1 Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, 2 и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. 3 И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. 4 Он же сказал ему в ответ: написано: "не хлебом одним будет жить человек, 5 Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, 6 и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано:но всяким словом, исходящим из уст Божиих." "Ангелам Своим заповедает о Тебе, 7 Иисус сказал ему: написано также: "не искушай Господа Бога твоего". 8 Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, 9 и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. 10 Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано:и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею". "Господу Богу твоему поклоняйся 11 Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.и Ему одному служи". |
Почему именно в этот момент сатана искушает Иисуса? Ведь Он уже тридцать лет живет на этой земле. Может быть, дело в том, что Иисус только что, в иорданском крещении, взял на себя грехи наши. И сатана бросается к Нему, привлеченный "запахом" греха. Сатана предлагает самые обычные искушения: хлебом, чудом, властью. Обычно этого хватает, люди, оказывается, очень слабы! Но Иисус, может быть, первым проходит через эти искушения, открывая и нам путь противостояния искусителю. Отметим для себя, что каждый раз Иисус отвечает не Своими словами, а словами Писания (даже тогда, когда искушение выражено словами Писания). Как важно знать Писание! Может быть, это - одна из причин, по которой мы начали делать этот сайт.
1 Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, 2 и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. 3 И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. 4 Он же сказал ему в ответ: написано: "не хлебом одним будет жить человек, 5 Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, 6 и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано:но всяким словом, исходящим из уст Божиих." "Ангелам Своим заповедает о Тебе, 7 Иисус сказал ему: написано также: "не искушай Господа Бога твоего". 8 Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, 9 и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. 10 Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано:и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею". "Господу Богу твоему поклоняйся 11 Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.и Ему одному служи". |
Сорок дней не сорок лет. Но, как народу было необходимо пройти через пустыню, как Иоанн уходил в пустыню перед выходом на проповедь, так и Иисус претерпел в пустыне сорокадневный пост. Все подробности того, что происходило за это время, остались скрыты от нас, но то, что евангелисты сообщают о последних днях из этих сорока, говорит об их важности и для Самого Иисуса, и для истории нашего спасения.
Кого искуситель пытался соблазнить — человека или же вочеловечившегося Бога? Думается, он видел, Кто перед ним, и попытка воздействовать на принятую Господом человеческую сущность, со всей её ограниченностью и слабостью, стала продолжением давнего бунта сатаны против Творца. Но, проходя через трудности поста, Иисус укрепил Свою человеческую природу. Не только силой Божиего всемогущества, но и теми духовными силами, которые теперь благодаря Ему доступны людям, Он и Сам отбился от искушений, и нам показал, что устоять перед искушениями можно.
Порядок, в котором идут искушения, не случаен, они явно идут по восходящей: от элементарного обещания сытости и избавления от необходимости трудиться ради пропитания, далее через подстрекательство к совершению эффектного чуда, а завершаются обещанием власти над миром. Но тот, кто обещает власть, предлагает её в обмен на поклонение ему, то есть на признание собственной власти. Так что обещанное могущество оказывается фиктивным... Интересно, что искуситель пытается соблазнить Христа, используя фразу из Писания. Перед нами яркий, но, увы, нередкий пример не просто недобросовестного вырывания фразы из контекста. Здесь мы видим, что Писанием могут прикрываться цели не только далёкие от спасения, но и противоположные ему. Так что постараемся не ограничиваться зазубриванием цитат, но вникать в суть библейского учения.
В своём Евангелии Лука рассказывает об искушениях в другой последовательности. Видимо, это потому, что он писал для эллинов, а те уже вкусили имперского могущества, и оно их менее соблазняло. Но во все времена в разных комбинациях эти искушения вновь и вновь вставали перед людьми. Поэтому победа, одержанная над искусителем в пустыне, и сегодня важна для всех нас. Ведь мы можем опереться на помощь Христа — победителя искушений.
