Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Иов 16:1-17:16

Поделиться
1 И отвечал Иов и сказал:
 
2 Cлышал я много такого;
  жалкие утешители все вы!
 
3 Будет ли конец ветреным словам?
  и что побудило тебя так отвечать?
 
4 И я мог бы так же говорить, как вы,
  если бы душа ваша была на месте души моей;
ополчался бы на вас словами,
  и кивал бы на вас головою моею;
 
5 подкреплял бы вас языком моим,
  и движением губ утешал бы.
Говорю ли я, не утоляется скорбь моя;
  перестаю ли, что отходит от меня?
Но ныне Он изнурил меня.
  Ты разрушил всю семью мою.
Ты покрыл меня морщинами
  во свидетельство против меня;
восстает на меня изможденность моя,
  в лицо укоряет меня.
Гнев Его терзает и враждует против меня;
  скрежещет на меня зубами своими;
  неприятель мой острит на меня глаза свои.
10 
Разинули на меня пасть свою;
  ругаясь бьют меня по щекам:
  все сговорились против меня.
11 
Предал меня Бог беззаконнику,
  и в руки нечестивым бросил меня.
12 
Я был спокоен; но Он потряс меня;
  взял меня за шею и избил меня,
  и поставил меня целью для Себя.
13 
Окружили меня стрельцы Его;
  Он рассекает внутренности мои и не щадит;
  пролил на землю желчь мою.
14 
Пробивает во мне пролом за проломом;
  бежит на меня, как ратоборец.
15 
Вретище сшил я на кожу мою,
  и в прах положил голову мою.
16 
Лицо мое побагровело от плача,
  и на веждах моих тень смерти,
17 
при всем том, что нет хищения в руках моих,
  и молитва моя чиста.
18 
Земля! не закрой моей крови,
  и да не будет места воплю моему.
19 
И ныне вот на небесах Свидетель мой,
  и Заступник мой в вышних!
20 
Многоречивые друзья мои!
  К Богу слезит око мое.
21 
О, если бы человек мог иметь состязание с Богом,
  как сын человеческий с ближним своим!
22 
Ибо летам моим приходит конец,
  и я отхожу в путь невозвратный.
Дыхание мое ослабело; дни мои угасают;
  гробы предо мною.
Если бы не насмешки их,
  то и среди споров их око мое пребывало бы спокойно.
Заступись, поручись Сам за меня пред Собою!
  иначе кто поручится за меня?
Ибо Ты закрыл сердце их от разумения,
  и потому не дашь восторжествовать им.
Кто обрекает друзей своих в добычу,
  у детей того глаза истают.
Он поставил меня притчею для народа
  и посмешищем для него.
Помутилось от горести око мое,
  и все члены мои, как тень.
Изумятся о сем праведные,
  и невинный вознегодует на лицемера.
Но праведник будет крепко держаться пути своего,
  и чистый руками будет больше и больше утверждаться.
10 
Выслушайте все вы, — и подойдите;
  не найду я мудрого между вами.
11 
Дни мои прошли;
  думы мои — достояние сердца моего — разбиты.
12 
А они ночь хотят превратить в день,
  свет приблизить к лицу тьмы.
13 
Если бы я и ожидать стал, то преисподняя дом мой;
  во тьме постелю я постель мою;
14 
гробу скажу: "ты отец мой",
  червю: "ты мать моя и сестра моя".
15 
Где же после этого надежда моя?
  и ожидаемое мною кто увидит?
16 
В преисподнюю сойдет она,
  и будет покоиться со мною в прахе.
Свернуть

Между Иовом и его друзьями существует одно принципиальное различие: Иов пытается говорить к Богу, а его друзья – о Боге. На практике это приводит к тому, что говоримое Иовом имеет отношение к жизни, а говоримое его друзьями, при всей правильности – отвлеченные вещи. Понимая это, Иов называет речи своих друзей пустой болтовней. На их месте он и сам говорил бы что-нибудь в этом же роде; иными словами, для Иова речи его друзей определяются тем, что страдают не они, а Иов. Утешители из его друзей, в самом деле, никудышные; впрочем, нельзя с уверенностью сказать, что они ставят перед собой такую задачу.

