1 Говорят: "если муж отпустит жену свою, и она отойдет от него и сделается женою другого мужа, то может ли она возвратиться к нему? Не осквернилась ли бы этим страна та?" А ты со многими любовниками блудодействовала — и однако же возвратись ко Мне, говорит Господь. |
2 Подними глаза твои на высоты и посмотри, где не блудодействовали с тобою? У дороги сидела ты для них, как Аравитянин в пустыне, и осквернила землю блудом твоим и лукавством твоим. 3 За то были удержаны дожди, и не было дождя позднего; но у тебя был лоб блудницы, ты отбросила стыд. 4 Не будешь ли ты отныне взывать ко Мне: "Отец мой! Ты был путеводителем юности моей! 5 Неужели всегда будет Он во гневе? и неужели вечно будет удерживать его в Себе?" Вот, что говоришь ты, а делаешь зло и преуспеваешь в нем. |
6 Господь сказал мне во дни Иосии царя: видел ли ты, что делала отступница, дочь Израиля? Она ходила на всякую высокую гору и под всякое ветвистое дерево и там блудодействовала. 7 И после того, как она все это делала, Я говорил: "возвратись ко Мне"; но она не возвратилась; и видела это вероломная сестра ее Иудея. 8 И Я видел, что, когда за все прелюбодейные действия отступницы, дочери Израиля, Я отпустил ее и дал ей разводное письмо, вероломная сестра ее Иудея не убоялась, а пошла и сама блудодействовала. 9 И явным блудодейством она осквернила землю, и прелюбодействовала с камнем и деревом. 10 Но при всем этом вероломная сестра ее Иудея не обратилась ко Мне всем сердцем своим, а только притворно, говорит Господь. |
11 И сказал мне Господь: отступница, дочь Израилева, оказалась правее, нежели вероломная Иудея. 12 Иди и провозгласи слова сии к северу, и скажи: возвратись, отступница, дочь Израилева, говорит Господь. Я не изолью на вас гнева Моего; ибо Я милостив, говорит Господь — не вечно буду негодовать. 13 Признай только вину твою: ибо ты отступила от Господа Бога твоего и распутствовала с чужими под всяким ветвистым деревом, а гласа Моего вы не слушали, говорит Господь. 14 Возвратитесь, дети-отступники, говорит Господь, потому что Я сочетался с вами, и возьму вас по одному из города, по два из племени, и приведу вас на Сион. |
15 И дам вам пастырей по сердцу Моему, которые будут пасти вас с знанием и благоразумием. 16 И будет, когда вы размножитесь и сделаетесь многоплодными на земле, в те дни, говорит Господь, не будут говорить более: "ковчег завета Господня"; он и на ум не придет, и не вспомнят о нем, и не будут приходить к нему, и его уже не будет. 17 В то время назовут Иерусалим престолом Господа; и все народы ради имени Господа соберутся в Иерусалим и не будут более поступать по упорству злого сердца своего. 18 В те дни придет дом Иудин к дому Израилеву, и пойдут вместе из земли северной в землю, которую Я дал в наследие отцам вашим. 19 И говорил Я: как поставлю тебя в число детей и дам тебе вожделенную землю, прекраснейшее наследие множества народов? И сказал: ты будешь называть Меня отцом твоим и не отступишь от Меня. 20 Но поистине, как жена вероломно изменяет другу своему, так вероломно поступили со Мною вы, дом Израилев, говорит Господь. |
21 Голос слышен на высотах, жалобный плач сынов Израиля о том, что они извратили путь свой, забыли Господа Бога своего. 22 Возвратитесь, мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность. — Вот, мы идем к Тебе, ибо Ты — Господь Бог наш. 23 Поистине, напрасно надеялись мы на холмы и на множество гор; поистине, в Господе Боге нашем спасение Израилево! |
24 От юности нашей эта мерзость пожирала труды отцов наших, овец их и волов их, сыновей их и дочерей их. 25 Мы лежим в стыде своем, и срам наш покрывает нас, потому что мы грешили пред Господом Богом нашим — мы и отцы наши, от юности нашей и до сего дня, и не слушались голоса Господа Бога нашего. |
Сегодняшнее чтение позволяет нам лучше понять, что именно заставляло Иеремию упрекать новоявленных яхвистов в отступничестве. Не случайно темой проповеди пророка становятся верность и постоянство. Он сравнивает народ Божий с неверной женой, изменившей мужу, которая, сетуя на гнев супруга, тем не менее не собирается ничего менять в своей жизни (ст. 1–5). Но Бог не отвергает Своего народа даже тогда, когда народ отворачивается от Него. Возвращение возможно всегда, но при одном непременном условии: признании своей вины (ст. 12–13).
Такое признание открывает путь к настоящему духовному обновлению, которое изменит всю жизнь народа и станет предвестием наступления мессианского Царства (ст. 14–19). А внешнее обращение без признания вины лишь усугубляет ситуацию (ст. 6–11). И дело здесь не в мести Бога, Который хочет насладиться торжеством собственной правоты, а в том, что составляет самые основы духовной жизни, — в выборе и ответственности. Ведь духовная жизнь и начинается, собственно, с того выбора, который делает человек или целый народ, и, прежде всего, с выбора духовного пути: будет ли это путь, указанный Богом, или путь, выбранный самим человеком по собственному разумению.
