Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Авв 1:3

Поделиться
3 Для чего даешь мне видеть злодейство
  и смотреть на бедствия?
Грабительство и насилие предо мною,
  и восстает вражда и поднимается раздор.
Свернуть

Пророк Аввакум задает этот вопрос по конкретному поводу и получает на него соответствующий ответ — дальше в этой же первой главе. Но ведь этот вопрос миллионы людей задают по миллиардам поводов, так что он уже давно стал общим вопросом. Как может Бог терпеть вражду и насилие, властвующие на этой земле, почему Он не вмешается и не прекратит злодейство?

Давно уже стало общим местом говорить, что проблема зла не решается логическим образом. Просто потому, что если ее решить абсолютно логически, то придется уничтожить все человечество — ведь зло совершается всеми людьми. В этом смысле Бог нелогичен, Он не хочет смерти грешника, но чтобы тот обратился и жил (см. Иез. 33:11). А зло, бушующее в человечестве, само оказывается тем наказанием, которое способно подвигнуть кого-то к обращению. Бог не делает зла и не терпит его — Бог дал людям свободу и ждет, когда они отвратятся от злоупотребления этой свободой.

Но ведь зло ведет к страданию, где же Божие милосердие? А вот здесь по-другому. Бога нет в злодействе, но Он присутствует в страдании, Он сам принял на Себя страдание и тем самым вошел в наше страдание. Его милосердие именно в том, что Он разделяет с нами нашу боль и делает ее преходящей и осмысленной.

Другие мысли вслух

 
На Авв 1:3-4
3 Для чего даешь мне видеть злодейство
  и смотреть на бедствия?
Грабительство и насилие предо мною,
  и восстает вражда и поднимается раздор.
 
4 От этого закон потерял силу,
  и суда правильного нет:
так как нечестивый одолевает праведного,
  то и суд происходит превратный.
Свернуть
Слова Аввакума о Торе (законе), которая теряет силу, и о неверных (букв. извращённых) судебных решениях, разумеется, имеют и вполне конкретный, юридический смысл, понятный во все времена потому, что и описываемые пророком реалии во все времена одинаковы...  Читать далее

Слова Аввакума о Торе (законе), которая теряет силу, и о неверных (букв. извращённых) судебных решениях, разумеется, имеют и вполне конкретный, юридический смысл, понятный во все времена потому, что и описываемые пророком реалии во все времена одинаковы. Но есть в словах пророка нечто большее, выходящее за сугубо юридические рамки.

Тора практически никогда не воспринималась ни яхвистской, ни иудейской традицией как только законодательство, она всегда предполагала также и образ жизни, законодательству соответствующий, и духовное состояние, для такой жизни необходимое. Конечно, традиционное иудейское учение о внутренней Торе появилось не сразу, но отдельные элементы того духовного и аскетического опыта, из которых оно выросло, должны были существовать довольно рано, уже в допленную эпоху, во времена поздних пророков.

Тора потеряла силу, говорит пророк, и судебные определения (то, что переводится обычно просто, как «суд») не достигают цели (в Синодальном переводе говорится «суд происходит превратный»). А происходит так, судя по словам Аввакума, из-за того, что в обществе потеряны все духовные и нравственные ориентиры, в нём царят всеобщая вражда и тотальный эгоизм. И связь тут не только внешняя, формально-юридическая, но и духовная тоже. Ведь духовный хаос, потеря всех нравственных ориентиров — не причина ослабления Торы, а её следствие, если, конечно, иметь в виду не внешнее, юридическое, а внутреннее, духовное измерение Торы. И тогда оказывается, что социальная проблема оказывается лишь внешним проявлением проблемы духовной, что те грабежи и насилия, та война всех против всех, которую видит пророк, — не болезнь собственно, а только симптом болезни.

Тора была дана не только отдельному человеку, но и всему народу в целом, как неудивительно и то, что пророки никогда не смотрели на общественную жизнь, как на нечто «низменное» и «недуховное»: ведь речь идёт об одной и той же Торе и об одной и той же жизни. Не может человек (если только он не шизофреник) жить у алтаря или у себя в комнате одной жизнью, а на улице другой. И Аввакум, как и другие пророки, прекрасно это понимает. Если Тора, данный Богом закон и заповедь для человека реальность, у него не может быть двух жизней. Как не может быть их и у народа, если только речь идёт о народе Божием, о народе-общине.

Свернуть
 
На Авв 1:2-3
2 Доколе, Господи, я буду взывать,
  и Ты не слышишь,
буду вопиять к Тебе о насилии,
  и Ты не спасаешь?
 
