1 И сказал Господь Моисею, говоря: 2 объяви сынам Израилевым и скажи им о праздниках Господних, в которые должно созывать священные собрания. Вот праздники Мои: 3 шесть дней можно делать дела, а в седьмой день суббота покоя, священное собрание; никакого дела не делайте; это суббота Господня во всех жилищах ваших. |
4 Вот праздники Господни, священные собрания, которые вы должны созывать в свое время: 5 в первый месяц, в четырнадцатый (день) месяца вечером Пасха Господня; 6 и в пятнадцатый день того же месяца праздник опресноков Господу; семь дней ешьте опресноки; 7 в первый день да будет у вас священное собрание; никакой работы не работайте; 8 и в течение семи дней приносите жертвы Господу; в седьмой день также священное собрание; никакой работы не работайте. |
9 И сказал Господь Моисею, говоря: 10 объяви сынам Израилевым и скажи им: когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику; 11 он вознесет этот сноп пред Господом, чтобы вам приобрести благоволение; на другой день праздника вознесет его священник; 12 и в день возношения снопа принесите во всесожжение Господу агнца однолетнего, без порока, 13 и с ним хлебного приношения две десятых части
ефы
пшеничной муки, смешанной с елеем, в жертву Господу, в приятное благоухание, и возлияния к нему четверть гина вина; 14 никакого
нового
хлеба, ни сушеных зерен, ни зерен сырых не ешьте до того дня, в который принесете приношения Богу вашему: это вечное постановление в роды ваши во всех жилищах ваших. |
15 Отсчитайте себе от первого дня после праздника, от того дня, в который приносите сноп потрясания, семь полных недель, 16 до первого дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней,
и тогда
принесите новое хлебное приношение Господу: 17 от жилищ ваших приносите два хлеба возношения, которые должны состоять из двух десятых частей
ефы
пшеничной муки и должны быть испечены кислые,
как
первый плод Господу; 18 вместе с хлебами представьте семь агнцев без порока, однолетних, и из крупного скота одного тельца и двух овнов (без порока); да будет это во всесожжение Господу, и хлебное приношение и возлияние к ним, в жертву, в приятное благоухание Господу. 19 Приготовьте также из
стада
коз одного козла в жертву за грех и двух однолетних агнцев в жертву мирную (вместе с хлебом первого плода); 20 священник должен принести это, потрясая пред Господом, вместе с потрясаемыми хлебами первого плода и с двумя агнцами, и это будет святынею Господу; священнику, (который приносит, это принадлежит); 21 и созывайте
народ
в сей день, священное собрание да будет у вас, никакой работы не работайте: это постановление вечное во всех жилищах ваших в роды ваши. |
22 Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, когда жнешь, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай; бедному и пришельцу оставь это. Я Господь, Бог ваш. |
23 И сказал Господь Моисею, говоря: 24 скажи сынам Израилевым: в седьмой месяц, в первый (день) месяца да будет у вас покой, праздник труб, священное собрание (да будет у вас); 25 никакой работы не работайте и приносите жертву Господу. |
26 И сказал Господь Моисею, говоря: 27 также в девятый (день) седьмого месяца сего, день очищения, да будет у вас священное собрание; смиряйте души ваши и приносите жертву Господу; 28 никакого дела не делайте в день сей, ибо это день очищения, дабы очистить вас пред лицем Господа, Бога вашего; 29 а всякая душа, которая не смирит себя в этот день, истребится из народа своего; 30 и если какая душа будет делать какое-нибудь дело в день сей, Я истреблю ту душу из народа ее; 31 никакого дела не делайте: это постановление вечное в роды ваши, во всех жилищах ваших; 32 это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши, с вечера девятого (дня) месяца; от вечера до вечера (десятого дня месяца) празднуйте субботу вашу. |
33 И сказал Господь Моисею, говоря: 34 скажи сынам Израилевым: с пятнадцатого дня того же седьмого месяца праздник кущей, семь дней Господу; 35 в первый день священное собрание, никакой работы не работайте; 36 в
течение
семи дней приносите жертву Господу; в восьмой день священное собрание да будет у вас, и приносите жертву Господу: это отдание праздника, никакой работы не работайте. |
37 Вот праздники Господни, в которые должно созывать священные собрания, чтобы приносить в жертву Господу всесожжение, хлебное приношение, заколаемые жертвы и возлияния, каждое в свой день, 38 кроме суббот Господних и кроме даров ваших, и кроме всех обетов ваших и кроме всего
приносимого
по усердию вашему, что вы даете Господу. |
39 А в пятнадцатый день седьмого месяца, когда вы собираете произведения земли, празднуйте праздник Господень семь дней: в первый день покой и в восьмой день покой; 40 в первый день возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь пред Господом Богом вашим семь дней; 41 и празднуйте этот праздник Господень семь дней в году: это постановление вечное в роды ваши; в седьмой месяц празднуйте его; 42 в кущах живите семь дней; всякий туземец Израильтянин должен жить в кущах, 43 чтобы знали роды ваши, что в кущах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской. Я Господь, Бог ваш. |
44 И объявил Моисей сынам Израилевым о праздниках Господних. |
Что первично — воспоминание о Боге и Его спасительных действиях в человеческой истории, или празднование, отмечающее то или иное конкретное событие? Ведь, например, событие исхода из Египта — это реальная историческая основа праздника кущей, когда израильтяне жили в палатках, подобно тому, как жили их отцы во время странствий по пустыне; но и сам праздник существует для того, чтобы помнить это событие, заново переживать его и продолжать этот исход — из смерти и рабства в жизнь и свободу. Законодательство особо подчеркивает неразрывность этой двойной связи. Это особенно актуально для нашего времени, когда Рождество или Пасха превратились в повод выпить и погулять, или, в лучшем случае, сходить на кладбище, когда воскресный день потерял для большинства людей связь с Воскресением Христовым. А между тем, оказывается, что любой «выходной» может стать для нас святым временем праздника, когда мы одновременно вспоминаем тот момент Божьего действия, который соединяет вечность и время, и — соприкасаемся с Вечным во времени.
