1 Не внимай пустому слуху, не давай руки твоей нечестивому, чтоб быть свидетелем неправды. 2 Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды; 3 и бедному не потворствуй в тяжбе его. |
4 Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему; 5 если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним. |
6 Не суди превратно тяжбы бедного твоего. 7 Удаляйся от неправды и не умерщвляй невинного и правого, ибо Я не оправдаю беззаконника. 8 Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых. |
9 Пришельца не обижай (и не притесняй его): вы знаете душу пришельца, потому что сами были пришельцами в земле Египетской. |
10 Шесть лет засевай землю твою и собирай произведения ее, 11 а в седьмой оставляй ее в покое, чтобы питались убогие из твоего народа, а остатками после них питались звери полевые; так же поступай с виноградником твоим и с маслиною твоею. |
12 Шесть дней делай дела твои, а в седьмой день покойся, чтобы отдохнул вол твой и осел твой и успокоился сын рабы твоей и пришлец. 13 Соблюдайте всё, что Я сказал вам, и имени других богов не упоминайте; да не слышится оно из уст твоих. |
14 Три раза в году празднуй Мне: 15 наблюдай праздник опресноков: семь дней ешь пресный хлеб, как Я повелел тебе, в назначенное время месяца Авива, ибо в оном ты вышел из Египта; и пусть не являются пред лице Мое с пустыми
руками
; 16
наблюдай
и праздник жатвы первых плодов труда твоего, какие ты сеял на поле, и праздник собирания плодов в конце года, когда уберешь с поля работу твою. 17 Три раза в году должен являться весь мужеский пол твой пред лице Владыки, Господа (твоего). |
18 (Когда изгоню язычников от лица твоего и распространю пределы твои), не изливай крови жертвы Моей на квасное, и тук от праздничной жертвы Моей не должен оставаться до утра. |
19 Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего. Не вари козленка в молоке матери его. |
20 Вот, Я посылаю пред тобою Ангела (Моего) хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил (тебе); 21 блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем. |
22 (Если будешь слушать гласа Моего, и будешь исполнять все, что скажу тебе, и сохранишь завет Мой, то вы будете у Меня народом избранным из всех племен, ибо вся земля Моя; вы будете у Меня царственным священством и народом святым. Сии слова скажи сынам Израилевым.) Если ты будешь слушать гласа Его и исполнять все, что скажу (тебе), то врагом буду врагов твоих и противником противников твоих. |
23 Когда пойдет пред тобою Ангел Мой и поведет тебя к Аморреям, Хеттеям, Ферезеям, Хананеям, (Гергесеям,) Евеям и Иевусеям, и истреблю их (от лица вашего), 24 то не поклоняйся богам их, и не служи им, и не подражай делам их, но сокруши их и разрушь столбы их: 25 служите Господу, Богу вашему, и Он благословит хлеб твой (и вино твое) и воду твою; и отвращу от вас болезни. 26 Не будет преждевременно рождающих и бесплодных в земле твоей; число дней твоих сделаю полным. 27 Ужас Мой пошлю пред тобою, и в смущение приведу всякий народ, к которому ты придешь, и буду обращать к тебе тыл всех врагов твоих; 28 пошлю пред тобою шершней, и они погонят от лица твоего (Аморреев,) Евеев, (Иевусеев,) Хананеев и Хеттеев; 29 не выгоню их от лица твоего в один год, чтобы земля не сделалась пуста и не умножились против тебя звери полевые: 30 мало-помалу буду прогонять их от тебя, доколе ты не размножишься и не возьмешь во владение земли сей. 31 Проведу пределы твои от моря Чермного до моря Филистимского и от пустыни до реки (великой Евфрата), ибо предам в руки ваши жителей сей земли, и прогонишь их от лица твоего; 32 (не смешивайся и) не заключай союза ни с ними, ни с богами их; 33 не должны они жить в земле твоей, чтобы они не ввели тебя в грех против Меня; ибо если ты будешь служить богам их, то это будет тебе сетью. |
Попробуйте все время слышать, что говорит тот, кто идет впереди. Для этого придется все время идти практически вплотную. Ангел — это тот, кто идет впереди нас, мы не видим лица его. Его задача не в том, чтобы мы знали его в лицо, а в том, чтобы пришли в то место, которое Бог приготовил для нас. Он должен сохранить нас на этом пути. Наша же дело блюсти себя, слушать голоса его и не упорствовать. Разве просто не упорствовать, когда тебе говорят то, что делать надо, но не хочется? Разве просто слушать того, кто идет впереди тебя, прокладывая путь? Столько всего попадается интересного по дороге, а тут смотри в его спину, иди и выполняй, что говорят. Им очень не просто вести тех, кто все время норовит свернуть в сторону, ничего не слышит. Как сохранить такое упрямое существо, как помочь ему дойти туда, где все для него приготовлено, если оно делает все, чтобы туда не попасть?.. Ведь Ангел должен показывать путь, он не может поставить нас перед собой и все время подгонять в спину. Он, идущий впереди, принимает первым удар на себя, он предупреждает об опасности. Им очень не просто, наверное, хотя понять это до конца мы все равно не можем. Остается радоваться, что нас хранят в пути.