1 Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, 2 и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. 3 И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. 4 Он же сказал ему в ответ: написано: "не хлебом одним будет жить человек, 5 Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, 6 и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано:но всяким словом, исходящим из уст Божиих." "Ангелам Своим заповедает о Тебе, 7 Иисус сказал ему: написано также: "не искушай Господа Бога твоего". 8 Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, 9 и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. 10 Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано:и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею". "Господу Богу твоему поклоняйся 11 Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.и Ему одному служи". |
Что значит «не искушай Господа Бога твоего»? Это ссылка на 6 главу Второзакония, продолжение же ее: «как вы искушали Его в Массе» (Втор 6:16). Напомним, о чем здесь идет речь. Это о том, как взалкал народ Божий в пустыне на скале Хорив, и Моисей ударил в землю жезлом и потекла вода (Исх 17). «И нарек месту тому имя: Масса и Мерива, по причине укорения сынов Израилевых и потому, что они искушали Господа, говоря: есть ли Господь среди нас, или нет?» То есть искушать Господа значит ставить под сомнение Его Самого только потому, что Он немедля не выполняет наших желаний. Или даже хуже того, совершать что-то, чтобы проверить, выполнит ли Он обещанное в этом случае, а то, может, Его и нет вовсе. Вот что значит искушать Господа. Подумаем теперь наоборот над распространенным выражением: «его искушает Господь». Среди христиан существует распространенная ошибка. Они говорят, что нас искушает Господь, видимо неправильно толкуя слова из молитвы «Отче наш» «не введи нас во искушение», понимая их так, будто Бог хочет вводит нас в искушение, хочет не вводит, а мы Его просим не делать этого. Это глубокое и очень скверное заблуждение. От него нас предостерегает апостол Иаков: «в искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (Иак 1:13). Так что Бог нас не искушает, давайте и мы платить Ему тем же.
1 Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, 2 и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. 3 И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. 4 Он же сказал ему в ответ: написано: "не хлебом одним будет жить человек, 5 Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, 6 и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано:но всяким словом, исходящим из уст Божиих." "Ангелам Своим заповедает о Тебе, 7 Иисус сказал ему: написано также: "не искушай Господа Бога твоего". 8 Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, 9 и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. 10 Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано:и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею". "Господу Богу твоему поклоняйся 11 Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.и Ему одному служи". |
Смысл слова «искушение» для нас не всегда понятен, особенно в библейском контексте. А между тем, оригинальный язык библейских книг (будь то книги, написанные по-гречески или по-еврейски) не делает различия между искушением и испытанием. Испытание, на которое у человека не хватило сил, оказывается не пройденным и становится для человека искушением и соблазном, приблизительно так, как успешно сданный экзамен становится для сдавшего победой и успехом, а проваленный — поражением и проблемой. Но в чём же смысл той проверки, которую проходит Иисус в пустыне? Конечно, уже сама встреча лицом к лицу с дьяволом является испытанием для всякого человека, даже такого, который, как Иисус, несёт в Себе всю полноту Божию. Человеческая природа остаётся человеческой природой, и, даже когда она совершенно свободна от власти греха, такая встреча всё равно не может быть ни лёгкой, ни радостной. Но дело, конечно, не в одной встрече самой по себе, но и в том, что сатана предлагает Иисусу. А предлагает он Ему соблазнительно лёгкие и простые способы добиться поставленной перед Ним небесным Отцом цели. Поманить людей за собой обещанием чуда или решения всех материальных проблем, прямое предложение сделки: один поклон здесь, где никто не видит и никогда ничего не узнает в обмен на полную свободу действий впоследствии, — всё идёт в ход, всё годится для того, чтобы этот Человек решился действовать не по воле Своего Отца, а по собственной, человеческой воле. Такова тактика сатаны в отношении каждого, кого Бог призывает на Своё служение: если нельзя заставить человека забыть о Боге, то, по крайней мере, можно попробовать заставить его думать, что он исполняет дело Божие, в то время, когда он просто ищет в этом деле путей полегче и побезопаснее. Но в случае с Мессией ставка была, разумеется, особенно высока, можно было бы сказать, высока абсолютно. И отказ Иисуса от компромисса, даже такого компромисса, который, на человеческий взгляд, казался чем-то неважным и чисто символическим, стал первой победой над силами тьмы на пути Его земного служения. Победой, которая стала началом их полного и окончательного поражения.
4 Он же сказал ему в ответ: написано: "не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих." |
Что значит «будет жить человек»? Разве хлеб, пища не поддерживают в нас жизнь? Биологическую жизнь — да. Но ведь и растения питаются и живут. Разве это прозябание хотя в малой степени похоже на человеческую жизнь, разве оно достойно человека? Благодаря школьному образованию, мы подразумеваем под словом жизнь «обмен веществ» и ничего больше. Жизнь для нас, как говорил один малопривлекательный мыслитель 19-го века — «способ существования белковых тел». Студенты конца 20-го века добавляли: «лучший способ...» Нет, жизнь — не это. Жизнь — это нечто, напрямую связанное со смыслом, с красотой и бессмертием, любовью и открытостью, радостью и истиной... И еще жизнь можно отдать другим — и не лишиться ее.
