23 И послал Бог злого духа между Авимелехом и между жителями Сихема, и не стали покоряться жители Сихемские Авимелеху, 24 дабы таким образом совершилось мщение за семьдесят сынов Иеровааловых, и кровь их обратилась на Авимелеха, брата их, который убил их, и на жителей Сихемских, которые подкрепили руки его, чтоб убить братьев своих. 25 Жители Сихемские посадили против него в засаду людей на вершинах гор, которые грабили всякого проходящего мимо их по дороге. О сем донесено было Авимелеху. |
26 Пришел же и Гаал, сын Еведов, с братьями своими в Сихем, и ходили они по Сихему, и жители Сихемские положились на него. 27 И вышли в поле, и собирали виноград свой, и давили в точилах, и делали праздники, ходили в дом бога своего, и ели и пили, и проклинали Авимелеха. 28 Гаал, сын Еведов, говорил: кто Авимелех и что Сихем, чтобы нам служить ему? Не сын ли он Иероваалов, и не Зевул ли главный начальник его? Служите лучше потомкам Еммора, отца Сихемова, а ему для чего нам служить? 29 Если бы кто дал народ сей в руки мои, я прогнал бы Авимелеха. И сказано было Авимелеху: умножь войско твое и выходи. |
30 Зевул, начальник города, услышал слова Гаала, сына Еведова, и воспылал гнев его. 31 Он хитрым образом отправляет послов к Авимелеху, чтобы сказать: вот, Гаал, сын Еведов, и братья его пришли в Сихем, и вот, они возмущают против тебя город; 32 итак, встань ночью, ты и народ, находящийся с тобою, и поставь засаду в поле; 33 поутру же, при восхождении солнца, встань рано и приступи к городу; и когда он и народ, который у него, выйдут к тебе, тогда делай с ними, что может рука твоя. |
34 И встал ночью Авимелех и весь народ, находившийся с ним, и поставили в засаду у Сихема четыре отряда. 35 (Поутру) Гаал, сын Еведов, вышел и стал у ворот городских; и встал Авимелех и народ, бывший с ним, из засады. 36 Гаал, увидев народ, говорит Зевулу: вот, народ спускается с вершины гор. А Зевул сказал ему: тень гор тебе кажется людьми. 37 Гаал опять говорил и сказал: вот, народ спускается с возвышенности, и один отряд идет от дуба Меонним. 38 И сказал ему Зевул: где уста твои, которые говорили: "кто Авимелех, чтобы мы стали служить ему?" Это тот народ, который ты пренебрегал; выходи теперь и сразись с ним. 39 И пошел Гаал впереди жителей Сихемских и сразился с Авимелехом. 40 И погнался за ним Авимелех, и побежал он от него, и много пало убитых до самых ворот города. 41 И остался Авимелех в Аруме, а Гаала и братьев его Зевул выгнал, чтоб они не жили в Сихеме. |
42 На другой день вышел народ в поле, и донесли о сем Авимелеху. 43 Он взял свой народ и разделил его на три отряда и поставил в засаду в поле. И увидев, что народ вышел из города, восстал на них и побил их. 44 Между тем как Авимелех и отряды, бывшие с ним, приступили и стали у ворот городских, другие два отряда напали на всех, бывших в поле, и убивали их. 45 И сражался Авимелех с городом весь тот день, и взял город, и побил народ, бывший в нем, и разрушил город и засеял его солью. |
46 Услышав об этом, все бывшие в башне Сихемской ушли в башню капища
Ваал-
Верифа. 47 Авимелеху донесено, что собрались
туда
все бывшие в башне Сихемской. 48 И пошел Авимелех на гору Селмон, сам и весь народ, бывший с ним, и взял Авимелех топоры с собою и нарубил сучьев древесных, и положил на плечи свои, и сказал народу, бывшему с ним: вы видели, что я делал; скорее делайте и вы то же, что я. 49 И нарубил каждый из всего народа сучьев, и пошли за Авимелехом, и положили к башне, и сожгли посредством их башню огнем, и умерли все бывшие в башне Сихемской, около тысячи мужчин и женщин. |
50 Потом пошел Авимелех в Тевец и осадил Тевец и взял его. 51 Среди города была крепкая башня, и убежали туда все мужчины и женщины и все жители города, и заперлись и взошли на кровлю башни. 52 Авимелех пришел к башне и окружил ее и подошел к дверям башни, чтобы сжечь ее огнем. 53 Тогда одна женщина бросила обломок жернова на голову Авимелеху и проломила ему череп. 54 (Авимелех) тотчас призвал отрока, оруженосца своего, и сказал ему: обнажи меч твой и умертви меня, чтобы не сказали обо мне: "женщина убила его". И пронзил его отрок его, и он умер. 55 Израильтяне, видя, что умер Авимелех, пошли каждый в свое место. 56 Так воздал Бог Авимелеху за злодеяние, которое он сделал отцу своему, убив семьдесят братьев своих. 57 И все злодеяния жителей Сихемских обратил Бог на голову их; и постигло их проклятие Иофама, сына Иероваалова. |
Поражение Авимелеха было предопределено его собственными злодеяниями во время борьбы за власть. Он, как и многие до и после него, полагал, что цель оправдывает средства. Но то, что получено греховной ценой, ценой пролития крови невиновных, обязательно рухнет. Авимелех предательски убил своих братьев, и вот от него отвернулись те же самые жители Сихема, которые сделали его царём. Разрушая Сихем, Авимелех думает об отмщении отступникам, но по сути жители Сихема принимают возмездие за соучастие в беззаконных делах Авимелеха.
