1 По смерти Иисуса вопрошали сыны Израилевы Господа, говоря: кто из нас прежде пойдет на Хананеев — воевать с ними? 2 И сказал Господь: Иуда пойдет; вот, Я предаю землю в руки его. 3 Иуда же сказал Симеону, брату своему: войди со мною в жребий мой, и будем воевать с Хананеями; и я войду с тобою в твой жребий. И пошел с ним Симеон. 4 И пошел Иуда, и предал Господь Хананеев и Ферезеев в руки их, и побили они из них в Везеке десять тысяч человек. 5 В Везеке встретились они с Адони-Везеком, сразились с ним и разбили Хананеев и Ферезеев. 6 Адони-Везек побежал, но они погнались за ним и поймали его и отсекли большие пальцы на руках его и на ногах его. 7 Тогда сказал Адони-Везек: семьдесят царей с отсеченными на руках и на ногах их большими пальцами собирали (крохи) под столом моим; как делал я, так и мне воздал Бог. И привели его в Иерусалим, и он умер там. |
8 И воевали сыны Иудины против Иерусалима и взяли его, и поразили его мечом и город предали огню. 9 Потом пошли сыны Иудины воевать с Хананеями, которые жили на горах и на полуденной земле и на низменных местах. 10 И пошел Иуда на Хананеев, которые жили в Хевроне (имя же Хеврону
было
прежде Кириаф-Арбы), и поразили Шешая, Ахимана и Фалмая (от рода Енакова). |
11 Оттуда пошел он против жителей Давира; имя Давиру
было
прежде Кириаф-Сефер. 12 И сказал Халев: кто поразит Кириаф-Сефер и возьмет его, тому отдам Ахсу, дочь мою, в жену. 13 И взял его Гофониил, сын Кеназа, младшего брата Халевова, и
Халев
отдал в жену ему Ахсу, дочь свою. 14 Когда надлежало ей идти,
Гофониил
научил ее просить у отца ее поле, и она сошла с осла. Халев сказал ей: что тебе? 15 (Ахса) сказала ему: дай мне благословение; ты дал мне землю полуденную, дай мне и источники воды. И дал ей (Халев по желанию ее) источники верхние и источники нижние. |
16 И сыны (Иофора) Кенеянина, тестя Моисеева, пошли из города Пальм с сынами Иудиными в пустыню Иудину, которая на юг от Арада, и пришли и поселились среди народа. 17 И пошел Иуда с Симеоном, братом своим, и поразили Хананеев, живших в Цефафе, и предали его заклятию, и
оттого
называется город сей Хорма. 18 Иуда взял также Газу с пределами ее, Аскалон с пределами его, и Екрон с пределами его (и Азот с окрестностями его). 19 Господь был с Иудою, и он овладел горою; но жителей долины не мог прогнать, потому что у них были железные колесницы. 20 И отдали Халеву Хеврон, как говорил Моисей, (и получил он там в наследие три города сынов Енаковых) и изгнал оттуда трех сынов Енаковых. 21 Но Иевусеев, которые жили в Иерусалиме, не изгнали сыны Вениаминовы, и живут Иевусеи с сынами Вениамина в Иерусалиме до сего дня. |
22 И сыны Иосифа пошли также на Вефиль, и Господь был с ними. 23 (И остановились) и высматривали сыны Иосифовы Вефиль (имя же городу
было
прежде Луз). 24 И увидели стражи человека, идущего из города, (и взяли его) и сказали ему: покажи нам вход в город, и сделаем с тобою милость. 25 Он показал им вход в город, и поразили они город мечом, а человека сего и все родство его отпустили. 26 Человек сей пошел в землю Хеттеев, и построил (там) город и нарек имя ему Луз. Это имя его до сего дня. |
27 И Манассия не выгнал
жителей
Бефсана (который есть Скифополь) и зависящих от него городов, Фаанаха и зависящих от него городов, жителей Дора и зависящих от него городов, жителей Ивлеама и зависящих от него городов, жителей Мегиддона и зависящих от него городов; и остались Хананеи жить в земле сей. 28 Когда Израиль пришел в силу, тогда сделал он Хананеев данниками, но изгнать не изгнал их. |
29 И Ефрем не изгнал Хананеев, живущих в Газере; и жили Хананеи среди их в Газере (и платили им дань). |
30 И Завулон не изгнал жителей Китрона и жителей Наглола, и жили Хананеи среди их и платили им дань. |
31 И Асир не изгнал жителей Акко (которые платили ему дань, и жителей Дора) и жителей Сидона и Ахлава, Ахзива, Хелвы, Афека и Рехова. 32 И жил Асир среди Хананеев, жителей земли той, ибо не изгнал их. |
