1 Праведен будешь Ты, Господи, если я стану судиться с Тобою; и однако же буду говорить с Тобою о правосудии: почему путь нечестивых благоуспешен, и все вероломные благоденствуют? 2 Ты насадил их, и они укоренились, выросли и приносят плод. В устах их Ты близок, но далек от сердца их. 3 А меня, Господи, Ты знаешь, видишь меня и испытываешь сердце мое, каково оно к Тебе. Отдели их, как овец на заклание, и приготовь их на день убиения. 4 Долго ли будет сетовать земля, и трава на всех полях — сохнуть? скот и птицы гибнут за нечестие жителей ее, ибо они говорят: "Он не увидит, что с нами будет". |
5 Если ты с пешими бежал, и они утомили тебя, как же тебе состязаться с конями? и если в стране мирной ты был безопасен, то что будешь делать в наводнение Иордана? 6 Ибо и братья твои и дом отца твоего, и они вероломно поступают с тобою, и они кричат вслед тебя громким голосом. Не верь им, когда они говорят тебе и доброе. |
7 Я оставил дом Мой; покинул удел Мой; самое любезное для души Моей отдал в руки врагов его. 8 Удел Мой сделался для Меня как лев в лесу; возвысил на Меня голос свой: за то Я возненавидел его. 9 Удел Мой стал у Меня, как разноцветная птица, на которую со всех сторон напали другие хищные птицы. Идите, собирайтесь, все полевые звери: идите пожирать его. 10 Множество пастухов испортили Мой виноградник, истоптали ногами участок Мой; любимый участок Мой сделали пустою степью; 11 сделали его пустынею, и в запустении он плачет предо Мною; вся земля опустошена, потому что ни один человек не прилагает этого к сердцу. 12 На все горы в пустыне пришли опустошители; ибо меч Господа пожирает всё от одного края земли до другого: нет мира ни для какой плоти. 13 Они сеяли пшеницу, а пожали терны; измучились, и не получили никакой пользы; постыдитесь же таких прибытков ваших по причине пламенного гнева Господа. |
14 Так говорит Господь обо всех злых Моих соседях, нападающих на удел, который Я дал в наследие народу Моему, Израилю: вот, Я исторгну их из земли их, и дом Иудин исторгну из среды их. 15 Но после того, как Я исторгну их, снова возвращу и помилую их, и приведу каждого в удел его и каждого в землю его. 16 И если они научатся путям народа Моего, чтобы клясться именем Моим: "жив Господь!", как они научили народ Мой клясться Ваалом, то водворятся среди народа Моего. 17 Если же не послушаются, то Я искореню и совершенно истреблю такой народ, говорит Господь. |
Вопрос, задаваемый Иеремией, постоянно возникает у многих и многих людей, на протяжении веков наблюдающих видимое благополучие нечестивых. Хотя, если вдуматься, в перспективе их благополучие ненадёжно. И дело не только в том, что неустойчиво само положение таких людей, ведь сегодня они богаты, а завтра, глядишь, и разорились. Достигнутое ими процветание может быть и долговременным.
Но даже сама длительность процветания, если оно основано на грехе, становится напряжённой продолжительной паузой, которой предстоит только подчеркнуть неизбежный крах. Господь может отодвигать время наступления краха, должно быть, для того, чтобы дать грешникам время одуматься, а может быть, и для того, чтобы дать возможность невиновным, как Лоту из Содома, вовремя уйти из-под обломков. Но рано или поздно то, что появилось благодаря злу и греху, получит возмездие, выросшее из того самого зла и греха, каким было создано. Но и тогда у грешников будет возможность принести покаяние и вернуться к Господу.