Знаменательно, что после гибели Авимелеха его дело не устояло, израильтяне «пошли каждый в своё место», и долгое время вождями народа опять были не цари, а судьи.
23 И послал Бог злого духа между Авимелехом и между жителями Сихема, и не стали покоряться жители Сихемские Авимелеху, 24 дабы таким образом совершилось мщение за семьдесят сынов Иеровааловых, и кровь их обратилась на Авимелеха, брата их, который убил их, и на жителей Сихемских, которые подкрепили руки его, чтоб убить братьев своих. 25 Жители Сихемские посадили против него в засаду людей на вершинах гор, которые грабили всякого проходящего мимо их по дороге. О сем донесено было Авимелеху. |
26 Пришел же и Гаал, сын Еведов, с братьями своими в Сихем, и ходили они по Сихему, и жители Сихемские положились на него. 27 И вышли в поле, и собирали виноград свой, и давили в точилах, и делали праздники, ходили в дом бога своего, и ели и пили, и проклинали Авимелеха. 28 Гаал, сын Еведов, говорил: кто Авимелех и что Сихем, чтобы нам служить ему? Не сын ли он Иероваалов, и не Зевул ли главный начальник его? Служите лучше потомкам Еммора, отца Сихемова, а ему для чего нам служить? 29 Если бы кто дал народ сей в руки мои, я прогнал бы Авимелеха. И сказано было Авимелеху: умножь войско твое и выходи. |
30 Зевул, начальник города, услышал слова Гаала, сына Еведова, и воспылал гнев его. 31 Он хитрым образом отправляет послов к Авимелеху, чтобы сказать: вот, Гаал, сын Еведов, и братья его пришли в Сихем, и вот, они возмущают против тебя город; 32 итак, встань ночью, ты и народ, находящийся с тобою, и поставь засаду в поле; 33 поутру же, при восхождении солнца, встань рано и приступи к городу; и когда он и народ, который у него, выйдут к тебе, тогда делай с ними, что может рука твоя. |
34 И встал ночью Авимелех и весь народ, находившийся с ним, и поставили в засаду у Сихема четыре отряда. 35 (Поутру) Гаал, сын Еведов, вышел и стал у ворот городских; и встал Авимелех и народ, бывший с ним, из засады. 36 Гаал, увидев народ, говорит Зевулу: вот, народ спускается с вершины гор. А Зевул сказал ему: тень гор тебе кажется людьми. 37 Гаал опять говорил и сказал: вот, народ спускается с возвышенности, и один отряд идет от дуба Меонним. 38 И сказал ему Зевул: где уста твои, которые говорили: "кто Авимелех, чтобы мы стали служить ему?" Это тот народ, который ты пренебрегал; выходи теперь и сразись с ним. 39 И пошел Гаал впереди жителей Сихемских и сразился с Авимелехом. 40 И погнался за ним Авимелех, и побежал он от него, и много пало убитых до самых ворот города. 41 И остался Авимелех в Аруме, а Гаала и братьев его Зевул выгнал, чтоб они не жили в Сихеме. |
42 На другой день вышел народ в поле, и донесли о сем Авимелеху. 43 Он взял свой народ и разделил его на три отряда и поставил в засаду в поле. И увидев, что народ вышел из города, восстал на них и побил их. 44 Между тем как Авимелех и отряды, бывшие с ним, приступили и стали у ворот городских, другие два отряда напали на всех, бывших в поле, и убивали их. 45 И сражался Авимелех с городом весь тот день, и взял город, и побил народ, бывший в нем, и разрушил город и засеял его солью. |
46 Услышав об этом, все бывшие в башне Сихемской ушли в башню капища
Ваал-
Верифа. 47 Авимелеху донесено, что собрались
туда
все бывшие в башне Сихемской. 48 И пошел Авимелех на гору Селмон, сам и весь народ, бывший с ним, и взял Авимелех топоры с собою и нарубил сучьев древесных, и положил на плечи свои, и сказал народу, бывшему с ним: вы видели, что я делал; скорее делайте и вы то же, что я. 49 И нарубил каждый из всего народа сучьев, и пошли за Авимелехом, и положили к башне, и сожгли посредством их башню огнем, и умерли все бывшие в башне Сихемской, около тысячи мужчин и женщин. |
50 Потом пошел Авимелех в Тевец и осадил Тевец и взял его. 51 Среди города была крепкая башня, и убежали туда все мужчины и женщины и все жители города, и заперлись и взошли на кровлю башни. 52 Авимелех пришел к башне и окружил ее и подошел к дверям башни, чтобы сжечь ее огнем. 53 Тогда одна женщина бросила обломок жернова на голову Авимелеху и проломила ему череп. 54 (Авимелех) тотчас призвал отрока, оруженосца своего, и сказал ему: обнажи меч твой и умертви меня, чтобы не сказали обо мне: "женщина убила его". И пронзил его отрок его, и он умер. 55 Израильтяне, видя, что умер Авимелех, пошли каждый в свое место. 56 Так воздал Бог Авимелеху за злодеяние, которое он сделал отцу своему, убив семьдесят братьев своих. 57 И все злодеяния жителей Сихемских обратил Бог на голову их; и постигло их проклятие Иофама, сына Иероваалова. |
