1 Услышав
сие,
Иавин, царь Асорский, послал к Иоваву, царю Мадонскому, и к царю Шимронскому, и к царю Ахсафскому, 2 и к царям, которые
жили
к северу на горе и на равнине с южной стороны Хиннарофа, и на низменных местах, и в Нафоф-Доре к западу, 3 к Хананеям,
которые жили
к востоку и к морю, к Аморреям и Хеттеям, к Ферезеям и к Иевусеям,
жившим
на горе, и к Евеям,
жившим
подле Ермона в земле Массифе. 4 И выступили они и все ополчение их с ними, многочисленный народ, который множеством равнялся песку на берегу морском; и коней и колесниц
было
весьма много. 5 И собрались все цари сии, и пришли и расположились станом вместе при водах Меромских, чтобы сразиться с Израилем. |
6 Но Господь сказал Иисусу: не бойся их, ибо завтра, около сего времени, Я предам всех (их) на избиение (сынам) Израиля; коням же их перережь жилы и колесницы их сожги огнем. 7 Иисус и с ним весь народ, способный к войне, внезапно вышли на них к водам Меромским и напали на них. 8 И предал их Господь в руки Израильтян, и поразили они их, и преследовали их до Сидона великого и до Мисрефоф-Маима, и до долины Мицфы к востоку, и перебили их, так что никого из них не осталось, кто уцелел бы (и избежал). 9 И поступил Иисус с ними так, как сказал ему Господь: коням их перерезал жилы и колесницы их сожег огнем. |
10 В то же время возвратившись Иисус взял Асор и царя его убил мечом (Асор же прежде был главою всех царств сих); 11 и побили все дышащее, что было в нем, мечом, (все) предав заклятию: не осталось ни одной души; а Асор сожег он огнем. 12 И все города царей сих и всех царей их взял Иисус и побил мечом, предав их заклятию, как повелел Моисей, раб Господень; 13 впрочем всех городов, лежавших на возвышенности, не жгли Израильтяне, кроме одного Асора,
который
сжег Иисус. 14 А всю добычу городов сих и (весь) скот разграбили сыны Израилевы себе; людей же всех перебили мечом, так что истребили
всех
их: не оставили (из них) ни одной души. 15 Как повелел Господь Моисею, рабу Своему, так Моисей заповедал Иисусу, а Иисус так и сделал: не отступил ни от одного слова во всем, что повелел Господь Моисею. |
16 Таким образом Иисус взял всю эту нагорную землю, всю землю полуденную, всю землю Гошен и низменные места, и равнину и гору Израилеву, и низменные места (при горе), 17 от горы Халак, простирающейся к Сеиру, до Ваал-Гада в долине Ливанской, подле горы Ермона, и всех царей их взял, поразил их и убил. 18 Долгое время вел Иисус войну со всеми сими царями. 19 Не было (ни одного) города, который заключил бы мир с сынами Израилевыми, кроме Евеев, жителей Гаваона: все взяли они войною; 20 ибо от Господа было то, что они ожесточили сердце свое и войною встречали Израиля — для того, чтобы преданы были заклятию и чтобы не было им помилования, но чтобы истреблены были так, как повелел Господь Моисею. |
21 В то же время пришел Иисус и поразил (всех) Енакимов на горе, в Хевроне, в Давире, в Анаве, на всей горе Иудиной и на всей горе Израилевой; с городами их предал их Иисус заклятию; 22 не осталось (ни одного) из Енакимов в земле сынов Израилевых, остались только в Газе, в Гефе и в Азоте. 23 Таким образом взял Иисус всю землю, как говорил Господь Моисею, и отдал ее Иисусу в удел Израильтянам, по разделению между коленами их. И успокоилась земля от войны. |
Всё новые ханаанские правители посылают войска против израильтян, и снова и снова Иисус Навин побеждает их. Некоторые из этих побед сопровождаются отказом от военной добычи, как в случае с конями и колесницами, однако после других сражений израильские воины грабят имущество. И при всех победах совершается истребление жителей завоёванных городов, такое обычное для нравов тех времён...
И только простое упоминание в конце главы о том, что после всех кровопролитий «успокоилась земля от войны», даёт надежду на то, что не война должна быть нормой взаимоотношений. Но путь к норме ещё долог...