1 И сказал Господь Моисею, говоря: 2 объяви сынам Израилевым и скажи им о праздниках Господних, в которые должно созывать священные собрания. Вот праздники Мои: 3 шесть дней можно делать дела, а в седьмой день суббота покоя, священное собрание; никакого дела не делайте; это суббота Господня во всех жилищах ваших. |
4 Вот праздники Господни, священные собрания, которые вы должны созывать в свое время: 5 в первый месяц, в четырнадцатый (день) месяца вечером Пасха Господня; 6 и в пятнадцатый день того же месяца праздник опресноков Господу; семь дней ешьте опресноки; 7 в первый день да будет у вас священное собрание; никакой работы не работайте; 8 и в течение семи дней приносите жертвы Господу; в седьмой день также священное собрание; никакой работы не работайте. |
9 И сказал Господь Моисею, говоря: 10 объяви сынам Израилевым и скажи им: когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику; 11 он вознесет этот сноп пред Господом, чтобы вам приобрести благоволение; на другой день праздника вознесет его священник; 12 и в день возношения снопа принесите во всесожжение Господу агнца однолетнего, без порока, 13 и с ним хлебного приношения две десятых части
ефы
пшеничной муки, смешанной с елеем, в жертву Господу, в приятное благоухание, и возлияния к нему четверть гина вина; 14 никакого
нового
хлеба, ни сушеных зерен, ни зерен сырых не ешьте до того дня, в который принесете приношения Богу вашему: это вечное постановление в роды ваши во всех жилищах ваших. |
15 Отсчитайте себе от первого дня после праздника, от того дня, в который приносите сноп потрясания, семь полных недель, 16 до первого дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней,
и тогда
принесите новое хлебное приношение Господу: 17 от жилищ ваших приносите два хлеба возношения, которые должны состоять из двух десятых частей
ефы
пшеничной муки и должны быть испечены кислые,
как
первый плод Господу; 18 вместе с хлебами представьте семь агнцев без порока, однолетних, и из крупного скота одного тельца и двух овнов (без порока); да будет это во всесожжение Господу, и хлебное приношение и возлияние к ним, в жертву, в приятное благоухание Господу. 19 Приготовьте также из
стада
коз одного козла в жертву за грех и двух однолетних агнцев в жертву мирную (вместе с хлебом первого плода); 20 священник должен принести это, потрясая пред Господом, вместе с потрясаемыми хлебами первого плода и с двумя агнцами, и это будет святынею Господу; священнику, (который приносит, это принадлежит); 21 и созывайте
народ
в сей день, священное собрание да будет у вас, никакой работы не работайте: это постановление вечное во всех жилищах ваших в роды ваши. |
22 Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, когда жнешь, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай; бедному и пришельцу оставь это. Я Господь, Бог ваш. |
23 И сказал Господь Моисею, говоря: 24 скажи сынам Израилевым: в седьмой месяц, в первый (день) месяца да будет у вас покой, праздник труб, священное собрание (да будет у вас); 25 никакой работы не работайте и приносите жертву Господу. |
26 И сказал Господь Моисею, говоря: 27 также в девятый (день) седьмого месяца сего, день очищения, да будет у вас священное собрание; смиряйте души ваши и приносите жертву Господу; 28 никакого дела не делайте в день сей, ибо это день очищения, дабы очистить вас пред лицем Господа, Бога вашего; 29 а всякая душа, которая не смирит себя в этот день, истребится из народа своего; 30 и если какая душа будет делать какое-нибудь дело в день сей, Я истреблю ту душу из народа ее; 31 никакого дела не делайте: это постановление вечное в роды ваши, во всех жилищах ваших; 32 это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши, с вечера девятого (дня) месяца; от вечера до вечера (десятого дня месяца) празднуйте субботу вашу. |
33 И сказал Господь Моисею, говоря: 34 скажи сынам Израилевым: с пятнадцатого дня того же седьмого месяца праздник кущей, семь дней Господу; 35 в первый день священное собрание, никакой работы не работайте; 36 в
течение
семи дней приносите жертву Господу; в восьмой день священное собрание да будет у вас, и приносите жертву Господу: это отдание праздника, никакой работы не работайте. |
