1 И взял Авраам еще жену, именем Хеттуру. 2 Она родила ему Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шуаха. 3 Иокшан родил Шеву, (Фемана) и Дедана. Сыны Дедана были: (Рагуил, Навдеил,) Ашурим, Летушим и Леюмим. 4 Сыны Мадиана: Ефа, Ефер, Ханох, Авида и Елдага. Все сии сыны Хеттуры. 5 И отдал Авраам все, что было у него, Исааку (сыну своему), 6 а сынам наложниц, которые были у Авраама, дал Авраам подарки и отослал их от Исаака, сына своего, еще при жизни своей, на восток, в землю восточную. |
7 Дней жизни Авраамовой, которые он прожил, было сто семьдесят пять лет; 8 и скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный (жизнью), и приложился к народу своему. 9 И погребли его Исаак и Измаил, сыновья его, в пещере Махпеле, на поле Ефрона, сына Цохара, Хеттеянина, которое против Мамре, 10 на поле (и в пещере), которые Авраам приобрел от сынов Хетовых. Там погребены Авраам и Сарра, жена его. 11 По смерти Авраама Бог благословил Исаака, сына его. Исаак жил при Беэр-лахай-рои. |
12 Вот родословие Измаила, сына Авраамова, которого родила Аврааму Агарь Египтянка, служанка Саррина; 13 и вот имена сынов Измаиловых, имена их по родословию их: первенец Измаилов Наваиоф,
за ним
Кедар, Адбеел, Мивсам, 14 Мишма, Дума, Масса, 15 Хадад, Фема, Иетур, Нафиш и Кедма. 16 Сии суть сыны Измаиловы, и сии имена их, в селениях их, в кочевьях их.
Это
двенадцать князей племен их. 17 Лет же жизни Измаиловой было сто тридцать семь лет; и скончался он, и умер, и приложился к народу своему. 18 Они жили от Хавилы до Сура, что пред Египтом, как идешь к Ассирии. Они поселились пред лицем всех братьев своих. |
19 Вот родословие Исаака, сына Авраамова. Авраам родил Исаака. 20 Исаак был сорока лет, когда он взял себе в жену Ревекку, дочь Вафуила Арамеянина из Месопотамии, сестру Лавана Арамеянина. 21 И молился Исаак Господу о (Ревекке) жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его. 22 Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа. 23 Господь сказал ей: Два племени во чреве твоем, 24 И настало время родить ей: и вот близнецы в утробе ее. 25 Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя Исав. 26 Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков. Исаак же был шестидесяти лет, когда они родились (от Ревекки).и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему. |
27 Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах. 28 Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова. |
29 И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый. 30 И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом. 31 Но Иаков сказал (Исаву): продай мне теперь же свое первородство. 32 Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве? 33 Иаков сказал (ему): поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал (Исав) первородство свое Иакову. 34 И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство. |
Эта глава посвящена описанию жизни многих людей. Авраам умирает в покое и довольстве. Измаил женился, у него много детей и он живет в мире со своим единокровным братом Иссаком. Исаак счастливо женат. Единственное, что омрачало его жизнь – это отсутствие детей. И вот, после 20 лет брака, Ревека рожает двух мальчиков. Мирная спокойная жизнь. Про Исаака мы мало что узнаем, кроме этого. Но зато с момента рождения между его сыновьями зреет спор. Основой конфликта становится тот факт, что старший, т.е. первородный и наследник, совершенно не считает свое первородство чем-то ценным. Зато младший готов все отдать за то, чтобы ему досталось право быть первым в роду, наследовать от отца. Речь идет не о материальном наследстве, а о благословении отца для сына, передача ответственности за семью, род и, в случае с семьей Авраама, речь идет о благословении Божьем и о земле обетованной. Исав расстался со всем этим за миску похлебки. Иаков получил то, ради чего он мог пойти на все, всего лишь вовремя накормив брата.
1 И взял Авраам еще жену, именем Хеттуру. 2 Она родила ему Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шуаха. 3 Иокшан родил Шеву, (Фемана) и Дедана. Сыны Дедана были: (Рагуил, Навдеил,) Ашурим, Летушим и Леюмим. 4 Сыны Мадиана: Ефа, Ефер, Ханох, Авида и Елдага. Все сии сыны Хеттуры. 5 И отдал Авраам все, что было у него, Исааку (сыну своему), 6 а сынам наложниц, которые были у Авраама, дал Авраам подарки и отослал их от Исаака, сына своего, еще при жизни своей, на восток, в землю восточную. |
7 Дней жизни Авраамовой, которые он прожил, было сто семьдесят пять лет; 8 и скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный (жизнью), и приложился к народу своему. 9 И погребли его Исаак и Измаил, сыновья его, в пещере Махпеле, на поле Ефрона, сына Цохара, Хеттеянина, которое против Мамре, 10 на поле (и в пещере), которые Авраам приобрел от сынов Хетовых. Там погребены Авраам и Сарра, жена его. 11 По смерти Авраама Бог благословил Исаака, сына его. Исаак жил при Беэр-лахай-рои. |
12 Вот родословие Измаила, сына Авраамова, которого родила Аврааму Агарь Египтянка, служанка Саррина; 13 и вот имена сынов Измаиловых, имена их по родословию их: первенец Измаилов Наваиоф,
за ним
Кедар, Адбеел, Мивсам, 14 Мишма, Дума, Масса, 15 Хадад, Фема, Иетур, Нафиш и Кедма. 16 Сии суть сыны Измаиловы, и сии имена их, в селениях их, в кочевьях их.