Важно, что для самого Иова его слова не являются терапевтическим средством: его страдание не исчезает от слов. Он взывает к Богу не для того, чтобы избавиться от мук, а чтобы найти в них путь жизни. Иов потрясен бедствием и, насколько можно судить, сознает свою беззащитность. Так можно понять слова 16:8, малопонятные в Синодальном переводе. Древние и современные переводы этого стиха позволяют понять его следующим образом. Бог налагает на Иова Свою руку, и Он же становится свидетелем против него и его Судией. В этом невозможном с человеческой точки зрения судопроизводстве неправота Иова предрешена, ибо некому заступиться за него. Иов надеялся на то, что его друзья будут свидетельствовать в его пользу – попросту говоря, помолятся Богу вместе с ним и о нем; но этого нет. Только сам Иов говорит о том, что не знает за собой вины.

В этом трагическом положении вера Иова подсказывает ему невозможный с точки зрения его друзей выход: он призывает Самого Бога стать его заступником, Свидетелем в пользу Иова. Если Бог – все для человека, если Он судит и Он же свидетельствует о грехах человеческих и Он же ополчается на нечестивого, то пусть Он Сам и заступится за поверженного! Иов снова повторяет свое сетование на то, что с Богом невозможно состязаться, потому что нет никого более высокого, кто мог бы рассудить между Богом и человеком. «Заступись, поручись Сам за меня пред Собою», - взывает Иов, потому что больше некому поручиться за Иова: друзьям его не хватает милосердия. В 17-й главе Иов скорбит о том, что немного осталось дней его, и он сойдет в могилу. По его представлениям тогда уже будет поздно судиться, уже ничего нельзя будет изменить. Поэтому он просит Бога именно сейчас, пока Иов еще жив, стать Заступником. В отличие от его друзей, Иов здесь в точности следует Откровению, данному Богом через библейских пророков.

Другие мысли вслух

 
На Иов 16:1-17:16
1 И отвечал Иов и сказал:
 
2 Cлышал я много такого;
  жалкие утешители все вы!
 
3 Будет ли конец ветреным словам?
  и что побудило тебя так отвечать?
 
4 И я мог бы так же говорить, как вы,
  если бы душа ваша была на месте души моей;
ополчался бы на вас словами,
  и кивал бы на вас головою моею;
 
5 подкреплял бы вас языком моим,
  и движением губ утешал бы.
Говорю ли я, не утоляется скорбь моя;
  перестаю ли, что отходит от меня?
Но ныне Он изнурил меня.
  Ты разрушил всю семью мою.
Ты покрыл меня морщинами
  во свидетельство против меня;
восстает на меня изможденность моя,
  в лицо укоряет меня.
Гнев Его терзает и враждует против меня;
  скрежещет на меня зубами своими;
  неприятель мой острит на меня глаза свои.
10 
Разинули на меня пасть свою;
  ругаясь бьют меня по щекам:
  все сговорились против меня.
11 
Предал меня Бог беззаконнику,
  и в руки нечестивым бросил меня.
12 
Я был спокоен; но Он потряс меня;
  взял меня за шею и избил меня,
  и поставил меня целью для Себя.
13 
Окружили меня стрельцы Его;
  Он рассекает внутренности мои и не щадит;
  пролил на землю желчь мою.
14 
Пробивает во мне пролом за проломом;
  бежит на меня, как ратоборец.
15 
Вретище сшил я на кожу мою,
  и в прах положил голову мою.
16 
Лицо мое побагровело от плача,
  и на веждах моих тень смерти,
17 
при всем том, что нет хищения в руках моих,
  и молитва моя чиста.
18 
Земля! не закрой моей крови,
  и да не будет места воплю моему.
19 
И ныне вот на небесах Свидетель мой,
  и Заступник мой в вышних!
20 
Многоречивые друзья мои!
  К Богу слезит око мое.
21 
О, если бы человек мог иметь состязание с Богом,
  как сын человеческий с ближним своим!
22 
Ибо летам моим приходит конец,
  и я отхожу в путь невозвратный.
Дыхание мое ослабело; дни мои угасают;
  гробы предо мною.
Если бы не насмешки их,
  то и среди споров их око мое пребывало бы спокойно.
Заступись, поручись Сам за меня пред Собою!
  иначе кто поручится за меня?
Ибо Ты закрыл сердце их от разумения,
  и потому не дашь восторжествовать им.
Кто обрекает друзей своих в добычу,
  у детей того глаза истают.
Он поставил меня притчею для народа
  и посмешищем для него.
Помутилось от горести око мое,
  и все члены мои, как тень.
Изумятся о сем праведные,
  и невинный вознегодует на лицемера.
Но праведник будет крепко держаться пути своего,
  и чистый руками будет больше и больше утверждаться.
10 
Выслушайте все вы, — и подойдите;
  не найду я мудрого между вами.
11 
Дни мои прошли;
  думы мои — достояние сердца моего — разбиты.
12 
А они ночь хотят превратить в день,
  свет приблизить к лицу тьмы.
13 
Если бы я и ожидать стал, то преисподняя дом мой;
  во тьме постелю я постель мою;
14 
гробу скажу: "ты отец мой",
  червю: "ты мать моя и сестра моя".
15 
Где же после этого надежда моя?
  и ожидаемое мною кто увидит?
16 
В преисподнюю сойдет она,
  и будет покоиться со мною в прахе.
Свернуть
Отвечая Элифазу, Иов прямо говорит своим друзьям, что они совершенно его не...  Читать далее

