Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Втор 33:1-29

Поделиться
1 Вот благословение, которым Моисей, человек Божий, благословил сынов Израилевых пред смертью своею. 2 Он сказал:
Господь пришел от Синая,
  открылся им от Сеира,
  воссиял от горы Фарана
и шел со тьмами святых;
  одесную Его огнь закона.
 
3 Истинно Он любит народ (Свой);
  все святые его в руке Твоей,
и они припали к стопам Твоим,
  чтобы внимать словам Твоим.
 
4 Закон дал нам Моисей,
  наследие обществу Иакова.
 
5 И он был царь Израиля,
  когда собирались главы народа
  вместе с коленами Израилевыми.
Да живет Рувим и да не умирает,
  и (Симеон) да не будет малочислен!
Но об Иуде сказал сие:
услыши, Господи, глас Иуды
  и приведи его к народу его;
руками своими да защитит он себя,
  и Ты будь помощником против врагов его.
И о Левии сказал: туммим Твой
  и урим Твой на святом муже Твоем,
которого Ты искусил в Массе,
  с которым Ты препирался при водах Меривы,
который говорит об отце своем и матери своей:
  "я на них не смотрю",
  и братьев своих не признает,
  и сыновей своих не знает.
Ибо они, левиты, слова Твои хранят
  и завет Твой соблюдают,
10 
учат законам Твоим Иакова
  и заповедям Твоим Израиля,
возлагают курение пред лице Твое
  и всесожжения на жертвенник Твой.
11 
Благослови, Господи, силу его
  и о деле рук его благоволи,
порази чресла восстающих на него
  и ненавидящих его, чтобы они не могли стоять.
12 
О Вениамине сказал:
возлюбленный Господом обитает
  у Него безопасно,
(Бог) покровительствует ему всякий день,
  и он покоится между раменами Его.
13 
Об Иосифе сказал:
да благословит Господь землю его
  вожделенными дарами неба,
  росою и дарами бездны, лежащей внизу,
14 
вожделенными плодами от солнца
  и вожделенными произведениями луны,
15 
превосходнейшими произведениями гор древних
  и вожделенными дарами холмов вечных,
16 
и вожделенными дарами земли и того, что наполняет ее.
  Благословение Явившегося в терновом кусте
да приидет на главу Иосифа
  и на темя наилучшего из братьев своих.
17 
Крепость его как первородного тельца,
  и роги его, как роги буйвола;
ими избодет он народы все до пределов земли:
  это тьмы Ефремовы,
  это тысячи Манассиины.
18 
О Завулоне сказал:
веселись, Завулон, в путях твоих,
  и Иссахар, в шатрах твоих.
19 
Созывают они народ на гору,
  там заколают законные жертвы,
ибо они питаются богатством моря
  и сокровищами, сокрытыми в песке.
20 
О Гаде сказал:
благословен распространивший Гада.
  Он покоится как лев
  и сокрушает и мышцу и голову.
21 
Он избрал себе начаток земли,
  там почтен уделом от законодателя,
и пришел с главами народа,
  и исполнил правду Господа
  и суды с Израилем.
22 
О Дане сказал:
Дан молодой лев,
  который выбегает из Васана.
23 
О Неффалиме сказал:
Неффалим насыщен благоволением
  и исполнен благословения Господа;
  море и юг во владении его.
24 
Об Асире сказал:
благословен между сынами Асир,
  он будет любим братьями своими,
  и окунет в елей ногу свою.
25 
Железо и медь — запоры твои;
  как дни твои, будет умножаться богатство твое.
26 
Нет подобного Богу Израилеву,
  Который по небесам принесся на помощь тебе
  и во славе Своей на облаках.
27 
Прибежище (твое) Бог древний,
  и (ты) под мышцами вечными;
Он прогонит врагов от лица твоего
  и скажет: "истребляй!"
28 
Израиль живет безопасно, один;
  око Иакова видит пред собою землю
обильную хлебом и вином,
  и небеса его каплют росу.
29 
Блажен ты, Израиль! кто подобен тебе,
  народ, хранимый Господом,
Который есть щит, охраняющий тебя,
  и меч славы твоей?
Враги твои раболепствуют тебе,
  и ты попираешь выи их.
Свернуть