Но выбор предполагает и ответственность, готовность человека отвечать за последствия сделанного выбора и, в первую очередь, признание серьёзности самого выбора как такового. Именно поэтому так важно признание вины за совершённый грех: оно предполагает, что человек всерьёз относится к собственному выбору, даже тогда, когда он был сделан ошибочно. Ошибки Бог готов прощать, даже если они совершались неоднократно. И даже в том случае, когда ошибки эти совершались отнюдь не по неведению, когда речь должна идти именно о духовных ошибках, а не просто об ошибках разума или чувства. Но тогда принципиально важным становится факт признания того, что ошибка была, ведь тем самым признаётся серьёзность намерения, а значит и самого выбора. Если же человек или целый народ хочет обратиться к Богу, но отказывается нести ответственность за свой прежний ошибочный выбор (а как иначе можно объяснить отказ признать вину за совершенно очевидный каждому грех?), то обращение становится невозможным: ведь обращающийся сам расписывается в собственной безответственности и, следовательно, духовной несостоятельности. Так отказ от ответственности за совершённый грех делает невозможным раскаяние и возвращение согрешившего к Богу.
1 Говорят: "если муж отпустит жену свою, и она отойдет от него и сделается женою другого мужа, то может ли она возвратиться к нему? Не осквернилась ли бы этим страна та?" А ты со многими любовниками блудодействовала — и однако же возвратись ко Мне, говорит Господь. |
2 Подними глаза твои на высоты и посмотри, где не блудодействовали с тобою? У дороги сидела ты для них, как Аравитянин в пустыне, и осквернила землю блудом твоим и лукавством твоим. 3 За то были удержаны дожди, и не было дождя позднего; но у тебя был лоб блудницы, ты отбросила стыд. 4 Не будешь ли ты отныне взывать ко Мне: "Отец мой! Ты был путеводителем юности моей! 5 Неужели всегда будет Он во гневе? и неужели вечно будет удерживать его в Себе?" Вот, что говоришь ты, а делаешь зло и преуспеваешь в нем. |
6 Господь сказал мне во дни Иосии царя: видел ли ты, что делала отступница, дочь Израиля? Она ходила на всякую высокую гору и под всякое ветвистое дерево и там блудодействовала. 7 И после того, как она все это делала, Я говорил: "возвратись ко Мне"; но она не возвратилась; и видела это вероломная сестра ее Иудея. 8 И Я видел, что, когда за все прелюбодейные действия отступницы, дочери Израиля, Я отпустил ее и дал ей разводное письмо, вероломная сестра ее Иудея не убоялась, а пошла и сама блудодействовала. 9 И явным блудодейством она осквернила землю, и прелюбодействовала с камнем и деревом. 10 Но при всем этом вероломная сестра ее Иудея не обратилась ко Мне всем сердцем своим, а только притворно, говорит Господь. |
11 И сказал мне Господь: отступница, дочь Израилева, оказалась правее, нежели вероломная Иудея. 12 Иди и провозгласи слова сии к северу, и скажи: возвратись, отступница, дочь Израилева, говорит Господь. Я не изолью на вас гнева Моего; ибо Я милостив, говорит Господь — не вечно буду негодовать. 13 Признай только вину твою: ибо ты отступила от Господа Бога твоего и распутствовала с чужими под всяким ветвистым деревом, а гласа Моего вы не слушали, говорит Господь. 14 Возвратитесь, дети-отступники, говорит Господь, потому что Я сочетался с вами, и возьму вас по одному из города, по два из племени, и приведу вас на Сион. |
15 И дам вам пастырей по сердцу Моему, которые будут пасти вас с знанием и благоразумием. 16 И будет, когда вы размножитесь и сделаетесь многоплодными на земле, в те дни, говорит Господь, не будут говорить более: "ковчег завета Господня"; он и на ум не придет, и не вспомнят о нем, и не будут приходить к нему, и его уже не будет. 17 В то время назовут Иерусалим престолом Господа; и все народы ради имени Господа соберутся в Иерусалим и не будут более поступать по упорству злого сердца своего. 18 В те дни придет дом Иудин к дому Израилеву, и пойдут вместе из земли северной в землю, которую Я дал в наследие отцам вашим. 19 И говорил Я: как поставлю тебя в число детей и дам тебе вожделенную землю, прекраснейшее наследие множества народов? И сказал: ты будешь называть Меня отцом твоим и не отступишь от Меня. 20 Но поистине, как жена вероломно изменяет другу своему, так вероломно поступили со Мною вы, дом Израилев, говорит Господь. |
21 Голос слышен на высотах, жалобный плач сынов Израиля о том, что они извратили путь свой, забыли Господа Бога своего. 22 Возвратитесь, мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность. — Вот, мы идем к Тебе, ибо Ты — Господь Бог наш. 23 Поистине, напрасно надеялись мы на холмы и на множество гор; поистине, в Господе Боге нашем спасение Израилево! |
24 От юности нашей эта мерзость пожирала труды отцов наших, овец их и волов их, сыновей их и дочерей их. 25 Мы лежим в стыде своем, и срам наш покрывает нас, потому что мы грешили пред Господом Богом нашим — мы и отцы наши, от юности нашей и до сего дня, и не слушались голоса Господа Бога нашего. |
Сегодняшнее чтение позволяет нам лучше понять, что именно заставляло Иеремию упрекать новоявленных яхвистов в отступничестве. Не случайно темой проповеди пророка становятся верность и постоянство. Он сравнивает народ Божий с неверной женой, изменившей мужу, которая, сетуя на гнев супруга, тем не менее не собирается ничего менять в своей жизни (ст. 1–5). Но Бог не отвергает Своего народа даже тогда, когда народ отворачивается от Него. Возвращение возможно всегда, но при одном непременном условии: признании своей вины (ст. 12–13).
