1 Вот те народы, которых оставил Господь, чтобы искушать ими Израильтян, всех, которые не знали о всех войнах Ханаанских — 2 для того только, чтобы знали и учились войне последующие роды сынов Израилевых, которые прежде не знали ее: 3 пять владельцев Филистимских, все Хананеи, Сидоняне и Евеи, живущие на горе Ливане, от горы Ваал-Ермона до входа в Емаф. 4 Они были
оставлены,
чтобы искушать ими Израильтян и узнать, повинуются ли они заповедям Господним, которые Он заповедал отцам их чрез Моисея. 5 И жили сыны Израилевы среди Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев, (Гергесеев) и Иевусеев, 6 и брали дочерей их себе в жены, и своих дочерей отдавали за сыновей их, и служили богам их. |
7 И сделали сыны Израилевы злое пред очами Господа, и забыли Господа Бога своего, и служили Ваалам и Астартам. 8 И воспылал гнев Господень на Израиля, и предал их в руки Хусарсафема, царя Месопотамского, и служили сыны Израилевы Хусарсафему восемь лет. 9 Тогда возопили сыны Израилевы к Господу, и воздвигнул Господь спасителя сынам Израилевым, который спас их, Гофониила, сына Кеназа, младшего брата Халевова. 10 На нем был Дух Господень, и был он судьею Израиля. Он вышел на войну (против Хусарсафема), и предал Господь в руки его Хусарсафема, царя Месопотамского, и преодолела рука его Хусарсафема. 11 И покоилась земля сорок лет. И умер Гофониил, сын Кеназа. |
12 Сыны Израилевы опять стали делать злое пред очами Господа, и укрепил Господь Еглона, царя Моавитского, против Израильтян, за то, что они делали злое пред очами Господа. 13 Он собрал к себе (всех) Аммонитян и Амаликитян, и пошел и поразил Израиля, и овладели они городом Пальм. 14 И служили сыны Израилевы Еглону, царю Моавитскому, восемнадцать лет. |
15 Тогда возопили сыны Израилевы к Господу, и Господь воздвигнул им спасителя Аода, сына Геры, сына Иеминиева, который был левша. И послали сыны Израилевы с ним дары Еглону, царю Моавитскому. 16 Аод сделал себе меч с двумя остриями, длиною в локоть, и припоясал его под плащом своим к правому бедру, 17 (и пришел,) и поднес дары Еглону, царю Моавитскому; Еглон же был человек очень тучный. 18 Когда поднес
Аод
все дары и проводил людей, принесших дары, 19 то сам возвратился от истуканов, которые в Галгале, и сказал: у меня есть тайное слово до тебя, царь. Он сказал: тише! И вышли от него все стоявшие при нем. 20 Аод вошел к нему: он сидел в прохладной горнице, которая была у него отдельно. И сказал Аод: у меня есть до тебя, (царь,) слово Божие. (Еглон) встал со стула (пред ним). 21 (Когда он встал,) Аод простер левую руку свою и взял меч с правого бедра своего и вонзил его в чрево его, 22 так что вошла за острием и рукоять, и тук закрыл острие, ибо
Аод
не вынул меча из чрева его, и он прошел в задние части. 23 И вышел Аод в преддверие, и затворил за собою двери горницы, и замкнул. |
24 Когда он вышел, рабы
Еглона
пришли и видят, вот, двери горницы замкнуты, и говорят: верно он для нужды в прохладной комнате. 25 Ждали довольно долго, но видя, что никто не отпирает дверей горницы, взяли ключ и отперли, и вот, господин их лежит на земле мертвый. |
26 Пока они недоумевали, Аод между тем ушел, (и никто о нем не думал,) прошел мимо истуканов и спасся в Сеираф. 27 Придя же (в землю Израилеву, Аод) вострубил трубою на горе Ефремовой, и сошли с ним сыны Израилевы с горы, и он
шел
впереди их. 28 И сказал им: идите за мною, ибо предал Господь (Бог) врагов ваших Моавитян в руки ваши. И пошли за ним, и перехватили переправу через Иордан к Моаву, и не давали никому переходить. 29 И побили в то время Моавитян около десяти тысяч человек, всё здоровых и сильных, и никто не убежал. 30 Так смирились в тот день Моавитяне пред Израилем, и покоилась земля восемьдесят лет. (И был Аод судьею их до самой смерти.) |
31 После него был Самегар, сын Анафов, который шестьсот человек Филистимлян побил воловьим рожном; и он также спас Израиля. |
Неверность Господу приносит свои плоды, Израиль терпит поражение от некогда побеждённых им народов. Мало того, народ может раствориться среди своих языческих соседей, ведь Израиль появился именно как народ, призванный следовать за Господом. Отпав же от Него, народ отклоняет смысл своего существования.