33 И Неффалим не изгнал жителей Вефсамиса и жителей Бефанафа и жил среди Хананеев, жителей земли той; жители же Вефсамиса и Бефанафа были его данниками. |
34 И стеснили Аморреи сынов Дановых в горах, ибо не давали им сходить на долину. 35 И остались Аморреи жить на горе Херес (где медведи и лисицы), в Аиалоне и Шаалвиме; но рука сынов Иосифовых одолела (Аморреев), и сделались они данниками им. 36 Пределы Аморреев от возвышенности Акравим и от Селы простирались и далее. |
После смерти Навина воины продолжают сражаться под началом колена Иудина. Как и прежде, язычники терпят поражение, но только один из них, Адони-Везек, оказался способен проникнуть в смысл происшедшего, он готов принять случившееся с ним как возмездие за зло, совершённое им самим. Его история звучит прелюдией грядущего покаяния язычников. Не кажется случайным, что после покаянного признания Адони-Везеку было дано умереть своей смертью не где-нибудь, а в Иерусалиме, близ которого спустя много лет, умирая на кресте, один разбойник также признает происшедшее с ним справедливым возмездием.
Сами сыны Иудины, однако, ещё не знают ни того, чем будет Иерусалим для грядущих поколений, ни Того, Кто выйдет из их колена. Ззахватив Иерусалим (не весь город, а только нижнюю часть его), они не стали там закрепляться, а предали город, ещё не ставший Святым Градом, огню. Как не раз бывало, пути Господни, неведомые людям, впоследствии превзошли всё, что могло увидеться внутри привычного кругозора.
1 По смерти Иисуса вопрошали сыны Израилевы Господа, говоря: кто из нас прежде пойдет на Хананеев — воевать с ними? 2 И сказал Господь: Иуда пойдет; вот, Я предаю землю в руки его. 3 Иуда же сказал Симеону, брату своему: войди со мною в жребий мой, и будем воевать с Хананеями; и я войду с тобою в твой жребий. И пошел с ним Симеон. 4 И пошел Иуда, и предал Господь Хананеев и Ферезеев в руки их, и побили они из них в Везеке десять тысяч человек. 5 В Везеке встретились они с Адони-Везеком, сразились с ним и разбили Хананеев и Ферезеев. 6 Адони-Везек побежал, но они погнались за ним и поймали его и отсекли большие пальцы на руках его и на ногах его. 7 Тогда сказал Адони-Везек: семьдесят царей с отсеченными на руках и на ногах их большими пальцами собирали (крохи) под столом моим; как делал я, так и мне воздал Бог. И привели его в Иерусалим, и он умер там. |
8 И воевали сыны Иудины против Иерусалима и взяли его, и поразили его мечом и город предали огню. 9 Потом пошли сыны Иудины воевать с Хананеями, которые жили на горах и на полуденной земле и на низменных местах. 10 И пошел Иуда на Хананеев, которые жили в Хевроне (имя же Хеврону
было
прежде Кириаф-Арбы), и поразили Шешая, Ахимана и Фалмая (от рода Енакова). |
11 Оттуда пошел он против жителей Давира; имя Давиру
было
прежде Кириаф-Сефер. 12 И сказал Халев: кто поразит Кириаф-Сефер и возьмет его, тому отдам Ахсу, дочь мою, в жену. 13 И взял его Гофониил, сын Кеназа, младшего брата Халевова, и
Халев
отдал в жену ему Ахсу, дочь свою. 14 Когда надлежало ей идти,
Гофониил
научил ее просить у отца ее поле, и она сошла с осла. Халев сказал ей: что тебе? 15 (Ахса) сказала ему: дай мне благословение; ты дал мне землю полуденную, дай мне и источники воды. И дал ей (Халев по желанию ее) источники верхние и источники нижние. |
16 И сыны (Иофора) Кенеянина, тестя Моисеева, пошли из города Пальм с сынами Иудиными в пустыню Иудину, которая на юг от Арада, и пришли и поселились среди народа. 17 И пошел Иуда с Симеоном, братом своим, и поразили Хананеев, живших в Цефафе, и предали его заклятию, и
оттого
