1 И услышали Сафатия, сын Матфана, и Годолия, сын Пасхора, и Юхал, сын Селемии, и Пасхор, сын Малхии, слова, которые Иеремия произнес ко всему народу, говоря: 2 так говорит Господь: кто останется в этом городе, умрет от меча, голода и моровой язвы; а кто выйдет к Халдеям, будет жив, и душа его будет ему вместо добычи, и он останется жив. 3 Так говорит Господь: непременно предан будет город сей в руки войска царя Вавилонского, и он возьмет его. 4 Тогда князья сказали царю: да будет этот человек предан смерти, потому что он ослабляет руки воинов, которые остаются в этом городе, и руки всего народа, говоря к ним такие слова; ибо этот человек не благоденствия желает народу сему, а бедствия. 5 И сказал царь Седекия: вот, он в ваших руках, потому что царь ничего не может делать вопреки вам. 6 Тогда взяли Иеремию и бросили его в яму Малхии, сына царя, которая была во дворе стражи, и опустили Иеремию на веревках; в яме той не было воды, а только грязь, и погрузился Иеремия в грязь. |
7 И услышал Авдемелех Ефиоплянин, один из евнухов, находившихся в царском доме, что Иеремию посадили в яму; а царь сидел тогда у ворот Вениаминовых. 8 И вышел Авдемелех из дома царского и сказал царю: 9 государь мой царь! худо сделали эти люди, так поступив с Иеремиею пророком, которого бросили в яму; он умрет там от голода, потому что нет более хлеба в городе. 10 Царь дал приказание Авдемелеху Ефиоплянину, сказав: возьми с собою отсюда тридцать человек и вытащи Иеремию пророка из ямы, доколе он не умер. 11 Авдемелех взял людей с собою и вошел в дом царский под кладовую, и взял оттуда старых негодных тряпок и старых негодных лоскутьев и опустил их на веревках в яму к Иеремии. 12 И сказал Авдемелех Ефиоплянин Иеремии: подложи эти старые брошенные тряпки и лоскутья под мышки рук твоих, под веревки. И сделал так Иеремия. 13 И потащили Иеремию на веревках и вытащили его из ямы; и оставался Иеремия во дворе стражи. |
14 Тогда царь Седекия послал и призвал Иеремию пророка к себе, при третьем входе в дом Господень, и сказал царь Иеремии: я у тебя спрошу нечто; не скрой от меня ничего. 15 И сказал Иеремия Седекии: если я открою тебе, не предашь ли ты меня смерти? и если дам тебе совет, ты не послушаешь меня. 16 И клялся царь Седекия Иеремии тайно, говоря: жив Господь, Который сотворил нам душу сию, не предам тебя смерти и не отдам в руки этих людей, которые ищут души твоей. |
17 Тогда Иеремия сказал Седекии: так говорит Господь Бог Саваоф, Бог Израилев: если ты выйдешь к князьям царя Вавилонского, то жива будет душа твоя, и этот город не будет сожжен огнем, и ты будешь жив, и дом твой; 18 а если не выйдешь к князьям царя Вавилонского, то этот город будет предан в руки Халдеев, и они сожгут его огнем, и ты не избежишь от рук их. 19 И сказал царь Седекия Иеремии: я боюсь Иудеев, которые перешли к Халдеям, чтобы Халдеи не предали меня в руки их, и чтобы те не надругались надо мною. 20 И сказал Иеремия: не предадут; послушай гласа Господа в том, что я говорю тебе, и хорошо тебе будет, и жива будет душа твоя. 21 А если ты не захочешь выйти, то вот слово, которое открыл мне Господь: 22 вот, все жены, которые остались в доме царя Иудейского, отведены будут к князьям царя Вавилонского, и скажут они: "тебя обольстили 23 И всех жен твоих и детей твоих отведут к Халдеям, и ты не избежишь от рук их; но будешь взят рукою царя Вавилонского, и сделаешь то, что город сей будет сожжен огнем.и превозмогли друзья твои; ноги твои погрузились в грязь, и они удалились от тебя". |
24 И сказал Седекия Иеремии: никто не должен знать этих слов, и тогда ты не умрешь; 25 и если услышат князья, что я разговаривал с тобою, и придут к тебе, и скажут тебе: "скажи нам, что говорил ты царю, не скрой от нас, и мы не предадим тебя смерти — и также что говорил тебе царь", 26 то скажи им: "я повергнул пред лице царя прошение мое, чтобы не возвращать меня в дом Ионафана, чтобы не умереть там". 27 И пришли все князья к Иеремии и спрашивали его, и он сказал им согласно со всеми словами, какие царь велел сказать, и они молча оставили его, потому что не узнали сказанного царю. 28 И оставался Иеремия во дворе стражи до того дня, в который был взят Иерусалим. И Иерусалим был взят. |
Иерусалим стоит на пороге гибели, а народ — на пороге великих перемен. Поэтому неудивительно, что все жители осажденного города находятся в смятении. Царь готов несколько раз менять решение, то осуждая, то оправдывая Иеремию, его советники в панике пытаются спасти боевой дух армии, уничтожив пророка, а сам он пытается сохранить свою жизнь и совсем не стремится стать «мучеником». Среди всего этого непостоянства постоянно только одно: Слово, обращенное ко всем, кто в состоянии его слушать и принимать, и готовность пророка донести это Слово, не исказив его в угоду сильным и могущественным. Из этих двух компонентов, верности Бога и верности человека, и рождается новый этап Священной истории — новая верность в ответ на новую верность.
