1 Вот что получили в удел сыны Израилевы в земле Ханаанской, что разделили им в удел Елеазар священник и Иисус, сын Навин, и начальники поколений в коленах сынов Израилевых; 2 по жребию делили они, как повелел Господь чрез Моисея, девяти коленам и половине колена (Манассиина), 3 ибо двум коленам и половине колена (Манассиина) Моисей дал удел за Иорданом, левитам же не дал удела между ними; 4 ибо от сынов Иосифовых произошли два колена: Манассиино и Ефремово; посему они и не дали левитам части в земле, (а только) города для жительства с предместьями их для скота их и для
других
выгод их. 5 Как повелел Господь Моисею, так
и
сделали сыны Израилевы, когда делили на уделы землю. |
6 Сыны Иудины пришли в Галгал к Иисусу. И сказал ему Халев, сын Иефоннии, Кенезеянин: ты знаешь, что говорил Господь Моисею, человеку Божию, о мне и о тебе в Кадес-Варне; 7 я был сорока лет, когда Моисей, раб Господень, посылал меня из Кадес-Варни осмотреть землю, и я принес ему в ответ, что было у меня на сердце: 8 братья мои, которые ходили со мною, привели в робость сердце народа, а я в точности следовал Господу Богу моему; 9 и клялся Моисей в тот день и сказал: "земля, по которой ходила нога твоя, будет уделом тебе и детям твоим на век, ибо ты в точности последовал Господу Богу моему". 10 Итак, вот, Господь сохранил меня в живых, как Он говорил; уже сорок пять лет
прошло
от того времени, когда Господь сказал Моисею слово сие, и Израиль ходил по пустыне; теперь, вот, мне восемьдесят пять лет; 11 но и ныне я столько же крепок, как и тогда, когда посылал меня Моисей: сколько тогда было у меня силы, столько и теперь есть для того, чтобы воевать и выходить и входить; 12 итак дай мне сию гору, о которой говорил Господь в тот день; ибо ты слышал в тот день, что там (живут) сыны Енаковы, и города
у них
большие и укрепленные; может быть, Господь (будет) со мною, и я изгоню их, как говорил Господь. |
13 Иисус благословил его, и дал в удел Халеву, сыну Иефонниину, (Кенезеянину,) Хеврон. 14 Таким образом Хеврон остался уделом Халева, сына Иефонниина, Кенезеянина, до сего дня, за то, что он в точности последовал (повелению) Господа Бога Израилева. 15 Имя Хеврону прежде было Кириаф-Арбы, как назывался между сынами Енака один человек великий. И земля успокоилась от войны. |
Спустя много лет сбывается слово Господа: Халев получает удел на той самой земле, которую когда-то впервые увидел разведчиком. Тогда народ испугался входить в землю и в очередной раз взбунтовался против Моисея. В тот день Халев выбрал возвещённую Моисею правду Божию, но это значило оказаться в меньшинстве перед лицом всего народа.
Очень часто для того, чтобы отстаивать истину вопреки воле большинства, требуется особенное мужество. Но вот, пошедший против «общественного мнения» оказался победителем и увидел торжество своей правоты.
Трудно в одиночку или с небольшим числом единомышленников «плыть против течения», но не раз и не два Библия рассказывает о драматических событиях, во время которых верность истине хранили немногие...
