3 Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог. 4 Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. 5 И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо
это
то же, как если бы она была обритая. |
Читая эти слова Павла, невольно приходишь к выводу об относительности культурных и бытовых норм даже в древности. Для римлянина длинные волосы и борода — действительно или шутовство, или признак варварства.
Для грека же всё было наоборот, равно, впрочем, как и для еврея, каковым был и сам Павел: представить себе в те времена еврея безбородым было практически невозможно, если, конечно, он не стремился полностью ассимилироваться и даже внешне походить на римлянина. И длинные волосы, с точки зрения грека или еврея, зачастую могли украсить мужчину: традиционная короткая римская стрижка не пользовалась популярностью ни у тех, ни у других. А уж слышать от еврея о том, что молиться с покрытой головой мужчине стыдно — это вообще парадоксальная ирония.
Очевидно, Павел здесь апеллирует по преимуществу именно к римским нравам и обычаям, хотя молитва с непокрытой головой — обычай греческий: римляне, как и евреи, во время молитвы накрывали голову специальным покрывалом. Остаётся лишь догадываться, почему в церкви отнюдь не италийского Коринфа римские культурные нормы оказались настолько распространены, что Павел считает возможным ссылаться преимущественно на них. Но есть в рассуждениях апостола и нечто выходящее за рамки культурно-бытовых условностей. Так, его слова о том, что мужчине глава — Христос, а женщине глава — мужчина, Христу же глава — Бог, очевидно, выходят за рамки конкретной культурной традиции или бытового уклада. Павел выстраивает своего рода иерархию отношений между людьми, людей со Христом и Христа с Богом.
При этом он ссылается на Тору, на рассказ о сотворении человека, где о женщине говорится, что она «взята от мужчины». Однако Тора, говоря о сотворении человека, вовсе не предполагает между мужчиной и женщиной отношений начальства и подчинения в том смысле, какой эти отношения приобрели в падшем мире. В мире, ещё не испорченном злом, такие отношения напоминали те, что свойственны Царству: там главный тот, кто готов в первую очередь взять на себя служение и ответственность за него.
И в сообществе, состоящем из мужчин и женщин, Павел, как видно, главную ответственность за отношения со Христом возлагает именно на мужчин, которые отвечают перед Ним и за себя, и за своих сестёр. Разумеется, такая ответственность отнюдь не исключает возможности для женщины полноценного богообщения и общения со Христом, ни о каком «опосредовании» отношений с Богом в христианстве по определению не может быть и речи. Но когда дело касается общей жизни и соответствующих решений, ответственность за них ложится в первую очередь именно на мужчин, о чём и призывает помнить апостол.
1 Будьте подражателями мне, как я Христу. |
2 Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам. 3 Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог. 4 Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. 5 И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо
это
то же, как если бы она была обритая. 6 Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. 7 Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. 8 Ибо не муж от жены, но жена от мужа; 9 и не муж создан для жены, но жена для мужа. 10 Посему жена и должна иметь на голове своей
знак
власти
над нею,
для Ангелов. 11 Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. 12 Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога. 13 Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою
головою? 14 Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это — бесчестье для него, 15 но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала? 16 А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии. |
Бог сотворил нас разными: сильными и слабыми, больными и здоровыми, мужчинами и женщинами. Каждому из нас дана своя уникальная, незаменимая роль, и слабые нужны сильным не меньше, чем сильные слабым. В Церкви много служений, но как найти свое, которое соответствует именно тебе — такому, какой ты есть? Главное — не столько в пользе, которую можно принести разными делами, сколько в том, чтобы стать и остаться самим собой.
В этом отрывке часто видят лишь указания на внешний вид, форму одежды, в которой женщина должна появляться в храме. И это тоже важно. Но в наши дни речь идет скорее об осознании главной, глубинной сущности каждого из нас и той роли, которую он призван играть в мироздании. Прилично ли браться за что-то прежде, чем понять, кто мы есть по своей природе, по своему положению относительно друг друга в теле Церкви, перед Богом?
«Прилично ли жене молиться Богу», «пророчествовать» или делать какие-либо дела, забыв о том, Кем и для чего она Им же была создана? «Знак власти над нею, для Ангелов» — это знак смирения женщины перед Богом, перед Его замыслом о ней, знак памяти о том, ради чего она была создана изначально.
