Завяжи свидетельство, и запечатай откровение при учениках Моих". 17 Итак я надеюсь на Господа, сокрывшего лице Свое от дома Иаковлева, и уповаю на Него. 18 Вот я и дети, которых дал мне Господь, как указания и предзнаменования в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе. 19 И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям — тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых? 20 Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света. 21 И будут они бродить по земле, жестоко угнетенные и голодные; и во время голода будут злиться, хулить царя своего и Бога своего. 22 И взглянут вверх, и посмотрят на землю; и вот — горе и мрак, густая тьма, и будут повержены во тьму. Но не всегда будет мрак там, где теперь он сгустел. |
Сегодняшнее чтение затрагивает одну из тех тем, которых касались все без исключения пророки: теме язычества и отступничества. В Иерусалиме, где прошла вся жизнь Исайи и где он нёс своё пророческое служение, было немало сторонников союза с языческими странами и их правителями. Конечно, Иудее не раз приходилось воевать и с Израильским Царством, и с Сирией, но, с другой стороны, приходилось и заключать с ними союзы против общих врагов. И даже тогда, когда правители этих стран заключили военный союз против Иудеи, при иерусалимском дворе существовала и активно действовала просирийская партия, сторонники которой были уверены, что войны можно избежать, согласившись на уступки и даже, быть может, поступившись суверенитетом страны. Они-то и восхищались Израильским Царством и Сирией, равно как и их правителями (ст. 6), будучи убеждены, что такой тесный союз или даже вассальная зависимость от более сильных соседей принесёт Иудее только пользу.
Правда, в таком случае пришлось бы, среди прочего, изменить и религиозную политику страны, введя официально новые, языческие культы, культы тех богов, которым поклонялись более сильные соседи. Но это, как видно, никого особо не пугало: вопрос о чистоте яхвизма, как и все религиозные вопросы, был для придворных интриганов вопросом политическим. В такой ситуации и Исайе поневоле приходилось становится политиком: ведь он не мог относиться к религиозным вопросам так же легко, как относились к ним сторонники просирийской партии, для которых религия были лишь орудием большой политики. Он не уставал напоминать о том, что политические игры раньше или позже всегда заканчиваются поражением (ст. 9–13). Но он понимал также, что для человека, погружённого в политику целиком, для человека, не желающего видеть иной, духовной реальности, единственным исходом может быть лишь полное крушение всех его замыслов и надежд.
И это тем более верно, если такой человек очарован внешней красотой и блеском язычества: отрезвление может наступить лишь тогда, когда очарованный столкнётся с тёмной его стороной, с грубой силой и безжалостной жестокостью обезбоженного мира, символом которого Исайя не без основания считал Ассирию (ст. 7–8). Но, вынужденно участвуя в политической борьбе, пророк никогда, по-видимому, не тешил себя иллюзиями: он понимал, что дело Божие решается отнюдь не победой одной придворной партии над другой. Он знал, что не придворные интриги и заговоры определяют судьбы отдельных людей или целого народа, а лишь вмешательство Божие (ст. 12-16). И небольшая община верных может сделать для спасения народа и страны больше, чем все политики и государственные деятели со всеми их планами, заговорами и переворотами (ст. 17–18). Но лишь при одном условии: если верные будут полагаться только на Бога и ни на что больше.
Конечно, те, кто о Боге не думает, раньше или позже начнут искать опору там, где во все времена искали её люди, не знающие Бога (ст. 19). И когда таких людей становится большинство, даже для верных возникает соблазн попробовать поискать ответа там, где его ищут все. Но пойти таким путём означает отвернуться от Бога и предать Его (ст. 19–20). Путь верных не путь большинства. Даже если это большинство громко кричит о благе страны, национальной угрозе или о том, что «всем известно».
