7 Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому. 8 Но пророк, укоряя их, говорит: "вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, 9 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь. 10 Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом. 11 И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня. 12 Потому что Я буду милостив к неправдам их, 13 Говоря "новый", показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению.и грехов их и беззаконий их не воспомяну более". |
В этом отрывке цитируется обетование Божие из книги пророка Иеремии (Иер 31:31-34). Господь говорит, что завет, который Он хочет заключить со своим народом, должен принципиально отличаться от всех прежних заветов. Прежний завет был теорией. Это было некое знание о том, что следует делать... но это знание не работало: народ не пребыл в завете. Почему? Да потому что невозможно сохранить единство с Богом путём выполнения правил! Либо человек не сможет разобраться во всех правилах, либо будет выполнять их механически, не сердцем, а только разумом, либо и то, и другое. Новый Завет принципиально отличается именно тем, что Господь начинает действовать уже не снаружи, но изнутри. Он вкладывает закон в мысли и в сердце. Это возможно только действием Святого Духа. И только позволяя Ему совершать это в нас, мы сможем жить в Его правде и быть Его народом.
7 Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому. 8 Но пророк, укоряя их, говорит: "вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, 9 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь. 10 Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом. 11 И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня. 12 Потому что Я буду милостив к неправдам их, 13 Говоря "новый", показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению.и грехов их и беззаконий их не воспомяну более". |
Продолжая разговор о Христе как о Первосвященнике, автор послания вспоминает слова Иеремии о новом, мессианском союзе-завете, который Бог заключит со Своим народом, когда придёт Мессия.
Отличительной особенностью каждого вновь заключаемого союза-завета становится то или иное качество отношений между Богом и Его народом. Мессианский завет, судя по словам Иеремии, будет отличаться тем, что каждый станет живой Торой: жизнь каждого тогда станут определять только его отношения с Богом, живое откровение и связанный с ними внутренний духовно-нравственный императив, называвшийся в послепленный период внутренней Торой. И вот теперь, по мысли автора послания, это время, о котором говорил пророк, настало.
Прежний завет уступает место новому. Но автор далёк от понимания завета как простого юридически обязывающего договора, хотя употреблённое в тексте греческое и соответствующее ему еврейское слова означают именно такой договор. Речь идёт именно о союзе, о той динамике отношений Бога со Своим народом, где нет места простой замене одного алгоритма другим. В самом деле: всякие отношения с Богом, будь то отдельного человека, будь то общины или даже целого народа всегда меняют духовную жизнь человека или человеческого сообщества, придавая ей новое качество.
И новые отношения, когда приходит время для них, не отменяют этих изменений: человек, община иди даже целый народ вступают в новый союз-завет такими, какими они стали на предшествующем этапе. Но сам предшествующий этап заканчивается, он исчерпывает себя, «стареет» и «ветшает», как говорит о нём автор послания. На смену же прежнему союзу-завету, прежней динамике отношений приходит завет новый, и новые отношения в своей духовной динамике оказываются уже неотделимы от Христа как нового Первосвященника.
7 Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому. 8 Но пророк, укоряя их, говорит: "вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, 9 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь. 10 Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом. 11 И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня. 12 Потому что Я буду милостив к неправдам их, 13 Говоря "новый", показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению.и грехов их и беззаконий их не воспомяну более". |
От темы Мессии-Первосвященника автор послания переходит к теме старого и нового союза-завета. Он цитирует (хотя и достаточно вольно) известные слова Иеремии о новом, мессианском союзе-завете, который, по словам пророка, должен будет прийти на смену союзу, заключённому на Синае во времена Моисея (ст. 8 – 12; ср. Иер. 31 : 31 – 33). При этом автор послания говорит о неполноте («недостаточности») прежнего союза, которая и привела к необходимости его обновления с приходом Мессии (ст. 7). Разумеется, неполнота сама по себе не обесценивает однажды заключённого союза, но она требует дальнейшего развития, углубления отношений с Богом, без которого прежний союз разваливается, теряя свой смысл. Иеремия не случайно обращает особое внимание на тот факт, что прежний союз, заключённый на Синае, оказался нарушен потомками тех, кто в своё время клялся его соблюдать, а новый, идущий ему на смену, должен не просто восстановить разрушенные отношения народа с Богом, но и углубить их, придав им новое качество. Если же этого не произойдёт, то и прежний союз не устоит: сам по себе он обречён (ст. 13).
Здесь автор послания выражает сущность природы Царства: оно никогда не бывает статичным, само его существование — динамика, развитие, расширение. И союз-завет он рассматривает, прежде всего, в контексте истории Царства (или его предыстории, если иметь в виду дохристианский период). Вся история отношений Бога со Своим народом, так же, как и с отдельными его представителями, предполагала путь в Царство. С приходом Мессии завершился очень важный и очень долгий его этап, который можно было бы считать подготовительным, этап, начавшийся на Синае в день заключения завета и дарования Торы. Но приход Мессии означал вместе с тем и начало нового этапа, который предполагал приобщение ищущих к жизни Царства и раскрытие Царства в нашем преображающемся, но ещё не преображённом мире. Сам союз-завет имеет смысл лишь в контексте этого духовного процесса, который не предполагает остановки: и приближение Царства, и его раскрытие в нашем ещё не до конца преображённом мире — процесс непрерывный. Остановиться означает выпасть из этого процесса, перестать быть его частью, а тогда никакие прежде заключённые союзы не спасут. Царство — это жизнь, жизнь во всей её полноте, которая не может остановится на полпути. Так же, как не может остановиться на полпути и ищущий Царства.
7 Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому. 8 Но пророк, укоряя их, говорит: "вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, 9 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь. 10 Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом. 11 И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня. 12 Потому что Я буду милостив к неправдам их, 13 Говоря "новый", показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению.и грехов их и беззаконий их не воспомяну более". |
В этом отрывке цитируется обетование Божие из книги пророка Иеремии (Иер 31:31-34). Господь говорит, что завет, который Он хочет заключить со своим народом, должен принципиально отличаться от всех прежних заветов. Прежний завет был теорией. Это было некое знание о том, что следует делать... но это знание не работало: народ не пребыл в завете. Почему? Да потому что невозможно сохранить единство с Богом путём выполнения правил! Либо человек не сможет разобраться во всех правилах, либо будет выполнять их механически, не сердцем, а только разумом, либо и то, и другое. Новый Завет принципиально отличается именно тем, что Господь начинает действовать уже не снаружи, но изнутри. Он вкладывает закон в мысли и в сердце. Это возможно только действием Святого Духа. И только позволяя Ему совершать это в нас, мы сможем жить в Его правде и быть Его народом.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||