3 Для чего даешь мне видеть злодейство
  и смотреть на бедствия?
Грабительство и насилие предо мною,
  и восстает вражда и поднимается раздор.
Свернуть
Возникало ли у вас хоть раз чувство, что мир к вам несправедлив? Что несправедливость эта исходит от людей, которые вас не ценят, не любят и, как следствие, могут устроить вам неприятности просто потому, что вы для них ничего не значите?...  Читать далее

Возникало ли у вас хоть раз чувство, что мир к вам несправедлив? Что несправедливость эта исходит от людей, которые вас не ценят, не любят и, как следствие, могут устроить вам неприятности просто потому, что вы для них ничего не значите? Наверное, подобное испытывают все хоть раз в жизни. И первой реакцией становится жажда мести и такого наказания обидчику, чтоб он все понял, чтоб он все осознал. Не личной мести, конечно, а со стороны, сочетания жизненных обстоятельств. Что отвечает нам Бог на крик о справедливом мире и возмездии? Почти всегда так, как пророку Аввакуму: будешь душа надменная - не успокоишься, праведный живет верой. Тогда мы просим умножить веру в нас, мы ведь верим. Но, оказывается, что то, что мы считаем верой, для Него просто ноль. Простые законы арифметики говорят: умножишь ноль хоть на 100, все равно ноль в результате. Тогда, следуя тексту, необходимо просить веры, начинать работу по киданию смоковницы в море, выращиванию в себе горчичного зерна. Такая вера двигает горами, выполняя заповеди Любви. И если представить себе на минутку, что это кому-то удастся, то тогда требования справедливости умирают сами собой. Потому что даже тот, кто сделал все, — это слуга ничего не стоящий. Какой же справедливости просить, если и десятой части не сделал от нужного?

Свернуть
 
На Авв 1:1-17
1 Пророческое видение, которое видел пророк Аввакум. 
2 Доколе, Господи, я буду взывать,
  и Ты не слышишь,
буду вопиять к Тебе о насилии,
  и Ты не спасаешь?
 
3 Для чего даешь мне видеть злодейство
  и смотреть на бедствия?
Грабительство и насилие предо мною,
  и восстает вражда и поднимается раздор.
 
4 От этого закон потерял силу,
  и суда правильного нет:
так как нечестивый одолевает праведного,
  то и суд происходит превратный.
Посмотрите между народами и внимательно вглядитесь,
  и вы сильно изумитесь;
ибо Я сделаю во дни ваши такое дело,
  которому вы не поверили бы, если бы вам рассказывали.
Ибо вот, Я подниму Халдеев,
  народ жестокий и необузданный,
который ходит по широтам земли,
  чтобы завладеть не принадлежащими ему селениями.
Страшен и грозен он;
  от него самого происходит суд его и власть его.
Быстрее барсов кони его
  и прытче вечерних волков;
  скачет в разные стороны конница его;
издалека приходят всадники его,
  прилетают как орел, бросающийся на добычу.
Весь он идет для грабежа;
  устремив лице свое вперед,
  он забирает пленников, как песок.
10 
И над царями он издевается,
  и князья служат ему посмешищем;
над всякою крепостью он смеется:
  насыплет осадный вал и берет ее.
11 
Тогда надмевается дух его, и он ходит
  и буйствует; сила его — бог его.
12 
Но не Ты ли издревле
  Господь Бог мой, Святый мой?
  мы не умрем!
Ты, Господи, только для суда попустил его.
  Скала моя! для наказания Ты назначил его.
13 
Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния,
  и смотреть на притеснение Ты не можешь;
для чего же Ты смотришь на злодеев
  и безмолвствуешь, когда нечестивец поглощает
  того, кто праведнее его,
14 
и оставляешь людей как рыбу в море,
  как пресмыкающихся, у которых нет властителя?
15 
Всех их таскает удою,
  захватывает в сеть свою
и забирает их в неводы свои,
  и оттого радуется и торжествует.
16 
За то приносит жертвы сети своей
  и кадит неводу своему,
потому что от них тучна часть его
  и роскошна пища его.
17 
Неужели для этого он должен опорожнять свою сеть
  и непрестанно избивать народы без пощады?
Свернуть
Книги малых пророков, которые мы читаем уже несколько дней, раскрывают духовную подоплеку событий истории Израиля...  Читать далее

Книги малых пророков, которые мы читаем уже несколько дней, раскрывают духовную подоплеку событий истории Израиля. Софония говорил о грядущем суде Божием над всеми народами. Наум — о том, что Ассирия, исполняющая Божий приговор Израилю, не избегнет суда над ней. Аввакум обнаруживает аналогичную роль Вавилона (Халдеи) — но уже по отношению к Южному Царству, Иудее. Замечательно, что Аввакум задает Богу вопросы и получает ответы.