1 И сказал мне Господь: возьми себе большой свиток и начертай на нем человеческим письмом: Магер-шелал-хаш-баз. 2 И я взял себе верных свидетелей: Урию священника и Захарию, сына Варахиина — 3 и приступил я к пророчице, и она зачала и родила сына. И сказал мне Господь: нареки ему имя: Магер-шелал-хаш-баз, 4 ибо прежде нежели дитя будет уметь выговорить: "отец мой", "мать моя", богатства Дамаска и добычи Самарийские понесут перед царем Ассирийским. |
5 И продолжал Господь говорить ко мне и сказал еще: 6 за то, что этот народ пренебрегает водами Силоама, текущими тихо, и восхищается Рецином и сыном Ремалииным, 7 наведет на него Господь воды реки бурные и большие — царя Ассирийского со всею славою его; и поднимется она во всех протоках своих и выступит из всех берегов своих; 8 и пойдет по Иудее, наводнит ее и высоко поднимется — дойдет до шеи; и распростертие крыльев ее будет во всю широту земли Твоей, Еммануил! 9 Враждуйте, народы, но трепещите, и внимайте, все отдаленные земли! Вооружайтесь, но трепещите; вооружайтесь, но трепещите! 10 Замышляйте замыслы, но они рушатся; говорите слово, но оно не состоится: ибо с нами Бог! |
11 Ибо так говорил мне Господь, держа на мне крепкую руку и внушая мне не ходить путем сего народа, и сказал: 12 "Не называйте заговором всего того, что народ сей называет заговором; и не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь. 13 Господа Саваофа — Его чтите свято, и Он — страх ваш, и Он — трепет ваш! 14 И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима. 15 И многие из них преткнутся и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены. |
16 Завяжи свидетельство, и запечатай откровение при учениках Моих". 17 Итак я надеюсь на Господа, сокрывшего лице Свое от дома Иаковлева, и уповаю на Него. 18 Вот я и дети, которых дал мне Господь, как указания и предзнаменования в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе. 19 И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям — тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых? 20 Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света. 21 И будут они бродить по земле, жестоко угнетенные и голодные; и во время голода будут злиться, хулить царя своего и Бога своего. 22 И взглянут вверх, и посмотрят на землю; и вот — горе и мрак, густая тьма, и будут повержены во тьму. Но не всегда будет мрак там, где теперь он сгустел. |
Пророк и пророчица соединяются, и их ребёнок становится живым свидетелем пророческого слова. Написанное на свитке при желании можно и проигнорировать, но трудно противостать пророчеству, закреплённому именем ребёнка, живущего рядом.
В упрёк народу Господь поставил пренебрежение спокойными водами Силоама — пруда, где совершалось омовение. Через несколько веков именно туда Иисус отправит омыться исцелённого Им слепорожденного. Но люди слишком часто перестают не только ценить, но и замечать то, что постоянно находится рядом с ними, старые привычные истины начинают казаться банальными, хочется остренького. И вот жителей Земли Обетованной потянуло к показавшейся свежатиной экзотической тухлятине — к языческим понятиям и нравам. Что ж, скоро все плоды язычества, как когда-то перепела в Синайской пустыне, вместе с ассирийскими полчищами обрушатся на тех, кто их ждал и накликал, и заставят хлебнуть себя выше горла.
Но пророк подчёркивает, что отворачивающиеся от Господа отворачиваются от источника жизни. Суровы слова о том, что не спрашивают мёртвых о живых, и они заставляют вспомнить слова, прозвучавшие несколько веков спустя: предоставь мёртвым погребать своих мертвецов. Но именно потому, что Господь предлагает жизнь и намерен рассеять сгустившийся мрак, Он и предупреждает об опасностях ложных дорог. Дорог, кажущихся привлекательными, но ведущими к смерти.
