1 Взывай, если есть отвечающий тебе. И к кому из святых обратишься ты? 2 Так, глупца убивает гневливость, и несмысленного губит раздражительность. 3 Видел я, как глупец укореняется, и тотчас проклял дом его. 4 Дети его далеки от счастья, их будут бить у ворот, и не будет заступника. 5 Жатву его съест голодный и из-за терна возьмет ее, и жаждущие поглотят имущество его. 6 Так, не из праха выходит горе, и не из земли вырастает беда; 7 но человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх. |
8 Но я к Богу обратился бы, предал бы дело мое Богу, 9 Который творит дела великие и неисследимые, чудные без числа; 10 дает дождь на лице земли, и посылает воды на лице полей; 11 униженных поставляет на высоту, и сетующие возносятся во спасение. 12 Он разрушает замыслы коварных, и руки их не довершают предприятия. 13 Он уловляет мудрецов их же лукавством, и совет хитрых становится тщетным: 14 днем они встречают тьму, и в полдень ходят ощупью, как ночью. 15 Он спасает бедного от меча, от уст их и от руки сильного. 16 И есть несчастному надежда, и неправда затворяет уста свои. |
17 Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителева не отвергай. 18 Ибо Он причиняет раны и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют. 19 В шести бедах спасет тебя, и в седьмой не коснется тебя зло. 20 Во время голода избавит тебя от смерти, и на войне — от руки меча. 21 От бича языка укроешь себя и не убоишься опустошения, когда оно придет. 22 Опустошению и голоду посмеешься и зверей земли не убоишься; 23 ибо с камнями полевыми у тебя союз, и звери полевые в мире с тобою. 24 И узнáешь, что шатер твой в безопасности, и будешь смотреть за домом твоим, и не согрешишь. 25 И увидишь, что семя твое многочисленно, и отрасли твои — как трава на земле. 26 Войдешь во гроб в зрелости, как укладываются снопы пшеницы в свое время. 27 Вот, что мы дознали; так оно и есть; выслушай это и заметь для себя. |
Продолжая свою речь к Иову, Елифаз говорит о бессмысленности сетований. Просто излияние скорби ничего не меняет, и никому от этого не становится легче. Вместо этого Елифаз предлагает Иову обратиться к Богу как единственной надежде. Тот самый Бог, Который, по мнению Елифаза, карает Иова за неведомые преступления – единственная надежда несчастных. «Он причиняет раны, и Сам обвязывает их», говорит Елифаз. Образ, как будто, заимствован из книги пророка Иезекииля, где Бог говорит о том, что Он (точнее говоря – Мессия, о Котором Бог говорит «Я Сам») будет перевязывать раны Своих овец. Однако Иезекииль свидетельствует о том, что Бог будет врачевать раны, которые причинили Его овцам их неверные пастыри и их собственная греховность. Для пророка была бы невозможна мысль о том, что Бог сам карает, и Сам утешает страдающих.
В самом деле, если Он карает человека за грехи, то зачем же утешать его – справедливость (по крайней мере, в человеческом ее понимании) требует, чтобы виновный понес всю тяжесть наказания. Если же Бог Сам дарует утешение и уврачевание страдающему, что зачем же было Ему причинять эти страдания? Сразу вспоминается фраза из фильма «Ирония судьбы»: «Сам сломаю, сам и починю…».
Но для Елифаза невозможно мыслить иначе: он воспитан в библейской уверенности, что все, совершающееся на земле, совершается по воле Единого Бога. Об этом же говорится и в прологе книги, где Бог соглашается на предложение сатаны испытать Иова. Духовная свобода человека и рабство греху, требующее Избавителя, не входят в систему понятий Елифаза; тем более невозможно ему представить парадоксальное сочетание всевластия Творца и свободы человека.
Такова первая попытка Елифаза оправдать Бога и обвинить Иова при помощи богословской теории. Эта теория вполне стройна, и во многих случаях достаточна для объяснения людских страданий. Но вот беда: она никак не соотносится с переживаниями Иова. Во-первых, совесть Иова не обличает его, и он вопрошает о причинах своих страданий. Во-вторых, реальная человеческая боль едва ли вообще может быть ослаблена холодными богословскими построениями. Наконец, и это самое главное, только в теории, в рассуждении о других людях, можно признать, что страдание может что-то исправить. Так люди воспитывают своих детей, рабов и собак. А Бог?