1 Вот что получили в удел сыны Израилевы в земле Ханаанской, что разделили им в удел Елеазар священник и Иисус, сын Навин, и начальники поколений в коленах сынов Израилевых; 2 по жребию делили они, как повелел Господь чрез Моисея, девяти коленам и половине колена (Манассиина), 3 ибо двум коленам и половине колена (Манассиина) Моисей дал удел за Иорданом, левитам же не дал удела между ними; 4 ибо от сынов Иосифовых произошли два колена: Манассиино и Ефремово; посему они и не дали левитам части в земле, (а только) города для жительства с предместьями их для скота их и для
других
выгод их. 5 Как повелел Господь Моисею, так
и
сделали сыны Израилевы, когда делили на уделы землю. |
6 Сыны Иудины пришли в Галгал к Иисусу. И сказал ему Халев, сын Иефоннии, Кенезеянин: ты знаешь, что говорил Господь Моисею, человеку Божию, о мне и о тебе в Кадес-Варне; 7 я был сорока лет, когда Моисей, раб Господень, посылал меня из Кадес-Варни осмотреть землю, и я принес ему в ответ, что было у меня на сердце: 8 братья мои, которые ходили со мною, привели в робость сердце народа, а я в точности следовал Господу Богу моему; 9 и клялся Моисей в тот день и сказал: "земля, по которой ходила нога твоя, будет уделом тебе и детям твоим на век, ибо ты в точности последовал Господу Богу моему". 10 Итак, вот, Господь сохранил меня в живых, как Он говорил; уже сорок пять лет
прошло
от того времени, когда Господь сказал Моисею слово сие, и Израиль ходил по пустыне; теперь, вот, мне восемьдесят пять лет; 11 но и ныне я столько же крепок, как и тогда, когда посылал меня Моисей: сколько тогда было у меня силы, столько и теперь есть для того, чтобы воевать и выходить и входить; 12 итак дай мне сию гору, о которой говорил Господь в тот день; ибо ты слышал в тот день, что там (живут) сыны Енаковы, и города
у них
большие и укрепленные; может быть, Господь (будет) со мною, и я изгоню их, как говорил Господь. |
13 Иисус благословил его, и дал в удел Халеву, сыну Иефонниину, (Кенезеянину,) Хеврон. 14 Таким образом Хеврон остался уделом Халева, сына Иефонниина, Кенезеянина, до сего дня, за то, что он в точности последовал (повелению) Господа Бога Израилева. 15 Имя Хеврону прежде было Кириаф-Арбы, как назывался между сынами Енака один человек великий. И земля успокоилась от войны. |
Теперь, когда завоевание земли завершено, развязываются все узлы, возвращаются все долги и каждый получает то, что было ему обещано и предназначено ещё в начале пути. Так было и с Халевом. Когда-то давно, когда евреи посылали разведчиков, чтобы обследовать землю, которую потом придётся завоёвывать, Халев с Иисусом Навином были единственными двумя из двенадцати посланных на разведку, кто был готов воевать уже тогда. Все остальные были готовы повернуть назад в Египет или даже умереть в пустыне, лишь бы только не идти на войну.
Вот они-то, Иисус Навин и Халев, и вошли в обещанную Богом народу землю — только они двое из всего своего поколения. Остальные до земли не дошли, оставшись в пустыне, где и умерли, не дожив до завоевания. И само завоевание тогда было отложено Богом до момента, когда уйдёт из жизни поколение трусов. Богу, однако, возможно всё — Он может дать человеку дожить до возраста, до которого подавляющее большинство не доживает, если это необходимо для достижения поставленной Им перед человеком цели. Земля ведь, обещанная Богом Своему народу, вовсе не награда, как иногда думают.
Она — цель пути, который должен привести человека к месту встречи с Богом, и целью она является именно потому, что её Бог избрал для этой встречи. Тем и отличались Халев с Иисусом Навином от большинства своих современников ещё тогда, в пустыне, что для них земля была целью пути, а для остальных — наградой. Желание получить награду делает человека трусом, стремление достичь цели — храбрецом.
Конечно, для стремящегося к цели цель становится наградой, но награда никогда не становится для него целью, как для тех, кто, отправляясь в путь, думает лишь о награде. Дело, однако, не только в системе ценностей и жизненных приоритетов. Дело ещё и в том, что Бог живой не может ни для кого быть наградой, но может стать целью пути для каждого, кто этого захочет. Бога нельзя заполучить как награду за правильное поведение, или правильную религию, или даже правильную жизнь. Его присутствие не может быть и не бывает следствием каких бы то ни было человеческих усилий, а потому не может быть и наградой, которая во всяком случае венчает именно человеческие усилия.
Однако Его присутствие может быть целью человека, целью его пути — целью недостижимой и в то же время открытой человеку постольку, поскольку Бог открывает ему Себя. Земля обетованная и была тем местом, куда как к цели стремились желавшие и искавшие встречи с Богом, местом, где Бог обещал пребывать вечно посреди Своего народа — и потому каждый из народа, кто стремился к ней как к цели своего пути, непременно должен был её обрести.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||