1 И сказал мне Господь: возьми себе большой свиток и начертай на нем человеческим письмом: Магер-шелал-хаш-баз. 2 И я взял себе верных свидетелей: Урию священника и Захарию, сына Варахиина — 3 и приступил я к пророчице, и она зачала и родила сына. И сказал мне Господь: нареки ему имя: Магер-шелал-хаш-баз, 4 ибо прежде нежели дитя будет уметь выговорить: "отец мой", "мать моя", богатства Дамаска и добычи Самарийские понесут перед царем Ассирийским. |
5 И продолжал Господь говорить ко мне и сказал еще: 6 за то, что этот народ пренебрегает водами Силоама, текущими тихо, и восхищается Рецином и сыном Ремалииным, 7 наведет на него Господь воды реки бурные и большие — царя Ассирийского со всею славою его; и поднимется она во всех протоках своих и выступит из всех берегов своих; 8 и пойдет по Иудее, наводнит ее и высоко поднимется — дойдет до шеи; и распростертие крыльев ее будет во всю широту земли Твоей, Еммануил! 9 Враждуйте, народы, но трепещите, и внимайте, все отдаленные земли! Вооружайтесь, но трепещите; вооружайтесь, но трепещите! 10 Замышляйте замыслы, но они рушатся; говорите слово, но оно не состоится: ибо с нами Бог! |
11 Ибо так говорил мне Господь, держа на мне крепкую руку и внушая мне не ходить путем сего народа, и сказал: 12 "Не называйте заговором всего того, что народ сей называет заговором; и не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь. 13 Господа Саваофа — Его чтите свято, и Он — страх ваш, и Он — трепет ваш! 14 И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима. 15 И многие из них преткнутся и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены. |
16 Завяжи свидетельство, и запечатай откровение при учениках Моих". 17 Итак я надеюсь на Господа, сокрывшего лице Свое от дома Иаковлева, и уповаю на Него. 18 Вот я и дети, которых дал мне Господь, как указания и предзнаменования в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе. 19 И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям — тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых? 20 Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света. 21 И будут они бродить по земле, жестоко угнетенные и голодные; и во время голода будут злиться, хулить царя своего и Бога своего. 22 И взглянут вверх, и посмотрят на землю; и вот — горе и мрак, густая тьма, и будут повержены во тьму. Но не всегда будет мрак там, где теперь он сгустел. |
Перед лицом военной угрозы Иудея оказалась перед политическим выбором: либо заключать союз с Сирией и Самарией против Ассирии, либо — наоборот. Выбрав поддержку ассирийцев, царь Ахаз ждет нападения с севера. Но пророк напоминает ему, что Господь — истинный вершитель истории, и заключать союз надо с Ним. Оказавшись в сложной ситуации, мы тоже часто не знаем, к кому обратиться за помощью. Но те, кто заключил с Богом завет, должны в первую очередь обращаться к Нему!
1 И сказал мне Господь: возьми себе большой свиток и начертай на нем человеческим письмом: Магер-шелал-хаш-баз. 2 И я взял себе верных свидетелей: Урию священника и Захарию, сына Варахиина — 3 и приступил я к пророчице, и она зачала и родила сына. И сказал мне Господь: нареки ему имя: Магер-шелал-хаш-баз, 4 ибо прежде нежели дитя будет уметь выговорить: "отец мой", "мать моя", богатства Дамаска и добычи Самарийские понесут перед царем Ассирийским. |
5 И продолжал Господь говорить ко мне и сказал еще: 6 за то, что этот народ пренебрегает водами Силоама, текущими тихо, и восхищается Рецином и сыном Ремалииным, 7 наведет на него Господь воды реки бурные и большие — царя Ассирийского со всею славою его; и поднимется она во всех протоках своих и выступит из всех берегов своих; 8 и пойдет по Иудее, наводнит ее и высоко поднимется — дойдет до шеи; и распростертие крыльев ее будет во всю широту земли Твоей, Еммануил! 9 Враждуйте, народы, но трепещите, и внимайте, все отдаленные земли! Вооружайтесь, но трепещите; вооружайтесь, но трепещите! 10 Замышляйте замыслы, но они рушатся; говорите слово, но оно не состоится: ибо с нами Бог! |
11 Ибо так говорил мне Господь, держа на мне крепкую руку и внушая мне не ходить путем сего народа, и сказал: 12 "Не называйте заговором всего того, что народ сей называет заговором; и не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь. 13 Господа Саваофа — Его чтите свято, и Он — страх ваш, и Он — трепет ваш! 14 И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима. 15 И многие из них преткнутся и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены. |
16 Завяжи свидетельство, и запечатай откровение при учениках Моих". 17 Итак я надеюсь на Господа, сокрывшего лице Свое от дома Иаковлева, и уповаю на Него. 18 Вот я и дети, которых дал мне Господь, как указания и предзнаменования в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе. 19 И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям — тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых? 20 Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света. 21 И будут они бродить по земле, жестоко угнетенные и голодные; и во время голода будут злиться, хулить царя своего и Бога своего. 22 И взглянут вверх, и посмотрят на землю; и вот — горе и мрак, густая тьма, и будут повержены во тьму. Но не всегда будет мрак там, где теперь он сгустел. |
Сегодняшнее чтение затрагивает одну из тех тем, которых касались все без исключения пророки: теме язычества и отступничества. В Иерусалиме, где прошла вся жизнь Исайи и где он нёс своё пророческое служение, было немало сторонников союза с языческими странами и их правителями. Конечно, Иудее не раз приходилось воевать и с Израильским Царством, и с Сирией, но, с другой стороны, приходилось и заключать с ними союзы против общих врагов. И даже тогда, когда правители этих стран заключили военный союз против Иудеи, при иерусалимском дворе существовала и активно действовала просирийская партия, сторонники которой были уверены, что войны можно избежать, согласившись на уступки и даже, быть может, поступившись суверенитетом страны. Они-то и восхищались Израильским Царством и Сирией, равно как и их правителями (ст. 6), будучи убеждены, что такой тесный союз или даже вассальная зависимость от более сильных соседей принесёт Иудее только пользу.