Слова из Второзакония, процитированные Господом Иисусом, говорят о том, что человек может обрести совершенно иную жизнь, жизнь вечную, подобную той, которой обладает Сам Бог. Ведь дыхание жизни, которое Дух Божий вкладывает в человека, не может ограничиваться временем. Источником этой жизни является только Сам Бог, и Он делится ею с человеком через «всякое слово, исходящее из уст Божиих». И слово, которое говорит человеку Бог, становится пищей — тем, что поддерживает в нас вечную жизнь. Но, надо полагать, в этих словах есть и еще один важный аспект, чтобы увидеть его, достаточно отбросить слово «всяким». Бог дает нам Свою жизнь не только и не столько словом, которое Он говорит к нашему сердцу. В первую очередь, вечная жизнь человека поддерживается Телом и Кровью Господа Иисуса Христа, Слова Божьего, пришедшего к нам.
7 Иисус сказал ему: написано также: "не искушай Господа Бога твоего". |
Во время искушения в пустыне Иисус трижды отвечает искусителю-сатане цитатами из Писания, тем самым показывая и нам, как можно противостоять дьявольским козням: просто не отступая от воли Божией, от Его заповедей. Но это, второе по Евангелию от Матфея, искушение, возможно, самое неординарное: сатана сам, искушая Христа, цитирует Писание. И он фактически предлагает Иисусу проверить, соответствуют ли истине слова из псалма. Не напоминает ли вам это другую сцену, описанную в 3-ей главе книги Бытия, когда тот же искуситель спрашивает Еву: «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» Конечно, напоминает. Тот же подход: проверь истинность Божиего Слова. Сатана — существо не творческое: сработало один раз — надо попробовать еще. В чем здесь подвох? А очень просто: проверка противоположна доверию. Либо я доверяю Богу, что Он и есть истина, либо я ставлю себя в позицию контролера над Богом. Повторю: над Богом. Поддавшись этому искушению, человек и впал в рабство греху. А вот Иисус не поддается, Он прорывается через хитрое искушение Своим отказом: «Не буду! Никогда не буду проверять то, что сказал Бог. Либо проверять, либо доверять!»
1 Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, 2 и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. 3 И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. 4 Он же сказал ему в ответ: написано: "не хлебом одним будет жить человек, 5 Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, 6 и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано:но всяким словом, исходящим из уст Божиих." "Ангелам Своим заповедает о Тебе, 7 Иисус сказал ему: написано также: "не искушай Господа Бога твоего". 8 Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, 9 и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. 10 Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано:и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею". "Господу Богу твоему поклоняйся 11 Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.и Ему одному служи". |
12 Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею 13 и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, 14 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: 15 "земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, 16 народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет". |
17 С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. |
18 Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, 19 и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. 20 И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. 21 Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. 22 И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним. |
23 И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. 24 И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их. 25 И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана. |
Вряд ли евангелисту могла прийти в голову мысль, что испытание Иисуса в пустыне могло окончиться тем, что Он бы уступил соблазну сатаны, впал в какой-нибудь грех. Скорее, в описании этого странного спора, где Сын Божий и сатана перебрасываются библейскими цитатами, кроется выбор, стоявший перед Иисусом: какой путь Он изберет, чтобы осуществить Свою миссию, как Бог явится людям и возвратит их к истинной жизни. Искуситель предлагает Ему путь земного царства, ведь если Он — действительно Сын Божий, то все царства земли по праву принадлежат Ему, все неисчислимые легионы ангелов будут сражаться за Него, сама земля превратит Его державу в рай, а камни станут хлебами. Но Господь выбирает другой путь: Он не будет привлекать людей показными чудесами и силой, вместо рабов у Него будут ученики, которые узнают о Его божественной славе без принуждения, верой и любовью.