Такое признание открывает путь к настоящему духовному обновлению, которое изменит всю жизнь народа и станет предвестием наступления мессианского Царства (ст. 14–19). А внешнее обращение без признания вины лишь усугубляет ситуацию (ст. 6–11). И дело здесь не в мести Бога, Который хочет насладиться торжеством собственной правоты, а в том, что составляет самые основы духовной жизни, — в выборе и ответственности. Ведь духовная жизнь и начинается, собственно, с того выбора, который делает человек или целый народ, и, прежде всего, с выбора духовного пути: будет ли это путь, указанный Богом, или путь, выбранный самим человеком по собственному разумению.
Но выбор предполагает и ответственность, готовность человека отвечать за последствия сделанного выбора и, в первую очередь, признание серьёзности самого выбора как такового. Именно поэтому так важно признание вины за совершённый грех: оно предполагает, что человек всерьёз относится к собственному выбору, даже тогда, когда он был сделан ошибочно. Ошибки Бог готов прощать, даже если они совершались неоднократно. И даже в том случае, когда ошибки эти совершались отнюдь не по неведению, когда речь должна идти именно о духовных ошибках, а не просто об ошибках разума или чувства. Но тогда принципиально важным становится факт признания того, что ошибка была, ведь тем самым признаётся серьёзность намерения, а значит и самого выбора. Если же человек или целый народ хочет обратиться к Богу, но отказывается нести ответственность за свой прежний ошибочный выбор (а как иначе можно объяснить отказ признать вину за совершенно очевидный каждому грех?), то обращение становится невозможным: ведь обращающийся сам расписывается в собственной безответственности и, следовательно, духовной несостоятельности. Так отказ от ответственности за совершённый грех делает невозможным раскаяние и возвращение согрешившего к Богу.
1 Говорят: "если муж отпустит жену свою, и она отойдет от него и сделается женою другого мужа, то может ли она возвратиться к нему? Не осквернилась ли бы этим страна та?" А ты со многими любовниками блудодействовала — и однако же возвратись ко Мне, говорит Господь. |
2 Подними глаза твои на высоты и посмотри, где не блудодействовали с тобою? У дороги сидела ты для них, как Аравитянин в пустыне, и осквернила землю блудом твоим и лукавством твоим. 3 За то были удержаны дожди, и не было дождя позднего; но у тебя был лоб блудницы, ты отбросила стыд. 4 Не будешь ли ты отныне взывать ко Мне: "Отец мой! Ты был путеводителем юности моей! 5 Неужели всегда будет Он во гневе? и неужели вечно будет удерживать его в Себе?" Вот, что говоришь ты, а делаешь зло и преуспеваешь в нем. |
6 Господь сказал мне во дни Иосии царя: видел ли ты, что делала отступница, дочь Израиля? Она ходила на всякую высокую гору и под всякое ветвистое дерево и там блудодействовала. 7 И после того, как она все это делала, Я говорил: "возвратись ко Мне"; но она не возвратилась; и видела это вероломная сестра ее Иудея. 8 И Я видел, что, когда за все прелюбодейные действия отступницы, дочери Израиля, Я отпустил ее и дал ей разводное письмо, вероломная сестра ее Иудея не убоялась, а пошла и сама блудодействовала. 9 И явным блудодейством она осквернила землю, и прелюбодействовала с камнем и деревом. 10 Но при всем этом вероломная сестра ее Иудея не обратилась ко Мне всем сердцем своим, а только притворно, говорит Господь. |
11 И сказал мне Господь: отступница, дочь Израилева, оказалась правее, нежели вероломная Иудея. 12 Иди и провозгласи слова сии к северу, и скажи: возвратись, отступница, дочь Израилева, говорит Господь. Я не изолью на вас гнева Моего; ибо Я милостив, говорит Господь — не вечно буду негодовать. 13 Признай только вину твою: ибо ты отступила от Господа Бога твоего и распутствовала с чужими под всяким ветвистым деревом, а гласа Моего вы не слушали, говорит Господь. 14 Возвратитесь, дети-отступники, говорит Господь, потому что Я сочетался с вами, и возьму вас по одному из города, по два из племени, и приведу вас на Сион. |
15 И дам вам пастырей по сердцу Моему, которые будут пасти вас с знанием и благоразумием. 16 И будет, когда вы размножитесь и сделаетесь многоплодными на земле, в те дни, говорит Господь, не будут говорить более: "ковчег завета Господня"; он и на ум не придет, и не вспомнят о нем, и не будут приходить к нему, и его уже не будет. 17 В то время назовут Иерусалим престолом Господа; и все народы ради имени Господа соберутся в Иерусалим и не будут более поступать по упорству злого сердца своего. 18 В те дни придет дом Иудин к дому Израилеву, и пойдут вместе из земли северной в землю, которую Я дал в наследие отцам вашим. 19 И говорил Я: как поставлю тебя в число детей и дам тебе вожделенную землю, прекраснейшее наследие множества народов? И сказал: ты будешь называть Меня отцом твоим и не отступишь от Меня. 20 Но поистине, как жена вероломно изменяет другу своему, так вероломно поступили со Мною вы, дом Израилев, говорит Господь. |
21 Голос слышен на высотах, жалобный плач сынов Израиля о том, что они извратили путь свой, забыли Господа Бога своего. 22 Возвратитесь, мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность. — Вот, мы идем к Тебе, ибо Ты — Господь Бог наш. 23 Поистине, напрасно надеялись мы на холмы и на множество гор; поистине, в Господе Боге нашем спасение Израилево! |
24 От юности нашей эта мерзость пожирала труды отцов наших, овец их и волов их, сыновей их и дочерей их. 25 Мы лежим в стыде своем, и срам наш покрывает нас, потому что мы грешили пред Господом Богом нашим — мы и отцы наши, от юности нашей и до сего дня, и не слушались голоса Господа Бога нашего. |
В жизни мы чаще всего руководствуемся человеческими законами. Вот и отношения Бога с людьми представлены в Писании, как аналогичные отношениям мужа с женой (сравни Еф. 5:22-33). По ветхозаветному закону, жена, разведенная с мужем не может больше вернуться к нему, а женщина, изменившая мужу, должна быть наказана смертью. Но Сам Бог говорит в этом пророчестве невероятные вещи: неверный Израиль может вернуться к Богу и получить прощение. Будем же помнить, что Его любовь сильнее закона, и подражать Ему в этом.