Сколько проблем имеем мы в наших взаимоотношениях друг с другом, в семьях, из-за того, что искажена психология пола, забыта истинная роль прежде всего женщины. Согласиться с тем, что ты лишь слабый цветок в руках Господа, что ты часто ничего не можешь сделать, а только просить и надеяться, верить, ждать и продолжать любить, — не в этом ли подвиг веры? Есть, конечно, много нужных и важных дел. Но есть еще и дело сохранения и взращивания своей уникальности, своей истинной природы, и тогда мужчины, которых всем так хочется видеть сильными и мужественными, тоже смогут осознать свою уникальность. Разные, мы станем едины в Господе. Ведь если мы в Господе, то «ни муж без жены, ни жена без мужа».
Сегодня роль женщины в Церкви трудно переоценить. Именно женщинам приходится в основном нести на себе крест веры. Но часто их постоянство в молитве и их любовь творят чудеса. Мы видим, например, как во времена гонений простая вера «бабушек» помогла сохраниться Церкви в нашей стране.
1 Будьте подражателями мне, как я Христу. |
2 Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам. 3 Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог. 4 Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. 5 И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо
это
то же, как если бы она была обритая. 6 Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. 7 Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. 8 Ибо не муж от жены, но жена от мужа; 9 и не муж создан для жены, но жена для мужа. 10 Посему жена и должна иметь на голове своей
знак
власти
над нею,
для Ангелов. 11 Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. 12 Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога. 13 Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою
головою? 14 Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это — бесчестье для него, 15 но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала? 16 А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии. |
Возвращаясь к теме взаимоотношений между жителями Царства, Павел обращается к вопросу, который, на первый взгляд, не имеет принципиального значения — к вопросу о том, почему женщине в церковном собрании следует покрывать голову. Казалось бы, речь идёт лишь о вполне конкретной культурной норме вполне конкретной эпохи, которая, собственно, и имела смысл только там и тогда, где и когда эта норма была актуальна. В греко-римском мире евангельских времён с непокрытой головой ходили только женщины лёгкого поведения, а для матери семейства появиться на людях в таком виде было позором.
Разумеется, так было не везде и не всегда. Но ведь и Павел апеллирует в своём послании не к одной лишь культурной норме. Он начинает с констатации того факта, что в христианском браке существует вполне реальная иерархия, во главе которой стоит Сам Бог, за Которым следует Спаситель, муж как глава семьи и, наконец, жена (ст. 3). И покрытая голова жены для апостола оказывается не чем иным, как знаком признания этой иерархии (ст. 10). А актуальной она становится прежде всего в церковной жизни, тогда, когда дело касается молитвы и пророчества, что и не удивительно: ведь здесь христианин в наибольшей мере проявляет себя именно как житель Царства (ст. 4 – 6).
Казалось бы, когда дело касается молитвы или пророчества, где личные отношения конкретного человека с Богом выходят на первый план, любая иерархия должна была бы потерять свою актуальность. Но Павел, напротив, говорит о её принципиальной важности для Царства, важности в том числе и в контексте того служения, которое, на первый взгляд, не предполагает никакой иерархичности, оставаясь глубоко и исключительно личностным (ст. 7 – 9). Это неудивительно, если вспомнить, что Церковь для апостола, прежде всего, община людей, живущих в Царстве, а на семью он смотрит, как на малую церковь. В общине же значимы все отношения, связывающие людей между собой. Их значимость сохраняется даже тогда, когда человек остаётся один на один с Богом.
И если отношения эти иерархичны, то и иерархия их тоже оказывается значимой для Бога и важна для Царства. Такая иерархия оказывается уже не чем-то навязанным извне, она становится органичной частью общины Царства, образуя её структуру. Конечно, всякая такая структура оказывается, выражаясь философским языком, не онтологической, а функциональной, о чём тут же предупреждает Павел (ст. 11 – 12). Она связана не с тем, что одни из входящих в неё хуже или лучше других по природе или по своим духовным качествам. Речь идёт лишь о том, чтобы семья как малая церковь исполняла своё служение и свидетельствовала о Царстве наилучшим образом. Как божественность Спасителя никоим образом не ниже божественности Отца, что, однако, не отменяет определённой иерархии, связанной со служением Мессии, возложенным на Него Богом, так и жена не ниже мужа ни по природе, ни по духу, но служение семьи как малой церкви требует от обоих вполне определённого места в семейной иерархии. Иерархии, без которой члены христианской семьи не смогут стать настоящими свидетелями Царства.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||