Аод убивает моавитского царя не в открытом бою. Тем не менее, даже действуя в одиночку, Аод надеется не на свою хитрость и ловкость, а на Господа, о чём говорит его боевой призыв после цареубийства. С малыми силами, но с Божьей помощью восставшие израильтяне освобождаются от гнёта.
При Аоде язычество ещё сильно на обетованной земле, но сам он уже не обращается к идолам, а проходит «мимо истуканов», спасается сам и спасает народ.
1 Вот те народы, которых оставил Господь, чтобы искушать ими Израильтян, всех, которые не знали о всех войнах Ханаанских — 2 для того только, чтобы знали и учились войне последующие роды сынов Израилевых, которые прежде не знали ее: 3 пять владельцев Филистимских, все Хананеи, Сидоняне и Евеи, живущие на горе Ливане, от горы Ваал-Ермона до входа в Емаф. 4 Они были
оставлены,
чтобы искушать ими Израильтян и узнать, повинуются ли они заповедям Господним, которые Он заповедал отцам их чрез Моисея. 5 И жили сыны Израилевы среди Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев, (Гергесеев) и Иевусеев, 6 и брали дочерей их себе в жены, и своих дочерей отдавали за сыновей их, и служили богам их. |
7 И сделали сыны Израилевы злое пред очами Господа, и забыли Господа Бога своего, и служили Ваалам и Астартам. 8 И воспылал гнев Господень на Израиля, и предал их в руки Хусарсафема, царя Месопотамского, и служили сыны Израилевы Хусарсафему восемь лет. 9 Тогда возопили сыны Израилевы к Господу, и воздвигнул Господь спасителя сынам Израилевым, который спас их, Гофониила, сына Кеназа, младшего брата Халевова. 10 На нем был Дух Господень, и был он судьею Израиля. Он вышел на войну (против Хусарсафема), и предал Господь в руки его Хусарсафема, царя Месопотамского, и преодолела рука его Хусарсафема. 11 И покоилась земля сорок лет. И умер Гофониил, сын Кеназа. |
12 Сыны Израилевы опять стали делать злое пред очами Господа, и укрепил Господь Еглона, царя Моавитского, против Израильтян, за то, что они делали злое пред очами Господа. 13 Он собрал к себе (всех) Аммонитян и Амаликитян, и пошел и поразил Израиля, и овладели они городом Пальм. 14 И служили сыны Израилевы Еглону, царю Моавитскому, восемнадцать лет. |
15 Тогда возопили сыны Израилевы к Господу, и Господь воздвигнул им спасителя Аода, сына Геры, сына Иеминиева, который был левша. И послали сыны Израилевы с ним дары Еглону, царю Моавитскому. 16 Аод сделал себе меч с двумя остриями, длиною в локоть, и припоясал его под плащом своим к правому бедру, 17 (и пришел,) и поднес дары Еглону, царю Моавитскому; Еглон же был человек очень тучный. 18 Когда поднес
Аод
все дары и проводил людей, принесших дары, 19 то сам возвратился от истуканов, которые в Галгале, и сказал: у меня есть тайное слово до тебя, царь. Он сказал: тише! И вышли от него все стоявшие при нем. 20 Аод вошел к нему: он сидел в прохладной горнице, которая была у него отдельно. И сказал Аод: у меня есть до тебя, (царь,) слово Божие. (Еглон) встал со стула (пред ним). 21 (Когда он встал,) Аод простер левую руку свою и взял меч с правого бедра своего и вонзил его в чрево его, 22 так что вошла за острием и рукоять, и тук закрыл острие, ибо
Аод
не вынул меча из чрева его, и он прошел в задние части. 23 И вышел Аод в преддверие, и затворил за собою двери горницы, и замкнул. |
24 Когда он вышел, рабы
Еглона
пришли и видят, вот, двери горницы замкнуты, и говорят: верно он для нужды в прохладной комнате. 25 Ждали довольно долго, но видя, что никто не отпирает дверей горницы, взяли ключ и отперли, и вот, господин их лежит на земле мертвый. |
26 Пока они недоумевали, Аод между тем ушел, (и никто о нем не думал,) прошел мимо истуканов и спасся в Сеираф. 27 Придя же (в землю Израилеву, Аод) вострубил трубою на горе Ефремовой, и сошли с ним сыны Израилевы с горы, и он
шел
