1 И сказал Господь Моисею на горе Синае, говоря: 2 объяви сынам Израилевым и скажи им: когда придете в землю, которую Я даю вам, тогда земля должна покоиться в субботу Господню; 3 шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезывай виноградник твой, и собирай произведения их, 4 а в седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня: поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезывай; 5 что само вырастет на жатве твоей, не сжинай, и гроздов с необрезанных лоз твоих не снимай; да будет это год покоя земли; 6 и будет это в продолжение субботы земли
всем
вам в пищу, тебе и рабу твоему, и рабе твоей, и наемнику твоему, и поселенцу твоему, поселившемуся у тебя; 7 и скоту твоему и зверям, которые на земле твоей, да будут все произведения ее в пищу. |
8 И насчитай себе семь субботних лет, семь раз по семи лет, чтоб было у тебя в семи субботних годах сорок девять лет; 9 и воструби трубою в седьмой месяц, в десятый (день) месяца, в день очищения вострубите трубою по всей земле вашей; 10 и освятите пятидесятый год и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя. 11 Пятидесятый год да будет у вас юбилей: не сейте и не жните, что само вырастет на земле, и не снимайте ягод с необрезанных
лоз
ее, 12 ибо это юбилей: священным да будет он для вас; с поля ешьте произведения ее. |
13 В юбилейный год возвратитесь каждый во владение свое. 14 Если будешь продавать что ближнему твоему, или будешь покупать что у ближнего твоего, не обижайте друг друга; 15 по расчислению лет после юбилея ты должен покупать у ближнего твоего, и по расчислению лет дохода он должен продавать тебе; 16 если много
остается
лет, умножь цену; а если мало лет
остается,
уменьши цену, ибо известное число
лет
жатв он продает тебе. 17 Не обижайте один другого; бойся Бога твоего, ибо Я Господь, Бог ваш. |
18 Исполняйте постановления Мои, и храните законы Мои и исполняйте их, и будете жить спокойно на земле; 19 и будет земля давать плод свой, и будете есть досыта, и будете жить спокойно на ней. 20 Если скажете: "что же нам есть в седьмой год, когда мы не будем ни сеять, ни собирать произведений наших?" 21 Я пошлю благословение Мое на вас в шестой год, и он принесет произведений на три года; 22 и будете сеять в восьмой год, но есть будете произведения старые до девятого года; доколе не поспеют произведения его, будете есть старое. 23 Землю не должно продавать навсегда, ибо Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня; 24 по всей земле владения вашего дозволяйте выкуп земли. |
Слова Господа из книги Левит о собственности на землю особенно актуально звучат сегдня: «Землю не должно продавать навсегда, ибо это Моя земля». Это можно было бы расценить, как проявление Божьей воли в этом споре, если бы вопрос не стоял в несколько иной плоскости. В наших законах речь не идет о том, что земля принадлежит Богу. Он вообще не фигурирует как объект гражданского права. По нашим представлениям, земля может принадлежать либо государству, либо частным лицам. А уж отождествлять государство и Бога — совсем нехорошо. Это касается не только юридических проблем. Мы вообще склонны забывать, что все принадлежит Богу (даже если верим в Него). Будучи поглощены земными заботами, мы забываем, что торгово-денежные отношения — лишь несовершенное средство упорядочивания ответственности за материальный мир, которым мы пользуемся лишь в качестве «арендаторов» у Бога. Ни деньги, ни продукты питания, ни средства производства, ничто, чем мы владеем — не принадлежит нам навсегда. Земля с ее богатствами может быть лишь объектом нашей заботы — только тогда Бог посредством нее сможет прокормить, одеть и согреть каждого из нас.
