11 И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, 12 которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять 13 И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение. Сидящему на престоле и Агнцу 14 И четыре животных говорили: аминь. И двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков.благословение и честь, и слава и держава во веки веков. |
Образ Престола славы, небесного Престола, который является духовным центром мироздания, был известен яхвистской традиции ещё с допленных времён. Его видели пророки, мудрецы, авторы гимнов, которым он открывался в видениях. Престол этот символизировал власть Бога как Царя сотворённой Им вселенной, Царя совершенно реального, Который присутствует в сотворённом Им мире и непосредственно направляет процесс его существования в каждый момент времени и в каждой точке пространства. Так, в образе Престола славы, открывался визионерам духовный центр Божьего творения — точка, где Божья воля соприкасается с миром.
Там, у Престола, возможно освящение человека — а на земле, у земных алтарей, оно оказывается возможным постольку, поскольку Бог проецирует эту точку в тварное пространство и в тварное время. Есть, однако, своё «пространство» и у Бога, так же, как есть у Него и своё «время». Не такое, разумеется, как в тварном мире, но есть. Есть в том смысле, что Бог ведь тоже существует, каким-то образом (для нас абсолютно непостижимым) осознавая Своё существование, как осознаёт его всякая личность.
Поскольку Бог — Личность, а не безликий Абсолют, Его существование и представляет собой осознаваемый Им духовный процесс. Для нас Его существование в самом себе — нечто неописуемое, нечто такое, что невозможно выразить никакими словами, но для тварного мира это существование может стать и действительно становится именно динамикой, притом такой, которая превосходит любую динамику внутри него самого. Мы обычно говорим в таком случае о Божьем дыхании или духе, а когда соотносим такую Божью динамику с полнотой Его личностного бытия, называем её Святым Духом, третьей ипостасью Троицы.
Что же до рождения Мессии, то Его земное рождение было непосредственно связано с той же динамикой Божьей жизни — и апостолу в видении эта связь была показана как некое событие, разворачивающееся у Престола славы. В центре его оказался закланный Агнец — Мессия как воплощение Божьего Слова, которое (воплощение) неотделимо от процесса, протекающего в глубине Божьей Личности и позволившей Слову существовать в этой глубине, из которой и проистекает Его воплощение. Так приоткрывается Иоанну тайна Божьей жизни, неотделимая от Личности Христа и Его земного служения.
1 И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями. 2 И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее? 3 И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее. 4 И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее. 5 И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил,
и может
раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее. |
6 И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю. 7 И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле. 8 И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых. 9 И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, 10 и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле. |
11 И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, 12 которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять 13 И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение. Сидящему на престоле и Агнцу 14 И четыре животных говорили: аминь. И двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков.благословение и честь, и слава и держава во веки веков. |
Книга, в которой заключена история мироздания, в которой можно увидеть то, что происходит вне времени и пространства, недоступна для человека. Никто не может ее прочесть. Никто не может проникнуть в будущее, хотя каждый человек жаждет этого знания. Апостол пишет, что он плакал оттого, что не нашлось никого из людей, кто мог бы открыть книгу. Ответом на его слезы становится явление Агнца. Первым так Христа назвал Иоанн Креститель и вот теперь, мы видим сверхчеловеческое достоинство Христа. Приняв на Себя человеческую природу, добровольно лишил Себя почти всех прерогатив божественности, нуждался в отдыхе, сне, пище, Он страдал, и умер. И победив смерть, Он может открыть эту книгу — единственный из всех.
1 И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями. 2 И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее? 3 И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее. 4 И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее. 5 И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил,
и может
раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее. |
6 И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю. 7 И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле. 8 И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых. 9 И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, 10 и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле. |
11 И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, 12 которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять 13 И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение. Сидящему на престоле и Агнцу 14 И четыре животных говорили: аминь. И двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков.благословение и честь, и слава и держава во веки веков. |
В видениях Престола Славы нередко присутствует определённого рода динамика, связанная с реализацией некоего плана Божия относительно отдельного человека или целого народа, как это было, к примеру, с Исайей Иерусалимским, для которого такое видение стало призванием на пророческое служение (Ис. 6 : 6 – 8). Иоанну же у Престола Славы открывается Божий план спасения, касающийся всего человечества. Он видит исписанный со всех сторон и запечатанный семью печатями свиток («книгу»), которую никто не может ни распечатать, ни прочитать — факт, очень огорчающий апостола (ст. 1 – 4). В контексте пророческой традиции свиток символизирует обычно данное Богом откровение, которое пророк должен вместить, проглотив свиток (Иезек. 2 : 8 – 3 : 3). Число семь, ассоциирующееся со священным семисвечником, символизирует в Книге Откровения полноту освящения мира и человека; как видно, семь печатей, которыми запечатан свиток, должны в таком случае символизировать соответствующую такой полноте освящения полноту откровения, т.е. полноту Царства. Неудивительно, что вместить эту полноту не способен никто, кроме Самого Спасителя, Который открывается Иоанну в виде жертвенного ягнёнка с семью глазами и семью рогами, символизирующими всеведение и всемогущество, полученные Им от Бога (ст. 6 – 8).
Образ Мессии, приближающегося к Престолу Славы, можно считать для апокалиптических книг традиционным (Дан. 7 : 13 – 14). Но в Книге Откровения Иоанна, в контексте традиционной культовой символики, связанной со Скинией и с Храмом, этот образ приобретает облик приносимого в жертву ягнёнка («агнца»). Как видно, тем самым Бог обращает внимание Своего служителя на ту сторону служения Христа, которая связана с очищением мира и с его освящением, немыслимым без такого очищения, без освобождения мира от власти греха и его последствий. Эту сторону служения Спасителя можно было бы назвать священнической, именно в таком смысле Его называли Первосвященником и Искупителем, Тем, Кто освобождает от власти греха, от которой кроме Него никто другой освободить не может. И песнь обновления («новая песнь»), которую поют стоящие у Престола, подтверждает смысл происходящего (ст. 9 – 14). Так Иоанну у Престола Славы открывается главный замысел Бога: очищение и освящение мира через приобщение его к тому Царству, которое принесёт в мир посланный Им Мессия.
Деяния Святых Апостолов 5:27-32
Деяния Святых Апостолов 5:40-41
По воскресным дням чтений нет
По воскресным дням чтений нет
По воскресным дням чтений нет
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||