Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Рим 4:9-11

Поделиться
9 Блаженство сие относится к обрезанию, или к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность. 10 Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания. 11 И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность,
Свернуть

Павел обращает внимание на факт, который не раз затрагивался в раввинистических дискуссиях его эпохи: Авраам услышал Бога, узнал Его и поверил Ему раньше дарования Торы, и даже раньше того дня, когда обрезался. Обрезание было важнейшим моментом, для евреев в те времена (а для ортодоксальных верующих евреев и сегодня) мир делится на обрезанных и необрезанных, на своих и чужих, на евреев и язычников.

В связи с этим в раввинистической среде немало спорили о том, в какой же именно момент Авраам становится «отцом всех верующих». Апостол утверждает: он стал таковым в тот самый момент, когда доверился Богу. А Тора и обрезание — это потом. Оно и понятно. В самом деле: ведь Тора в конечном счёте не самоцель, она — лишь средство на пути праведности. На том самом пути, который, по словам Павла, теперь, после прихода Христа, возможен только вместе с Ним.

Поэтому вера — главное. Речь идёт, конечно, не о том, что мы зачастую называем верой сегодня, не догматику, в правильности которой мы убеждены, не символы веры, которые мы готовы отстаивать, и даже не мировоззрение, которое мы воспринимаем как самое правильное и адекватное. Речь идёт о вере в библейском смысле слова, о вере как о доверии и как о тех отношениях, которые из такого доверия вытекают. А отношения всегда динамичны и всегда в настоящем. Всегда здесь и теперь.

Тора же лишь помогает нам так выстроить нашу жизнь (внутреннюю и внешнюю), чтобы отношения с Богом, отношения со Христом всегда оставались для нас тем центром, вокруг которого собрано всё остальное. А «дела Торы», включая даже столь важное дело, как обрезание — уже третий, внешний уровень существования человека. Он, конечно, тоже значим, но не он определяет отношения человека с Богом и людьми. Так выстраивает апостол ту иерархию уровней существования, как сказал бы современный философ, экзистенциальных слоёв, без которой полноценная христианская жизнь будет, как минимум, затруднена, а то и вовсе невозможна.

Другие мысли вслух

 
На Рим 4:1-15
1 Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти? 2 Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом. 3 Ибо что говорит Писание? "Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность". 4 Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу. 5 А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность. 6 Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел: 
7 "Блаженны, чьи беззакония прощены
  и чьи грехи покрыты.
 
8 Блажен человек, которому Господь не вменит греха".
9 Блаженство сие относится к обрезанию, или к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность. 10 Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания. 11 И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность, 12 и отцом обрезанных, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании.
13 Ибо не законом даровано Аврааму, или семени его, обетование — быть наследником мира, но праведностью веры. 14 Если утверждающиеся на законе суть наследники, то тщетна вера, бездейственно обетование; 15 ибо закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления.
Свернуть
Продолжая тему универсализма Торы, Павел обращается к образу Авраама. Он указывает...  Читать далее

Продолжая тему универсализма Торы, Павел обращается к образу Авраама. Он указывает на тот факт, что Авраам стал праведником не вследствие своей религиозности, а потому, что он сумел довериться Богу (ст. 1 – 3). Апостол вновь указывает на то, что доверие к Богу является основой праведности, а дела праведности — лишь следствие этого доверия (ст. 4 – 8). Даже такой важный религиозный обряд, как обрезание, оказывается для Павла лишь знаком тех отношений, которые связывают праведника с Богом, но никак не их основанием (ст. 9 – 12). Можно было бы сказать, что в этих своих рассуждениях Павел остаётся последователем Гиллеля и своего наставника Гамалиила: ведь именно Гиллель и его последователи всегда утверждали, что основой праведности и духовной жизни вообще являются отношения с Богом, а вся остальная религиозность, связанная с соблюдением Торы, — лишь их следствие, без которых она теряет всякий смысл. Но Павел снова идёт дальше и Гиллеля, и Гамалиила. Он говорит: если обрезание — лишь знак принадлежности к народу Божию, который даётся Богом Аврааму как следствие его праведности, то праведность возможна и для необрезанных, если они сумеют довериться Богу так же, как обрезанные. В этом смысле Авраам становится духовным отцом всех праведников, как обрезанных (евреев), так и необрезанных (язычников) (ст. 11 – 12).

Апостол отнюдь не считает, что между двумя этими категориями праведников нет никакой разницы, он лишь напоминает, что праведность одна, и если человек, хотя бы и необрезанный, идёт путём праведности, то раньше или позже он придёт туда же, куда приходят этим путём обрезанные. Тора не ковёр-самолёт, данный Богом Своему народу для того, чтобы перенести его в Царство как бы по мановению волшебной палочки, избавив от того пути, на котором обретается праведность, она — путеводитель, помогающий не сбиться с пути. Рассматривать Тору как некую привилегию — опасное заблуждение, ведь, если отнестись к ней всерьёз, она обнаружит не преимущества, а грехи того, кто стремится ей следовать. Праведность больше Торы, праведник получает от Бога то, что ему было обещано, отнюдь не потому, что он этого заслужил, а лишь по милости Божией; Тора сама по себе не даёт никому никаких прав (ст. 13 – 14). Если бы кто-нибудь вздумал похвалиться перед Богом тем, что он знает Тору лучше других, это вполне закономерно вызвало бы лишь гнев Божий: ведь такое знание выявило бы в первую очередь не праведность, а грехи хвалящегося (ст. 14 – 15). В этом отношении язычнику проще: он не претендует на знание Торы или на то, чтобы быть её хранителем. Знание Торы само по себе не гарантирует праведности, и потому на пути к Царству перед Богом нет разницы между евреем и язычником, но с тех, кому дана Тора, спрос выше: ведь они знают о своих грехах больше, чем те, кто о Торе не слышал.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).