Это
двенадцать князей племен их. 17 Лет же жизни Измаиловой было сто тридцать семь лет; и скончался он, и умер, и приложился к народу своему. 18 Они жили от Хавилы до Сура, что пред Египтом, как идешь к Ассирии. Они поселились пред лицем всех братьев своих. |
19 Вот родословие Исаака, сына Авраамова. Авраам родил Исаака. 20 Исаак был сорока лет, когда он взял себе в жену Ревекку, дочь Вафуила Арамеянина из Месопотамии, сестру Лавана Арамеянина. 21 И молился Исаак Господу о (Ревекке) жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его. 22 Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа. 23 Господь сказал ей: Два племени во чреве твоем, 24 И настало время родить ей: и вот близнецы в утробе ее. 25 Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя Исав. 26 Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков. Исаак же был шестидесяти лет, когда они родились (от Ревекки).и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему. |
27 Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах. 28 Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова. |
29 И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый. 30 И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом. 31 Но Иаков сказал (Исаву): продай мне теперь же свое первородство. 32 Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве? 33 Иаков сказал (ему): поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал (Исав) первородство свое Иакову. 34 И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство. |
В истории Иакова и Исава положительных героев не найти. Равно, как и отрицательных — каждый из двоих по-своему неоднозначен. Соперничество и борьба за первородство понятны: это борьба за власть. Старший сын вождя обычно наследовал власть в племени после смерти отца. В случае Иакова и Исава определиться было непросто: разница составляла несколько секунд и была чисто формальной — по сути, Иаков и Исав были одного возраста.
Только вот характер у братьев оказался диаметрально противоположным. Исав несомненно куда больше импонировал мужской части племени: охотник, воин, он с детства в степи. Иное дело Иаков: типичный маменькин сынок, он всё время в шатре, с женщинами.
Так можно и нужно было в те времена растить девочку, но никак не мальчика, который должен был вырасти настоящим мужчиной — иначе ему не нашлось бы достойного места в племени. Исав в глазах всего племени и рос настоящим мужчиной, и вырос таким — оттого он и не сомневался в том, что вождём после смерти отца быть ему, но уж никак не его брату. Иакова Исав всерьёз не принимал: он был уверен, что власть ему гарантирована, а продажу своего права первенца («первородства») Иакову считал, скорее всего, лишь ни к чему не обязывающей игрой.
Для Иакова же всё было всерьёз. Он хотел власти, стремился к ней, мечтал о том, чтобы после смерти отца стать вождём. Парадоксальным образом Исава этот вопрос не занимал, наверное, потому, что он был уверен: власть и так у него в руках, бороться ему не с кем. С другой стороны, он не особо дорожил своим правом первенца. Он едва ли лукавил, говоря Иакову: я хожу на смерть, и что мне в этом первородстве (соответствующее еврейское выражение можно перевести и как «я умираю», и как «я хожу на смерть»)?
Судя по этим словам, Исав был, по крайней мере, в молодости, не из тех, кто особо дорожил жизнью. Для охотника и воина такое самоощущение естественно, но для будущего вождя его нельзя не счесть чересчур легкомысленным: играть своей жизнью тогда, когда на тебе ответственность за племя, едва ли разумно.
С возрастом, конечно, привычки и мироощущение меняются, но было в Исаве и ещё кое-что: он был уверен в том, что будет хорошим вождём, что он готов занять место отца. Он не собирался прилагать к тому особых усилий. Иное дело Иаков: он знал, что ему как раз усилий предстоит затратить немало, что власть сама по себе ему в руки не упадёт. Богу оставалось лишь направить эти усилия в нужное русло.
С таким человеком, как Иаков, с человеком, готовым к целенаправленным усилиям, работать можно. С тем, кто уверен, что он и так готов, работать сложно, если вообще возможно. Между тем на самом деле не был готов ни Исав, ни Иаков. Исав был готов стать вождём своего племени — но это не то, что стать вождём народа Божия. Иаков был не готов ни к чему, кроме любых усилий, которые он бы приложил для того, чтобы стать вождём. Он готов меняться, готов работать — и Бог выбирает его.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||