Древние благословения двенадцати коленам, которые Моисей произносит перед смертью, раскрывают перед нами (на ветхозаветном языке) красоту замысла Божьего о нас. То, что благословения относятся как к отдельным коленам, так и ко всему Израилю, являет принцип единства-множественности, по которому Бог устроил мир. Этот же принцип работает и в отношении любого человеческого общества — семьи, общины, страны, Церкви. Каждый важен для Бога, у каждого есть свое служение, свои дары, свое благословение. Но и все мы вместе являемся предметом Его любви и благодатной заботы. Этот аспект очень важен и в практическом отношении. Например, верующий человек часто склонен либо полностью идентифицироваться с общим телом — с Церковью, либо же, наоборот, обособляться от Него. О важности личностного аспекта говорится в Мф. 6:6. А о ценности общения в Боге — последняя заповедь Христа: «Да будут все едины».

Другие мысли вслух

 
На Втор 33:1-29
1 Вот благословение, которым Моисей, человек Божий, благословил сынов Израилевых пред смертью своею. 2 Он сказал:
Господь пришел от Синая,
  открылся им от Сеира,
  воссиял от горы Фарана
и шел со тьмами святых;
  одесную Его огнь закона.
 
3 Истинно Он любит народ (Свой);
  все святые его в руке Твоей,
и они припали к стопам Твоим,
  чтобы внимать словам Твоим.
 
4 Закон дал нам Моисей,
  наследие обществу Иакова.
 
5 И он был царь Израиля,
  когда собирались главы народа
  вместе с коленами Израилевыми.
Да живет Рувим и да не умирает,
  и (Симеон) да не будет малочислен!
Но об Иуде сказал сие:
услыши, Господи, глас Иуды
  и приведи его к народу его;
руками своими да защитит он себя,
  и Ты будь помощником против врагов его.
И о Левии сказал: туммим Твой
  и урим Твой на святом муже Твоем,
которого Ты искусил в Массе,
  с которым Ты препирался при водах Меривы,
который говорит об отце своем и матери своей:
  "я на них не смотрю",
  и братьев своих не признает,
  и сыновей своих не знает.
Ибо они, левиты, слова Твои хранят
  и завет Твой соблюдают,
10 
учат законам Твоим Иакова
  и заповедям Твоим Израиля,
возлагают курение пред лице Твое
  и всесожжения на жертвенник Твой.
11 
Благослови, Господи, силу его
  и о деле рук его благоволи,
порази чресла восстающих на него
  и ненавидящих его, чтобы они не могли стоять.
12 
О Вениамине сказал:
возлюбленный Господом обитает
  у Него безопасно,
(Бог) покровительствует ему всякий день,
  и он покоится между раменами Его.
13 
Об Иосифе сказал:
да благословит Господь землю его
  вожделенными дарами неба,
  росою и дарами бездны, лежащей внизу,
14 
вожделенными плодами от солнца
  и вожделенными произведениями луны,
15 
превосходнейшими произведениями гор древних
  и вожделенными дарами холмов вечных,
16 
и вожделенными дарами земли и того, что наполняет ее.
  Благословение Явившегося в терновом кусте
да приидет на главу Иосифа
  и на темя наилучшего из братьев своих.
17 
Крепость его как первородного тельца,
  и роги его, как роги буйвола;
ими избодет он народы все до пределов земли:
  это тьмы Ефремовы,
  это тысячи Манассиины.
18 
О Завулоне сказал:
веселись, Завулон, в путях твоих,
  и Иссахар, в шатрах твоих.
19 
Созывают они народ на гору,
  там заколают законные жертвы,
ибо они питаются богатством моря
  и сокровищами, сокрытыми в песке.
20 
О Гаде сказал:
благословен распространивший Гада.
  Он покоится как лев
  и сокрушает и мышцу и голову.
21 
Он избрал себе начаток земли,
  там почтен уделом от законодателя,
и пришел с главами народа,
  и исполнил правду Господа
  и суды с Израилем.
22 
О Дане сказал:
Дан молодой лев,
  который выбегает из Васана.
23 
О Неффалиме сказал:
Неффалим насыщен благоволением
  и исполнен благословения Господа;
  море и юг во владении его.
24 
Об Асире сказал:
благословен между сынами Асир,
  он будет любим братьями своими,
  и окунет в елей ногу свою.
25 
Железо и медь — запоры твои;
  как дни твои, будет умножаться богатство твое.
26 
Нет подобного Богу Израилеву,
  Который по небесам принесся на помощь тебе
  и во славе Своей на облаках.
27 
Прибежище (твое) Бог древний,
  и (ты) под мышцами вечными;
Он прогонит врагов от лица твоего
  и скажет: "истребляй!"
28 
Израиль живет безопасно, один;
  око Иакова видит пред собою землю
обильную хлебом и вином,
  и небеса его каплют росу.
29 
Блажен ты, Израиль! кто подобен тебе,
  народ, хранимый Господом,
Который есть щит, охраняющий тебя,
  и меч славы твоей?
Враги твои раболепствуют тебе,
  и ты попираешь выи их.
Свернуть
Книга Второзакония завершается благословением Моисея, после которого следует заключительная сцена-эпилог. Это благословение напоминает благословение народа...  Читать далее

