25 Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните? говорит Святый. 26 Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает. |
27 Как же говоришь ты, Иаков, и высказываешь, Израиль: "путь мой сокрыт от Господа, и дело мое забыто у Бога моего"? 28 Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим. 29 Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость. 30 Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, 31 а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут — и не устанут, пойдут — и не утомятся. |
Раввинистическая традиция знает концепцию двух начал Торы. Одним из них считается первая глава Книги Бытия, вторым — двадцатая глава Книги Исхода. Логика проста: первое начало связано с поэмой творения, вторая — с дарованием Торы, ядром которой является Декалог.
Такой взгляд мог бы показаться несколько искусственным, если бы сама поэма творения не указывала на особое место в этом творении человека: все живые существа сотворены Богом сообразно своему типу или виду («по роду их», как говорит в этом случае Синодальный перевод), а человек — единственный из всех — по образу и подобию Божию. Поэтому и слово Божие обращено к человеку особенным образом: для всего остального мира оно просто сила, творящая энергия Бога, а для человека оно — Божья воля, обращённая к человеческому сердцу.
Тора, данные Богом заповеди и есть эта воля, воплощённая и выраженная в слове. Потому-то и отношение Бога к человеку — ко всякому человеку, и притом именно к отдельному человеку, а не к человечеству в целом — по своей полноте равно отношению Его ко всему остальному творению, как живому, так и неживому. И пророк прекрасно это понимает.
Он указывает на Бога, сотворившего вселенную, и задаёт риторический вопрос: неужели Бог, сотворивший небо и землю, забудет человека, созданного по Его собственному образу и подобию (ст. 26 – 27)? Но Исайя понимает и другое: чтобы Бог помнил человека, человеку тоже нужно помнить Бога. Человек сам по себе мало на что способен (ст. 30). Человеческая природа, особенно после грехопадения, — не слишком надёжная опора. Опорой человеку могут стать лишь глубокие и устойчивые отношения с Богом, когда человек готов довериться Ему и возложить все надежды на Него (ст. 31).
Тогда надеющийся обретает новые силы, тогда меняется и его жизнь. А если отношений нет, человек остаётся песчинкой во вселенной, которой не на что рассчитывать. И Бог в этом не виноват: ведь это не Он ставит человека в ситуацию полного или почти полного отсутствия общения с Собой. Такое положение человек выбирает для себя сам. И сам же несёт все последствия своего выбора.
25 Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните? говорит Святый. 26 Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает. |
27 Как же говоришь ты, Иаков, и высказываешь, Израиль: "путь мой сокрыт от Господа, и дело мое забыто у Бога моего"? 28 Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим. 29 Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость. 30 Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, 31 а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут — и не устанут, пойдут — и не утомятся. |
То, что говорит пророк Исаия, однажды очень просто сформулировал мальчик четырех лет. Рассуждал он приблизительно так: Бог сотворил море, небо, деревья и человека. Человек сделал машину, дом и самолет. Если Бог такое сделал, значит у Него есть разум и Он им пользуется. Но то, что Он сделал, очень сильно отличается от того, что делаю я, это значит, что Его разум сильнее моего. А насколько сильнее, этого я измерить не могу.
Простота детских объяснений — это то, чему Господь все время призывает нас учиться. Сложен текст пророка Исаии? Конечно, и, когда ты изнемогаешь и утомлен, тебе не до величия Бога, не до осознания того, что у Него Cвои пути для тебя. Признать, что Он умнее, выше, мудрее человека, принять этот факт не только головой, но сердцем, трудно. Но простое и открытое наблюдение за миром позволяет выявить этот факт и принять его.
25 Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните? говорит Святый. 26 Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает. |
27 Как же говоришь ты, Иаков, и высказываешь, Израиль: "путь мой сокрыт от Господа, и дело мое забыто у Бога моего"? 28 Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим. 29 Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость. 30 Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, 31 а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут — и не устанут, пойдут — и не утомятся. |
Раввинистическая традиция знает концепцию двух начал Торы. Одним из них считается первая глава Книги Бытия, вторым — двадцатая глава Книги Исхода. Логика проста: первое начало связано с поэмой творения, вторая — с дарованием Торы, ядром которой является Декалог.
