1 И взял народ земли Иоахаза, сына Иосиина, (и помазали его) и воцарили его, вместо отца его, в Иерусалиме. 2 Двадцати трех лет был Иоахаз, когда воцарился, и три месяца царствовал в Иерусалиме. (Имя матери его — Амитал, дочь Иеремии из Ловны. И сделал он лукавое пред Господом по всему, что сделали отцы его. И оковал его фараон Нехао в Девлафе, в земле Емафской, чтобы не царствовать ему в Иерусалиме.) 3 И низложил его царь Египетский в Иерусалиме (и привел его царь в Египет), и наложил на землю пени сто талантов серебра и талант золота. 4 И воцарил царь Египетский над Иудеею и Иерусалимом Елиакима, брата его, и переменил имя его на Иоакима, а Иоахаза, брата его, взял Нехао и отвел его в Египет (и он умер там. И серебро и золото давал фараону: тогда земля начала давать серебро по слову фараона, и каждый, по власти, требовал серебра и золота от народа земли для дани фараону Нехао). |
5 Двадцати пяти лет был Иоаким, когда воцарился, и одиннадцать лет царствовал в Иерусалиме (имя матери его Зехора, дочь Нириева из Рамы). И делал он неугодное в очах Господа Бога своего (по всему, что делали отцы его. Во дни его пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, на землю, и он служил ему три года и отступил от него. И послал Господь на них Халдеев и разбойников Сирских, и разбойников Моавитских, и сынов Аммоновых и Самарийских, и отступили по слову сему — по слову Господа устами рабов Его, пророков. Впрочем гнев Господа был на Иуде, чтоб отвергнуть его от лица Его, за все грехи Манассии, которые он сделал, и за кровь неповинную, которую пролил Иоаким и наполнил Иерусалим неповинною кровью. Но не восхотел Господь искоренить их). 6 Против него вышел Навуходоносор, царь Вавилонский, и оковал его оковами, чтоб отвести его в Вавилон. 7 И часть сосудов дома Господня перенес Навуходоносор в Вавилон и положил их в капище своем в Вавилоне. 8 Прочие дела Иоакима и мерзости его, какие он делал и какие найдены в нем, описаны в книге царей Израильских и Иудейских. (И почил Иоаким с отцами своими, и погребен был в Ганозане с отцами своими.) И воцарился Иехония, сын его, вместо него. |
9 Восемнадцати лет был Иехония, когда воцарился, и три месяца и десять дней царствовал в Иерусалиме, и делал он неугодное в очах Господних. 10 По прошествии года послал царь Навуходоносор и велел взять его в Вавилон вместе с драгоценными сосудами дома Господня, и воцарил над Иудеею и Иерусалимом Седекию, брата его. |
11 Двадцати одного года был Седекия, когда воцарился, и одиннадцать лет царствовал в Иерусалиме, 12 и делал он неугодное в очах Господа Бога своего. Он не смирился пред Иеремиею пророком, пророчествовавшим от уст Господних, 13 и отложился от царя Навуходоносора, взявшего клятву с него именем Бога — и сделал упругою шею свою и ожесточил сердце свое до того, что не обратился к Господу Богу Израилеву. 14 Да и все начальствующие над священниками и над народом много грешили, подражая всем мерзостям язычников, и сквернили дом Господа, который Он освятил в Иерусалиме. |
15 И посылал к ним Господь Бог отцов их, посланников Своих от раннего утра, потому что Он жалел Свой народ и Свое жилище. 16 Но они издевались над посланными от Бога и пренебрегали словами Его, и ругались над пророками Его, доколе не сошел гнев Господа на народ Его, так что не было ему спасения. |
17 И Он навел на них царя Халдейского — и тот умертвил юношей их мечом в доме святыни их и не пощадил (ни Седекии,) ни юноши, ни девицы, ни старца, ни седовласого: все предал Бог в руку его. 18 И все сосуды дома Божия, большие и малые, и сокровища дома Господня, и сокровища царя и князей его, все принес он в Вавилон. 19 И сожгли дом Божий, и разрушили стену Иерусалима, и все чертоги его сожгли огнем, и все драгоценности его истребили. 20 И переселил он оставшихся от меча в Вавилон, и были они рабами его и сыновей его, до воцарения царя Персидского, 21 доколе, во исполнение слова Господня, сказанного устами Иеремии, земля не отпраздновала суббот своих. Во все дни запустения она субботствовала до исполнения семидесяти лет. |
22 А в первый год Кира, царя Персидского, во исполнение слова Господня, сказанного устами Иеремии, возбудил Господь дух Кира, царя Персидского, и он велел объявить по всему царству своему, словесно и письменно, и сказать: 23 так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас — из всего народа Его, (да будет) Господь Бог его с ним, и пусть он туда идет. |
МОЛИТВА МАНАССИИ, ЦАРЯ ИУДЕЙСКОГО, КОГДА ОН СОДЕРЖАЛСЯ В ПЛЕНУ В ВАВИЛОНЕ*Переведена с греческого; в еврейском тексте ее нет. |
а Господи Вседержителю, Боже отцев наших, Авраама и Исаака и Иакова, и семени их праведного, б сотворивший небо и землю в со всем благолепием их, связавший море словом повеления Твоего, заключивший бездну и запечатавший ее страшным и славным именем Твоим, которого все боятся, и трепещут от лица силы Твоея, потому что никто не может устоять пред великолепием славы Твоея, и нестерпим гнев прещения Твоего на грешников! г Но безмерна и неисследима милость обетования Твоего, д