Правда, в таком случае пришлось бы, среди прочего, изменить и религиозную политику страны, введя официально новые, языческие культы, культы тех богов, которым поклонялись более сильные соседи. Но это, как видно, никого особо не пугало: вопрос о чистоте яхвизма, как и все религиозные вопросы, был для придворных интриганов вопросом политическим. В такой ситуации и Исайе поневоле приходилось становится политиком: ведь он не мог относиться к религиозным вопросам так же легко, как относились к ним сторонники просирийской партии, для которых религия были лишь орудием большой политики. Он не уставал напоминать о том, что политические игры раньше или позже всегда заканчиваются поражением (ст. 9–13). Но он понимал также, что для человека, погружённого в политику целиком, для человека, не желающего видеть иной, духовной реальности, единственным исходом может быть лишь полное крушение всех его замыслов и надежд.
И это тем более верно, если такой человек очарован внешней красотой и блеском язычества: отрезвление может наступить лишь тогда, когда очарованный столкнётся с тёмной его стороной, с грубой силой и безжалостной жестокостью обезбоженного мира, символом которого Исайя не без основания считал Ассирию (ст. 7–8). Но, вынужденно участвуя в политической борьбе, пророк никогда, по-видимому, не тешил себя иллюзиями: он понимал, что дело Божие решается отнюдь не победой одной придворной партии над другой. Он знал, что не придворные интриги и заговоры определяют судьбы отдельных людей или целого народа, а лишь вмешательство Божие (ст. 12-16). И небольшая община верных может сделать для спасения народа и страны больше, чем все политики и государственные деятели со всеми их планами, заговорами и переворотами (ст. 17–18). Но лишь при одном условии: если верные будут полагаться только на Бога и ни на что больше.
Конечно, те, кто о Боге не думает, раньше или позже начнут искать опору там, где во все времена искали её люди, не знающие Бога (ст. 19). И когда таких людей становится большинство, даже для верных возникает соблазн попробовать поискать ответа там, где его ищут все. Но пойти таким путём означает отвернуться от Бога и предать Его (ст. 19–20). Путь верных не путь большинства. Даже если это большинство громко кричит о благе страны, национальной угрозе или о том, что «всем известно».
