Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Пс 10:1-7

Поделиться
 Начальнику хора. Псалом Давида
На Господа уповаю;
  как же вы говорите душе моей:
  "улетай на гору вашу, как птица"?
Ибо вот, нечестивые натянули лук,
  стрелу свою приложили к тетиве,
  чтобы во тьме стрелять в правых сердцем.
Когда разрушены основания,
  что сделает праведник?
Господь во святом храме Своем,
  Господь, — престол Его на небесах,
  очи Его зрят (на нищего); вежды Его испытывают сынов человеческих.
Господь испытывает праведного;
  а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его.
Дождем прольет Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу;
  и палящий ветер — их доля из чаши;
Ибо Господь праведен, любит правду;
  лице Его видит праведника.
Свернуть

В Книге Псалмов бедность и праведность нередко отождествляются, а праведный и нечестивый оказываются друг другу противопоставлены. Такое понимание бедности восходит к проповеди Исайи Иерусалимского — это он впервые заговорил о бедности не столько как о материальном положении, сколько как о духовном состоянии. Именно бедность он считал необходимой на пути праведности.

Как духовное состояние бедность, прежде всего, предполагает осознание того достаточно очевидного факта, что никто из нас, чего бы и сколько он ни имел в этом мире, не может достичь праведности своими силами. Для падшего человека ведь праведность — не свойство и не качество, которое можно было бы так или иначе приобрести или заслужить, она — состояние, в котором человек может находиться, если Бог его в такое состояние введёт, но которого человек не может достичь сам.

Если говорить о пути праведности, в главном человек оказывается нищим, а все его богатства именно этого главного и не могут ему дать. Бедняк осознаёт всё сказанное, а осознавая, понимает, что ему остаётся лишь отдать Богу себя и свою жизнь в надежде, что Бог сделает то, чего сам он сделать не в состоянии. Можно пребывать в праведности, но нельзя быть праведником — такова одна из главных мыслей Исайи Иерусалимского, которую разделяет и автор псалма.

Что же до нечестивца, то он вовсе не обязательно должен быть воинствующим атеистом или таким же воинствующим кощунником и богохульником. Нечестивец как раз вполне может быть человеком внешне религиозным, если только он сочтёт это для себя полезным. Соответствующее еврейское слово обозначает скорее прагматичного циника, чем человека с какими бы то ни было убеждениями, хотя бы и атеистическими.

Этимология его связана с понятием внутренней порчи, изнутри идущего разрушения. В самом деле: цинизм ведь и разрушает человека изнутри. Путь праведности предполагает внутреннее становление человека, которое раньше или позже проявится и вовне, в том, как и чем человек живёт. Отказ же от этого пути приводит к тому, что внутренний духовный стержень человека разрушается, и цинизм оказывается как раз результатом и внешним проявлением такого разрушения. Отсюда и противопоставление в псалме праведника нечестивому — противопоставление не формальное, а сущностное, противопоставление двух путей, пути жизни и пути смерти.

Другие мысли вслух

 
На Пс 11:3
Ложь говорит каждый своему ближнему;
  уста льстивы, говорят от сердца притворного.
Свернуть
Когда мы оглядываемся вокруг, мы видим очевидную несправедливость царящего в мире порядка (или почти беспорядка), видим явную «сбитость» критериев оценки людьми своего поведения...  Читать далее

Когда мы оглядываемся вокруг, мы видим очевидную несправедливость царящего в мире порядка (или почти беспорядка!), видим явную «сбитость» критериев оценки людьми своего поведения. Наконец, мы заглядываем в себя — и не можем не ужаснуться своим мотивам и помыслам. Всему этому псалмопевец ставит диагноз: разрушены основания. Философ Мераб Мамардашвили говорил об «антропологической катастрофе», состоящей в том же самом — разрушены основания, основания того, что и есть человечность в человеке. Эпоха явного или неявного господства материализма в человеческом мировоззрении подменила подлинные, духовные основания человеческой личности — материальными, телесными, плотскими. Даже по сравнению с языческими временами это катастрофа, потому что тогда была подмена верной духовности неверной, а сейчас фактическое отвержение духовности вообще (нельзя же считать духовностью идеологию). Человек больше не видит смысла в понятиях «Бог», «истина», «грех», «спасение» и т.д. А не видя смысла, не ищет ни истины, ни спасения, и не обращается от греха к Богу.

Что же может сделать в этой ситуации праведник? Наверное, просто «быть не от мира», быть не таким, как все, сохранять веру и верность, тем самым быть «каналом», по которому Божия благодать все-таки достигает этого мира, и по слову пророка Иезекииля «встать в проломе стены», чтобы не погибла эта земля. В целом, все это значит — жить жизнью Христа.

Свернуть
 
На Пс 11:1-7
1 Начальнику хора. На восьмиструнном.
Псалом Давида
Спаси (меня), Господи, ибо не стало праведного,
  ибо нет верных между сынами человеческими.
Ложь говорит каждый своему ближнему;
  уста льстивы, говорят от сердца притворного.
Истребит Господь все уста льстивые,
  язык велеречивый,
тех, которые говорят: "языком нашим пересилим,
  уста наши с нами; кто нам господин?"
Ради страдания нищих и воздыхания бедных
  ныне восстану, говорит Господь,
  поставлю в безопасности того, кого уловить хотят.
Слова Господни — слова чистые,
  серебро, очищенное от земли в горниле,
  семь раз переплавленное.
Свернуть
Когда зло наступает и тьма вокруг сгущается, когда враги не только повсюду господствуют, но и «разрушают...  Читать далее

Когда зло наступает и тьма вокруг сгущается, когда враги не только повсюду господствуют, но и «разрушают основания», уничтожают сами нравственные основы человеческого существования, Господь остаётся несокрушимым. Мало заметная точка, которой вера выглядит в сердцах верного остатка, становится тем плацдармом, с которого может начаться освобождение порабощённого грехом мира.

Зло может торжествовать, одерживая видимые победы, но Господь возвышается над ними, оставаясь неприступной твердыней. То, что сотворено нечестивыми, неизбежно вернётся к ним, и чем внушительнее временные победы зла, тем сокрушительнее его поражение.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).