1 Услышав
сие,
Иавин, царь Асорский, послал к Иоваву, царю Мадонскому, и к царю Шимронскому, и к царю Ахсафскому, 2 и к царям, которые
жили
к северу на горе и на равнине с южной стороны Хиннарофа, и на низменных местах, и в Нафоф-Доре к западу, 3 к Хананеям,
которые жили
к востоку и к морю, к Аморреям и Хеттеям, к Ферезеям и к Иевусеям,
жившим
на горе, и к Евеям,
жившим
подле Ермона в земле Массифе. 4 И выступили они и все ополчение их с ними, многочисленный народ, который множеством равнялся песку на берегу морском; и коней и колесниц
было
весьма много. 5 И собрались все цари сии, и пришли и расположились станом вместе при водах Меромских, чтобы сразиться с Израилем. |
6 Но Господь сказал Иисусу: не бойся их, ибо завтра, около сего времени, Я предам всех (их) на избиение (сынам) Израиля; коням же их перережь жилы и колесницы их сожги огнем. 7 Иисус и с ним весь народ, способный к войне, внезапно вышли на них к водам Меромским и напали на них. 8 И предал их Господь в руки Израильтян, и поразили они их, и преследовали их до Сидона великого и до Мисрефоф-Маима, и до долины Мицфы к востоку, и перебили их, так что никого из них не осталось, кто уцелел бы (и избежал). 9 И поступил Иисус с ними так, как сказал ему Господь: коням их перерезал жилы и колесницы их сожег огнем. |
10 В то же время возвратившись Иисус взял Асор и царя его убил мечом (Асор же прежде был главою всех царств сих); 11 и побили все дышащее, что было в нем, мечом, (все) предав заклятию: не осталось ни одной души; а Асор сожег он огнем. 12 И все города царей сих и всех царей их взял Иисус и побил мечом, предав их заклятию, как повелел Моисей, раб Господень; 13 впрочем всех городов, лежавших на возвышенности, не жгли Израильтяне, кроме одного Асора,
который
сжег Иисус. 14 А всю добычу городов сих и (весь) скот разграбили сыны Израилевы себе; людей же всех перебили мечом, так что истребили
всех
их: не оставили (из них) ни одной души. 15 Как повелел Господь Моисею, рабу Своему, так Моисей заповедал Иисусу, а Иисус так и сделал: не отступил ни от одного слова во всем, что повелел Господь Моисею. |
16 Таким образом Иисус взял всю эту нагорную землю, всю землю полуденную, всю землю Гошен и низменные места, и равнину и гору Израилеву, и низменные места (при горе), 17 от горы Халак, простирающейся к Сеиру, до Ваал-Гада в долине Ливанской, подле горы Ермона, и всех царей их взял, поразил их и убил. 18 Долгое время вел Иисус войну со всеми сими царями. 19 Не было (ни одного) города, который заключил бы мир с сынами Израилевыми, кроме Евеев, жителей Гаваона: все взяли они войною; 20 ибо от Господа было то, что они ожесточили сердце свое и войною встречали Израиля — для того, чтобы преданы были заклятию и чтобы не было им помилования, но чтобы истреблены были так, как повелел Господь Моисею. |
21 В то же время пришел Иисус и поразил (всех) Енакимов на горе, в Хевроне, в Давире, в Анаве, на всей горе Иудиной и на всей горе Израилевой; с городами их предал их Иисус заклятию; 22 не осталось (ни одного) из Енакимов в земле сынов Израилевых, остались только в Газе, в Гефе и в Азоте. 23 Таким образом взял Иисус всю землю, как говорил Господь Моисею, и отдал ее Иисусу в удел Израильтянам, по разделению между коленами их. И успокоилась земля от войны. |
Подводя итог войне за землю обетованную, автор Шестикнижия говорит о ней как о деле Божьем, а об Иисусе Навине — как о Божьем человеке, это дело сделавшем. Встаёт закономерный вопрос: значит, Богу война нужна?
Значит, она действительно может быть делом Божьим, и тогда священная война, как о ней говорили и говорят представители всех авраамических традиций, действительно существует? Чтобы на него ответить, надо помнить, что Богу приходится действовать в падшем мире, имея в виду особенности природы и духа падшего человека.
Бог, конечно, мог бы и не смотреть на всё упомянутое, Он мог бы игнорировать и человека, и падший мир, но тогда всё, что Он делает, было бы только Его делом, к которому человек не имел бы отношения. Или имел бы, но как существо несвободное, у которого нет выбора в главном — в отношении к своему Творцу и в отношениях с Ним. Падший же мир без войн существовать не может — тут выбор уже не Бога, а падшего человека.
Вот именно в таком падшем мире, где люди не могут не воевать, и выращивает Бог Свой народ. Избавить его в таких условиях от войны было невозможно: для этого евреям пришлось бы отправиться жить куда-нибудь в полярные области, да и там полной гарантии отсутствия войны никто дать не может. Воевать народу так или иначе всё равно пришлось бы, а сами войны в той же Палестине шли бы независимо от того, жил бы там народ Божий, или нет.
Вся история этой земли тому подтверждение: войны в Палестине шли с незапамятных времён, прерываясь лишь тогда, когда она оказывалась под властью какого-нибудь крупного и сильного государства, которое могло навести там порядок. Создать же собственно палестинское государство, охватывающее территорию всей Палестины, за всю её историю не удалось никому, кроме евреев. Война, стало быть, делом Божьим не является, а вот выживание Его народа в условиях непрерывной войны — является безусловно. И если такое выживание возможно лишь как путь через войну, то этот путь так же безусловно является делом Божьим.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||