называется город сей Хорма. 18 Иуда взял также Газу с пределами ее, Аскалон с пределами его, и Екрон с пределами его (и Азот с окрестностями его). 19 Господь был с Иудою, и он овладел горою; но жителей долины не мог прогнать, потому что у них были железные колесницы. 20 И отдали Халеву Хеврон, как говорил Моисей, (и получил он там в наследие три города сынов Енаковых) и изгнал оттуда трех сынов Енаковых. 21 Но Иевусеев, которые жили в Иерусалиме, не изгнали сыны Вениаминовы, и живут Иевусеи с сынами Вениамина в Иерусалиме до сего дня. |
22 И сыны Иосифа пошли также на Вефиль, и Господь был с ними. 23 (И остановились) и высматривали сыны Иосифовы Вефиль (имя же городу
было
прежде Луз). 24 И увидели стражи человека, идущего из города, (и взяли его) и сказали ему: покажи нам вход в город, и сделаем с тобою милость. 25 Он показал им вход в город, и поразили они город мечом, а человека сего и все родство его отпустили. 26 Человек сей пошел в землю Хеттеев, и построил (там) город и нарек имя ему Луз. Это имя его до сего дня. |
27 И Манассия не выгнал
жителей
Бефсана (который есть Скифополь) и зависящих от него городов, Фаанаха и зависящих от него городов, жителей Дора и зависящих от него городов, жителей Ивлеама и зависящих от него городов, жителей Мегиддона и зависящих от него городов; и остались Хананеи жить в земле сей. 28 Когда Израиль пришел в силу, тогда сделал он Хананеев данниками, но изгнать не изгнал их. |
29 И Ефрем не изгнал Хананеев, живущих в Газере; и жили Хананеи среди их в Газере (и платили им дань). |
30 И Завулон не изгнал жителей Китрона и жителей Наглола, и жили Хананеи среди их и платили им дань. |
31 И Асир не изгнал жителей Акко (которые платили ему дань, и жителей Дора) и жителей Сидона и Ахлава, Ахзива, Хелвы, Афека и Рехова. 32 И жил Асир среди Хананеев, жителей земли той, ибо не изгнал их. |
33 И Неффалим не изгнал жителей Вефсамиса и жителей Бефанафа и жил среди Хананеев, жителей земли той; жители же Вефсамиса и Бефанафа были его данниками. |
34 И стеснили Аморреи сынов Дановых в горах, ибо не давали им сходить на долину. 35 И остались Аморреи жить на горе Херес (где медведи и лисицы), в Аиалоне и Шаалвиме; но рука сынов Иосифовых одолела (Аморреев), и сделались они данниками им. 36 Пределы Аморреев от возвышенности Акравим и от Селы простирались и далее. |
Судя по свидетельству Книги Судей, при жизни Иисуса Навина завоевание земли не было ещё завершено полностью. Оно завершилось лишь в том смысле, что все еврейские племена нашли себе землю к западу от Иордана, что, однако, вовсе не означало полного уничтожения или изгнания местного доеврейского населения. Такое очищение земли от язычников было скорее неким религиозно-политическим идеалом, сложившимся в пророческих кругах, к которым принадлежал между прочим и Иисус Навин. На деле же, как всякий подобного рода идеал, он оставался неосуществлённым, да и неосуществимым. Завоевание отдельных палестинских территорий евреями продолжается и после смерти Иисуса Навина, причём о полном очищении земли от местного доеврейского населения речь очевидно не идёт.
Идеал Божьей земли, свободной от языческих алтарей и очищенной от язычества, на которой живёт, следуя Торе, такой же чистый Божий народ, уступил место реальности, в которой еврейские селения соседствовали с языческими, принадлежащими оставшимся на своих местах местным жителям. Ничего удивительного тут не было: земли народу давалось ровно столько, сколько он был готов взять — не захватить, а именно взять, принять из рук Божьих с тем, чтобы освятить её и жить на ней.
Мера же такого принятия определялась духовным состоянием народа, которое отнюдь не было стабильным даже во времена Иисуса Навина, не говоря уже о последующей эпохе. Этой нестабильности соответствовали чередующиеся военные успехи и провалы — и тогда евреи, осваивая новые земли, или изгоняли оттуда местных жителей, или смирялись с их присутствием. Так принимал народ данную ему Богом землю — сообразно своему духовному состоянию.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||