А я — едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, —
3
Я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых.
Свернуть
Едко изображены нечестивцы, лаконичными штрихами обрисованы гротескные облики нарушающих заповеди. Не хочется попадать под острый язык псалмопевца. И однако не обличение здесь важно, а покаянная самокритичность. Ведь зависть благоденствию нечестивых завораживает и привлекает многих и многих до сей поры. Спустя тысячи лет отвергнутая слагателем псалма аргументация и сегодня многим людям кажется не только убедительной, но и единственно возможной.
И совершенно не случайно псалмопевец признаётся, что верное понимание путей нечестивых пришло ему во святилище. Только при свете веры можно увидеть, что к чему.
Сами себе нечестивые кажутся вполне разумными, но не случайно они названы безумцами. Решения, принятые против Бога, могут быть стройными и вроде бы даже логически выверенными. Но только они всегда будут погрешать против разума, вложенного в нас Творцом.
Другие мысли вслух
На Пс 73:1-28
1
Для чего, Боже, отринул нас навсегда? возгорелся гнев Твой на овец пажити Твоей?
2
Вспомни сонм Твой, который Ты стяжал издревле, искупил в жезл достояния Твоего, — эту гору Сион, на которой Ты вселился.
3
Подвигни стопы Твои к вековым развалинам: все разрушил враг во святилище.
4
Рыкают враги Твои среди собраний Твоих; поставили знаки свои вместо знамений наших.
5
Показывали себя подобными поднимающему вверх секиру на сплетшиеся ветви дерева.
6
И ныне все резьбы в нем в один раз разрушили секирами и бердышами.
7
Предали огню святилище Твое; совсем осквернили жилище имени Твоего.
8
Сказали в сердце своем: "разорим их совсем", — и сожгли все места собраний Божиих на земле.
9
Знамений наших мы не видим, нет уже пророка, и нет с нами, кто знал бы, доколе это будет.
10
Доколе, Боже, будет поносить враг? вечно ли будет хулить противник имя Твое?
11
Для чего отклоняешь руку Твою и десницу Твою? Из среды недра Твоего порази их.
12
Боже, Царь мой от века, устрояющий спасение посреди земли!
13
Ты расторг силою Твоею море, Ты сокрушил головы змиев в воде.
14
Ты сокрушил голову левиафана, отдал его в пищу людям пустыни, (Ефиопским).
15
Ты иссек источник и поток, Ты иссушил сильные реки.
16
Твой день и Твоя ночь; Ты уготовал светила и солнце;
17
Ты установил все пределы земли, лето и зиму Ты учредил.
18
Вспомни же: враг поносит Господа, и люди безумные хулят имя Твое.
19
Не предай зверям душу горлицы Твоей; собрания убогих Твоих не забудь навсегда.
20
Призри на завет Твой; ибо наполнились все мрачные места земли жилищами насилия.
21
Да не возвратится угнетенный посрамленным; нищий и убогий да восхвалят имя Твое.
22
Восстань, Боже, защити дело Твое, вспомни вседневное поношение Твое от безумного;
23
не забудь крика врагов Твоих; шум восстающих против Тебя непрестанно поднимается.
Свернуть
Есть вопрос, на который даже искренне и глубоко верующему человеку ответить очень нелегко, не потому...
Читать далее
Есть вопрос, на который даже искренне и глубоко верующему человеку ответить очень нелегко, не потому, что он слишком сложен, а потому, что он не имеет ответа в нашем непреображённом мире. Вопрос этот — о причинах страданий тех, кто, судя по человеческим меркам, страдания отнюдь не заслуживают.
О том, что путь праведности — путь страданий, знали многие и до прихода в мир Христа. Но никто до Него не объяснял столь ясно причины такого положения вещей. Иисус же объясняет всё до ужаса просто: праведник страдает потому, что его праведность — не от мира сего, так же, как не от мира сего Царство, которому эта праведность принадлежит. Так было и до прихода в мир Христа, ведь путь праведности во все времена одинаков, и во все времена он означает необходимость жизни по закону Божию, а не по закону падшего мира.
Есть, однако, и ещё один аспект проблемы, менее заметный, когда дело касается социальной несправедливости, но бросающийся в глаза тогда, когда речь идёт, к примеру, о войнах, эпидемиях или стихийных бедствиях, не разбирающих, где праведник, а где грешник. Зачастую именно праведник в таких ситуациях страдает больше и погибает раньше. Почему же так?
Спаситель даёт ответ и на этот вопрос. В ответ на вопрос об убитых по приказу Ирода вполне благочестивых и уж точно ни в чём не виноватых людях Он напомнил спрашивавшим об обрушившейся городской башне, которая тоже рухнула на головы отнюдь не самых грешных людей в городе.
Этот страшный для всякого религиозного сознания ответ был, однако, совершенно искренним: Иисус прямо, не пытаясь никого утешить и обнадёжить, ответил спросившим Его людям, что падший мир внеморален, что зло в нём торжествует по определению и что ни о каком справедливом воздаянии кому бы то ни было в этом поражённом грехом мире речи нет и быть не может.
Выход один, и Иисус прямо на него указывает: обращение, полное предание себя в волю Божию и приобщение к жизни Царства. Это не способ, воспользовавшись безвыходной ситуацией, склонить кого-то на свою сторону, а указание на единственно реальный выход из положения.
Если в мире справедливости нет и быть не может, значит, её нужно искать в другом месте, и Спаситель указывает спрашивающим, где именно. При этом Он даёт надежду не только на справедливый суд для конкретного человека, но и на изменение ситуации в целом, которое, хоть и не сразу, всё же непременно произойдёт: ведь торжество Царства будет означать и преображение мира, который станет жить по законам Царства весь, целиком и полностью.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии
Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).