6 Господь сказал мне во дни Иосии царя: видел ли ты, что делала отступница, дочь Израиля? Она ходила на всякую высокую гору и под всякое ветвистое дерево и там блудодействовала. 7 И после того, как она все это делала, Я говорил: "возвратись ко Мне"; но она не возвратилась; и видела это вероломная сестра ее Иудея. 8 И Я видел, что, когда за все прелюбодейные действия отступницы, дочери Израиля, Я отпустил ее и дал ей разводное письмо, вероломная сестра ее Иудея не убоялась, а пошла и сама блудодействовала. 9 И явным блудодейством она осквернила землю, и прелюбодействовала с камнем и деревом. 10 Но при всем этом вероломная сестра ее Иудея не обратилась ко Мне всем сердцем своим, а только притворно, говорит Господь. |
11 И сказал мне Господь: отступница, дочь Израилева, оказалась правее, нежели вероломная Иудея. 12 Иди и провозгласи слова сии к северу, и скажи: возвратись, отступница, дочь Израилева, говорит Господь. Я не изолью на вас гнева Моего; ибо Я милостив, говорит Господь — не вечно буду негодовать. 13 Признай только вину твою: ибо ты отступила от Господа Бога твоего и распутствовала с чужими под всяким ветвистым деревом, а гласа Моего вы не слушали, говорит Господь. 14 Возвратитесь, дети-отступники, говорит Господь, потому что Я сочетался с вами, и возьму вас по одному из города, по два из племени, и приведу вас на Сион. |
15 И дам вам пастырей по сердцу Моему, которые будут пасти вас с знанием и благоразумием. 16 И будет, когда вы размножитесь и сделаетесь многоплодными на земле, в те дни, говорит Господь, не будут говорить более: "ковчег завета Господня"; он и на ум не придет, и не вспомнят о нем, и не будут приходить к нему, и его уже не будет. 17 В то время назовут Иерусалим престолом Господа; и все народы ради имени Господа соберутся в Иерусалим и не будут более поступать по упорству злого сердца своего. 18 В те дни придет дом Иудин к дому Израилеву, и пойдут вместе из земли северной в землю, которую Я дал в наследие отцам вашим. 19 И говорил Я: как поставлю тебя в число детей и дам тебе вожделенную землю, прекраснейшее наследие множества народов? И сказал: ты будешь называть Меня отцом твоим и не отступишь от Меня. 20 Но поистине, как жена вероломно изменяет другу своему, так вероломно поступили со Мною вы, дом Израилев, говорит Господь. |
21 Голос слышен на высотах, жалобный плач сынов Израиля о том, что они извратили путь свой, забыли Господа Бога своего. 22 Возвратитесь, мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность. — Вот, мы идем к Тебе, ибо Ты — Господь Бог наш. 23 Поистине, напрасно надеялись мы на холмы и на множество гор; поистине, в Господе Боге нашем спасение Израилево! |
24 От юности нашей эта мерзость пожирала труды отцов наших, овец их и волов их, сыновей их и дочерей их. 25 Мы лежим в стыде своем, и срам наш покрывает нас, потому что мы грешили пред Господом Богом нашим — мы и отцы наши, от юности нашей и до сего дня, и не слушались голоса Господа Бога нашего. |
Не только две части народа представлены здесь в виде двух сестёр, но и две модели поведения, с той поры многократно повторявшиеся отступниками самых разных времён и народов. Одни отступники отворачиваются от Господа откровенно, принимая ставшие вдруг популярными мнения и учения, другие же продолжают числить себя продолжателями и носителями традиции, которую, впрочем, успешно совмещают с далёкими от богооткровенной истины учениями и образом жизни. Но лицемеры — такие же отступники, как и прочие, им точно так же доведётся хлебнуть последствий своих дел.
Господь и на этот раз призывает грешников покаяться и вернуться. Но пророк, говоря здесь о стыде, покрывшем грешный народ, не упоминает о том, что в народе пробудилось желание вернуться к Богу. Как первым людям после грехопадения, их потомкам легче переживать стыд, чем покаянно обращаться к Источнику прощения.