Книга Второзакония завершается благословением Моисея, после которого следует заключительная сцена-эпилог. Это благословение напоминает благословение народа Иосифом, которое мы находим в заключительной части Книги Бытия. Такие параллели не случайны.

Изначально Книга Иисуса Навина, судя по преобладающему сегодня среди библеистов мнению, составляла единое целое с Пятикнижием, являясь шестой книгой Торы, какой она была создана во время Вавилонского плена. Тора перестала быть Шестикнижием, превратившись в Пятикнижие, лишь после реформы Эзры в середине V в. до н.э. Книга Бытия была изначально своего рода прологом к Торе, а Книга Иисуса Навина — её эпилогом. Таким образом оказывается, что благословение народа — точнее, двенадцати племён, из которых он состоит — звучит в самом конце пролога Торы и перед самым её эпилогом.

В первом случае благословляет народ Иосиф — ведь именно он сделал возможным переселение народа в Египет и спасение его от голодной смерти, а во втором — Моисей, духовный вождь, организатор и вдохновитель Исхода, при котором народ Египет покинул. Однако в обоих случаях благословение всегда конкретно, оно связано с особенностями каждого племени и его родоначальника. Ничего удивительного тут нет: благословение ведь означает не что иное, как дарование Богом народу или отдельному человеку той силы, которая, в первую очередь, должна позволить человеку стать самим собой, тем, кем и чем его задумал Бог.

Речь идёт, разумеется, о себе настоящем, о подлинном качестве и о подлинном призвании человека, а не о том, что человек нередко о себе воображает, считая себя вовсе не тем, что он есть на самом деле, и придумывая себе «призвание» сообразно собственной воображаемой картине себя и своей жизни. Стать же тем, кто человек есть на самом деле, можно лишь с Божьим участием: ведь на самом деле человек всегда таков, каким его задумал Бог.

Благословение поэтому и предполагает раскрытие Богом в человеке его наиболее характерной черты, которая сама по себе почти всегда амбивалентна и может быть с равным успехом использована как на благо, так и во зло. Бог хочет, чтобы каждый с Его помощью раскрыл в себе себя настоящего и использовал то лучшее, что дано ему Им. Так строится жизнь человека, и так же строится жизнь народа — ведь для Бога народ не масса, он состоит из отдельных людей, из которых Бог видит и знает каждого. Это данный Богом народу потенциал — а как он будет задействован, зависит от самого народа и от конкретных людей.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).