1 Взывай, если есть отвечающий тебе. И к кому из святых обратишься ты? 2 Так, глупца убивает гневливость, и несмысленного губит раздражительность. 3 Видел я, как глупец укореняется, и тотчас проклял дом его. 4 Дети его далеки от счастья, их будут бить у ворот, и не будет заступника. 5 Жатву его съест голодный и из-за терна возьмет ее, и жаждущие поглотят имущество его. 6 Так, не из праха выходит горе, и не из земли вырастает беда; 7 но человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх. |
8 Но я к Богу обратился бы, предал бы дело мое Богу, 9 Который творит дела великие и неисследимые, чудные без числа; 10 дает дождь на лице земли, и посылает воды на лице полей; 11 униженных поставляет на высоту, и сетующие возносятся во спасение. 12 Он разрушает замыслы коварных, и руки их не довершают предприятия. 13 Он уловляет мудрецов их же лукавством, и совет хитрых становится тщетным: 14 днем они встречают тьму, и в полдень ходят ощупью, как ночью. 15 Он спасает бедного от меча, от уст их и от руки сильного. 16 И есть несчастному надежда, и неправда затворяет уста свои. |
17 Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителева не отвергай. 18 Ибо Он причиняет раны и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют. 19 В шести бедах спасет тебя, и в седьмой не коснется тебя зло. 20 Во время голода избавит тебя от смерти, и на войне — от руки меча. 21 От бича языка укроешь себя и не убоишься опустошения, когда оно придет. 22 Опустошению и голоду посмеешься и зверей земли не убоишься; 23 ибо с камнями полевыми у тебя союз, и звери полевые в мире с тобою. 24 И узнáешь, что шатер твой в безопасности, и будешь смотреть за домом твоим, и не согрешишь. 25 И увидишь, что семя твое многочисленно, и отрасли твои — как трава на земле. 26 Войдешь во гроб в зрелости, как укладываются снопы пшеницы в свое время. 27 Вот, что мы дознали; так оно и есть; выслушай это и заметь для себя. |
Элифаз не просто говорит Иову общие слова, он пытается объяснить своему другу то, что с ним происходит. Если Иов всё же праведен, то почему он страдает? Ответить на этот вопрос было не так просто. Всем было понятно, что грешник может быть наказан Богом за свои грехи; но как объяснить то, что страдания обрушиваются на того, кто не согрешил? Конечно, сам Элифаз только что на основании полученного им откровения сделал вывод о том, что безгрешных людей не бывает. Но в таком случае, следуя традиционной логике, здоровых людей на свете тоже быть не должно.
Между тем, всякому очевидно, что это не так. И тогда Элифаз выдвигает новый аргумент: он связывает страдание Иова (как и всякое страдание вообще) с получаемым от Бога наставлением. Элифаз утверждает, что человеку вообще свойственно страдать, что он и рождается в мир на страдание (ст. 6 – 7). Таков порядок, установленный от Бога, и восставать против него глупо (ст. 1 – 5). Изменить ничего нельзя, да и не нужно, ведь страдания, если правильно к ним относиться, идут человеку лишь на пользу. Главное тут — предать всё Богу, Который во всяком случае не оставит праведника, так что даже зло обратится для него во благо (ст. 8 – 16).
Страдание — это не просто наказание, это именно вразумление и наставление от Бога, оно не длится вечно, настанет день, когда все страдания останутся позади и праведник выйдет из посланного ему Богом испытания во всех отношениях более сильным, чем прежде (ст. 17 – 27). В таких рассуждениях есть, разумеется, своя логика, понятная каждому религиозному человеку. Но в ней есть одно слабое место: следуя ей, пришлось бы считать именно Бога источником всех человеческих несчастий, которые Он посылает одним для наказания, другим для вразумления.