Притча, рассказанная Йотамом, оказалась пророческой: попытка установить в еврейском обществе царскую власть закончилась большой кровью. Ничего удивительного тут нет: в той ситуации, в которой была сделана попытка её установить, ей было совершенно не на чем держаться — ни в духовном плане, ни в психологическом, ни в юридическом. Общество было патриархально-родовым, оно управлялось старейшинами племён и главами больших патриархальных родов. Большинство людей такая ситуация устраивала. Исключение составляли те, кто в этом традиционном родоплеменном обществе не могли себя найти, но таких было немного. В том мире, о котором говорится в книге, царь должен был быть или военным вождём, или сакральной фигурой.
В первом случае можно говорить о так называемой военной демократии, когда царя избирает собрание воинов как своего лидера, во втором — о сакрализации власти предводителя, который становится священной фигурой, как произошло в Египте и в Вавилонии. В еврейском обществе ни первое, ни второе было в те времена немыслимо. Там мог появиться лишь лидер-харизматик наподобие судей, на которого смотрели, как на Божьего человека и, соответственно, как на Богом данного вождя. Яхвизм был единственной силой, соединяющей племена в единый народ, и только религиозный лидер мог объединить между собой под своим началом людей из разных племён.
Все остальные попытки подчинить своей власти чужаков, каковыми в глазах подавляющего большинства считались все иноплеменники, даже если они были евреями, могли закончиться лишь провалом. Оно и неудивительно: ведь никакая власть не может держаться сама собой. Крах Авимелеха описан в Книге Судей как крах человека, попытавшегося утвердить свою власть на одной силе, помимо Бога. В таком взгляде есть своя глубина, превосходящая ту конкретную религиозно-политическую ситуацию, которая описана в книге.
Разумеется, лидеры пророческого движения того времени были принципиальными противниками любой светской власти для народа Божия. Дело, однако, не сводилось только к религиозно-политическим взглядам, господствовавшим в пророческих общинах своей эпохи. Дело в том, что власть как феномен сугубо внешний, связанный исключительно с силой, вообще не имеет сколько-нибудь долговременных перспектив в человеческом обществе.
Конечно, власть и сама по себе является следствием грехопадения, сама идея властвования в том виде, в каком она существует в сознании падшего человека, несовместима ни с подлинной духовной жизнью, ни с нормальными, по-настоящему глубокими межчеловеческими отношениями, ни с полноценным богообщением. Есть, однако, в падшем человеческом обществе и осознание некоторой неизбежности всего, что связано с властью: глядя на падший мир, всякий трезвомыслящий человек понимает, что появление той или иной власти в нём необходимо постольку, поскольку все межчеловеческие отношения после падения оказываются поражены грехом, а значит, они неизбежно должны стать в известных случаях до известной степени неполноценными и ненастоящими, чтобы не оказаться разрушительными для тех, кого связывают.
Внешняя учтивость нередко прикрывает прямую ненависть, но, если кроме ненависти за учтивостью действительно ничего больше нет, лучше не срывать её покров слишком решительно, чтобы не дойти в конце концов до прямого смертоубийства. Отчасти на этой же коллизии межчеловеческих отношений в падшем мире паразитирует и власть — упорядоченные, пусть и механические, отношения с ограничением взаимного насилия всё же лучше анархии, где каждый может убить каждого.
Однако понимающий всё это человек никогда не станет упиваться властью, он не сделает её самоцелью, понимая, что она — неизбежное зло падшего мира, существующее ради чего-то иного, уже к ней не относящегося. Вот такое осознание несамоценности власти и позволяет ей опираться на что-то, что само по себе ей если не противоположно, то, как минимум чуждо, будь то религия, мораль или какие бы то ни было ценности. Если же такой опоры нет, и остаётся одна лишь сила, всё неизбежно заканчивается большой кровью — раньше или позже, в больших или меньших масштабах. Так, как и произошло в конце концов с Авимелехом.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||