Такой взгляд мог бы показаться несколько искусственным, если бы сама поэма творения не указывала на особое место в этом творении человека: все живые существа сотворены Богом сообразно своему типу или виду («по роду их», как говорит в этом случае Синодальный перевод), а человек — единственный из всех — по образу и подобию Божию. Поэтому и слово Божие обращено к человеку особенным образом: для всего остального мира оно просто сила, творящая энергия Бога, а для человека оно — Божья воля, обращённая к человеческому сердцу.
Тора, данные Богом заповеди и есть эта воля, воплощённая и выраженная в слове. Потому-то и отношение Бога к человеку — ко всякому человеку, и притом именно к отдельному человеку, а не к человечеству в целом — по своей полноте равно отношению Его ко всему остальному творению, как живому, так и неживому. И пророк прекрасно это понимает.
Он указывает на Бога, сотворившего вселенную, и задаёт риторический вопрос: неужели Бог, сотворивший небо и землю, забудет человека, созданного по Его собственному образу и подобию (ст. 26 – 27)? Но Исайя понимает и другое: чтобы Бог помнил человека, человеку тоже нужно помнить Бога. Человек сам по себе мало на что способен (ст. 30). Человеческая природа, особенно после грехопадения, — не слишком надёжная опора. Опорой человеку могут стать лишь глубокие и устойчивые отношения с Богом, когда человек готов довериться Ему и возложить все надежды на Него (ст. 31).
Тогда надеющийся обретает новые силы, тогда меняется и его жизнь. А если отношений нет, человек остаётся песчинкой во вселенной, которой не на что рассчитывать. И Бог в этом не виноват: ведь это не Он ставит человека в ситуацию полного или почти полного отсутствия общения с Собой. Такое положение человек выбирает для себя сам. И сам же несёт все последствия своего выбора.
25 Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните? говорит Святый. |
О «не на что не похожем Боге» в древности знали и говорили многие. Собственно, вся апофатическая традиция исходит из понимания, что Бог или Абсолют настолько не похож ни на что в нашем мире, что определить Его можно не через уподобление чему бы то ни было, а через расподобление всему и вся. Разумеется, никакие положительные определения в этом случае невозможны, возможны лишь отрицательные. И, конечно, к Богу Израиля всё сказанное можно отнести в полной мере. И всё же есть существенная разница между Богом Библии и Высшим Разумом или Абсолютом греческих или индийских мистиков. Ни Высший Разум, ни Абсолют не снисходят к человеку, который абсолютно им безразличен. А Бог Израиля с самого начала истории яхвизма с человеком говорит, преодолевая ту пропасть, которая Его от человека отделяет. И оставаясь при этом бесконечно далёким от человека, с которым общается, по Своей сути. Так в чём же заключается то несходство, о котором говорит пророк? И в каком смысле тогда говорит Библия о человеке, что он сотворён «по образу и подобию» своего Творца? Быть может, в том, что всякая личность всегда в чём-то похожа на любую другую личность, обладая самосознанием и свободой воли? Наверное, да. Но здесь же, по-видимому, и основное несходство между Богом и всяким творением. Ведь всё тварное так или иначе подчиняется неким внешним для себя законам, которые его ограничивают. Всё тварное природно, даже если творение обладает духовным началом, подобно, к примеру, людям или ангелам. А природа всегда ограничена, она ограничена по определению, постольку, поскольку существует по законам, не ею самой для себя установленным. И даже духовное творение ограничено: самосознание и свобода воли, свойственная всякому духовному существу, сохраняется, но мера этой свободы остаётся неполной. А полная свобода возможна лишь тогда, когда живущий сам определяет для себя те законы, по которым живёт, причём определяет полностью и абсолютно. Но такой полной свободой может обладать лишь Бог, Который Сам определяет для Себя все формы собственного бытия. Для Него не существует внешних законов, с которыми должна была бы считаться Его воля, и Его свобода абсолютна. Здесь-то, видимо, и коренится главное различие между Богом и тварным миром. Различие, которое останется навсегда: ведь даже после преображения творение не перестанет быть творением, оно лишь начнёт существовать по иным законам. И только для Бога внешнего закона не существует. А значит, не существует ни пределов, ни границ.