Автор Книги Иова, разумеется, объясняет страдания Иова иначе, он видит в них следствие того, что богословы называют попущением Божиим, тем, чего Бог не делает и чего Он не хочет, но чему Он позволяет быть, уступая свободе сотворённых Им существ, будь то ангелы или люди. Автор Книги Иова прекрасно понимает, что зло исходит не от Бога, а от сатаны, который Богу противостоит, ведь именно сатану он делает ответственным за все страдания Иова. Но Бог всё же почему-то позволяет сатане действовать. Ответом на вопрос о том, для чего Богу это нужно, стала вся Книга Иова. Но ответ оказался совсем не таким простым, каким он казался Элифазу. И Иов прекрасно это понимает. Он возражает своему другу, и разговор продолжается.
1 Взывай, если есть отвечающий тебе. И к кому из святых обратишься ты? 2 Так, глупца убивает гневливость, и несмысленного губит раздражительность. 3 Видел я, как глупец укореняется, и тотчас проклял дом его. 4 Дети его далеки от счастья, их будут бить у ворот, и не будет заступника. 5 Жатву его съест голодный и из-за терна возьмет ее, и жаждущие поглотят имущество его. 6 Так, не из праха выходит горе, и не из земли вырастает беда; 7 но человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх. |
8 Но я к Богу обратился бы, предал бы дело мое Богу, 9 Который творит дела великие и неисследимые, чудные без числа; 10 дает дождь на лице земли, и посылает воды на лице полей; 11 униженных поставляет на высоту, и сетующие возносятся во спасение. 12 Он разрушает замыслы коварных, и руки их не довершают предприятия. 13 Он уловляет мудрецов их же лукавством, и совет хитрых становится тщетным: 14 днем они встречают тьму, и в полдень ходят ощупью, как ночью. 15 Он спасает бедного от меча, от уст их и от руки сильного. 16 И есть несчастному надежда, и неправда затворяет уста свои. |
17 Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителева не отвергай. 18 Ибо Он причиняет раны и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют. 19 В шести бедах спасет тебя, и в седьмой не коснется тебя зло. 20 Во время голода избавит тебя от смерти, и на войне — от руки меча. 21 От бича языка укроешь себя и не убоишься опустошения, когда оно придет. 22 Опустошению и голоду посмеешься и зверей земли не убоишься; 23 ибо с камнями полевыми у тебя союз, и звери полевые в мире с тобою. 24 И узнáешь, что шатер твой в безопасности, и будешь смотреть за домом твоим, и не согрешишь. 25 И увидишь, что семя твое многочисленно, и отрасли твои — как трава на земле. 26 Войдешь во гроб в зрелости, как укладываются снопы пшеницы в свое время. 27 Вот, что мы дознали; так оно и есть; выслушай это и заметь для себя. |
Совет Элифаза Иову прост и понятен: доверься Богу, и всё будет хорошо. Если Он и наказывает, то лишь для вразумления, для блага самого человека. Старая религиозная истина, давно известная миру. В данном случае, правда, она подтверждается собственным духовным опытом Элифаза: он ощутил близость Божию, которая и укрепила в нём его религиозность. Впрочем, немалую роль тут сыграл характер самого Элифаза: он ведь не Иаков, чтобы сражаться с Богом за благословение. Такому человеку поневоле приходится удовольствоваться в отношениях с Богом одной религиозностью. И из своего опыта Элифаз делает обобщающий вывод: с Богом спорить бесполезно.
Он всегда прав потому, что сильнее. И не просто сильнее — Он мудрее, дальновиднее, авторитетнее любого человека. Поэтому проще и безопаснее принимать от Него всё, ничего не ставя под сомнение. Мысль, конечно, здравая и, в общем-то, правильная. Но как быть, если вопросы остаются, а ситуация слишком очевидно не укладывается в рамки религиозной правильности? Религиозный ответ: смиряйся. Ответ, в целом, правильный. Вот только перед кем и перед чем смиряться? Смирение для духовной жизни вещь абсолютно необходимая.
Но лишь тогда, когда это смирение перед Богом. Не перед людьми, не перед обстоятельствами, не перед избитыми сентенциями чужой религиозности, а перед Богом. И ещё: смириться — не значит отступить, отойти в строну. Элифаз, проповедующий смирение, на самом деле перед Богом не смирился. Ведь смирение возможно лишь тогда, когда вопросов к Богу нет. Или потому, что ответ ясен, или потому, что его на данный момент быть не может, а спрашивающий это принимает, как данность. Когда же вопросы решаются по принципу «замнём для ясности» — это уже не смирение, а бегство.