37 Вот праздники Господни, в которые должно созывать священные собрания, чтобы приносить в жертву Господу всесожжение, хлебное приношение, заколаемые жертвы и возлияния, каждое в свой день, 38 кроме суббот Господних и кроме даров ваших, и кроме всех обетов ваших и кроме всего
приносимого
по усердию вашему, что вы даете Господу. |
39 А в пятнадцатый день седьмого месяца, когда вы собираете произведения земли, празднуйте праздник Господень семь дней: в первый день покой и в восьмой день покой; 40 в первый день возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь пред Господом Богом вашим семь дней; 41 и празднуйте этот праздник Господень семь дней в году: это постановление вечное в роды ваши; в седьмой месяц празднуйте его; 42 в кущах живите семь дней; всякий туземец Израильтянин должен жить в кущах, 43 чтобы знали роды ваши, что в кущах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской. Я Господь, Бог ваш. |
44 И объявил Моисей сынам Израилевым о праздниках Господних. |
Сегодня в иудейской среде (да и в христианской тоже) немало спорят о смысле традиционных еврейских (иудейских) праздников. Что это — простое освящение обычного земледельческого годичного цикла или некая особая философия, имеющая самостоятельный смысл? Однозначного ответа нет. С одной стороны, речь безусловно идёт именно о традиционном земледельческом цикле. Причём важно учитывать, что не все из перечисленных праздников являются одинаково древними.
Можно думать, к примеру, что Песах и Йом-кипур (или какой-то его прообраз) существовали у евреев (точнее, у потомков Авраама) ещё до переселения в Египет, а остальные традиционные праздники появились уже после завоевания Палестины, когда недавние кочевники довольно быстро осели на землю и освоили земледелие. Речь совершенно очевидным образом идёт именно об освящении земледельческого сельскохозяйственного года — это было абсолютно необходимо, иначе местное язычество, и без того влиятельное, взяло бы окончательный верх над яхвизмом.
Вместе с тем в яхвистском праздничном круге просматривается та символика, которая уже в иудейском осмыслении позволила представить его как духовный путь народа в землю обетованную, как его актуализацию, каждый год повторяющуюся снова и снова — от шалашей праздника Суккот, символизирующих пустыню, через Песах, напоминающий об Исходе, к земле с её плодами, которые Бог освящает для Своего народа. При ближайшем же рассмотрении одно не так уж и противоречит другому. В самом деле: Бог ведь дал народу землю на том условии, что народ сохранит Ему верность — тут передача не в собственность, а скорее во владение, притом на вполне определённых условиях.
Эти условия предполагали отношения с Богом, которых не может быть вне той динамики, что задана вторыми смыслами традиционного праздничного круга — ведь речь идёт о непрерывном обновлении этих отношений, без которого они неизбежно деградируют. Между тем в отношения входило и плодородие земли, которая была тем плодороднее, чем благодатнее, чем больше проявляло себя на ней Божье присутствие. Бог ведь сотворил не только дух человека, но и его природу — так же, как сотворил Он и всю природу вообще. Потому-то она и связана воедино с духовной жизнью человека, так, что разделить их если и возможно, то лишь для удобства рассмотрения и описания.
1 И сказал Господь Моисею, говоря: |
За что мы любим праздники? Спросите у тех, кто вокруг вас. Интересно, что они ответят. Может быть, самый частый ответ для советского (и пост-советского) человека будет: «Потому что в праздники можно не работать!» Нет, вообще-то можно и поработать, на дачу съездить, картошку посадить (или окучить, или собрать), но важно, что для себя, а не для «дяди». Мы ощущаем это так, что все будние дни мы надрываемся, пашем для кого-то, а праздники — это наше, это «все для меня». А вот в книге Левит Бог устанавливает навеки праздники для Своего народа, и логика этого установления — абсолютно обратная. Будни — это когда мы делаем свои дела, а праздники — это то, что мы посвящаем Богу, это дни, отданные Богу, и в эти дни мы совершаем приношение Богу — жертв, труда, времени, наконец, самих себя.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||