1 И услышали Сафатия, сын Матфана, и Годолия, сын Пасхора, и Юхал, сын Селемии, и Пасхор, сын Малхии, слова, которые Иеремия произнес ко всему народу, говоря: 2 так говорит Господь: кто останется в этом городе, умрет от меча, голода и моровой язвы; а кто выйдет к Халдеям, будет жив, и душа его будет ему вместо добычи, и он останется жив. 3 Так говорит Господь: непременно предан будет город сей в руки войска царя Вавилонского, и он возьмет его. 4 Тогда князья сказали царю: да будет этот человек предан смерти, потому что он ослабляет руки воинов, которые остаются в этом городе, и руки всего народа, говоря к ним такие слова; ибо этот человек не благоденствия желает народу сему, а бедствия. 5 И сказал царь Седекия: вот, он в ваших руках, потому что царь ничего не может делать вопреки вам. 6 Тогда взяли Иеремию и бросили его в яму Малхии, сына царя, которая была во дворе стражи, и опустили Иеремию на веревках; в яме той не было воды, а только грязь, и погрузился Иеремия в грязь. |
7 И услышал Авдемелех Ефиоплянин, один из евнухов, находившихся в царском доме, что Иеремию посадили в яму; а царь сидел тогда у ворот Вениаминовых. 8 И вышел Авдемелех из дома царского и сказал царю: 9 государь мой царь! худо сделали эти люди, так поступив с Иеремиею пророком, которого бросили в яму; он умрет там от голода, потому что нет более хлеба в городе. 10 Царь дал приказание Авдемелеху Ефиоплянину, сказав: возьми с собою отсюда тридцать человек и вытащи Иеремию пророка из ямы, доколе он не умер. 11 Авдемелех взял людей с собою и вошел в дом царский под кладовую, и взял оттуда старых негодных тряпок и старых негодных лоскутьев и опустил их на веревках в яму к Иеремии. 12 И сказал Авдемелех Ефиоплянин Иеремии: подложи эти старые брошенные тряпки и лоскутья под мышки рук твоих, под веревки. И сделал так Иеремия. 13 И потащили Иеремию на веревках и вытащили его из ямы; и оставался Иеремия во дворе стражи. |
14 Тогда царь Седекия послал и призвал Иеремию пророка к себе, при третьем входе в дом Господень, и сказал царь Иеремии: я у тебя спрошу нечто; не скрой от меня ничего. 15 И сказал Иеремия Седекии: если я открою тебе, не предашь ли ты меня смерти? и если дам тебе совет, ты не послушаешь меня. 16 И клялся царь Седекия Иеремии тайно, говоря: жив Господь, Который сотворил нам душу сию, не предам тебя смерти и не отдам в руки этих людей, которые ищут души твоей. |
17 Тогда Иеремия сказал Седекии: так говорит Господь Бог Саваоф, Бог Израилев: если ты выйдешь к князьям царя Вавилонского, то жива будет душа твоя, и этот город не будет сожжен огнем, и ты будешь жив, и дом твой; 18 а если не выйдешь к князьям царя Вавилонского, то этот город будет предан в руки Халдеев, и они сожгут его огнем, и ты не избежишь от рук их. 19 И сказал царь Седекия Иеремии: я боюсь Иудеев, которые перешли к Халдеям, чтобы Халдеи не предали меня в руки их, и чтобы те не надругались надо мною. 20 И сказал Иеремия: не предадут; послушай гласа Господа в том, что я говорю тебе, и хорошо тебе будет, и жива будет душа твоя. 21 А если ты не захочешь выйти, то вот слово, которое открыл мне Господь: 22 вот, все жены, которые остались в доме царя Иудейского, отведены будут к князьям царя Вавилонского, и скажут они: "тебя обольстили 23 И всех жен твоих и детей твоих отведут к Халдеям, и ты не избежишь от рук их; но будешь взят рукою царя Вавилонского, и сделаешь то, что город сей будет сожжен огнем.и превозмогли друзья твои; ноги твои погрузились в грязь, и они удалились от тебя". |
