Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Суд 17:1-13

Поделиться
1 Был некто на горе Ефремовой, именем Миха. 2 Он сказал матери своей: тысяча сто сиклей серебра, которые у тебя взяты и за которые ты при мне изрекла проклятие, это серебро у меня, я взял его. Мать его сказала: благословен сын мой у Господа! 3 И возвратил он матери своей тысячу сто сиклей серебра. И сказала мать его: это серебро я от себя посвятила Господу для (тебя,) сына моего, чтобы сделать из него истукан и литый кумир; итак отдаю оное тебе. 4 Но он возвратил серебро матери своей. Мать его взяла двести сиклей серебра и отдала их плавильщику. Он сделал из них истукан и литый кумир, который и находился в доме Михи. 5 И был у Михи дом Божий. И сделал он ефод и терафим и посвятил одного из сыновей своих, чтоб он был у него священником. 6 В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым.
7 Один юноша из Вифлеема Иудейского, из колена Иудина, левит, тогда жил там; 8 этот человек пошел из города Вифлеема Иудейского, чтобы пожить, где случится, и идя дорогою, пришел на гору Ефремову к дому Михи. 9 И сказал ему Миха: откуда ты идешь? Он сказал ему: я левит из Вифлеема Иудейского и иду пожить, где случится. 10 И сказал ему Миха: останься у меня и будь у меня отцом и священником; я буду давать тебе по десяти сиклей серебра на год, потребное одеяние и пропитание. 11 Левит пошел к нему и согласился левит остаться у этого человека, и был юноша у него, как один из сыновей его. 12 Миха посвятил левита, и этот юноша был у него священником и жил в доме у Михи. 13 И сказал Миха: теперь я знаю, что Господь будет мне благотворить, потому что левит у меня священником.
Свернуть

Миха ещё не язычник, но он уже вполне по-язычески смотрит на богослужение как на что-то такое, что было бы выгодно иметь в домашнем хозяйстве.

Как удобно иметь под рукой всё своё, в том числе собственного священника и персональный храм, а в перспективе — самодельного Бога! Не надо иметь дело с окружающими толпами, все обряды можно совершать вне очереди. Всё бы замечательно, вот только оторвавшись от реальной жизни Церкви веру нетрудно и исказить.

То, что продолжилось идолопоклонством, вовсе не случайно началось с воровства у собственной матери. Горделивое стремление религиозно обособиться здесь, и не в последний раз, прослоено попиранием заповедей.

Другие мысли вслух

 
На Суд 17:1-13
1 Был некто на горе Ефремовой, именем Миха. 2 Он сказал матери своей: тысяча сто сиклей серебра, которые у тебя взяты и за которые ты при мне изрекла проклятие, это серебро у меня, я взял его. Мать его сказала: благословен сын мой у Господа! 3 И возвратил он матери своей тысячу сто сиклей серебра. И сказала мать его: это серебро я от себя посвятила Господу для (тебя,) сына моего, чтобы сделать из него истукан и литый кумир; итак отдаю оное тебе. 4 Но он возвратил серебро матери своей. Мать его взяла двести сиклей серебра и отдала их плавильщику. Он сделал из них истукан и литый кумир, который и находился в доме Михи. 5 И был у Михи дом Божий. И сделал он ефод и терафим и посвятил одного из сыновей своих, чтоб он был у него священником. 6 В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым.
7 Один юноша из Вифлеема Иудейского, из колена Иудина, левит, тогда жил там; 8 этот человек пошел из города Вифлеема Иудейского, чтобы пожить, где случится, и идя дорогою, пришел на гору Ефремову к дому Михи. 9 И сказал ему Миха: откуда ты идешь? Он сказал ему: я левит из Вифлеема Иудейского и иду пожить, где случится. 10 И сказал ему Миха: останься у меня и будь у меня отцом и священником; я буду давать тебе по десяти сиклей серебра на год, потребное одеяние и пропитание. 11 Левит пошел к нему и согласился левит остаться у этого человека, и был юноша у него, как один из сыновей его. 12 Миха посвятил левита, и этот юноша был у него священником и жил в доме у Михи. 13 И сказал Миха: теперь я знаю, что Господь будет мне благотворить, потому что левит у меня священником.
Свернуть
Заключительная часть Книги Судей посвящена описанию межплеменных распрей, повлекших за собой большое кровопролитие...  Читать далее

Заключительная часть Книги Судей посвящена описанию межплеменных распрей, повлекших за собой большое кровопролитие.

Точно датировать эти события невозможно, но, скорее всего, они имели место ближе к концу эпохи Судей, возможно, на рубеже XII-XI вв. до н.э. Начинается же всё с одного, казалось бы, незначительного события: некий человек устраивает у себя дома святилище и даже нанимает левита для совершения богослужений. Казалось бы, ничего особенного: в те времена помимо Скинии у евреев было немало святилищ — родовых и племенных. Были и традиционные, древние, ещё в эпоху Патриархов появившиеся религиозные центры, от которых, разумеется, никто не отказывался. Бывают, однако, ситуации, переходящие всякие границы.

Конечно, посвятить Богу украденное серебро, которое тебе вернули, само по себе совершенно нормально. Ненормальной была форма этого посвящения и его способ. Конечно, домашнее, семейное святилище Михи в принципе было ничем не лучше и не хуже других таких же святилищ — семейных, родовых и племенных. Проблема была в другом: в глазах самого Михи и его домашних оно заменяло собой Скинию. Особенно откровенной и нетерпимой подмена стала тогда, когда Миха нанял себе левита. Левиты были служителями Скинии по определению, по факту принадлежности к соответствующему племени. У других алтарей могли служить и служили другие люди — это мог быть, например, старейшина племени или глава рода, если речь шла об алтарях племенных и родовых.

Левиты же могли служить только при Скинии, никаких других вариантов для них быть не могло, это знали и они сами, и все остальные евреи. Нанятый левит означал полное забвение и того, что такое яхвизм, и того, что такое Скиния, и того, что такое левитское служение. Всё обесценилось, превратилось в род игры, но игра была опасной потому, что играли с огнём: Божье присутствие в народе сохранялось, и Скиния оставалась Скинией, кто бы что об этом ни думал.

Тут было даже не осквернение святыни, а просто полное её уничтожение, когда на святыню вообще перестают смотреть как на святыню, считая её чем-то вроде талисмана, с которым можно обращаться, как с безделушкой. Играть, имитируя богослужение, могут или дети, которые это делают от чистого сердца, или люди, для которых святыня перестала быть таковой. Нечто подобное в конце концов, как видно, произошло и в народе Божьем, который переставал быть Божьим настолько, насколько распространялось в нём это безразличие к святости и к святыне. Ничем хорошим, разумеется, такой процесс закончиться не мог.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).