28 Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим. 29 Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость. |
Для всякого верующего человека общим местом стали рассуждения о силе Божьей и о бессилии человека. Но мало кто задумывается о том, что это относится не только к каким-то критическим ситуациям, когда человек и впрямь не в силах ничего изменить, но и к жизни человека вообще. Человек в этом отношении вообще существо уникальное. Бог сотворил нас «из пыли», как и всех прочих животных, но нашу уникальную и неповторимую жизнь, то, что делает нас людьми (в Синодальном переводе это обычно называют «душой»), мы получаем вместе с тем «дыханием жизни», которое Бог вдувает нам «в ноздри». Парадоксальная, на первый взгляд, ситуация: «дыхание» не наше, а жизнь и личность — наши. Получается, что мы, люди, с самого начала были сотворены Богом так, чтобы жить не своей собственной жизнью, как все прочие животные, а жизнью, заимствованной у Бога. А Он даёт нам эту жизнь взаймы, но на таких условиях, чтобы мы не чувствовали себя связанными чрезмерно жёсткими условиями, не ходили «на коротком поводке», а чувствовали бы себя совершенно свободными в том, что касается распоряжения полученным. Нам дана такая свобода, что у нас и мысли не возникает о жизни взаймы у Бога, даже тогда, когда мы поворачиваемся к нашему Заимодавцу спиной. Вот только дышать полной грудью, стоя к Нему спиной, оказывается затруднительно. И тогда дыхание начинает слабеть, а жизнь и сила уходить, хотя замечаем мы это не сразу. Но в критических ситуациях их недостаток сразу становится заметен, и тогда мы вспоминаем о Том, Кто дал нам и жизнь, и силу, и свободу.
28 Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим. |
Этот вопрос, обращенный пророком к народу Израиля, каждый из нас может отнести к себе, причем именно в такой форме: разве ты не знаешь, разве ты не слышал? Конечно, знаю, что это Бог сотворил весь этот мир. Но почему я решил, что Он после этого «утомился и изнемог»? Сказано, что в седьмой день Бог почил от всех дел Своих, но не сказано, что устал. Да и когда бы ни был этот «седьмой день», вся Библия рассказывает о продолжении деятельности Бога. Это Он «разбирается» с Адамом, Он предупреждает Каина, Он спасает Ноя и призывает Авраама. И так далее, и так далее... А если Он продолжает действовать, то как могу я отчаиваться? Ведь Он благ, Он любит и Он всемогущ. В любую секунду все в этом мире может кардинальнейшим образом измениться, в любой момент может совершиться Второе Пришествие Христа, и будет новое небо и новая земля. Да, невозможно предсказать точно, когда это будет, ибо «разум Его неисследим», но ведь будет же!
18 Итак кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему? 19 Идола выливает художник, и золотильщик покрывает его золотом и приделывает серебряные цепочки. 20 А кто беден для такого приношения, выбирает негниющее дерево, приискивает себе искусного художника, чтобы сделать идола, который стоял бы твердо. |
21 Разве не знаете? разве вы не слышали? разве вам не говорено было от начала? разве вы не уразумели из оснований земли? 22 Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней — как саранча пред Ним; Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья. 23 Он обращает князей в ничто, делает чем-то пустым судей земли. |
24 Едва они посажены, едва посеяны, едва укоренился в земле ствол их, и как только Он дохнул на них, они высохли, и вихрь унес их, как солому. |
25 Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните? говорит Святый. 26 Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает. |
27 Как же говоришь ты, Иаков, и высказываешь, Израиль: "путь мой сокрыт от Господа, и дело мое забыто у Бога моего"? 28 Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим. 29 Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость. 30 Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, 31 а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут — и не устанут, пойдут — и не утомятся. |
Сегодня мы начинаем читать вторую половину книги пророка Исайи, написанную в середине 6-го века до Р.Х. Неизвестный пророк, которого обычно называют Второисайей, начал писать ее еще в вавилонском плену, а закончил уже в послепленном Иерусалиме. Начинается его пророчество в Вавилоне словом надежды и утешения. Мы читаем сегодня удивительный гимн могуществу Творца. Пророк воспевает этот гимн еще в плену, видя лишь самое начало тех сложных исторических процессов, через которые Бог дарует освобождение Своему народу. Основная мысль пророка: нет ничего, что могло бы противиться воле Творца. «Разум Его неисследим», и мы не можем видеть всех путей Его, но сила Его непреодолима. Поэтому, говорит пророк, есть великая и неистощимая надежда для всех нас: «надеющиеся на Господа обновятся в силе, поднимут крылья, как орлы, потекут — и не устанут».
