1 Двадцати лет был Ахаз, когда воцарился, и шестнадцать лет царствовал в Иерусалиме; и он не делал угодного в очах Господних, как делал Давид, отец его:2 он шел путями царей Израильских, и даже сделал литые статуи Ваалов;3 и он совершал курения на долине сынов Еннома, и проводил сыновей своих через огонь, подражая мерзостям народов, которых изгнал Господь пред лицем сынов Израилевых;4 и приносил жертвы и курения на высотах и на холмах и под всяким ветвистым деревом.
5 И предал его Господь Бог его в руку царя Сириян, и они поразили его и взяли у него множество пленных и отвели в Дамаск. Также и в руку царя Израильского был предан он, и тот произвел у него великое поражение.6 И избил Факей, сын Ремалиин, (царь Израильский,) Иудеев сто двадцать тысяч в один день, людей воинственных, потому что они оставили Господа Бога отцов своих.7 Зихрий же, силач из Ефремлян, убил Маасею, сына царя, и Азрикама, начальствующего над дворцом, и Елкану, второго по царе.
8 И взяли сыны Израилевы в плен у братьев своих, Иудеев, двести тысяч жен, сыновей и дочерей; также и множество добычи награбили у них, и отправили добычу в Самарию.9 Там был пророк Господень, имя его Одед. Он вышел пред лице войска, шедшего в Самарию, и сказал им: вот Господь Бог отцов ваших, во гневе на Иудеев, предал их в руку вашу, и вы избили их с такою яростью, которая достигла до небес.10 И теперь вы думаете поработить сынов Иуды и Иерусалима в рабы и рабыни себе. А разве на самих вас нет вины пред Господом Богом вашим?11 Итак послушайте меня, и возвратите пленных, которых вы захватили из братьев ваших, ибо пламень гнева Господня на вас.12 И встали некоторые из начальников сынов Ефремовых: Азария, сын Иегоханана, Берехия, сын Мешиллемофа, и Езекия, сын Шаллума, и Амаса, сын Хадлая, против шедших с войны,13 и сказали им: не вводите сюда пленных, потому что грех был бы нам пред Господом. Неужели вы думаете прибавить к грехам нашим и к преступлениям нашим? велика вина наша, и пламень гнева (Господня) над Израилем.14 И оставили вооруженные пленных и добычу у военачальников и всего собрания.15 И встали мужи, упомянутые по именам, и взяли пленных, и всех нагих из них одели из добычи — и одели их, и обули их, и накормили их, и напоили их, и помазали их елеем, и посадили на ослов всех слабых из них, и отправили их в Иерихон, город пальм, к братьям их, и возвратились в Самарию.
16 В то время послал царь Ахаз к царям Ассирийским, чтоб они помогли ему,17 ибо Идумеяне и еще приходили, и многих побили в Иудее, и взяли в плен;18 и Филистимляне рассыпались по городам низменного края и юга Иудеи и взяли Вефсамис и Аиалон, и Гедероф и Сохо и зависящие от него города, и Фимну и зависящие от нее города, и Гимзо и зависящие от него города, и поселились там.19 Так унизил Господь Иудею за Ахаза, царя Иудейского, потому что он развратил Иудею и тяжко грешил пред Господом.20 И пришел к нему Феглафелласар, царь Ассирийский, но был в тягость ему, вместо того, чтобы помочь ему,21 потому что Ахаз взял сокровища из дома Господня и дома царского и у князей и отдал царю Ассирийскому, но не в помощь себе.
22 И в тесное для себя время он продолжал беззаконно поступать пред Господом, он — царь Ахаз.23 И приносил он жертвы богам Дамасским, думая, что они поражали его, и говорил: боги царей Сирийских помогают им; принесу я жертву им, и они помогут мне. Но они были на падение ему и всему Израилю.24 И собрал Ахаз сосуды дома Божия, и сокрушил сосуды дома Божия, и запер двери дома Господня, и устроил себе жертвенники по всем углам в Иерусалиме,25 и по всем городам Иудиным устроил высоты для каждения богам иным, и раздражал Господа Бога отцов своих.
26 Прочие дела его и все поступки его, первые и последние, описаны в книге царей Иудейских и Израильских.27 И почил Ахаз с отцами своими, и похоронили его в городе, в Иерусалиме, но не внесли его в гробницы царей Израилевых. И воцарился Езекия, сын его, вместо него.
Свернуть
Рассказ о правлении Ахаза - это сплошное описание его нечестивых поступков. Уже одно упоминание о курениях на долине сынов Еннома (по другому чтению - Геенна) говорит нам и об источнике ослепления царя, и о том, в какую пропасть он катится. Мы видим, впрочем, что языческие увлечения не принесли Ахазу успехов. Но, даже терпя поражение за поражением, он не пытается задуматься, не являются ли валящиеся на него неудачи прямым следствием его же собственных деяний. Вместо прежних поступков, которые не принесли удачных плодов, Ахаз готов пробовать новые варианты, такие же неудачные, лишь бы только не признавать запутанность своих путей и не приносить покаяние в собственном нечестии.
Но готовность к покаянию, хотя бы потенциальную, неожиданно проявили израильтяне. Несмотря на то, что они также впали в отступничество, они готовы прислушаться к пророку, раскрывающему волю Господа. В этой ситуации пророчество даёт увидеть грань, разделяющую оправданную степень возмездия за грехи и превышение допустимой меры, когда насилие, вызванное нечестием, само становится беззаконием. Пророк не допустил порабощения братьев, воевавших на стороне нечестивого Ахаза, и одновременно дал понять израильтянам, что не силой своего войска они победили, но потому, что Господь дал им возможность победы.
Быть может, хотя бы некоторые из израильтян, вопреки давлению языческого “общественного мнения” не забывали об этом...
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии
Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).