впереди их. 28 И сказал им: идите за мною, ибо предал Господь (Бог) врагов ваших Моавитян в руки ваши. И пошли за ним, и перехватили переправу через Иордан к Моаву, и не давали никому переходить. 29 И побили в то время Моавитян около десяти тысяч человек, всё здоровых и сильных, и никто не убежал. 30 Так смирились в тот день Моавитяне пред Израилем, и покоилась земля восемьдесят лет. (И был Аод судьею их до самой смерти.) |
31 После него был Самегар, сын Анафов, который шестьсот человек Филистимлян побил воловьим рожном; и он также спас Израиля. |
Судя по словам священнописателя, языческие народы остаются на данной Богом евреям земле для того, чтобы те, кто не застал героической эпохи Иисуса Навина и завоевания Палестины, всё же учились воевать и знали, что такое война с язычниками. Так что же: война, выходит, дело духовно полезное? Будь оно так, Бог, наверное, поощрял бы завоевательные походы Своего народа, призывал бы его к максимально возможному расширению занятых ими земель. Между тем на самом деле Бог ни к чему подобному еврейский народ не призывает. Он, наоборот, чётко очерчивает границы той земли, которую ему предназначил. Расширения территории и завоевательных походов очевидно не предполагалось. Однако воевать надо было учиться — и не только для поддержания в народе соответствующих навыков на случай нападения врагов.
Дело в том, что те войны, которые велись в героические времена Иисуса Навина, воспринимались всеми как священные, а потому они сопровождались мощным религиозным подъёмом. Такой подъём, разумеется, не мог длиться вечно, и по окончании войны он быстро сменился спадом. Вот этот-то спад и надо было преодолеть, и тут война играла свою роль — ту же самую, какую играла она во времена Иисуса Навина. Всякая война предполагает внутреннюю мобилизацию в ней участвующих, она требует определённой духовной собранности. Такое утверждение может показаться странным, ведь у нас с духовной собранностью ассоциируется скорее молитва или какие-то иные духовные практики, чем война, но на самом деле всякая предельная концентрация, независимо от вызвавшей её причины, восстанавливает тот духовный тонус человека, без которого нормальной духовной жизни не бывает.
Война, конечно, способ далеко не лучший, но он, во-первых, наиболее массовый, а во-вторых один из наиболее бесспорных: можно поставить под сомнение необходимость любой духовной практики, однако необходимость воевать, когда враг у ворот, ни у кого сомнений не вызывает. Такая внутренняя мобилизация вкупе с религиозным подъёмом (все войны, которые вёл еврейский народ в эти времена, воспринимались как священные) как бы возвращала не некоторое время народ в то состояние, в котором он находился во времена Иисуса Навина и завоевания Палестины. Место же Иисуса Навина во время этих войн занимали судьи — харизматические лидеры, действовавшие, подобно Иисусу Навину, во имя Божье и связанные с пророческим движением своей эпохи.
Такие Богом поставленные вожди были, конечно, сторонниками чистого яхвизма: все языческие алтари в процессе подготовки к войне обычно уничтожались, по крайней мере, на территории тех племён, которые собирались в войне участвовать. Такие войны, однако, затрагивали лишь часть народа, а не весь народ целиком, как было во время завоевания земли, но даже локальный религиозный подъём всё же несколько оздоровлял духовную атмосферу, напоминая о временах, когда языческие алтари на земле народа Божия не могли никому присниться даже в страшном сне.
Само собой разумеется, что эти локальные духовные и религиозные подъёмы не могли продолжаться вечно — чаще всего они продолжались до смерти или до момента отхода от дел возглавлявшего движение судьи. Говорить о серьёзной и последовательной духовной работе покамест не приходилось — она начнётся в народе существенно позже. Пока же притеснения врагов и ответный религиозный подъём, связанный с очередной священной войной, позволяли народу, по крайней мере, не заснуть духовно и не погрузиться окончательно в язычество.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||