1 Вот слова завета, который Господь повелел Моисею поставить с сынами Израилевыми в земле Моавитской, кроме завета, который Господь поставил с ними на Хориве. |
2 И созвал Моисей всех (сынов) Израилевых и сказал им: вы видели всё, что сделал Господь пред глазами вашими в земле Египетской с фараоном и всеми рабами его и всею землею его; 3 те великие казни, которые видели глаза твои, и те великие знамения и чудеса, (руку крепкую и мышцу простертую); 4 но до сего дня не дал вам Господь (Бог) сердца, чтобы разуметь, очей, чтобы видеть, и ушей, чтобы слышать. 5 Сорок лет водил вас по пустыне, и одежды ваши на вас не обветшали, и обувь твоя не обветшала на ноге твоей; 6 хлеба вы не ели и вина и сикера не пили, дабы вы знали, что Я Господь Бог ваш. 7 И когда пришли вы на место сие, выступил против нас Сигон, царь Есевонский, и Ог, царь Васанский, чтобы сразиться
с нами,
и мы поразили их; 8 и взяли землю их и отдали ее в удел
колену
Рувимову и Гадову и половине колена Манассиина. 9 Соблюдайте же (все) слова завета сего и исполняйте их, чтобы вам иметь успех во всем, что ни будете делать. |
10 Все вы сегодня стоите пред лицем Господа Бога вашего, начальники колен ваших, старейшины ваши, (судьи ваши,) надзиратели ваши, все Израильтяне, 11 дети ваши, жены ваши и пришельцы твои, находящиеся в стане твоем, от секущего дрова твои до черпающего воду твою, 12 чтобы вступить тебе в завет Господа Бога твоего и в клятвенный договор с Ним, который Господь Бог твой сегодня поставляет с тобою, 13 дабы соделать тебя сегодня Его народом, и Ему быть тебе Богом, как Он говорил тебе и как клялся отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову. 14 Не с вами только одними я поставляю сей завет и сей клятвенный договор, 15 но как с теми, которые сегодня здесь с нами стоят пред лицем Господа Бога нашего, так и с теми, которых нет здесь с нами сегодня. |
16 Ибо вы знаете, как мы жили в земле Египетской и как мы проходили посреди народов, чрез которые вы прошли, 17 и видели мерзости их и кумиры их, деревянные и каменные, серебряные и золотые, которые у них. 18 Да не будет между вами мужчины или женщины, или рода или колена, которых сердце уклонилось бы ныне от Господа Бога нашего, чтобы ходить служить богам тех народов; да не будет между вами корня, произращающего яд и полынь, 19 такого человека, который, услышав слова проклятия сего, похвалялся бы в сердце своем, говоря: "я буду счастлив, несмотря на то, что буду ходить по произволу сердца моего"; и пропадет таким образом сытый с голодным; 20 не простит Господь такому, но тотчас возгорится гнев Господа и ярость Его на такого человека, и падет на него все проклятие (завета сего), написанное в сей книге (закона), и изгладит Господь имя его из поднебесной; 21 и отделит его Господь на погибель от всех колен Израилевых, сообразно со всеми проклятиями завета, написанными в сей книге закона. 22 И скажет последующий род, дети ваши, которые будут после вас, и чужеземец, который придет из земли дальней, увидев поражение земли сей и болезни, которыми изнурит ее Господь: 23 "сера и соль, пожарище — вся земля; не засевается и не произращает она, и не выходит на ней никакой травы, как по истреблении Содома, Гоморры, Адмы и Севоима, которые ниспроверг Господь во гневе Своем и в ярости Своей". 24 И скажут все народы: "за что Господь так поступил с сею землею? какая великая ярость гнева Его! 25 И скажут: за то, что они оставили завет Господа Бога отцов своих, который Он поставил с ними, когда вывел их из земли Египетской, 26 и пошли и стали служить иным богам и поклоняться им, богам, которых они не знали и
которых
Он не назначал им: 27
за то
возгорелся гнев Господа на землю сию, и навел Он на нее все проклятия (завета), написанные в сей книге (закона), 28 и извергнул их Господь из земли их в гневе, ярости и великом негодовании, и поверг их на другую землю, как ныне
видим". |
29 Сокрытое принадлежит Господу Богу нашему, а открытое — нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего. |
Книга Второзакония по-еврейски называется «Слова», поскольку многие из ее разделов начинаются так же, как сегодняшняя глава: «Вот слова...». Тема Божьего слова является центральной для этой книги. Собственно, в Библии «слово» означает вообще контакт Бога с человеком, откровение Бога, то, как совершается наше с Ним общение. Не случайно Господь Иисус в Евангелии назван Словом (Ин 1:1). Как видно из этой главы, Слово Божье, обращенное к нам, подразумевает нашу ответственность, наше личное согласие исполнять это Слово. Причем это не только конкретные заповеди или законы, а вообще все, что мы знаем о Боге, о себе и мире (ст. 29), знание, требующее от нас адекватного ответа.