1 И сказал Господь Моисею на горе Синае, говоря: 2 объяви сынам Израилевым и скажи им: когда придете в землю, которую Я даю вам, тогда земля должна покоиться в субботу Господню; 3 шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезывай виноградник твой, и собирай произведения их, 4 а в седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня: поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезывай; 5 что само вырастет на жатве твоей, не сжинай, и гроздов с необрезанных лоз твоих не снимай; да будет это год покоя земли; 6 и будет это в продолжение субботы земли
всем
вам в пищу, тебе и рабу твоему, и рабе твоей, и наемнику твоему, и поселенцу твоему, поселившемуся у тебя; 7 и скоту твоему и зверям, которые на земле твоей, да будут все произведения ее в пищу. |
8 И насчитай себе семь субботних лет, семь раз по семи лет, чтоб было у тебя в семи субботних годах сорок девять лет; 9 и воструби трубою в седьмой месяц, в десятый (день) месяца, в день очищения вострубите трубою по всей земле вашей; 10 и освятите пятидесятый год и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя. 11 Пятидесятый год да будет у вас юбилей: не сейте и не жните, что само вырастет на земле, и не снимайте ягод с необрезанных
лоз
ее, 12 ибо это юбилей: священным да будет он для вас; с поля ешьте произведения ее. |
13 В юбилейный год возвратитесь каждый во владение свое. 14 Если будешь продавать что ближнему твоему, или будешь покупать что у ближнего твоего, не обижайте друг друга; 15 по расчислению лет после юбилея ты должен покупать у ближнего твоего, и по расчислению лет дохода он должен продавать тебе; 16 если много
остается
лет, умножь цену; а если мало лет
остается,
уменьши цену, ибо известное число
лет
жатв он продает тебе. 17 Не обижайте один другого; бойся Бога твоего, ибо Я Господь, Бог ваш. |
18 Исполняйте постановления Мои, и храните законы Мои и исполняйте их, и будете жить спокойно на земле; 19 и будет земля давать плод свой, и будете есть досыта, и будете жить спокойно на ней. 20 Если скажете: "что же нам есть в седьмой год, когда мы не будем ни сеять, ни собирать произведений наших?" 21 Я пошлю благословение Мое на вас в шестой год, и он принесет произведений на три года; 22 и будете сеять в восьмой год, но есть будете произведения старые до девятого года; доколе не поспеют произведения его, будете есть старое. 23 Землю не должно продавать навсегда, ибо Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня; 24 по всей земле владения вашего дозволяйте выкуп земли. |
Книга Левита предписывает достаточно жёсткие правила относительно года шаббата и года юбилея. Здесь, конечно, особенно в том, что касается юбилейного года, присутствует и сугубо социальный, имущественный аспект: требование вернуть всю общинную землю в распоряжение соответствующих общин должно было поддерживать социальную стабильность. Было, однако, и другое: люди и земля должны были иногда получать отдых.
Дело тут не в экологии — один год из каждых семи в этом отношении ничего не менял. Дело в смысле шаббата как такового. Что такое шаббат по своей сути? День отдыха? Да, несомненно. Отдыхать совершенно необходимо. Но как? Можно отдохнуть, проведя время в бездеятельности, а можно — в богообщении. Шаббат и предполагает богообщение — хотя бы, имея в виду четвёртую заповедь, однажды в неделю. Главное — чтобы это было действительно время, проведённое с Богом.
Провести время с Богом означает, помимо прочего, на время забыть о повседневной текучке. Не случайно верующим евреям во время шаббата предписан не только запрет на работу — о работе во время шаббата запрещается говорить и даже думать. О ней в этот день вообще надо забыть. Выпасть из того круга, в котором человек (ели он не живёт в монастыре или где-нибудь в горах или в лесу) крутится ежедневно — иногда как белка в колесе. Без такого выключения из потока повседневности полноценное богообщение невозможно.
Однако поток ведь включает в себя не только повседневность — кроме дневного круга есть ещё и годичный, особенно в обществе сельском, земледельческом, каким и был Израиль, когда были даны предписания о годе шаббата и о годе юбилея. Сельскохозяйственный год размерен и более-менее однообразен: сев и уборка урожая сменяют друг друга с регулярностью, которая приучает человека к полной зависимости от природных циклов и к бесконечному круговороту, из которого выхода нет, да и не нужно.
Традиционное язычество в значительной мере представляет собой освящение этого круга в его нескончаемом вращении. Между тем год шаббата и особенно юбилея его разрывает, вырывая человека из привычной природной, пространственной и временной, матрицы: год без обычных занятий для земледельца, привыкшего к своему труду, может оказаться самым настоящим внутренним потрясением и освобождением — а это повышает шансы на встречу с Богом лицом к лицу, без которой не может быть полноценной духовной жизни.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||