1 Не внимай пустому слуху, не давай руки твоей нечестивому, чтоб быть свидетелем неправды. 2 Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды; 3 и бедному не потворствуй в тяжбе его. |
4 Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему; 5 если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним. |
6 Не суди превратно тяжбы бедного твоего. 7 Удаляйся от неправды и не умерщвляй невинного и правого, ибо Я не оправдаю беззаконника. 8 Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых. |
9 Пришельца не обижай (и не притесняй его): вы знаете душу пришельца, потому что сами были пришельцами в земле Египетской. |
10 Шесть лет засевай землю твою и собирай произведения ее, 11 а в седьмой оставляй ее в покое, чтобы питались убогие из твоего народа, а остатками после них питались звери полевые; так же поступай с виноградником твоим и с маслиною твоею. |
12 Шесть дней делай дела твои, а в седьмой день покойся, чтобы отдохнул вол твой и осел твой и успокоился сын рабы твоей и пришлец. 13 Соблюдайте всё, что Я сказал вам, и имени других богов не упоминайте; да не слышится оно из уст твоих. |
14 Три раза в году празднуй Мне: 15 наблюдай праздник опресноков: семь дней ешь пресный хлеб, как Я повелел тебе, в назначенное время месяца Авива, ибо в оном ты вышел из Египта; и пусть не являются пред лице Мое с пустыми
руками
; 16
наблюдай
и праздник жатвы первых плодов труда твоего, какие ты сеял на поле, и праздник собирания плодов в конце года, когда уберешь с поля работу твою. 17 Три раза в году должен являться весь мужеский пол твой пред лице Владыки, Господа (твоего). |
18 (Когда изгоню язычников от лица твоего и распространю пределы твои), не изливай крови жертвы Моей на квасное, и тук от праздничной жертвы Моей не должен оставаться до утра. |
19 Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего. Не вари козленка в молоке матери его. |
20 Вот, Я посылаю пред тобою Ангела (Моего) хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил (тебе); 21 блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем. |
22 (Если будешь слушать гласа Моего, и будешь исполнять все, что скажу тебе, и сохранишь завет Мой, то вы будете у Меня народом избранным из всех племен, ибо вся земля Моя; вы будете у Меня царственным священством и народом святым. Сии слова скажи сынам Израилевым.) Если ты будешь слушать гласа Его и исполнять все, что скажу (тебе), то врагом буду врагов твоих и противником противников твоих. |
23 Когда пойдет пред тобою Ангел Мой и поведет тебя к Аморреям, Хеттеям, Ферезеям, Хананеям, (Гергесеям,) Евеям и Иевусеям, и истреблю их (от лица вашего), 24 то не поклоняйся богам их, и не служи им, и не подражай делам их, но сокруши их и разрушь столбы их: 25 служите Господу, Богу вашему, и Он благословит хлеб твой (и вино твое) и воду твою; и отвращу от вас болезни. 26 Не будет преждевременно рождающих и бесплодных в земле твоей; число дней твоих сделаю полным. 27 Ужас Мой пошлю пред тобою, и в смущение приведу всякий народ, к которому ты придешь, и буду обращать к тебе тыл всех врагов твоих; 28 пошлю пред тобою шершней, и они погонят от лица твоего (Аморреев,) Евеев, (Иевусеев,) Хананеев и Хеттеев; 29 не выгоню их от лица твоего в один год, чтобы земля не сделалась пуста и не умножились против тебя звери полевые: 30 мало-помалу буду прогонять их от тебя, доколе ты не размножишься и не возьмешь во владение земли сей. 31 Проведу пределы твои от моря Чермного до моря Филистимского и от пустыни до реки (великой Евфрата), ибо предам в руки ваши жителей сей земли, и прогонишь их от лица твоего; 32 (не смешивайся и) не заключай союза ни с ними, ни с богами их; 33 не должны они жить в земле твоей, чтобы они не ввели тебя в грех против Меня; ибо если ты будешь служить богам их, то это будет тебе сетью. |