Отвечая Элифазу, Иов прямо говорит своим друзьям, что они совершенно его не понимают и не хотят понять (Иов. 16 : 2 – 3). Он говорит им: будь я на вашем месте, а вы на моём, мне тоже ничего не стоило бы так же «утешить» вас ничего не значащими общими фразами и расхожими религиозными истинами (Иов. 16 : 4 – 5). А Иов, между тем, ждёт ответа вовсе не от своих друзей, а от Бога (Иов. 16 : 20). Он обвиняет именно Бога в своих несчастьях, утверждая, что не кто иной, как Сам Бог бросил его на произвол судьбы, как бросают нечестивцев, уничтожил его семью, послал ему болезнь, которой Иов вовсе не заслужил (Иов. 16 : 6 – 17). И всё же Иов говорит о своём небесном Заступнике (Иов. 16 : 18 – 19). На первый взгляд такой переход от отчаяния к надежде может показаться непоследовательным. Но мнимая непоследовательность тут же разрешается (Иов. 16 : 21 – 22).

Как видно, Иов связывает свои надежды именно с тем, что встреча с Богом лицом к лицу, подобная встрече человека с человеком, всё-таки возможна. Тогда есть надежда и на то, что праведность Иова Бог оценит, соотнося Свою святость с человеческой меркой. Пока же оказывается, что Иову приходится защищать свою праведность не только перед Богом, но и перед своими друзьями, которые не хотят его понять и поддержать в его поисках смысла. Слова друзей Иов воспринимает не иначе, как насмешки (Иов. 17 : 1 – 2). Он просит Бога заступиться за него перед друзьями, чьё сердце, по собственным его словам, «закрыто от понимания» (Иов. 17 : 4 – 7).

Иов не сомневается, что его друзья в общении с ним лицемерят (Иов. 17 : 8 – 9). Религиозный страх заставляет их не замечать очевидного: ситуация Иова такова, что ни в какие традиционные религиозные рамки её не вместить, никакой надежды с этой точки зрения у Иова нет и быть не может (Иов. 17 : 13 – 16). А друзья Иова ведут себя с ним так, как будто его ситуация самая обычная, как будто не случилось ничего особенного, и стоит лишь немного подождать, как всё само собой нормализуется и опять станет как прежде. По словам самого Иова, они «пытаются превратить ночь в день» (Иов. 17 : 10 – 12). Неудивительно, что Иов не находит в словах друзей подлинной мудрости, а все их утешения лишь раздражают его.

Свернуть
 
На Иов 16:1-17:16
1 И отвечал Иов и сказал:
 
2 Cлышал я много такого;
  жалкие утешители все вы!
 
3 Будет ли конец ветреным словам?
  и что побудило тебя так отвечать?
 