1 И сказал мне Господь: возьми себе большой свиток и начертай на нем человеческим письмом: Магер-шелал-хаш-баз. 2 И я взял себе верных свидетелей: Урию священника и Захарию, сына Варахиина — 3 и приступил я к пророчице, и она зачала и родила сына. И сказал мне Господь: нареки ему имя: Магер-шелал-хаш-баз, 4 ибо прежде нежели дитя будет уметь выговорить: "отец мой", "мать моя", богатства Дамаска и добычи Самарийские понесут перед царем Ассирийским. |
5 И продолжал Господь говорить ко мне и сказал еще: 6 за то, что этот народ пренебрегает водами Силоама, текущими тихо, и восхищается Рецином и сыном Ремалииным, 7 наведет на него Господь воды реки бурные и большие — царя Ассирийского со всею славою его; и поднимется она во всех протоках своих и выступит из всех берегов своих; 8 и пойдет по Иудее, наводнит ее и высоко поднимется — дойдет до шеи; и распростертие крыльев ее будет во всю широту земли Твоей, Еммануил! 9 Враждуйте, народы, но трепещите, и внимайте, все отдаленные земли! Вооружайтесь, но трепещите; вооружайтесь, но трепещите! 10 Замышляйте замыслы, но они рушатся; говорите слово, но оно не состоится: ибо с нами Бог! |
11 Ибо так говорил мне Господь, держа на мне крепкую руку и внушая мне не ходить путем сего народа, и сказал: 12 "Не называйте заговором всего того, что народ сей называет заговором; и не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь. 13 Господа Саваофа — Его чтите свято, и Он — страх ваш, и Он — трепет ваш! 14 И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима. 15 И многие из них преткнутся и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены. |
16 Завяжи свидетельство, и запечатай откровение при учениках Моих". 17 Итак я надеюсь на Господа, сокрывшего лице Свое от дома Иаковлева, и уповаю на Него. 18 Вот я и дети, которых дал мне Господь, как указания и предзнаменования в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе. 19 И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям — тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых? 20 Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света. 21 И будут они бродить по земле, жестоко угнетенные и голодные; и во время голода будут злиться, хулить царя своего и Бога своего. 22 И взглянут вверх, и посмотрят на землю; и вот — горе и мрак, густая тьма, и будут повержены во тьму. Но не всегда будет мрак там, где теперь он сгустел. |
Пророк и пророчица соединяются, и их ребёнок становится живым свидетелем пророческого слова. Написанное на свитке при желании можно и проигнорировать, но трудно противостать пророчеству, закреплённому именем ребёнка, живущего рядом.
В упрёк народу Господь поставил пренебрежение спокойными водами Силоама — пруда, где совершалось омовение. Через несколько веков именно туда Иисус отправит омыться исцелённого Им слепорожденного. Но люди слишком часто перестают не только ценить, но и замечать то, что постоянно находится рядом с ними, старые привычные истины начинают казаться банальными, хочется остренького. И вот жителей Земли Обетованной потянуло к показавшейся свежатиной экзотической тухлятине — к языческим понятиям и нравам. Что ж, скоро все плоды язычества, как когда-то перепела в Синайской пустыне, вместе с ассирийскими полчищами обрушатся на тех, кто их ждал и накликал, и заставят хлебнуть себя выше горла.
Но пророк подчёркивает, что отворачивающиеся от Господа отворачиваются от источника жизни. Суровы слова о том, что не спрашивают мёртвых о живых, и они заставляют вспомнить слова, прозвучавшие несколько веков спустя: предоставь мёртвым погребать своих мертвецов. Но именно потому, что Господь предлагает жизнь и намерен рассеять сгустившийся мрак, Он и предупреждает об опасностях ложных дорог. Дорог, кажущихся привлекательными, но ведущими к смерти.
2 И я взял себе верных свидетелей: Урию священника и Захарию, сына Варахиина — 3 и приступил я к пророчице, и она зачала и родила сына. И сказал мне Господь: нареки ему имя: Магер-шелал-хаш-баз, 4 ибо прежде нежели дитя будет уметь выговорить: "отец мой", "мать моя", богатства Дамаска и добычи Самарийские понесут перед царем Ассирийским. |
5 И продолжал Господь говорить ко мне и сказал еще: 6 за то, что этот народ пренебрегает водами Силоама, текущими тихо, и восхищается Рецином и сыном Ремалииным, 7 наведет на него Господь воды реки бурные и большие — царя Ассирийского со всею славою его; и поднимется она во всех протоках своих и выступит из всех берегов своих; 8 и пойдет по Иудее, наводнит ее и высоко поднимется — дойдет до шеи; и распростертие крыльев ее будет во всю широту земли Твоей, Еммануил! 9 Враждуйте, народы, но трепещите, и внимайте, все отдаленные земли! Вооружайтесь, но трепещите; вооружайтесь, но трепещите! 10 Замышляйте замыслы, но они рушатся; говорите слово, но оно не состоится: ибо с нами Бог! |
11 Ибо так говорил мне Господь, держа на мне крепкую руку и внушая мне не ходить путем сего народа, и сказал: 12 "Не называйте заговором всего того, что народ сей называет заговором; и не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь. 13 Господа Саваофа — Его чтите свято, и Он — страх ваш, и Он — трепет ваш! |
Исайя изрекает пророчество о Вавилоне, когда ничто еще не предвещает ни грядущего величия, ни, тем более, поражения этого царства. Больше ста лет пройдет до тех пор, когда Вавилон овладеет Ближним Востоком, почти двести лет – до его крушения под ударами персов (мидян). Но для нас важно не то, что пророк возвещает грядущие события – в этом, собственно, нет ничего удивительного. Важно, что Исайя видит историю как исполнение воли Всемогущего. Вавилоняне становятся орудием гнева Господня не потому, что хотят этого – им это и в голову не приходит. Потрясения, которые испытывает мир, складываются из человеческого зла и самоволия – но результатом этого оказывается исполнение воли Божьей. Таким образом, Бог участвует в истории и определяет судьбы народов, но не так, как в ней участвуют земные владыки. Цели, которые ставят люди в своих действиях, оказываются призрачными, и они добиваются не того, чего ищут, но того, чего хочет Бог. Именно поэтому для пророка вся жизнь людей протекает перед лицом Божьим, и только Бог является источником спасения.