1 Вот слова завета, который Господь повелел Моисею поставить с сынами Израилевыми в земле Моавитской, кроме завета, который Господь поставил с ними на Хориве. |
2 И созвал Моисей всех (сынов) Израилевых и сказал им: вы видели всё, что сделал Господь пред глазами вашими в земле Египетской с фараоном и всеми рабами его и всею землею его; 3 те великие казни, которые видели глаза твои, и те великие знамения и чудеса, (руку крепкую и мышцу простертую); 4 но до сего дня не дал вам Господь (Бог) сердца, чтобы разуметь, очей, чтобы видеть, и ушей, чтобы слышать. 5 Сорок лет водил вас по пустыне, и одежды ваши на вас не обветшали, и обувь твоя не обветшала на ноге твоей; 6 хлеба вы не ели и вина и сикера не пили, дабы вы знали, что Я Господь Бог ваш. 7 И когда пришли вы на место сие, выступил против нас Сигон, царь Есевонский, и Ог, царь Васанский, чтобы сразиться
с нами,
и мы поразили их; 8 и взяли землю их и отдали ее в удел
колену
Рувимову и Гадову и половине колена Манассиина. 9 Соблюдайте же (все) слова завета сего и исполняйте их, чтобы вам иметь успех во всем, что ни будете делать. |
10 Все вы сегодня стоите пред лицем Господа Бога вашего, начальники колен ваших, старейшины ваши, (судьи ваши,) надзиратели ваши, все Израильтяне, 11 дети ваши, жены ваши и пришельцы твои, находящиеся в стане твоем, от секущего дрова твои до черпающего воду твою, 12 чтобы вступить тебе в завет Господа Бога твоего и в клятвенный договор с Ним, который Господь Бог твой сегодня поставляет с тобою, 13 дабы соделать тебя сегодня Его народом, и Ему быть тебе Богом, как Он говорил тебе и как клялся отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову. 14 Не с вами только одними я поставляю сей завет и сей клятвенный договор, 15 но как с теми, которые сегодня здесь с нами стоят пред лицем Господа Бога нашего, так и с теми, которых нет здесь с нами сегодня. |
16 Ибо вы знаете, как мы жили в земле Египетской и как мы проходили посреди народов, чрез которые вы прошли, 17 и видели мерзости их и кумиры их, деревянные и каменные, серебряные и золотые, которые у них. 18 Да не будет между вами мужчины или женщины, или рода или колена, которых сердце уклонилось бы ныне от Господа Бога нашего, чтобы ходить служить богам тех народов; да не будет между вами корня, произращающего яд и полынь, 19 такого человека, который, услышав слова проклятия сего, похвалялся бы в сердце своем, говоря: "я буду счастлив, несмотря на то, что буду ходить по произволу сердца моего"; и пропадет таким образом сытый с голодным; 20 не простит Господь такому, но тотчас возгорится гнев Господа и ярость Его на такого человека, и падет на него все проклятие (завета сего), написанное в сей книге (закона), и изгладит Господь имя его из поднебесной; 21 и отделит его Господь на погибель от всех колен Израилевых, сообразно со всеми проклятиями завета, написанными в сей книге закона. 22 И скажет последующий род, дети ваши, которые будут после вас, и чужеземец, который придет из земли дальней, увидев поражение земли сей и болезни, которыми изнурит ее Господь: 23 "сера и соль, пожарище — вся земля; не засевается и не произращает она, и не выходит на ней никакой травы, как по истреблении Содома, Гоморры, Адмы и Севоима, которые ниспроверг Господь во гневе Своем и в ярости Своей". 24 И скажут все народы: "за что Господь так поступил с сею землею? какая великая ярость гнева Его! 25 И скажут: за то, что они оставили завет Господа Бога отцов своих, который Он поставил с ними, когда вывел их из земли Египетской, 26 и пошли и стали служить иным богам и поклоняться им, богам, которых они не знали и
которых