Первый вопрос продиктован недоумением: почему злодейство глумится над праведностью? Ответ оказывается удивительным для самого пророка: Бог Сам воздвиг этот народ, халдеев, для совершения Божиего суда. Тогда Аввакум задает второй вопрос: разве это правильно, что языческий народ так возвышается над людьми, исповедующими Единого Бога? Как может Бог спокойно взирать на происходящее насилие? Подождем ответа до завтра...

Свернуть
 
На Авв 1:1-17
1 Пророческое видение, которое видел пророк Аввакум. 
2 Доколе, Господи, я буду взывать,
  и Ты не слышишь,
буду вопиять к Тебе о насилии,
  и Ты не спасаешь?
 
3 Для чего даешь мне видеть злодейство
  и смотреть на бедствия?
Грабительство и насилие предо мною,
  и восстает вражда и поднимается раздор.
 
4 От этого закон потерял силу,
  и суда правильного нет:
так как нечестивый одолевает праведного,
  то и суд происходит превратный.
Посмотрите между народами и внимательно вглядитесь,
  и вы сильно изумитесь;
ибо Я сделаю во дни ваши такое дело,
  которому вы не поверили бы, если бы вам рассказывали.
Ибо вот, Я подниму Халдеев,
  народ жестокий и необузданный,
который ходит по широтам земли,
  чтобы завладеть не принадлежащими ему селениями.
Страшен и грозен он;
  от него самого происходит суд его и власть его.
Быстрее барсов кони его
  и прытче вечерних волков;
  скачет в разные стороны конница его;
издалека приходят всадники его,
  прилетают как орел, бросающийся на добычу.
Весь он идет для грабежа;
  устремив лице свое вперед,
  он забирает пленников, как песок.
10 
И над царями он издевается,
  и князья служат ему посмешищем;
над всякою крепостью он смеется:
  насыплет осадный вал и берет ее.
11 
Тогда надмевается дух его, и он ходит
  и буйствует; сила его — бог его.
12 
Но не Ты ли издревле
  Господь Бог мой, Святый мой?
  мы не умрем!
Ты, Господи, только для суда попустил его.
  Скала моя! для наказания Ты назначил его.
13 
Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния,
  и смотреть на притеснение Ты не можешь;
для чего же Ты смотришь на злодеев
  и безмолвствуешь, когда нечестивец поглощает
  того, кто праведнее его,
14 
и оставляешь людей как рыбу в море,
  как пресмыкающихся, у которых нет властителя?
15 
Всех их таскает удою,
  захватывает в сеть свою
и забирает их в неводы свои,
  и оттого радуется и торжествует.
16 
За то приносит жертвы сети своей
  и кадит неводу своему,
потому что от них тучна часть его
  и роскошна пища его.
17 
Неужели для этого он должен опорожнять свою сеть
  и непрестанно избивать народы без пощады?
Свернуть
Страх Божий, как видим, не исключает дерзновения, с которым Аввакум задаёт Творцу свои вопросы. Кому-то они могли бы показаться неблагочестивыми...  Читать далее

Страх Божий, как видим, не исключает дерзновения, с которым Аввакум задаёт Творцу свои вопросы. Кому-то они могли бы показаться неблагочестивыми, ведь можно расценить и так, что Аввакум, требуя у Господа ответа, вроде бы бросает Ему вызов. А между тем Он не отвергает вопросы Аввакума и отвечает на них. И здесь мы неожиданно открываем для себя, что Господь не закрывается от нас, Он готов дать ответы на любые наши трудные вопросы, если мы готовы услышать и понять их. Мало того, Он не только хочет, чтобы мы постигали и принимали Его волю, но и не отвергает наше желание вести диалог с Ним. В конце концов, это Он наделил человека разумом, а Его дары даны нам не для того, чтобы мы гноили их в дальнем углу кладовки.

Другое дело, что одного лишь человеческого разума для постижения высшей мудрости недостаточно, необходимо доверие к Тому, Чей разум неизмеримо выше. Ведь то, что Господь нам открывает, нашему сознанию часто трудно усвоить.

Доверие Богу тем более необходимо, что закон, на который до сих пор опирались благочестивые, назван потерявшим силу. Закон, конечно же, не стал от этого несостоятельным, но его постоянное нарушение значительно ослабило возможность его полноценного действия. За это придётся расплачиваться: на смену прежнему злу, ставшему привычным, новое зло принесут халдеи. В их лице нарушители ослабленного закона столкнутся с поклоняющимися понятным земным вещам “стихийными материалистами”. Их богом названа сила, они поклоняются тому, что служит усилению их могущества. Язычники-халдеи сравниваются с рыболовами, сетью ловящими людей и отправляющими в рабство, и нам парадоксально вспоминается призыв Христа быть ловцами человеков, обращённый к галилейским рыбакам. Но те, кто согласился быть уловленным сетями апостолов, избавляются от сетей греховного рабства.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).