Принято думать, что любовь к врагам — добродетель исключительно евангельская, новозаветная. На самом же деле, как видно, соответствующие нормы существуют уже в законодательстве Книги Исхода, притом как закон, а не как простое пожелание или совет. Тут, конечно, ещё не любовь как устойчивые взаимоотношения, тут речь скорее надо вести о поступках, предполагающих такие взаимоотношения, но ведь взаимоотношения вообще законом предписать невозможно.
Закон может требовать от человека совершения тех или иных действий, взаимоотношения же — материя, слишком тонкая для законодательного регулирования. Однако характер действия и его смысл указывают на предполагаемые взаимоотношения. Помощь своему врагу означает, как минимум, отсутствие к этому самому врагу ненависти.
Отсутствие ненависти ещё не гарантирует любви само по себе, но, по крайней мере, делает её возможной. Практически же отсутствие ненависти выражается как раз в отказе от мести. Традиционная норма, отражённая в обычном праве многих народов, сводилась к тому, что врагу надо вредить сколько и как только возможно, до тех пор, пока он остаётся врагом.
Любой ущерб тут считался приемлемым: на войне, как на войне. Тора же предписывает ограничение вражды. Вражда не должна превращаться в войну на уничтожение своего врага — в этом главный смысл соответствующих предписаний. Например, ситуация, когда враг попал в беду, должна быть знаком, что военные действия против своего врага надо приостановить.
Такая приостановка означает честную игру: человек признаёт врага врагом, но признаёт также и то, что его враг не заслуживает уничтожения любой ценой и в любой возможной форме. Такую позицию можно было бы назвать благородством по отношению к врагу, благородством того рода, которое в Средние века называли рыцарским, но прежде всего тут налицо признание человека человеком, признание того, что человек остаётся для тебя таковым, даже став твоим врагом. Такое признание и является необходимым условием любви к врагу — и Тора стремится его гарантировать, насколько это возможно законодательно.
4 Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему; |
Тора (как и Библия в целом) никогда не поощряла мести, не побуждала никого к мстительности. Есть, конечно, среди законов Торы и тот, который цитирует Иисус в Нагорной проповеди, о глазе за глаз и зубе за зуб. Эта норма была частью того принципа, который последовательно проведён в законодательстве Книги Исхода: принципа талиона, принципа воздаяния и компенсации. Но и этот принцип можно проводить в жизнь по-разному. Можно, например, принять закон, предписывающий выплату денежной компенсации тому, кому был причинён ущерб. В той же Книге Исхода таких норм множество.
Если человек причинил кому-нибудь личный или имущественный ущерб, как правило он присуждается именно к компенсации нанесённого урона, часто в кратном размере. В случае личного ущерба нанесший его обязан оплатить лечение пострадавшего и содержать его на свой счёт до тех пор, пока его трудоспособность не восстановится. А если этого не произойдёт, виновный обязан содержать пострадавшего на свой счёт до конца его дней. Норма же, следующая принципу «око за око, зуб за зуб» была скорее пережитком прошлого, когда месть была единственным или, по крайней мере, главным способом урегулирования отношений и компенсации нанесённого ущерба.
