24 Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. |
Образ небесного Иерусалима появляется впервые в проповедях Исайи Вавилонского, жившего за шесть веков до прихода Христа. Уже тогда он был похож на то описание, которое находим мы в Книге Откровения: сияющий город наверху горы, которому воздают славу земные цари и который становится светом не только для народа Божия, но и для язычников (соответствующий греческий стих говорит о «народах», т.е. о язычниках, которые будут ходить в «его», города, свете; слово «спасённых» — поздняя вставка, отсутствующая в ранних редакциях Книги Откровения).
Чего здесь больше: реальности или символа? Земного Иерусалима или небесного видения? Ответ не так прост, как может показаться. Конечно, когда читаешь о славе Божьей, которая заменяет тут и солнечный, и лунный свет, в голову приходят только небеса, и уж никак не наш грешный мир. Между тем, слава Божья (так в библейских книгах называется то сияющее присутствие Божие, которое впервые увидел Моисей, когда подошёл к горящему кусту) сопровождала еврейский народ на всём протяжении его истории, хотя до полного преображения мира она не могла открыться людям в такой полноте, в какой её созерцают Исайя Вавилонский и апостол Иоанн.
Различие между землёй и небом в данном случае не абсолютно, присутствие Божье открывалось и до прихода Мессии, и до полного преображения творения, только не в такой полноте, в какой является оно в конце времён. А что же тогда Иерусалим? Он-то где находится: на небе или на земле? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно, и не потому, что текст неясен, а потому, что ответа нет.
Он был бы, если бы Бог с самого начала сотворил небо и землю, как два разных мира с разными законами, которые не должны были бы пересекаться между собой. Однако в тексте поэмы сотворения из первой главы Книги Бытия «небо и земля», что бы под ним ни подразумевалось, — всё же один, единый мир, а не два разных мира.
Двоемирие — не Божий замысел, это следствие грехопадения, результат действия в мире воли, противостоящей Богу. Подчинить себе мир полностью этой воле не удалось, но оторвать от него часть, которая подпала её власти, у неё получилось.
Бог же, преображая мир, избавляет его от разделения, так, что в нём сохраняется всё, кроме зла и греха, которым места в Царстве быть не может. Иерусалим, который мы видим в Книге Откровения, небесный не меньше, чем земной, и земной не больше, чем небесный. Только небо и земля уже не прежние: преображённый Иерусалим стоит на новой земле под новым небом.
9 И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. 10 И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. 11 Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному. 12 Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых: 13 с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот. 14 Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца. |
15 Говоривший со мною имел золотую трость для измерения города и ворот его и стены его. 16 Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны. 17 И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела. 18 Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу. 19 Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд, 20 пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист. 21 А двенадцать ворот — двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города — чистое золото, как прозрачное стекло. |
22 Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец. 23 И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец. 24 Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. 25 Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет. 26 И принесут в него славу и честь народов. 27 И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни. |
1 И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. 2 Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать
раз
приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов. 3 И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. 4 И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. 5 И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков. |
Небесный Иерусалим показан апостолу в видении достаточно подробно. И в основании его архитектурных размеров лежит число двенадцать — число, разумеется, символическое, связанное как с полнотой народа Божьего, состоящего из двенадцати племён, так и с полнотой мессианской общины, состоящей из двенадцати апостолов.
Полнота Церкви показана Иоанну как единство полноты народа Божьего и полноты выросшей из него мессианской апостольской общины. В том, что небесный Иерусалим является образом небесной Церкви, сомневаться не приходится: он назван «невестой Агнца», а так в новозаветных книгах называют именно Церковь Христову. Упомянутые в книге драгоценные камни, которыми украшено основание города, — те же священные камни, которые использовались для украшения Скинии: весь город, таким образом, открывается апостолу как одно большое святилище.
Упомянутая в книге река живой воды напоминает видение Иезекииля, который видит эту реку текущей из-под фундамента Храма; в видении Иоанна она течёт по городу, освящая его и оживотворяя. Деревья по берегам реки — те же, что и в видении Иезекииля. Никакой нечистоты, «ничего проклятого», в городе нет: Царство и пребывание в нём несовместимо ни с каким злом и ни с каким грехом.
Но очищение и преображение возможно для каждого, кто этого хочет, и вне Царства остаются лишь те, кто «предан мерзости и лжи», кто выбрал их и не хочет с ними расстаться. Что же до Храма, до святилища, то в Царстве нет святилища в земном смысле, оно там не нужно. Святилище Царства — тот самый Престол славы, который некоторые видели в Храме во время богослужения как бы издали и сквозь преграду. Теперь преграды нет, и Престол славы как духовный центр Царства открыт каждому. Так — в виде Престола — открывается жителям Царства та точка в творении, где Божья воля встречается с сотворённым Богом миром, определяя его бытие.
Она, эта точка, является духовным центром не только Царства, но и всего мироздания. А Царём Божьего Царства становится воскресший из мёртвых Мессия — теперь, наконец, уже не скрываясь, а явно для каждого. И свет небесного Иерусалима — не физический свет непреображённого мира, а свет Божьего присутствия, тот самый, которым мир был пронизан в первый день творения. Мир вновь обретает полноту бытия и преображается дыханием Царства, ставшего центром и смыслом его существования.
По воскресным дням чтений нет
По воскресным дням чтений нет
По воскресным дням чтений нет
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||