24 И сказал Седекия Иеремии: никто не должен знать этих слов, и тогда ты не умрешь; 25 и если услышат князья, что я разговаривал с тобою, и придут к тебе, и скажут тебе: "скажи нам, что говорил ты царю, не скрой от нас, и мы не предадим тебя смерти — и также что говорил тебе царь", 26 то скажи им: "я повергнул пред лице царя прошение мое, чтобы не возвращать меня в дом Ионафана, чтобы не умереть там". 27 И пришли все князья к Иеремии и спрашивали его, и он сказал им согласно со всеми словами, какие царь велел сказать, и они молча оставили его, потому что не узнали сказанного царю. 28 И оставался Иеремия во дворе стражи до того дня, в который был взят Иерусалим. И Иерусалим был взят. |
Гнев заговорщиков, захотевших убить Иеремию, трудно назвать совершенно неправедным. Ведь в их глазах он предатель, ослабляющий дух защитников города, и в другой ситуации правота была бы на их стороне. К сожалению, они не хотят видеть, что нынешняя война не такова, какими были все прежние войны Израиля.
Царь не рискует возражать обвинителям Иеремии, хотя и не разделяет их пафоса, и готов им уступить. В нестойкости царя перед лицом врагов Иеремии можно увидеть прообраз поведения Пилата, также не устоявшего перед моральным давлением. "Общественное мнение" слишком часто оказывается сильно теми представлениями, против которых невозможно выставить возражений, его аргументы кажутся само собой разумеющимися и потому неоспоримыми. Но не всё то истинно, что кажется правдоподобным.
Зато мы видим отзывчивость, которую проявил евнух Авдемелех, выручивший Иеремию. Дважды в Писании упоминаются эфиопские евнухи, способные живо откликнуться на призыв свыше, вторым станет тот эфиоп, который одним из первых неизраильтян откликнется на апостольскую проповедь. Есть что-то важное в том, что оба этих иноземца, которых из-за увечья не считали полноценными людьми, проявили духовную отзывчивость и проницательность в большей степени, нежели призванные ходить перед Богом иудеи. Но Господь может открыться любому сердцу.
4 Тогда князья сказали царю: да будет этот человек предан смерти, потому что он ослабляет руки воинов, которые остаются в этом городе, и руки всего народа, говоря к ним такие слова; ибо этот человек не благоденствия желает народу сему, а бедствия. 5 И сказал царь Седекия: вот, он в ваших руках, потому что царь ничего не может делать вопреки вам. 6 Тогда взяли Иеремию и бросили его в яму Малхии, сына царя, которая была во дворе стражи, и опустили Иеремию на веревках; в яме той не было воды, а только грязь, и погрузился Иеремия в грязь. |
Сегодняшние чтения настраивают нас на духовную битву, не позволяют благодушествовать. Пророк Иеремия, брошенный в яму с грязью, — это только один из примеров того «облака свидетелей», о которых говорится в Послании к Евреям. Сам Иисус, душа Которого томилась в ожидании предстоящего Ему крестного подвига, — вот образ подлинной праведности, и созерцание этого образа дает нам силу противостоять греху и претерпевать страдания, что и есть наше духовное сражение. Да, приход Христа в этот мир неизбежно производит разделение между людьми, даже самыми близкими, но как важно для нас не подменить духовную брань борьбой («бранью» в обыденном смысле) с несогласными с нами людьми.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||