12 "Не называйте заговором всего того, что народ сей называет заговором; и не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь. 13 Господа Саваофа — Его чтите свято, и Он — страх ваш, и Он — трепет ваш! |
Люди всегда боятся и видимых опасностей, и — особенно — невидимых. Панический страх — это результат стремления психики уйти от реальных нерешенных проблем, и тут всегда оказывается «под рукой» какая-нибудь теория заговора — коммунистического, империалистического, жидомасонского, ваххабитского и т.д. С одной стороны, человек перестает искать причины своих неприятностей в себе самом, что психологически очень комфортно; с другой стороны, такая ситуация очень выгодна реальным (без всяких «заговоров») властителям, так как запуганным человеком очень легко управлять.
Бог предлагает совершенное «лекарство от страха». Есть один реальнейший Властитель, Всемогущий и Всевидящий, — и, в то же время, Невидимый и Непостижимый. Кого же можно бояться, если не Его? Кого же еще слушаться? Но Он-то как раз и говорит: «Не бойтесь и не страшитесь».
13 Господа Саваофа — Его чтите свято, и Он — страх ваш, и Он — трепет ваш! 14 И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима. 15 И многие из них преткнутся и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены. |
16 Завяжи свидетельство, и запечатай откровение при учениках Моих". 17 Итак я надеюсь на Господа, сокрывшего лице Свое от дома Иаковлева, и уповаю на Него. 18 Вот я и дети, которых дал мне Господь, как указания и предзнаменования в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе. 19 И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям — тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых? 20 Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света. 21 И будут они бродить по земле, жестоко угнетенные и голодные; и во время голода будут злиться, хулить царя своего и Бога своего. 22 И взглянут вверх, и посмотрят на землю; и вот — горе и мрак, густая тьма, и будут повержены во тьму. Но не всегда будет мрак там, где теперь он сгустел. |
Двигаясь по порядку великопостных чтений из пророка Исайи, мы дошли сегодня до этого удивительного рождественского гимна: «С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог!» (хотя как раз эти-то слова и не входят в сегодняшнее чтение). Устав Восточной Церкви предполагает петь этот гимн каждый день на повечерии, но миряне слышат его всего несколько раз в год, когда повечерием начинается праздничная всенощная. А нам важно было бы и впрямь петь его ежедневно, чтобы каждый день сердце наполнялось радостью и надеждой, которую сумел выразить для нас пророк Исайя.
Пророк восклицает, что Господь одновременно наш трепет (Тот, перед Кем мы трепещем) и наше освящение. Он — камень преткновения, о который мы спотыкаемся на пути греха, и Он — наше упование. И, дальше, прозревая грядущее, пророк из своего 8 века до Р.Х. констатирует: народ, сидящий во тьме, увидит свет великий. И это, конечно, относится не только к Галилее языческой, но и ко всем нам. Ведь и мы были некогда языческим народом, но и до нас достиг свет Того, Кого Исайя именует: Чудный, Советник, Бог крепкий... И это — пророчество о победе, свидетелями которой мы вновь станем через месяц, в конце поста.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||