Не надейтесь на грабительство, и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
Свернуть
Говоря о силе, автор псалма упоминает, что она «у Бога». Говорит о том, что нечто подобное он слышал от Бога не раз (поэтическое выражение «однажды сказал Бог, и дважды я слышал» не должно вводить в заблуждение: эта идиома означает, что Бог говорил псалмопевцу нечто подобное не однажды).
Казалось бы, само собой понятное утверждение, всякий верующий с ним согласится. Однако на деле всё оказывается не так просто. Падший человек привык ощущать себя если не самодостаточным, то, как минимум, автономным существом. Привык полагаться в первую очередь на себя, затем на других людей, если, конечно, есть, кому помочь, и уж только потом на Бога. Тогда, когда больше полагаться и рассчитывать не на кого и не на что. И надо признать, что такое восприятие себя и Бога достаточно универсально.
Представители тех первобытных племён, где ещё сохраняется остаточный монотеизм, тоже не стремятся обращаться к Богу по всякому поводу. Они предпочитают общение с другими богами и духами, а к Богу обращаются тогда, когда другого выхода нет. И молитва их звучит в этом случае приблизительно так: о Великий Дух, мы обращались ко всем, и никто нам не помог, теперь мы обращаемся за помощью к Тебе, потому, что больше не к кому.
Такая молитва могла бы показаться забавной, если бы мы сами не обращались к Богу совершенно таким же образом, хоть и не формулируя этого в словах. Оно и понятно: ведь признать, что вся и всякая сила у Бога, означает признать также и свою от Него зависимость. Притом полную и безоговорочную. А падшему человеку такую зависимость признавать страшно. От кого бы то ни было. Даже от Бога. Слишком уж богатый и обширный негативный опыт связан с самим понятием зависимости у падшего человека. Нам сложно себе представить, что тот, от кого мы полностью зависим, никак этим не воспользуется. Не начнёт нами манипулировать. Теоретически мы, конечно, прекрасно знаем, что Бог не такой и никогда ничего такого не сделает.
Но понять и тем более осознать это во всей полноте нам очень сложно: весь опыт жизни в падшем мире такому осознанию противоречит. И нам поэтому очень не хочется признавать очевидное: само наше существование как именно людей, а не просто ещё одного вида приматов зависит целиком и полностью от Божьего присутствия. От того дыхания жизни, которое Он нам дал и без которого мы не были бы людьми. От Его близости, которая обнаруживается в том числе и как сила. От близости, которая даётся нам даром. Которая ничего не требует взамен, кроме любви. Любви, спасительной прежде всего для нас самих.
Другие мысли вслух
На Пс 62:1-13
1 Псалом Давида, когда он был в пустыне Иудейской
2
Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя, в земле пустой, иссохшей и безводной,
3
чтобы видеть силу Твою и славу Твою, как я видел Тебя во святилище.
4
Ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь. Уста мои восхвалят Тебя.
5
Так благословлю Тебя в жизни моей; во имя Твое вознесу руки мои.
6
Как туком и елеем насыщается душа моя, и радостным гласом восхваляют Тебя уста мои,
7
когда я вспоминаю о Тебе на постели моей, размышляю о Тебе в ночные стражи.
8
Ибо Ты помощь моя, и в тени крыл Твоих я возрадуюсь.
9
К Тебе прилепилась душа моя; десница Твоя поддерживает меня.
10
А те, которые ищут погибели душе моей, сойдут в преисподнюю земли;
11
сразят их силою меча; достанутся они в добычу лисицам.
12
Царь же возвеселится о Боге, восхвален будет всякий, клянущийся Им, ибо заградятся уста говорящих неправду.
Свернуть
Спокойствие, которое даёт Бог — не апатия, это то спокойствие, которое возникает при твёрдой уверенности в...
Читать далее
Спокойствие, которое даёт Бог — не апатия, это то спокойствие, которое возникает при твёрдой уверенности в собственных силах и надёжной поддержке. Самая же прочная поддержка исходит от Господа, а силы, Им подаваемые, превыше наших собственных природных сил. Потому Он и назван надёжной крепостью.
Тщетны попытки врагов противостоять тем, на чьей стороне Господь, но напрасны их надежды и на торжество собственного материального благополучия. Слова о тщетности земного богатства кажутся появившимися неожиданно, но переход к упоминанию о нём совершенно закономерен. Ведь чрезмерно надеющийся на богатство не просто забывает о Боге, но и рискует поставить на Его место материальное благополучие. Господь может и даровать людям земное богатство, само по себе оно не обязательно греховно. Но всему своё место, и когда богатство завладевает душой, оно не может не быть во вред.
Суровы предостережения в адрес приобретающих греховное богатство. Но в воздаянии по справедливости псалмопевец видит милость, а значит, стремление дать грешникам возможность исправления их путей.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии
Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).