И вот слышатся слова пророчества: когда те, кто первоначально был избран, не устоят в верности, Господь призовёт к Себе все остальные народы, и за ними к Нему вернутся и иудеи. О каких же временах здесь говорится, не о новозаветных ли? Пророческое слово глубоко и многозначно, и не только к возвращению из вавилонского плена мы можем приложить его, но и к более отдалённым временам.
6 Господь сказал мне во дни Иосии царя: видел ли ты, что делала отступница, дочь Израиля? Она ходила на всякую высокую гору и под всякое ветвистое дерево и там блудодействовала. 7 И после того, как она все это делала, Я говорил: "возвратись ко Мне"; но она не возвратилась; и видела это вероломная сестра ее Иудея. 8 И Я видел, что, когда за все прелюбодейные действия отступницы, дочери Израиля, Я отпустил ее и дал ей разводное письмо, вероломная сестра ее Иудея не убоялась, а пошла и сама блудодействовала. 9 И явным блудодейством она осквернила землю, и прелюбодействовала с камнем и деревом. 10 Но при всем этом вероломная сестра ее Иудея не обратилась ко Мне всем сердцем своим, а только притворно, говорит Господь. |
11 И сказал мне Господь: отступница, дочь Израилева, оказалась правее, нежели вероломная Иудея. 12 Иди и провозгласи слова сии к северу, и скажи: возвратись, отступница, дочь Израилева, говорит Господь. Я не изолью на вас гнева Моего; ибо Я милостив, говорит Господь — не вечно буду негодовать. 13 Признай только вину твою: ибо ты отступила от Господа Бога твоего и распутствовала с чужими под всяким ветвистым деревом, а гласа Моего вы не слушали, говорит Господь. 14 Возвратитесь, дети-отступники, говорит Господь, потому что Я сочетался с вами, и возьму вас по одному из города, по два из племени, и приведу вас на Сион. |
15 И дам вам пастырей по сердцу Моему, которые будут пасти вас с знанием и благоразумием. 16 И будет, когда вы размножитесь и сделаетесь многоплодными на земле, в те дни, говорит Господь, не будут говорить более: "ковчег завета Господня"; он и на ум не придет, и не вспомнят о нем, и не будут приходить к нему, и его уже не будет. 17 В то время назовут Иерусалим престолом Господа; и все народы ради имени Господа соберутся в Иерусалим и не будут более поступать по упорству злого сердца своего. 18 В те дни придет дом Иудин к дому Израилеву, и пойдут вместе из земли северной в землю, которую Я дал в наследие отцам вашим. 19 И говорил Я: как поставлю тебя в число детей и дам тебе вожделенную землю, прекраснейшее наследие множества народов? И сказал: ты будешь называть Меня отцом твоим и не отступишь от Меня. 20 Но поистине, как жена вероломно изменяет другу своему, так вероломно поступили со Мною вы, дом Израилев, говорит Господь. |
21 Голос слышен на высотах, жалобный плач сынов Израиля о том, что они извратили путь свой, забыли Господа Бога своего. 22 Возвратитесь, мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность. — Вот, мы идем к Тебе, ибо Ты — Господь Бог наш. 23 Поистине, напрасно надеялись мы на холмы и на множество гор; поистине, в Господе Боге нашем спасение Израилево! |
24 От юности нашей эта мерзость пожирала труды отцов наших, овец их и волов их, сыновей их и дочерей их. 25 Мы лежим в стыде своем, и срам наш покрывает нас, потому что мы грешили пред Господом Богом нашим — мы и отцы наши, от юности нашей и до сего дня, и не слушались голоса Господа Бога нашего. |
В пророчестве наиболее ярко выявляется парадоксальность Божьего отношения к человеку: контраст абсолютного осуждения и абсолютной любви. Неверный народ уподобляется распутной дочери и вероломной жене — и здесь же обещание: «Я сочетаюсь с вами... будете называть Меня Отцом... дам тебе вожделенную землю наследия...». Одно не отменяет другого и одно не противоречит другому. Неверие и язычество не становятся лучше из-за любви, а любовь не становится меньше из-за измены. Владыка вселенной и Царь царей оказывается в положении обманутого мужа или брошенного отца. Но это абсурд, этого не должно быть! Всякий, кто услышит и поймет, примет близко к сердцу эти страшные слова, немедленно обратится к Богу, «мятежные дети» опомнятся и вернутся. На это и рассчитана проповедь пророка — только бы она дошла до цели, человеческого сердца!
14 Возвратитесь, дети-отступники, говорит Господь, потому что Я сочетался с вами, и возьму вас по одному из города, по два из племени, и приведу вас на Сион. |
15 И дам вам пастырей по сердцу Моему, которые будут пасти вас с знанием и благоразумием. 16 И будет, когда вы размножитесь и сделаетесь многоплодными на земле, в те дни, говорит Господь, не будут говорить более: "ковчег завета Господня"; он и на ум не придет, и не вспомнят о нем, и не будут приходить к нему, и его уже не будет. 17 В то время назовут Иерусалим престолом Господа; и все народы ради имени Господа соберутся в Иерусалим и не будут более поступать по упорству злого сердца своего. |
Многие века ковчег завета играл огромную роль в вероучении и культе израильтян. Он был материальным свидетельством завета, заключенного между Богом и Израилем, завета, по которому Бог брал на Себя ответственность за судьбы народа, а народ обещал исполнять Божий закон, данный через Моисея. Ковчег был подтверждением спасительного действия Бога, выведшего Свой народ из египетского рабства, и праведности Его закона. Ковчег — это святое! И вот Иеремия пророчествует о том, что ковчег утеряет свое значение, даже сам будет утерян и о нем не будут вспоминать. И это будет соответствовать не потере отношений между Израилем и Богом, а наоборот, их восстановлению и обогащению. Пророку открывается, что настанет такое время, когда не исход из Египта будет символом спасения, а крестный путь Мессии-Христа, когда не каменные скрижали станут носителями Божиего закона, а сердца человеческие.