4 И я мог бы так же говорить, как вы,
  если бы душа ваша была на месте души моей;
ополчался бы на вас словами,
  и кивал бы на вас головою моею;
 
5 подкреплял бы вас языком моим,
  и движением губ утешал бы.
Говорю ли я, не утоляется скорбь моя;
  перестаю ли, что отходит от меня?
Но ныне Он изнурил меня.
  Ты разрушил всю семью мою.
Ты покрыл меня морщинами
  во свидетельство против меня;
восстает на меня изможденность моя,
  в лицо укоряет меня.
Гнев Его терзает и враждует против меня;
  скрежещет на меня зубами своими;
  неприятель мой острит на меня глаза свои.
10 
Разинули на меня пасть свою;
  ругаясь бьют меня по щекам:
  все сговорились против меня.
11 
Предал меня Бог беззаконнику,
  и в руки нечестивым бросил меня.
12 
Я был спокоен; но Он потряс меня;
  взял меня за шею и избил меня,
  и поставил меня целью для Себя.
13 
Окружили меня стрельцы Его;
  Он рассекает внутренности мои и не щадит;
  пролил на землю желчь мою.
14 
Пробивает во мне пролом за проломом;
  бежит на меня, как ратоборец.
15 
Вретище сшил я на кожу мою,
  и в прах положил голову мою.
16 
Лицо мое побагровело от плача,
  и на веждах моих тень смерти,
17 
при всем том, что нет хищения в руках моих,
  и молитва моя чиста.
18 
Земля! не закрой моей крови,
  и да не будет места воплю моему.
19 
И ныне вот на небесах Свидетель мой,
  и Заступник мой в вышних!
20 
Многоречивые друзья мои!
  К Богу слезит око мое.
21 
О, если бы человек мог иметь состязание с Богом,
  как сын человеческий с ближним своим!
22 
Ибо летам моим приходит конец,
  и я отхожу в путь невозвратный.
Дыхание мое ослабело; дни мои угасают;
  гробы предо мною.
Если бы не насмешки их,
  то и среди споров их око мое пребывало бы спокойно.
Заступись, поручись Сам за меня пред Собою!
  иначе кто поручится за меня?
Ибо Ты закрыл сердце их от разумения,
  и потому не дашь восторжествовать им.
Кто обрекает друзей своих в добычу,
  у детей того глаза истают.
Он поставил меня притчею для народа
  и посмешищем для него.
Помутилось от горести око мое,
  и все члены мои, как тень.
Изумятся о сем праведные,
  и невинный вознегодует на лицемера.
Но праведник будет крепко держаться пути своего,
  и чистый руками будет больше и больше утверждаться.
10 
Выслушайте все вы, — и подойдите;
  не найду я мудрого между вами.
11 
Дни мои прошли;
  думы мои — достояние сердца моего — разбиты.
12 
А они ночь хотят превратить в день,
  свет приблизить к лицу тьмы.
13 
Если бы я и ожидать стал, то преисподняя дом мой;
  во тьме постелю я постель мою;
14 
гробу скажу: "ты отец мой",
  червю: "ты мать моя и сестра моя".
15 
Где же после этого надежда моя?
  и ожидаемое мною кто увидит?
16 
В преисподнюю сойдет она,
  и будет покоиться со мною в прахе.
Свернуть
В ответ на речи своих друзей Иов обращается к Богу. Он понимает, что от друзей он больше ничего нового не услышит. Так же, как понимает и то, что ни о какой поддержке с их стороны речи идти не может...  Читать далее

В ответ на речи своих друзей Иов обращается к Богу. Он понимает, что от друзей он больше ничего нового не услышит. Так же, как понимает и то, что ни о какой поддержке с их стороны речи идти не может. Он укоряет друзей: если бы вы оказались на моём месте, а я вот так же вас утешал бы, каково бы вам было? Но, с другой стороны, Иов понимает: его дело — не человеческое. Оно не вмещается в рамки обычной человеческой религиозности. Его может разрешить лишь Сам Бог. И Иов рвётся к Богу. У него одно желание: поговорить с Богом лицом к лицу так же, как человек может поговорить с другим человеком. Осуществить то самое, что его друзьям кажется чем-то совершенно невозможным и даже кощунственным.