Тут речь идёт скорее об ограничении, чем о предписании, о том, чтобы за один выбитый глаз виновному не выбивали оба и не лишали его всех зубов за утрату пострадавшим одного. Но даже в таком ограниченном варианте месть всё же оставалась местью. Не случайно Иисус отменяет эту норму: она ведь была очевидной уступкой человеческой греховности. А вот как на самом деле Тора относится к мести, легко видеть на примере закона, запрещающего отыгрываться на имуществе своего врага. Нельзя использовать несчастье, случившееся с человеком, для того, чтобы причинять ему зло, даже если он твой враг.
В крайнем случае, если уж нет никакой возможности удержаться, ему можно нанести соразмерный ущерб, особенно если речь идёт, например, о драке. Но нельзя отыгрываться даже на своём враге при каждом удобном случае. Такая месть без границ означает лишь одно: бесконечную и непрекращающуюся ненависть по отношению к тому, кому мстят. Ненависть, с которой невозможно жить. И даже не потому, что, ненавидя так, раньше или позже можешь убить того, кого ненавидишь, а потому, что этой ненавистью убиваешь самого себя. Навсегда и безвозвратно.
13 Соблюдайте всё, что Я сказал вам, и имени других богов не упоминайте; да не слышится оно из уст твоих. |
Имена богов, священные имена всегда играли особую роль в жизни как еврейского народа, так и других народов древности. Дело в том, что с очень ранних времён с именем связывалось нечто особенное, будь то имя человека, духа или даже домашнего животного.
Обоснование такого отношения нетрудно найти в Книге Бытия, во второй её главе, где речь идёт о сотворении человека и о том, как сотворённый Богом по Своему образу и подобию человек давал имена тем животным (а речь в тексте идёт, прежде всего, о домашних животных), которых Бог к нему подводил. Соответствующее еврейское слово может обозначать как название, нарицательное имя, так и имя собственное, но в любом случае речь идёт о связи имени со смыслом называемого и об отношении человека с тем, кому он даёт имя.
Если же Бог или другой дух открывает человеку Своё (или своё) имя, это означает, что Он (или он) открывается человеку, входит с ним в контакт и позволяет обращаться к Себе (или к себе). Неудивительно, что именам богов, священным именам уделяли в древности столько внимания: они никогда не звучали просто так, называя имя божества или духа, всегда можно было ожидать ответа, отклика, явления. Яхвизм усваивает такое отношение к священному имени: не случайно в числе десяти заповедей есть одна (третья), запрещающая упоминать имя Божие попусту («всуе»).
Относительно же имён языческих богов появляется вполне понятное на этом фоне требование не упоминать их вовсе, следить за тем, чтобы они даже случайно не срывались с языка.
Можно было бы подумать, что случайно оброненное слово, и, в частности, случайно упомянутое имя — не в счёт. Но Тора напоминает нам о том, что случайностей в духовной жизни не бывает: если чьё-то имя вертится у нас на языке, значит, в глубине души связь с тем, кто это имя носит, у нас достаточно сильна.
В таком случае о нормальной духовной жизни речи быть не может: ведь, если так, значит, в центре нашей жизни стоит не Бог, а кто-то другой. Тогда придётся забыть не только о третьей, но и о первой заповеди. И о пути Божьем тоже.
20 Вот, Я посылаю пред тобою Ангела (Моего) хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил (тебе); |
Почему все местоимения, относящиеся к Ангелу, Которого Господь посылает нам, пишутся здесь с заглавной буквы? Так именуют только Самого Бога. И тогда получается, что это Он Сам идёт впереди нас, это пред лицом Его мы должны блюсти себя... Что это значит? Его постоянное присутствие. Его свет, в котором мы живём. Можно закрыть глаза. Можно отвернуться. Но Он — здесь. Подними взгляд — ты встретишь Его взгляд. Это ответ на вопрос, как жить по-христиански. Ты можешь посмотреть в глаза Ему? Нет? Правильно, ибо Он — огонь опаляющий. Но ты хочешь увидеть его глаза? Да? Тогда настанет день, когда ты увидишь... ибо Его взгляд исполнен милосердия и любви, и Его самое заветное желание — встреча с тобой, глаза в глаза. И эта встреча будет возможна — в Вечности.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||