25 Мы лежим в стыде своем, и срам наш покрывает нас, потому что мы грешили пред Господом Богом нашим — мы и отцы наши, от юности нашей и до сего дня, и не слушались голоса Господа Бога нашего. |
Какая неудобная вещь — покаяние. Так хотелось бы сказать, что мы сами-то внутри хорошие, но нам помешали — другие люди, обстоятельства, стихии. В общем, как в старом фильме «Берегись автомобиля», — «он, конечно, виноват, но он, конечно, не виноват».
Но тогда получается, что мы-то в Боге не нуждаемся, у нас-то все в порядке. Это у Бога проблемы — со стихиями, с обстоятельствами, с другими людьми. Пусть Он с ними разбирается! Но ведь это значит, что у нас нет шанса на наше внутреннее изменение, наши грехи остаются непрощенными и неуничтоженными, и наше падение в смерть даже не замедляется.
Нет, уж лучше согласиться с пророком и не искать себе извинений: мы грешили от юности нашей и до сего дня и не слушались голоса Господа Бога нашего.
1 И было слово Господне ко мне: 2 иди и возгласи в уши дщери Иерусалима: так говорит Господь: Я вспоминаю о дружестве юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, когда последовала за Мною в пустыню, в землю незасеянную. 3 Израиль был святынею Господа, начатком плодов Его; все поедавшие его были осуждаемы, бедствие постигало их, говорит Господь. |
4 Выслушайте слово Господне, дом Иаковлев и все роды дома Израилева! 5 Так говорит Господь: какую неправду нашли во Мне отцы ваши, что удалились от Меня и пошли за суетою, и осуетились, 6 и не сказали: "где Господь, Который вывел нас из земли Египетской, вел нас по пустыне, по земле пустой и необитаемой, по земле сухой, по земле тени смертной, по которой никто не ходил и где не обитал человек?" 7 И Я ввел вас в землю плодоносную, чтобы вы питались плодами ее и добром ее; а вы вошли и осквернили землю Мою, и достояние Мое сделали мерзостью. 8 Священники не говорили: "где Господь?", и учители закона не знали Меня, и пастыри отпали от Меня, и пророки пророчествовали во имя Ваала и ходили во след тех, которые не помогают. |
9 Поэтому Я еще буду судиться с вами, говорит Господь, и с сыновьями сыновей ваших буду судиться. 10 Ибо пойдите на острова Хиттимские и посмотрите, и пошлите в Кидар и разведайте прилежно, и рассмотрите: было ли там что-нибудь подобное сему? 11 переменил ли какой народ богов своих, хотя они и не боги? а Мой народ променял славу свою на то, что не помогает. 12 Подивитесь сему, небеса, и содрогнитесь, и ужаснитесь, говорит Господь. 13 Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды. |
14 Разве Израиль раб? или он домочадец? почему он сделался добычею? 15 Зарыкали на него молодые львы, подали голос свой и сделали землю его пустынею; города его сожжены, без жителей. 16 И сыновья Мемфиса и Тафны объели темя твое. 17 Не причинил ли ты себе это тем, что оставил Господа Бога твоего в то время, когда Он путеводил тебя? 18 И ныне для чего тебе путь в Египет, чтобы пить воду из Нила? и для чего тебе путь в Ассирию, чтобы пить воду из реки ее? 19 Накажет тебя нечестие твое, и отступничество твое обличит тебя; итак познай и размысли, как худо и горько то, что ты оставил Господа Бога твоего и страха Моего нет в тебе, говорит Господь Бог Саваоф. |
20 Ибо издавна Я сокрушил ярмо твое, разорвал узы твои, и ты говорил: "не буду служить идолам", а между тем на всяком высоком холме и под всяким ветвистым деревом ты блудодействовал. 21 Я насадил тебя как благородную лозу — самое чистое семя; как же ты превратилась у Меня в дикую отрасль чужой лозы? 22 Посему, хотя бы ты умылся мылом и много употребил на себя щелоку, нечестие твое отмечено предо Мною, говорит Господь Бог. |
23 Как можешь ты сказать: "я не осквернил себя, я не ходил во след Ваала?" Посмотри на поведение твое в долине, познай, что делала ты, резвая верблюдица, рыщущая по путям твоим? 24
Привыкшую к пустыне дикую ослицу, в страсти души своей глотающую воздух, кто может удержать? Все, ищущие ее, не утомятся: в ее месяце они найдут ее. 25 Не давай ногам твоим истаптывать обувь, и гортани твоей — томиться жаждою. Но ты сказал: "не надейся, нет! ибо люблю чужих и буду ходить во след их". |
26 Как вор, когда поймают его, бывает осрамлен, так осрамил себя дом Израилев: они, цари их, князья их, и священники их, и пророки их — 27 говоря дереву: "ты мой отец", и камню: "ты родил меня"; ибо они оборотили ко Мне спину, а не лице; а во время бедствия своего будут говорить: "встань и спаси нас!" 28 Где же боги твои, которых ты сделал себе? — пусть они встанут, если могут спасти тебя во время бедствия твоего; ибо сколько у тебя городов, столько и богов у тебя, Иуда. |
29 Для чего вам состязаться со Мною? — все вы (нечестиво поступали и) согрешали против Меня, говорит Господь. |