Конечно, Элифаз, как всякий человек, имел полное право отойти в сторону, если ему было страшно. Ни Бог, ни люди его бы не осудили. Но тогда и надо было говорить о своей неготовности, а не о смирении. Но человеку часто хочется оправдать в собственных глазах то, от чего невозможно избавиться. Проблема, с которой не хочется работать, нередко объявляется не проблемой, а достижением. Вот только человека, дошедшего до той границы, где разрешаются последние вопросы, так не обмануть: у этой границы всё видно слишком хорошо.
1 Взывай, если есть отвечающий тебе. И к кому из святых обратишься ты? 2 Так, глупца убивает гневливость, и несмысленного губит раздражительность. 3 Видел я, как глупец укореняется, и тотчас проклял дом его. 4 Дети его далеки от счастья, их будут бить у ворот, и не будет заступника. 5 Жатву его съест голодный и из-за терна возьмет ее, и жаждущие поглотят имущество его. 6 Так, не из праха выходит горе, и не из земли вырастает беда; 7 но человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх. |
8 Но я к Богу обратился бы, предал бы дело мое Богу, 9 Который творит дела великие и неисследимые, чудные без числа; 10 дает дождь на лице земли, и посылает воды на лице полей; 11 униженных поставляет на высоту, и сетующие возносятся во спасение. 12 Он разрушает замыслы коварных, и руки их не довершают предприятия. 13 Он уловляет мудрецов их же лукавством, и совет хитрых становится тщетным: 14 днем они встречают тьму, и в полдень ходят ощупью, как ночью. 15 Он спасает бедного от меча, от уст их и от руки сильного. 16 И есть несчастному надежда, и неправда затворяет уста свои. |
17 Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителева не отвергай. 18 Ибо Он причиняет раны и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют. 19 В шести бедах спасет тебя, и в седьмой не коснется тебя зло. 20 Во время голода избавит тебя от смерти, и на войне — от руки меча. 21 От бича языка укроешь себя и не убоишься опустошения, когда оно придет. 22 Опустошению и голоду посмеешься и зверей земли не убоишься; 23 ибо с камнями полевыми у тебя союз, и звери полевые в мире с тобою. 24 И узнáешь, что шатер твой в безопасности, и будешь смотреть за домом твоим, и не согрешишь. 25 И увидишь, что семя твое многочисленно, и отрасли твои — как трава на земле. 26 Войдешь во гроб в зрелости, как укладываются снопы пшеницы в свое время. 27 Вот, что мы дознали; так оно и есть; выслушай это и заметь для себя. |
Продолжая свою речь, Елифаз приводит примеры того, как действует глупец, и в результате своих поступков бедствует. Тем самым Елифаз обвиняет Иова в том, что все беды случились с ним по его собственной глупости. Подобное отношение к человеку, попавшему в трудное положение, не редкость и в наше время, вот только по отношению к Иову, как и ко многим другим пострадавшим, такое высокомерие выглядит странно и бестактно.
Неизмеримо больше смысла в словах Елифаза о том, что человек рождается на страдание, но страдания не бессмысленны, если через них человек способен устремляться вверх. Да, реальность такова, что мир полон страданий, и былое благополучие Иова не было общераспространённой нормой. И если уверенность Елифаза в обоснованности бедствий, обрушившихся на Иова, не имеет реальных оснований, то совет обратиться к Богу, Который поражает, и Его же руки врачуют, нельзя не признать разумным.
Иов, рассуждающий: "Бог дал, Бог взял", размышляет о Нём, но к Нему пока что не обращается. Но открывается Господь тому, кто предстоит Ему, для кого Бог не только Он, но и Ты.