Но для Иова это единственный шанс: если Бог явит ему не только Свою силу, но и Своё лицо, тогда в его жизни может появиться какой-то смысл. На религиозных путях Иову смысла уже не найти. Все традиционные ответы он уже знает, но ему эти традиционные ответы ничем помочь не могут. Ситуация экстраординарная. Вот только друзья Иова никак не могут этого понять. Или, вернее, не хотят. Им бы очень хотелось, чтобы всё снова стало, как было, и им бы не пришлось ничего пересматривать в своей собственной жизни и в своей религиозности. Отсюда неизбывное желание всех троих друзей превратить, по словам Иова, ночь в день.

Иову-то очевидно, что прежняя жизнь рухнула, отошла в прошлое безвозвратно. Что его не вылечить. Что ему нужно не лечение, а воскресение, полное обновление всей жизни. Иов уже начинает это чувствовать. Он уже понимает, что ему сейчас одна дорога — в шеол, и если Бог сможет показать ему другую, то лишь чудом, таким чудом, о котором друзья Иова и не помышляют. Ночь может обратиться для Иова в день, если Бог захочет. Друзья же Иова хотят убедить его, что никакой ночи вовсе нет, а Иов просто попал в тень по жизни. Наступила, так сказать, чёрная полоса, но ничего: скоро она сменится белой. Тень исчезнет. Ночь обратится в день.

Главное — терпение и доверие к Богу. Вот эти слова о терпении и доверии больше всего выводят Иова из себя. Потому, что говорятся людьми, которые никогда не переживали ничего подобного тому, что переживает теперь Иов. Когда у человека впереди шеол, остающимся лучше было бы просто помолчать, а не подбадривать сходящего туда бодрыми общими фразами и религиозными нравоучениями. Но этого друзья Иова понять не могут, а Иов не может понять, почему до них никак не доходят столь очевидные вещи.

Свернуть
 
На Иов 16:1-17:16
1 И отвечал Иов и сказал:
 
2 Cлышал я много такого;
  жалкие утешители все вы!
 
3 Будет ли конец ветреным словам?
  и что побудило тебя так отвечать?
 
4 И я мог бы так же говорить, как вы,
  если бы душа ваша была на месте души моей;
ополчался бы на вас словами,
  и кивал бы на вас головою моею;
 
5 подкреплял бы вас языком моим,
  и движением губ утешал бы.
Говорю ли я, не утоляется скорбь моя;
  перестаю ли, что отходит от меня?
Но ныне Он изнурил меня.
  Ты разрушил всю семью мою.
Ты покрыл меня морщинами
  во свидетельство против меня;
восстает на меня изможденность моя,
  в лицо укоряет меня.
Гнев Его терзает и враждует против меня;
  скрежещет на меня зубами своими;
  неприятель мой острит на меня глаза свои.
10 
Разинули на меня пасть свою;
  ругаясь бьют меня по щекам:
  все сговорились против меня.
11 
Предал меня Бог беззаконнику,
  и в руки нечестивым бросил меня.
12 
Я был спокоен; но Он потряс меня;
  взял меня за шею и избил меня,
  и поставил меня целью для Себя.
13 
Окружили меня стрельцы Его;
  Он рассекает внутренности мои и не щадит;
  пролил на землю желчь мою.
14 
Пробивает во мне пролом за проломом;
  бежит на меня, как ратоборец.
15 
Вретище сшил я на кожу мою,
  и в прах положил голову мою.
16 
Лицо мое побагровело от плача,
  и на веждах моих тень смерти,
17 
при всем том, что нет хищения в руках моих,
  и молитва моя чиста.
18 
Земля! не закрой моей крови,
  и да не будет места воплю моему.
19 
И ныне вот на небесах Свидетель мой,
  и Заступник мой в вышних!
20 
Многоречивые друзья мои!
  К Богу слезит око мое.
21 
О, если бы человек мог иметь состязание с Богом,
  как сын человеческий с ближним своим!
22 
Ибо летам моим приходит конец,
  и я отхожу в путь невозвратный.
Дыхание мое ослабело; дни мои угасают;
  гробы предо мною.
Если бы не насмешки их,
  то и среди споров их око мое пребывало бы спокойно.
Заступись, поручись Сам за меня пред Собою!
  иначе кто поручится за меня?
Ибо Ты закрыл сердце их от разумения,
  и потому не дашь восторжествовать им.
Кто обрекает друзей своих в добычу,
  у детей того глаза истают.
Он поставил меня притчею для народа
  и посмешищем для него.
Помутилось от горести око мое,
  и все члены мои, как тень.
Изумятся о сем праведные,
  и невинный вознегодует на лицемера.
Но праведник будет крепко держаться пути своего,
  и чистый руками будет больше и больше утверждаться.
10 
Выслушайте все вы, — и подойдите;
  не найду я мудрого между вами.
11 
Дни мои прошли;
  думы мои — достояние сердца моего — разбиты.
12 
А они ночь хотят превратить в день,
  свет приблизить к лицу тьмы.
13 
Если бы я и ожидать стал, то преисподняя дом мой;
  во тьме постелю я постель мою;
14 
гробу скажу: "ты отец мой",
  червю: "ты мать моя и сестра моя".
15 
Где же после этого надежда моя?
  и ожидаемое мною кто увидит?
16 
В преисподнюю сойдет она,
  и будет покоиться со мною в прахе.
Свернуть
Иов называет друзей жалкими утешителями и отвергает речи. Они и в самом деле слишком легко перешли от утешения к...  Читать далее