Он не назначал им: 27
за то
возгорелся гнев Господа на землю сию, и навел Он на нее все проклятия (завета), написанные в сей книге (закона), 28 и извергнул их Господь из земли их в гневе, ярости и великом негодовании, и поверг их на другую землю, как ныне
видим". |
29 Сокрытое принадлежит Господу Богу нашему, а открытое — нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего. |
Когда дело касается того, что мы обычно называем Ветхим Заветом, у многих читателей Библии возникает вполне закономерный вопрос: как можно в данном случае говорить о договоре, об осознанных отношениях с Богом, о каком-то союзе, если у человека, по сути, нет выбора?
Иное дело завет со Христом или завет с Богом Ноя: и в том, и в другом случае речь идёт о выборе самого человека, о его решении, о пути, на который он встаёт осознанно. Христианами не рождаются, ими становятся, и человек сам решает, быть ли ему христианином, или нет. То же касается и любых отношений с Богом, которые охватываются заветом с Ноем: у каждого они свои, в каждом случае они уникальны, и в каждом случае человек сам решает, нужны они ему или нет. Бог ненавязчив, Он не станет вламываться в жизнь человека, который Его не ждёт и не хочет, так, что человек тут свободен в своём выборе. С народом Божьим же не так. Тут ведь завет заключается, по слову Моисея, не только с теми, кто теперь стоит перед Богом, но с их потомками, которые ещё даже не родились.
Получается, что вступающие в союз вступают в него не только за себя, но и за всех своих потомков, и если человеку довелось родиться таковым, если он вошёл в мир евреем, обязательства, взятые на себя теми, к кому обращается теперь Моисей, распространяются и на него тоже — автоматически. Где же тут свобода? Рассматривая время и историю в привычной нам линейной перспективе, ответа на этот вопрос мы не найдём. Найти его можно лишь в вечности Царства, там, где время не тянется бесконечной лентой, а существует в полноте под взглядом Божьим — в одном мгновении, в вечном настоящем.
Здесь духовное пространство Завета существует как единое целое, как неразрывный духовный процесс, в который каждый, имеющий отношения с Богом, включён в свою меру. Народ Божий существует тут одновременно в полноте, как реальность духовная, и в становлении, которое оказывается заданием для еврейского народа, живущего в истории. Завет, в который вступает Моисей со своими современниками, связан с этой полнотой. Он не ветхий и не новый — он вечный. Рождение же в мир евреем — Божий призыв приобщиться к полноте вечного завета, а значит, и к полноте Царства.
29 Сокрытое принадлежит Господу Богу нашему, а открытое — нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего. |
Занятно проявляется человеческая гордыня. Легко поймать себя на мысли: как это у Него есть нечто, сокрытое от меня?! Разве Он не обязан, сотворив меня, все мне и открыть?
Но при правильном чтении этот стих приводит нас к благодарению. В самом деле, Тот, Кто сотворил нас, безусловно выше нас, и «Его мысли — не наши мысли» (Ис. 55:8). Но Он открывает нам то, что нам пора принять, и это остается с нами, людьми, навеки. Откровение продолжается, и, принимая его все больше, мы становимся способны еще больше принять. Но важно, что цель этого принятия — не раздувание нашего «я», а исполнение воли Божией, Его замысла о нас, который мы все больше и больше постигаем. Итак, здесь говорится о том, что Бог делится с нами Своим замыслом, постепенно ведя нас к Себе, возводя из веры в веру, в полноту возраста Христова. Конечно же, здесь не бурчать надо, а только благодарить.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||