1 Взывай, если есть отвечающий тебе. И к кому из святых обратишься ты? 2 Так, глупца убивает гневливость, и несмысленного губит раздражительность. 3 Видел я, как глупец укореняется, и тотчас проклял дом его. 4 Дети его далеки от счастья, их будут бить у ворот, и не будет заступника. 5 Жатву его съест голодный и из-за терна возьмет ее, и жаждущие поглотят имущество его. 6 Так, не из праха выходит горе, и не из земли вырастает беда; 7 но человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх. |
8 Но я к Богу обратился бы, предал бы дело мое Богу, 9 Который творит дела великие и неисследимые, чудные без числа; 10 дает дождь на лице земли, и посылает воды на лице полей; 11 униженных поставляет на высоту, и сетующие возносятся во спасение. 12 Он разрушает замыслы коварных, и руки их не довершают предприятия. 13 Он уловляет мудрецов их же лукавством, и совет хитрых становится тщетным: 14 днем они встречают тьму, и в полдень ходят ощупью, как ночью. 15 Он спасает бедного от меча, от уст их и от руки сильного. 16 И есть несчастному надежда, и неправда затворяет уста свои. |
17 Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителева не отвергай. 18 Ибо Он причиняет раны и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют. 19 В шести бедах спасет тебя, и в седьмой не коснется тебя зло. 20 Во время голода избавит тебя от смерти, и на войне — от руки меча. 21 От бича языка укроешь себя и не убоишься опустошения, когда оно придет. 22 Опустошению и голоду посмеешься и зверей земли не убоишься; 23 ибо с камнями полевыми у тебя союз, и звери полевые в мире с тобою. 24 И узнáешь, что шатер твой в безопасности, и будешь смотреть за домом твоим, и не согрешишь. 25 И увидишь, что семя твое многочисленно, и отрасли твои — как трава на земле. 26 Войдешь во гроб в зрелости, как укладываются снопы пшеницы в свое время. 27 Вот, что мы дознали; так оно и есть; выслушай это и заметь для себя. |
Продолжая свою речь к Иову, Елифаз говорит о бессмысленности сетований. Просто излияние скорби ничего не меняет, и никому от этого не становится легче. Вместо этого Елифаз предлагает Иову обратиться к Богу как единственной надежде. Тот самый Бог, Который, по мнению Елифаза, карает Иова за неведомые преступления – единственная надежда несчастных. «Он причиняет раны, и Сам обвязывает их», говорит Елифаз. Образ, как будто, заимствован из книги пророка Иезекииля, где Бог говорит о том, что Он (точнее говоря – Мессия, о Котором Бог говорит «Я Сам») будет перевязывать раны Своих овец. Однако Иезекииль свидетельствует о том, что Бог будет врачевать раны, которые причинили Его овцам их неверные пастыри и их собственная греховность. Для пророка была бы невозможна мысль о том, что Бог сам карает, и Сам утешает страдающих.
В самом деле, если Он карает человека за грехи, то зачем же утешать его – справедливость (по крайней мере, в человеческом ее понимании) требует, чтобы виновный понес всю тяжесть наказания. Если же Бог Сам дарует утешение и уврачевание страдающему, что зачем же было Ему причинять эти страдания? Сразу вспоминается фраза из фильма «Ирония судьбы»: «Сам сломаю, сам и починю…».
Но для Елифаза невозможно мыслить иначе: он воспитан в библейской уверенности, что все, совершающееся на земле, совершается по воле Единого Бога. Об этом же говорится и в прологе книги, где Бог соглашается на предложение сатаны испытать Иова. Духовная свобода человека и рабство греху, требующее Избавителя, не входят в систему понятий Елифаза; тем более невозможно ему представить парадоксальное сочетание всевластия Творца и свободы человека.
Такова первая попытка Елифаза оправдать Бога и обвинить Иова при помощи богословской теории. Эта теория вполне стройна, и во многих случаях достаточна для объяснения людских страданий. Но вот беда: она никак не соотносится с переживаниями Иова. Во-первых, совесть Иова не обличает его, и он вопрошает о причинах своих страданий. Во-вторых, реальная человеческая боль едва ли вообще может быть ослаблена холодными богословскими построениями. Наконец, и это самое главное, только в теории, в рассуждении о других людях, можно признать, что страдание может что-то исправить. Так люди воспитывают своих детей, рабов и собак. А Бог?
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||