Иов называет друзей жалкими утешителями и отвергает речи. Они и в самом деле слишком легко перешли от утешения к упрёкам. Но при этом Иов понимает, что и сам он, окажись на месте обвинителей, мог бы вести себя таким же образом, как и они, многое он теперь понимает глубже, чем его друзья. И когда Иов говорит, что Бог предал его беззаконнику, и в руки нечестивым бросил, то, как можно сделать вывод, к ним он причисляет и самонадеянных обвинителей, пытающихся поучать его на правах друзей.

Но вот после того, как его речь можно принять за сетование на Бога, Иов взывает к Нему. И хотя Иов хочет состязаться с Богом, но и бросая Ему вызов, он не лишён веры и надежды на Него. Он просит Господа защитить его не только от бедствий, но и от тех людей, чьё сердце закрыто от разумения,.. кто обрекает друзей своих в добычу, то есть бросает в беде. Сквозь отчаяние и предельное недоумение можно увидеть, что несмотря ни на что привязанность к Богу не покидает Иова.

Свернуть
 
На Иов 16:1-17:16
1 И отвечал Иов и сказал:
 
2 Cлышал я много такого;
  жалкие утешители все вы!
 
3 Будет ли конец ветреным словам?
  и что побудило тебя так отвечать?
 
4 И я мог бы так же говорить, как вы,
  если бы душа ваша была на месте души моей;
ополчался бы на вас словами,
  и кивал бы на вас головою моею;
 
