Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Суд 19:1-30

Поделиться
1 В те дни, когда не было царя у Израиля, жил один левит на склоне горы Ефремовой. Он взял себе наложницу из Вифлеема Иудейского. 2 Наложница его поссорилась с ним и ушла от него в дом отца своего в Вифлеем Иудейский и была там четыре месяца. 3 Муж ее встал и пошел за нею, чтобы поговорить к сердцу ее и возвратить ее к себе. С ним был слуга его и пара ослов. Она ввела его в дом отца своего. 4 Отец этой молодой женщины, увидев его, с радостью встретил его, и удержал его тесть его, отец молодой женщины. И пробыл он у него три дня; они ели и пили и ночевали там. 5 В четвертый день встали они рано, и он встал, чтоб идти. И сказал отец молодой женщины зятю своему: подкрепи сердце твое куском хлеба, и потом пойдете. 6 Они остались, и оба вместе ели и пили. И сказал отец молодой женщины человеку тому: останься еще на ночь, и пусть повеселится сердце твое. 7 Человек тот встал, было, чтоб идти, но тесть его упросил его, и он опять ночевал там. 8 На пятый день встал он поутру, чтоб идти. И сказал отец молодой женщины той: подкрепи сердце твое (хлебом), и помедлите, доколе преклонится день. И ели оба они (и пили). 9 И встал тот человек, чтоб идти, сам он, наложница его и слуга его. И сказал ему тесть его, отец молодой женщины: вот, день преклонился к вечеру, ночуйте, пожалуйте; вот, дню скоро конец, ночуй здесь, пусть повеселится сердце твое; завтра пораньше встанете в путь ваш, и пойдешь в дом твой.
10 Но муж не согласился ночевать, встал и пошел; и пришел к Иевусу, что ныне Иерусалим; с ним пара навьюченных ослов и наложница его с ним. 11 Когда они были близ Иевуса, день уже очень преклонился. И сказал слуга господину своему: зайдем в этот город Иевусеев и ночуем в нем. 12 Господин его сказал ему: нет, не пойдем в город иноплеменников, которые не из сынов Израилевых, но дойдем до Гивы. 13 И сказал слуге своему: дойдем до одного из сих мест и ночуем в Гиве, или в Раме. 14 И пошли, и шли, и закатилось солнце подле Гивы Вениаминовой. 15 И повернули они туда, чтобы пойти ночевать в Гиве. И пришел он и сел на улице в городе; но никто не приглашал их в дом для ночлега.
16 И вот, идет один старик с работы своей с поля вечером; он родом был с горы Ефремовой и жил в Гиве. Жители же места сего были сыны Вениаминовы. 17 Он, подняв глаза свои, увидел прохожего на улице городской. И сказал старик: куда идешь? и откуда ты пришел? 18 Он сказал ему: мы идем из Вифлеема Иудейского к горе Ефремовой, откуда я; я ходил в Вифлеем Иудейский, а теперь иду к дому Господа; и никто не приглашает меня в дом; 19 у нас есть и солома и корм для ослов наших; также хлеб и вино для меня и для рабы твоей и для сего слуги есть у рабов твоих; ни в чем нет недостатка. 20 Старик сказал ему: будь спокоен: весь недостаток твой на мне, только не ночуй на улице. 21 И ввел его в дом свой и дал корму ослам (его), а сами они омыли ноги свои и ели и пили.
22 Тогда как они развеселили сердца свои, вот, жители города, люди развратные, окружили дом, стучались в двери и говорили старику, хозяину дома: выведи человека, вошедшего в дом твой, мы познаем его. 23 Хозяин дома вышел к ним и сказал им: нет, братья мои, не делайте зла, когда человек сей вошел в дом мой, не делайте этого безумия; 24 вот у меня дочь девица, и у него наложница, выведу я их, смирите их и делайте с ними, что вам угодно; а с человеком сим не делайте этого безумия. 25 Но они не хотели слушать его. Тогда муж взял свою наложницу и вывел к ним на улицу. Они познали ее, и ругались над нею всю ночь до утра. И отпустили ее при появлении зари. 26 И пришла женщина пред появлением зари, и упала у дверей дома того человека, у которого был господин ее, и лежала до света.
27 Господин ее встал поутру, отворил двери дома и вышел, чтоб идти в путь свой: и вот, наложница его лежит у дверей дома, и руки ее на пороге. 28 Он сказал ей: вставай, пойдем. Но ответа не было, (потому что она умерла). Он положил ее на осла, встал и пошел в свое место. 29 Придя в дом свой, взял нож и, взяв наложницу свою, разрезал ее по членам ее на двенадцать частей и послал во все пределы Израилевы. 30 Всякий, видевший это, говорил: не бывало и не видано было подобного сему от дня исшествия сынов Израилевых из земли Египетской до сего дня. (Посланным же от себя людям он дал приказание и сказал: так говорите всему Израилю: бывало ли когда подобное сему?) Обратите внимание на это, посоветуйтесь и скажите.
Свернуть