30 Вотще поражал Я детей ваших: они не приняли вразумления; пророков ваших поядал меч ваш, как истребляющий лев (, и вы не убоялись). 31 О, род! внемлите вы слову Господню: был ли Я пустынею для Израиля? был ли Я страною мрака? Зачем же народ Мой говорит: "мы сами себе господа; мы уже не придем к Тебе"? 32 Забывает ли девица украшение свое и невеста — наряд свой? а народ Мой забыл Меня — нет числа дням. |
33 Как искусно направляешь ты пути твои, чтобы снискать любовь! и для того даже к преступлениям приспособляла ты пути твои. 34 Даже на полах одежды твоей находится кровь людей бедных, невинных, которых ты не застала при взломе, и, несмотря на все это, 35 говоришь: "так как я невинна, то верно гнев Его отвратится от меня". Вот, Я буду судиться с тобою за то, что говоришь: "я не согрешила". 36 Зачем ты так много бродишь, меняя путь твой? Ты так же будешь посрамлена и Египтом, как была посрамлена Ассириею; 37 и от него ты выйдешь, положив руки на голову, потому что отверг Господь надежды твои, и не будешь иметь с ними успеха. |
1 Говорят: "если муж отпустит жену свою, и она отойдет от него и сделается женою другого мужа, то может ли она возвратиться к нему? Не осквернилась ли бы этим страна та?" А ты со многими любовниками блудодействовала — и однако же возвратись ко Мне, говорит Господь. |
2 Подними глаза твои на высоты и посмотри, где не блудодействовали с тобою? У дороги сидела ты для них, как Аравитянин в пустыне, и осквернила землю блудом твоим и лукавством твоим. 3 За то были удержаны дожди, и не было дождя позднего; но у тебя был лоб блудницы, ты отбросила стыд. 4 Не будешь ли ты отныне взывать ко Мне: "Отец мой! Ты был путеводителем юности моей! 5 Неужели всегда будет Он во гневе? и неужели вечно будет удерживать его в Себе?" Вот, что говоришь ты, а делаешь зло и преуспеваешь в нем. |
Израиль изменил Господу. Те, кто был выделен из языческого окружения чтобы сохранить истину посреди океана духовного невежества, оказались хуже язычников. Именно хуже, а не просто такими же, ведь сорвавшись с достигнутой духовной высоты невозможно упасть на прежний уровень, но только ещё ниже.
Почему такое могло произойти? Неужели из-за того, что порабощающий людей грех силён до такой степени, что те, кто не сумел ему воспротивиться, становятся предателями всего светлого, что им было открыто? Или же из-за того, что те дары, которые Господь дал людям, стали им настолько привычными, что перестали не только цениться людьми, но и замечаться? Короче, люди отвернулись от Господа.
Но те, кто отступает от Него, не учитывают, что наша взаимосвязь с Господом — это отношения, а не набор абстрактных представлений о Нём. Поэтому тот, кто изменяет этим отношениям, пусть вспомнит о реакции друзей или родных на те неприятности, которые им довелось от него испытать. Да, на это можно возразить, что Господь не человек, и человеческие понятия ничтожны перед Ним. Однако и они могут дать хоть какое-то представление о том, что наши дела, и не только дела, но и направленность наших сердец, для Него небезразличны и не могут не иметь последствий.
1 И было слово Господне ко мне: 2 иди и возгласи в уши дщери Иерусалима: так говорит Господь: Я вспоминаю о дружестве юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, когда последовала за Мною в пустыню, в землю незасеянную. 3 Израиль был святынею Господа, начатком плодов Его; все поедавшие его были осуждаемы, бедствие постигало их, говорит Господь. |
4 Выслушайте слово Господне, дом Иаковлев и все роды дома Израилева! 5 Так говорит Господь: какую неправду нашли во Мне отцы ваши, что удалились от Меня и пошли за суетою, и осуетились, 6 и не сказали: "где Господь, Который вывел нас из земли Египетской, вел нас по пустыне, по земле пустой и необитаемой, по земле сухой, по земле тени смертной, по которой никто не ходил и где не обитал человек?" 7 И Я ввел вас в землю плодоносную, чтобы вы питались плодами ее и добром ее; а вы вошли и осквернили землю Мою, и достояние Мое сделали мерзостью. 8 Священники не говорили: "где Господь?", и учители закона не знали Меня, и пастыри отпали от Меня, и пророки пророчествовали во имя Ваала и ходили во след тех, которые не помогают. |
9 Поэтому Я еще буду судиться с вами, говорит Господь, и с сыновьями сыновей ваших буду судиться. 10 Ибо пойдите на острова Хиттимские и посмотрите, и пошлите в Кидар и разведайте прилежно, и рассмотрите: было ли там что-нибудь подобное сему? 11 переменил ли какой народ богов своих, хотя они и не боги? а Мой народ променял славу свою на то, что не помогает. 12 Подивитесь сему, небеса, и содрогнитесь, и ужаснитесь, говорит Господь. 13 Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды. |