1 Праведен будешь Ты, Господи, если я стану судиться с Тобою; и однако же буду говорить с Тобою о правосудии: почему путь нечестивых благоуспешен, и все вероломные благоденствуют? 2 Ты насадил их, и они укоренились, выросли и приносят плод. В устах их Ты близок, но далек от сердца их. 3 А меня, Господи, Ты знаешь, видишь меня и испытываешь сердце мое, каково оно к Тебе. Отдели их, как овец на заклание, и приготовь их на день убиения. 4 Долго ли будет сетовать земля, и трава на всех полях — сохнуть? скот и птицы гибнут за нечестие жителей ее, ибо они говорят: "Он не увидит, что с нами будет". |
5 Если ты с пешими бежал, и они утомили тебя, как же тебе состязаться с конями? и если в стране мирной ты был безопасен, то что будешь делать в наводнение Иордана? 6 Ибо и братья твои и дом отца твоего, и они вероломно поступают с тобою, и они кричат вслед тебя громким голосом. Не верь им, когда они говорят тебе и доброе. |
7 Я оставил дом Мой; покинул удел Мой; самое любезное для души Моей отдал в руки врагов его. 8 Удел Мой сделался для Меня как лев в лесу; возвысил на Меня голос свой: за то Я возненавидел его. 9 Удел Мой стал у Меня, как разноцветная птица, на которую со всех сторон напали другие хищные птицы. Идите, собирайтесь, все полевые звери: идите пожирать его. 10 Множество пастухов испортили Мой виноградник, истоптали ногами участок Мой; любимый участок Мой сделали пустою степью; 11 сделали его пустынею, и в запустении он плачет предо Мною; вся земля опустошена, потому что ни один человек не прилагает этого к сердцу. 12 На все горы в пустыне пришли опустошители; ибо меч Господа пожирает всё от одного края земли до другого: нет мира ни для какой плоти. 13 Они сеяли пшеницу, а пожали терны; измучились, и не получили никакой пользы; постыдитесь же таких прибытков ваших по причине пламенного гнева Господа. |
14 Так говорит Господь обо всех злых Моих соседях, нападающих на удел, который Я дал в наследие народу Моему, Израилю: вот, Я исторгну их из земли их, и дом Иудин исторгну из среды их. 15 Но после того, как Я исторгну их, снова возвращу и помилую их, и приведу каждого в удел его и каждого в землю его. 16 И если они научатся путям народа Моего, чтобы клясться именем Моим: "жив Господь!", как они научили народ Мой клясться Ваалом, то водворятся среди народа Моего. 17 Если же не послушаются, то Я искореню и совершенно истреблю такой народ, говорит Господь. |
Горе Иеремии сливается с горем Бога: в этом трагическом плаче отверженного собственным народом трудно отделить голос Божий от собственного голоса пророка. Происходит самое страшное: самые близкие люди не принимают Его (и его) верность и любовь, отвергают стремление стать ближе, с радостью разрушают все, что удалось построить. Бог и человек хотят любить, а в ответ получают ненависть, это общая для них обида... Но что удивительно: Иеремия уговаривает Бога явить справедливость, достойно наказать отступников, разрушить покой вероломных обидчиков. При этом, он знает, что Бог справедливее его самого и это противоречие ставит его в тупик. Что же это за Бог, любовь и суд Которого так похожи, и одновременно, так не похожи на человеческие?
7 Я оставил дом Мой; покинул удел Мой; самое любезное для души Моей отдал в руки врагов его. |
Судьба Иеремии была драматична, и связано это было исключительно с его пророческим служением. Судьба пророков бывала разной. Некоторые, как, например, Исайя Иерусалимский, пользовались и влиянием при дворе, и уважением современников. Конечно, путь Исайи тоже не был усыпан розами: как придворному политику ему удалось далеко не всё, а кончина его была, по-видимому, мученической. Но ему на долю выпали не только преследования, но и почёт и уважение тоже. Об Иеремии этого не скажешь. Он всегда всем мешал. Всегда говорил не то, что говорили все, и не то, что его современники хотели услышать от пророка.
Особенно проигрывал он в глазах толпы на фоне тех «пророков» (вернее, любителей экстатики), которые говорили как раз именно то, что эта толпа услышать хотела. А Иеремия просто не мог сказать ничего другого, кроме того, что говорил. Он ведь говорил не от себя. И народного мнения он тоже не выражал. Он лишь говорил то, что ему открывал Бог. А Богу важна суть, а не внешность. Во время реформ царя Иосии быть верующим яхвистом стало модно и престижно, и многие стали демонстрировать свою религиозность на показ.
И вот на фоне всеобщей религиозно-патриотической экзальтации у храмовых ворот появляется человек, напоминающий идущим в Храм о тех языческих божках, которые по-прежнему стоят у них дома, а главное, занимают место в их сердце… Или, например, накануне войны с Вавилонией, когда народ охвачен своеобразной националистической лихорадкой с религиозным оттенком, когда вокруг то и дело слышатся возгласы о великой традиции, о Храме, о Боге, Который «не отдаст» и «не позволит», Иеремия напоминает об обращении и о покаянии, о том, что Богу важны не стены, а сердца…
Или уж совсем вопиющее: город в осаде, а пророк говорит: лучше сдавайтесь сразу, сопротивление всё равно бесполезно, Бог не вмешается, чуда не будет… Может показаться, что такие слова в таких ситуациях может говорить только тот, кто сам себе враг. Но пророку выбирать не приходится: он ведь говорит не от себя. Ему остаётся лишь жаловаться Тому, Кто поручает ему говорить. И просить Бога о поддержке и утешении. Ясно ведь, что от людей пророку не приходится ждать ни того, ни другого.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||