Нравственная деградация в народе продолжается, и вот одно из колен Израилевых, заключившее Завет верности с Господом, не только повторило, но и превысило грехи содомских язычников. Впрочем, не в одной лишь Гиве заповеди были забыты. Неопределённый статус пострадавшей женщины, именуемой то женой, то наложницей, говорит об ослаблении нравов даже среди левитов, призванных хранить Моисеев Закон.

Расчленение тела замученной женщины и его рассылка во все колена Израилевы для нас, конечно, выглядит чудовищно. Но здесь проявился не только бурный темперамент одного определённого левита, более того, не только нравы далёких от нас времён и земель. Через этот поступок мы можем почувствовать выбивающий из любой привычной колеи ужас, охвативший не забывших заповеди израильтян: до какой же степени непотребства мы можем докатиться и как же теперь жить дальше перед лицом столь вопиющего зла?

Когда зло становится привычным, потрясение, вынуждающее увидеть его мерзость лицом к лицу, может оказаться необходимым.

Другие мысли вслух

 
На Суд 19:1-30
1 В те дни, когда не было царя у Израиля, жил один левит на склоне горы Ефремовой. Он взял себе наложницу из Вифлеема Иудейского. 2 Наложница его поссорилась с ним и ушла от него в дом отца своего в Вифлеем Иудейский и была там четыре месяца. 3 Муж ее встал и пошел за нею, чтобы поговорить к сердцу ее и возвратить ее к себе. С ним был слуга его и пара ослов. Она ввела его в дом отца своего. 4 Отец этой молодой женщины, увидев его, с радостью встретил его, и удержал его тесть его, отец молодой женщины. И пробыл он у него три дня; они ели и пили и ночевали там. 5 В четвертый день встали они рано, и он встал, чтоб идти. И сказал отец молодой женщины зятю своему: подкрепи сердце твое куском хлеба, и потом пойдете. 6 Они остались, и оба вместе ели и пили. И сказал отец молодой женщины человеку тому: останься еще на ночь, и пусть повеселится сердце твое. 7 Человек тот встал, было, чтоб идти, но тесть его упросил его, и он опять ночевал там. 8 На пятый день встал он поутру, чтоб идти. И сказал отец молодой женщины той: подкрепи сердце твое (хлебом), и помедлите, доколе преклонится день. И ели оба они (и пили). 9 И встал тот человек, чтоб идти, сам он, наложница его и слуга его. И сказал ему тесть его, отец молодой женщины: вот, день преклонился к вечеру, ночуйте, пожалуйте; вот, дню скоро конец, ночуй здесь, пусть повеселится сердце твое; завтра пораньше встанете в путь ваш, и пойдешь в дом твой.
10 Но муж не согласился ночевать, встал и пошел; и пришел к Иевусу, что ныне Иерусалим; с ним пара навьюченных ослов и наложница его с ним. 11 Когда они были близ Иевуса, день уже очень преклонился. И сказал слуга господину своему: зайдем в этот город Иевусеев и ночуем в нем. 12 Господин его сказал ему: нет, не пойдем в город иноплеменников, которые не из сынов Израилевых, но дойдем до Гивы. 13 И сказал слуге своему: дойдем до одного из сих мест и ночуем в Гиве, или в Раме. 14 И пошли, и шли, и закатилось солнце подле Гивы Вениаминовой. 15 И повернули они туда, чтобы пойти ночевать в Гиве. И пришел он и сел на улице в городе; но никто не приглашал их в дом для ночлега.
16 И вот, идет один старик с работы своей с поля вечером; он родом был с горы Ефремовой и жил в Гиве. Жители же места сего были сыны Вениаминовы. 17 Он, подняв глаза свои, увидел прохожего на улице городской. И сказал старик: куда идешь? и откуда ты пришел? 18 Он сказал ему: мы идем из Вифлеема Иудейского к горе Ефремовой, откуда я; я ходил в Вифлеем Иудейский, а теперь иду к дому Господа; и никто не приглашает меня в дом; 19 у нас есть и солома и корм для ослов наших; также хлеб и вино для меня и для рабы твоей и для сего слуги есть у рабов твоих; ни в чем нет недостатка. 20 Старик сказал ему: будь спокоен: весь недостаток твой на мне, только не ночуй на улице. 21 И ввел его в дом свой и дал корму ослам (его), а сами они омыли ноги свои и ели и пили.
22 Тогда как они развеселили сердца свои, вот, жители города, люди развратные, окружили дом, стучались в двери и говорили старику, хозяину дома: выведи человека, вошедшего в дом твой, мы познаем его. 23 Хозяин дома вышел к ним и сказал им: нет, братья мои, не делайте зла, когда человек сей вошел в дом мой, не делайте этого безумия; 24 вот у меня дочь девица, и у него наложница, выведу я их, смирите их и делайте с ними, что вам угодно; а с человеком сим не делайте этого безумия. 25 Но они не хотели слушать его. Тогда муж взял свою наложницу и вывел к ним на улицу. Они познали ее, и ругались над нею всю ночь до утра. И отпустили ее при появлении зари. 26 И пришла женщина пред появлением зари, и упала у дверей дома того человека, у которого был господин ее, и лежала до света.
27 Господин ее встал поутру, отворил двери дома и вышел, чтоб идти в путь свой: и вот, наложница его лежит у дверей дома, и руки ее на пороге. 28 Он сказал ей: вставай, пойдем. Но ответа не было, (потому что она умерла). Он положил ее на осла, встал и пошел в свое место. 29 Придя в дом свой, взял нож и, взяв наложницу свою, разрезал ее по членам ее на двенадцать частей и послал во все пределы Израилевы. 30 Всякий, видевший это, говорил: не бывало и не видано было подобного сему от дня исшествия сынов Израилевых из земли Египетской до сего дня. (Посланным же от себя людям он дал приказание и сказал: так говорите всему Израилю: бывало ли когда подобное сему?) Обратите внимание на это, посоветуйтесь и скажите.
Свернуть
Происшествие с левитом, описанное в Книге Судей, совершенно очевидным образом напоминает другое: то, что произошло с вестниками Божьими в Содоме, в доме Лота. Только происходит всё...  Читать далее