1 Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, 2 и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. 3 И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. 4 Он же сказал ему в ответ: написано: "не хлебом одним будет жить человек, 5 Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, 6 и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано:но всяким словом, исходящим из уст Божиих." "Ангелам Своим заповедает о Тебе, 7 Иисус сказал ему: написано также: "не искушай Господа Бога твоего". 8 Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, 9 и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. 10 Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано:и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею". "Господу Богу твоему поклоняйся 11 Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.и Ему одному служи". |
12 Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею 13 и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, 14 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: 15 "земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, 16 народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет". |
17 С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. |
18 Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, 19 и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. 20 И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. 21 Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. 22 И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним. |
23 И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. 24 И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их. 25 И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана. |
Сегодняшнее чтение посвящено описанию начала земного служения Иисуса (ст. 12 – 25), которому предшествует искушение в пустыне (ст. 1 – 11). Зачем, казалось бы, проводить через такое испытание Того, Кто заведомо должен был его выдержать? И всё же свой смысл здесь был. Человек всегда остаётся человеком, даже если речь идёт о Человеке, в Котором пребывает вся полнота Божия. Даже такой Человек свободен, и потому должен свободно выбрать Свой путь, так же, как и всякий другой человек. Божественная воля присуща Иисусу в той же полноте, как Отцу Небесному, но и воля человеческая дана ему также во всей полноте, так что выбор для Него отнюдь не был игрой или условностью. А само испытание было, в сущности, проверкой на готовность избегать тех соблазнительно лёгких путей, которые дьявол во все времена пытался выдать за истинные. Ловушка здесь в том, что пути эти обещают привести к поставленной Богом цели, но без тех усилий, которых, очевидно, потребует путь, указанный Богом. Главной темой проповеди Иисуса становится Царство, которое, по Его словам, «приблизилось», и призыв к обращению, без которого в Царство не войти (ст. 17). Но как побудить людей к обращению? Тут-то дьявол и предлагает Иисусу своё «содействие». Преврати камни в хлеб, накорми народ, и тогда каждый готов будет пойти за Тобой в Царство (ст. 3). Вариант, казалось бы, действительно беспроигрышный: кто же откажется от бесплатного хлеба? Вот только и стимулом для обращающихся станет тогда хлеб, а не Царство. Ведь и без того человечество во все времена искало себе удобной и выгодной религии, а от высших сил все народы хотели добиться прежде всего успеха в делах, военных побед и хороших урожаев. И если сегодня об этом не говорится напрямую, то нередко лишь потому, что эти просьбы сменились рассуждениями о «социальной функции религии» и «экономической эффективности» той или иной конфессии. А Иисус между тем говорит о слове Божием, о том живом откровении и той полноте богообщения, без которых нет Царства и которые не заменить никакими экономическими успехами и достижениями (ст. 4). Ну что ж, если не хлеб, тогда чудо, за чудом народ побежит так же, как за бесплатным хлебом (ст. 5 – 6). Вот только чудеса, которые дьявол предлагает Иисусу, такого рода, что человек никак в них не участвует. С человеком что-то происходит; он видит и слышит то, чего никогда бы не увидел и не услышал, быть может, он меняется внешне, и может даже иногда увидеть то Царство, о котором говорит Иисус. Вот только внутренне человек при этом не меняется нисколько; речь идёт не о том, чего хочет человек и на что он готов решиться ради Бога и Его Царства, а о том, что может сделать для человека Бог. Но Бог готов сделать для человека всё, Он уже не раз доказывал это делом, и испытывать Его лишний раз не стоит (ст. 7). Конечно, если бы в Царство можно было попасть по взмаху волшебной палочки, желающих было бы огромное множество, но ведь мало просто оказаться в Царстве, нужно ещё впустить его в своё сердце, а тут уже не поможет никакая волшебная палочка, на это человек должен решиться сам. И вот, когда все уловки оказались бесполезными, дьявол просто предлагает Иисусу сделку: всего один поклон в обмен на полную свободу действий в мире, где дьявол правит и где действовать без его согласия означает обречь себя на заведомое поражение (ст. 9 – 10). Соблазн велик: всего один чисто символический жест, к тому же без свидетелей, и никаких проблем в дальнейшем: ведь если дьявол не вмешается, то не помешает и никто другой в мире, в котором его власть до пришествия Христа была поистине безграничной. Но Иисус понимает: такой символический жест означает, что дьявол будет всегда стоять у Него за спиной, отравляя своим присутствием то Царство, которое Он несёт в мир. Конечно, дух тьмы редко обнаруживает это своё присутствие прямо, но он не случайно показывает Иисусу мир именно как «царства мира и славу их» (ст. 8): где государство, тем более «славное», там дьяволу место найдётся всегда, такова природа всякой власти в падшем мире. И тут уже неважно, какой теорией прикроет он свои попытки отравить жизнь Церкви Христовой и отвратить верных от Царства: концепцией ли «двух мечей», как когда-то на Западе, или теорией «симфонии», как в те же времена на Востоке, или идеей «Царства Божия на земле», как случалось нередко в более поздние времена. От такой духовной отравы спасает лишь одно: безусловная верность Богу, тому Богу Живому, полноту Которого несёт в Себе Иисус (ст. 10). И лишь после преодоления этих соблазнов открывается возможность пребывать в Царстве и свидетельствовать о нём.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||