5 подкреплял бы вас языком моим,
  и движением губ утешал бы.
Говорю ли я, не утоляется скорбь моя;
  перестаю ли, что отходит от меня?
Но ныне Он изнурил меня.
  Ты разрушил всю семью мою.
Ты покрыл меня морщинами
  во свидетельство против меня;
восстает на меня изможденность моя,
  в лицо укоряет меня.
Гнев Его терзает и враждует против меня;
  скрежещет на меня зубами своими;
  неприятель мой острит на меня глаза свои.
10 
Разинули на меня пасть свою;
  ругаясь бьют меня по щекам:
  все сговорились против меня.
11 
Предал меня Бог беззаконнику,
  и в руки нечестивым бросил меня.
12 
Я был спокоен; но Он потряс меня;
  взял меня за шею и избил меня,
  и поставил меня целью для Себя.
13 
Окружили меня стрельцы Его;
  Он рассекает внутренности мои и не щадит;
  пролил на землю желчь мою.
14 
Пробивает во мне пролом за проломом;
  бежит на меня, как ратоборец.
15 
Вретище сшил я на кожу мою,
  и в прах положил голову мою.
16 
Лицо мое побагровело от плача,
  и на веждах моих тень смерти,
17 
при всем том, что нет хищения в руках моих,
  и молитва моя чиста.
18 
Земля! не закрой моей крови,
  и да не будет места воплю моему.
19 
И ныне вот на небесах Свидетель мой,
  и Заступник мой в вышних!
20 
Многоречивые друзья мои!
  К Богу слезит око мое.
21 
О, если бы человек мог иметь состязание с Богом,
  как сын человеческий с ближним своим!
22 
Ибо летам моим приходит конец,
  и я отхожу в путь невозвратный.
Дыхание мое ослабело; дни мои угасают;
  гробы предо мною.
Если бы не насмешки их,
  то и среди споров их око мое пребывало бы спокойно.
Заступись, поручись Сам за меня пред Собою!
  иначе кто поручится за меня?
Ибо Ты закрыл сердце их от разумения,
  и потому не дашь восторжествовать им.
Кто обрекает друзей своих в добычу,
  у детей того глаза истают.
Он поставил меня притчею для народа
  и посмешищем для него.
Помутилось от горести око мое,
  и все члены мои, как тень.
Изумятся о сем праведные,
  и невинный вознегодует на лицемера.
Но праведник будет крепко держаться пути своего,
  и чистый руками будет больше и больше утверждаться.
10 
Выслушайте все вы, — и подойдите;
  не найду я мудрого между вами.
11 
Дни мои прошли;
  думы мои — достояние сердца моего — разбиты.
12 
А они ночь хотят превратить в день,
  свет приблизить к лицу тьмы.
13 
Если бы я и ожидать стал, то преисподняя дом мой;
  во тьме постелю я постель мою;
14 
гробу скажу: "ты отец мой",
  червю: "ты мать моя и сестра моя".
15 
Где же после этого надежда моя?
  и ожидаемое мною кто увидит?
16 
В преисподнюю сойдет она,
  и будет покоиться со мною в прахе.
Свернуть
Между Иовом и его друзьями существует одно принципиальное различие: Иов пытается говорить к Богу, а его друзья – о Боге...  Читать далее

Между Иовом и его друзьями существует одно принципиальное различие: Иов пытается говорить к Богу, а его друзья – о Боге. На практике это приводит к тому, что говоримое Иовом имеет отношение к жизни, а говоримое его друзьями, при всей правильности – отвлеченные вещи. Понимая это, Иов называет речи своих друзей пустой болтовней. На их месте он и сам говорил бы что-нибудь в этом же роде; иными словами, для Иова речи его друзей определяются тем, что страдают не они, а Иов. Утешители из его друзей, в самом деле, никудышные; впрочем, нельзя с уверенностью сказать, что они ставят перед собой такую задачу.

Важно, что для самого Иова его слова не являются терапевтическим средством: его страдание не исчезает от слов. Он взывает к Богу не для того, чтобы избавиться от мук, а чтобы найти в них путь жизни. Иов потрясен бедствием и, насколько можно судить, сознает свою беззащитность. Так можно понять слова 16:8, малопонятные в Синодальном переводе. Древние и современные переводы этого стиха позволяют понять его следующим образом. Бог налагает на Иова Свою руку, и Он же становится свидетелем против него и его Судией. В этом невозможном с человеческой точки зрения судопроизводстве неправота Иова предрешена, ибо некому заступиться за него. Иов надеялся на то, что его друзья будут свидетельствовать в его пользу – попросту говоря, помолятся Богу вместе с ним и о нем; но этого нет. Только сам Иов говорит о том, что не знает за собой вины.

В этом трагическом положении вера Иова подсказывает ему невозможный с точки зрения его друзей выход: он призывает Самого Бога стать его заступником, Свидетелем в пользу Иова. Если Бог – все для человека, если Он судит и Он же свидетельствует о грехах человеческих и Он же ополчается на нечестивого, то пусть Он Сам и заступится за поверженного! Иов снова повторяет свое сетование на то, что с Богом невозможно состязаться, потому что нет никого более высокого, кто мог бы рассудить между Богом и человеком. «Заступись, поручись Сам за меня пред Собою», - взывает Иов, потому что больше некому поручиться за Иова: друзьям его не хватает милосердия. В 17-й главе Иов скорбит о том, что немного осталось дней его, и он сойдет в могилу. По его представлениям тогда уже будет поздно судиться, уже ничего нельзя будет изменить. Поэтому он просит Бога именно сейчас, пока Иов еще жив, стать Заступником. В отличие от его друзей, Иов здесь в точности следует Откровению, данному Богом через библейских пророков.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).