14 Разве Израиль раб? или он домочадец? почему он сделался добычею? 15 Зарыкали на него молодые львы, подали голос свой и сделали землю его пустынею; города его сожжены, без жителей. 16 И сыновья Мемфиса и Тафны объели темя твое. 17 Не причинил ли ты себе это тем, что оставил Господа Бога твоего в то время, когда Он путеводил тебя? 18 И ныне для чего тебе путь в Египет, чтобы пить воду из Нила? и для чего тебе путь в Ассирию, чтобы пить воду из реки ее? 19 Накажет тебя нечестие твое, и отступничество твое обличит тебя; итак познай и размысли, как худо и горько то, что ты оставил Господа Бога твоего и страха Моего нет в тебе, говорит Господь Бог Саваоф. |
20 Ибо издавна Я сокрушил ярмо твое, разорвал узы твои, и ты говорил: "не буду служить идолам", а между тем на всяком высоком холме и под всяким ветвистым деревом ты блудодействовал. 21 Я насадил тебя как благородную лозу — самое чистое семя; как же ты превратилась у Меня в дикую отрасль чужой лозы? 22 Посему, хотя бы ты умылся мылом и много употребил на себя щелоку, нечестие твое отмечено предо Мною, говорит Господь Бог. |
23 Как можешь ты сказать: "я не осквернил себя, я не ходил во след Ваала?" Посмотри на поведение твое в долине, познай, что делала ты, резвая верблюдица, рыщущая по путям твоим? 24
Привыкшую к пустыне дикую ослицу, в страсти души своей глотающую воздух, кто может удержать? Все, ищущие ее, не утомятся: в ее месяце они найдут ее. 25 Не давай ногам твоим истаптывать обувь, и гортани твоей — томиться жаждою. Но ты сказал: "не надейся, нет! ибо люблю чужих и буду ходить во след их". |
26 Как вор, когда поймают его, бывает осрамлен, так осрамил себя дом Израилев: они, цари их, князья их, и священники их, и пророки их — 27 говоря дереву: "ты мой отец", и камню: "ты родил меня"; ибо они оборотили ко Мне спину, а не лице; а во время бедствия своего будут говорить: "встань и спаси нас!" 28 Где же боги твои, которых ты сделал себе? — пусть они встанут, если могут спасти тебя во время бедствия твоего; ибо сколько у тебя городов, столько и богов у тебя, Иуда. |
29 Для чего вам состязаться со Мною? — все вы (нечестиво поступали и) согрешали против Меня, говорит Господь. |
30 Вотще поражал Я детей ваших: они не приняли вразумления; пророков ваших поядал меч ваш, как истребляющий лев (, и вы не убоялись). 31 О, род! внемлите вы слову Господню: был ли Я пустынею для Израиля? был ли Я страною мрака? Зачем же народ Мой говорит: "мы сами себе господа; мы уже не придем к Тебе"? 32 Забывает ли девица украшение свое и невеста — наряд свой? а народ Мой забыл Меня — нет числа дням. |
33 Как искусно направляешь ты пути твои, чтобы снискать любовь! и для того даже к преступлениям приспособляла ты пути твои. 34 Даже на полах одежды твоей находится кровь людей бедных, невинных, которых ты не застала при взломе, и, несмотря на все это, 35 говоришь: "так как я невинна, то верно гнев Его отвратится от меня". Вот, Я буду судиться с тобою за то, что говоришь: "я не согрешила". 36 Зачем ты так много бродишь, меняя путь твой? Ты так же будешь посрамлена и Египтом, как была посрамлена Ассириею; 37 и от него ты выйдешь, положив руки на голову, потому что отверг Господь надежды твои, и не будешь иметь с ними успеха. |
1 Говорят: "если муж отпустит жену свою, и она отойдет от него и сделается женою другого мужа, то может ли она возвратиться к нему? Не осквернилась ли бы этим страна та?" А ты со многими любовниками блудодействовала — и однако же возвратись ко Мне, говорит Господь. |
2 Подними глаза твои на высоты и посмотри, где не блудодействовали с тобою? У дороги сидела ты для них, как Аравитянин в пустыне, и осквернила землю блудом твоим и лукавством твоим. 3 За то были удержаны дожди, и не было дождя позднего; но у тебя был лоб блудницы, ты отбросила стыд. 4 Не будешь ли ты отныне взывать ко Мне: "Отец мой! Ты был путеводителем юности моей! 5 Неужели всегда будет Он во гневе? и неужели вечно будет удерживать его в Себе?" Вот, что говоришь ты, а делаешь зло и преуспеваешь в нем. |
Пророчество рождается из напряжения — из несоответствия между тем, что есть, и тем, что должно быть. Бог ждет от людей «дружбы, как в юности» и «любви, как перед свадьбой», а получает неверность, отвержение и забвение. Почему так происходит, и что с этим делать? На эти вопросы, наверное, труднее всего ответить, ведь Бог делает все, чтобы привлечь человека, а тот «оставляет источник воды, чтобы сделать себе сухой водоем», как женщина, оставляющая дом мужа и ищущая приключений в стане отчаяния и смерти. Забвение Бога нельзя объяснить рационально — это безумие, и все же, это реальность. И все, что остается Богу — говорить к людям через Своего пророка: предупреждать о грядущих бедствиях, обличать, умолять, звать их к Себе. И здесь успех Бога становится счастьем пророка, и наоборот, неудача — оборачивается горем. Пророк не торгует идеологией, как «опиумом для народа», не занимается демагогией. Он любит людей Божьей любовью и плачет о них Божьими слезами.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||