Происшествие с левитом, описанное в Книге Судей, совершенно очевидным образом напоминает другое: то, что произошло с вестниками Божьими в Содоме, в доме Лота. Только происходит всё это не в Содоме и не в Гоморре, а в еврейском селении под названием Гива, которое находится на территории еврейского племени Биньямин (колено Вениамина). Левит, конечно, не ангел, он не мог сотворить того чуда, которое сотворили ангелы в доме Лота, не впустив туда местных извращенцев. Жертвой возбуждённой похотью толпы стала наложница левита.

Того самого левита, который специально проделал долгий путь почти уже ночью с тем, чтобы не останавливаться на ночлег в языческом Иевусе (так в те времена назывался город, который позже станет Иерусалимом) и дойти до какого-нибудь еврейского селения. Он, левит, был уверен, что его принадлежность к племени служителей Скинии что-то ещё значит в еврейском обществе, но дальнейшие события показали, что он ошибался: если для старшего поколения всё так ещё и было, то для всех остальных левит ничем не отличался от любого другого человека и никакого особенного уважения не заслуживал.

Вот тут-то, на примере описанного в этой главе события, и стали видны результаты тех духовных процессов, которые, надо думать, довольно давно протекали уже в еврейском обществе, всё больше отдаляя народ от идеала народа Божия. Прежде, в предыдущих главах книги мы видели левита, готового за деньги служить в частном доме в устроенном хозяином святилище, имитирующем то ли Скинию, то ли какой-то языческий алтарь, то ли всё перечисленное вместе. Видели мы там и людей, уверенных, что всё, включая «святыни», можно или купить за деньги, или даже захватить силой, а захватив, оборудовать собственное «святилище» там, где будет удобнее.

Они находили друг друга — продажные левиты и предприимчивые любители «святынь» и организаторы «святилищ». Итог же мы видим теперь, в том, что происходит не где-то в Содоме, а в еврейском селении под названием Гива, в землях еврейского племени Биньямин. Самое же печальное заключается в том, что описанная в Книге Судей ситуация вовсе не убеждает нас, что что-нибудь похожее не могло бы произойти в эти времена в любом другом еврейском селении.

Левит действует предельно жёстко: он рассекает тело своей убитой наложницы на части и рассылает их по всем еврейским племенам. Это своеобразный вопль отчаяния и возмущения: он всё же надеется, что его услышат, что тут всё-таки чрезвычайное событие, а не некая, как говорят иногда в наши дни, «новая нормальность». Ведь если тут и впрямь «новая нормальность», значит, народ Божий не только перестал быть Божьим, но постепенно перестаёт быть и народом, вырождаясь в дикую орду без всяких нравственных норм и тормозов.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).