В Книге Псалмов нередко встречаются пожелания зла и даже проклятия в адрес нечестивых. Нередко приходится слышать вопрос: как это сочетается с евангельским призывом любить врагов? На первый взгляд может показаться, что тут неразрешимое противоречие. Но что такое любовь к врагам, о которой говорит Спаситель?
Любовь в Библии — всегда, в первую очередь, отношение и интенция, а не оценка и не эмоция. Любим мы человека не тогда, когда он нам нравится или когда мы с ним согласны и солидарны, а тогда, когда мы хотим ему добра. Что же такое добро, если речь идёт о грешнике и о его грехе? Иначе говоря: чем мы могли бы помочь грешнику, если бы действительно хотели ему добра?
Само собой понятно, что уничтожить грешника, заставить его исчезнуть с глаз долой, изолировать от общества или сделать изгоем проблемы не решит: от этого грешник не перестанет грешить, если только всё перечисленное не будет сопровождаться совсем другим, духовным воздействием на его сердце.
Сверхзадачей в данном случае будет сделать так, чтобы грешник перестал грешить, причём не вынужденно, не в силу необходимости или отсутствия возможности, а по доброй воле, вследствие раскаяния и обращения. Казалось бы, угроза гибели — в данном случае не лучший аргумент.
Конечно, под угрозой смерти грешник может и остановиться, но вот искренне раскаяться — вряд ли. Однако в данном случае речь идёт не только о физической угрозе, но и о том, что называется судом Божьим. Казалось бы, суд есть суд, он в любом случае остаётся орудием принуждения, и только.
Нераскаявшийся преступник всегда воспринимает суд, как орудие насилия над собой, и его мнение вряд ли изменится, даже если он будет знать, что выше того суда, перед которым он стоит в данную минуту, нет и быть не может.
И всё же есть разница между судом человеческим, даже самым справедливым, и судом Божьим: ведь суд Божий — не только оценка и приговор, но и встреча с Богом лицом к лицу. Тут уже неважно, как выглядит эта встреча внешне, какие физические последствия она за собой влечёт. Важно другое: эта встреча становится для человека моментом истины, а значит, и шансом на раскаяние, притом таким шансом, какого ему не сможет предоставить никто из людей.
Человек ведь может лишь свидетельствовать о Боге, о Его суде и о Его милосердии, а Бог может явить всё это воочию. Конечно, человек может не воспользоваться даже таким шансом: свобода есть свобода. Но в таком случае о спасении ему, скорее всего, придётся забыть навсегда.
Другие мысли вслух
На Пс 55:1-24
1 Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру
2
Помилуй меня, Боже, помилуй меня; ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды.
3
Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне;
4
Он пошлет с небес и спасет меня; посрамит ищущего поглотить меня; пошлет Бог милость Свою и истину Свою.
5
Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы — копья и стрелы, и у которых язык — острый меч.
6
Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
7
Приготовили сеть ногам моим; душа моя поникла; выкопали предо мною яму, и сами упали в нее.
8
Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: буду петь и славить.
9
Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.
10
Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племен.
11
Ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя.
12
Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
Свернуть
Опять наседают враги. Это уже привычно, но псалмопевец знает, к Кому обращаться с просьбой о помощи. Помощь обязательно...
Читать далее
Опять наседают враги. Это уже привычно, но псалмопевец знает, к Кому обращаться с просьбой о помощи. Помощь обязательно придёт, и враги будут посрамлены, как было уже не раз.
Но горше бедствий, приносимых привычными врагами то, что ныне угроза исходит от недавнего друга. И не просто друга, но и от одного из тех, с кем совсем недавно была особая духовная близость, с кем ходили вместе в дом Божий.
Тяжко Давиду переносить предательство — одно из самых тяжких бедствий во все времена. Наступят дни, когда среди тех страданий, которые Сын Давидов разделит вместе со всеми людьми, будет и боль от раны, нанесённой предательством...
Но Господь слышит праведника. Он не только защитит от врагов, но и сохранит внутреннюю стойкость доверившегося Ему и не даст поколебаться под ударами, будут ли враги пытаться нанести удар в грудь или же в спину.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии
Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).