1 Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш; 2 говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его, что за неправды его сделано удовлетворение, ибо он от руки Господней принял вдвое за все грехи свои. |
3 Глас вопиющего: в пустыне приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; 4 всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; 5 и явится слава Господня, и узрит всякая плоть (спасение Божие); ибо уста Господни изрекли это. |
6 Голос говорит: возвещай! И сказал: что мне возвещать? Всякая плоть — трава, и вся красота ее — как цвет полевой. 7 Засыхает трава, увядает цвет, когда дунет на него дуновение Господа: так и народ — трава. 8 Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно. |
9 Взойди на высокую гору, благовествующий Сион! возвысь с силою голос твой, благовествующий Иерусалим! возвысь, не бойся; скажи городам Иудиным: вот Бог ваш! 10 Вот, Господь Бог грядет с силою, и мышца Его со властью. Вот, награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицем Его. 11 Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных. |
12 Кто исчерпал воды горстью своею и пядью измерил небеса, и вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы? 13 Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его? 14 С кем советуется Он, и кто вразумляет Его и наставляет Его на путь правды, и учит Его знанию, и указывает Ему путь мудрости? 15 Вот народы — как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах. Вот, острова как порошинку поднимает Он. 16 И Ливана недостаточно для жертвенного огня, и животных на нем — для всесожжения. 17 Все народы пред Ним как ничто — менее ничтожества и пустоты считаются у Него. |
18 Итак кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему? 19 Идола выливает художник, и золотильщик покрывает его золотом и приделывает серебряные цепочки. 20 А кто беден для такого приношения, выбирает негниющее дерево, приискивает себе искусного художника, чтобы сделать идола, который стоял бы твердо. |
21 Разве не знаете? разве вы не слышали? разве вам не говорено было от начала? разве вы не уразумели из оснований земли? 22 Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней — как саранча пред Ним; Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья. 23 Он обращает князей в ничто, делает чем-то пустым судей земли. |
24 Едва они посажены, едва посеяны, едва укоренился в земле ствол их, и как только Он дохнул на них, они высохли, и вихрь унес их, как солому. |
25 Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните? говорит Святый. 26 Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает. |
27 Как же говоришь ты, Иаков, и высказываешь, Израиль: "путь мой сокрыт от Господа, и дело мое забыто у Бога моего"? 28 Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим. 29 Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость. 30 Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, 31 а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут — и не устанут, пойдут — и не утомятся. |
Итак, пророчество о грядущих судьбах переходит в утешение того самого народа, по адресу которого прозвучало так много обличений. Теперь грехи искуплены, причём вдвое, в связи с чем обычно вспоминается, что вор по закону должен был вдвое возмещать сумму украденного. Правда, далеко не все грешники были ворами в прямом смысле, воровство - не единственный порок, но в данный момент это неважно: никто не имеет права величаться над грабителями, другие грехи, часто кажущиеся "допустимыми", ничем не лучше. Но теперь наступает прощение, а вместе с ним - надежда на новую, качественно иную жизнь в согласии с волей Творца.
Совершенно закономерно вслед за обетованием надежды пророк начинает говорить о величии Господа, о том, что Его невозможно ни с чем-либо сравнить, ни представить. Здесь речи Исаии в какой-то мере напоминают последние главы Книги Иова, где вопрошания Иова оказываются сняты после того, как Творец явил ему Свою непостижимость. Здесь, правда, иная ситуация, народ Израиля, в отличие от Иова, страдал небеспочвенно. Но и теперь, когда, казалось бы, грешники раскаялись в своих грехах и им наконец стало "всё понятно", Господь снова показывает, что и Он Сам, и Его милость превосходит любую степень нашего понимания.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||