ибо Ты Господь вышний, благий, долготерпеливый и многомилостивый и кающийся о злобах человеческих. |
Ты, Господи, по множеству Твоей благости, е обещал покаяние и отпущение согрешившим Тебе, и множеством щедрот Твоих определил покаяние грешникам во спасение. Итак Ты, Господи, Боже праведных, не положил покаяния праведным ж Аврааму и Исааку и Иакову, не согрешившим Тебе, но положил покаяние мне грешнику, потому что я согрешил паче числа песка морского. з
Многочисленны беззакония мои, Господи, многочисленны беззакония мои, и я недостоин взирать и смотреть на высоту небесную от множества неправд моих. Я согбен многими железными узами, и
так что не могу поднять головы моей, и нет мне отдохновения, потому что прогневал Тебя и сделал пред Тобою злое: к
не исполнил воли Твоей, не сохранил повелений Твоих, поставил мерзости и умножил соблазны. И ныне преклоняю колени сердца моего, умоляя Тебя о благости. л Согрешил я, Господи, согрешил, и беззакония мои я знаю, но прошу, молясь Тебе: отпусти мне, Господи, отпусти мне, и не погуби меня с беззакониями моими и не осуди меня в преисподнюю. Ибо Ты Бог, Бог кающихся, и на мне яви всю благость Твою, спасши меня недостойного по великой милости Твоей, и буду прославлять Тебя во все дни жизни моей, потому что Тебя славят все силы небесные, и Твоя слава во веки веков. Аминь. |
Вот и последняя глава летописной книги, раскрывающей историю как процесс взаимодействия Бога и человека. И если обо многих событиях до сих пор рассказывалось подробно, то теперь перед нами сжатый, но обстоятельный обзор, дающий возможность увидеть не столько ход тех событий, которые привели к Вавилонскому пленению, сколько их суть. Суть же состоит в том, что к поражению от вражеских войск и к порабощению народ долго и упорно сам себя готовил собственными грехами и отступничеством.
Но не случайно книга заканчивается словами персидского царя Кира о предстоящем возвращении освобождённых пленников в родные края. Не только в силу констатации исторического факта приведены эти слова, и не только для того, чтобы закончить книгу на оптимистической ноте. Это - слова надежды, а она, как будет сказано апостолом, не постыжает. Да и вся Библия - книга, дающая надежду.
14 Да и все начальствующие над священниками и над народом много грешили, подражая всем мерзостям язычников, и сквернили дом Господа, который Он освятил в Иерусалиме. |
15 И посылал к ним Господь Бог отцов их, посланников Своих от раннего утра, потому что Он жалел Свой народ и Свое жилище. 16 Но они издевались над посланными от Бога и пренебрегали словами Его, и ругались над пророками Его, доколе не сошел гнев Господа на народ Его, так что не было ему спасения. |
О падении Иерусалима и о причинах этого падения думали и говорили по-разному. Сразу после 589 г. до н.э., когда вавилонская армия штурмом взяла город, многим казалось, что это некое историческое недоразумение, которое Бог вскоре исправит, и всё опять станет, как прежде. Так думало тогда большинство, и из всех публичных фигур эпохи один лишь пророк Иеремия предупреждал своих соотечественников, что происшедшее — не случайность, что плен будет долгим, хотя и не бесконечным.
Пророка не послушали. Иудейские патриоты подняли антивавилонское восстание, после поражения которого город был разрушен окончательно, а все его жители депортированы в Вавилон. Так произошло именно потому, что пророк оказался прав. По сути, вавилонские солдаты лишь сделали видимым то, что прежде было скрыто: Богу уже не оставалось места в Иерусалиме, в собственном Храме, среди Своего народа.
Так, конечно, произошло не сразу. Движение к пропасти всегда начинается медленно и часто незаметно, ускоряясь к концу. Такой была и вся допленная история Израиля, а затем Иудеи: Богу в её жизни оставалось всё меньше места, пока Ему не пришлось, наконец, уйти совсем. Конечно, жизнь народа и в допленный период состояла не из одних духовных падений: были и взлёты, когда, казалось, возвращались времена Давида, с которым Бог заключил особый союз-завет, обещав ему, что его потомки будут править в Иерусалиме столько, сколько будет существовать город и страна.
Но, к сожалению, взлёты эти были кратковременными и не могли изменить общего духовного вектора, свойственного допленной эпохе. Бог, действуя через пророков, пытался переломить ситуацию, но все Его усилия оказались безуспешными. Человек свободен, так же, как свободен и всякий народ, включая народ Божий. Вот только судьба народа Божия, в случае измены им своему призванию, неизбежно оказывается хуже судьбы любого другого народа.
Конечно, всякий народ, изменяющий своему призванию, отказывающийся от поставленной ему Богом духовной и исторической задачи, так или иначе приходит к исторической и духовной катастрофе. Но народ Божий, единственной задачей и единственным призванием которого было хранить полученное откровение и фактом своего исторического существования свидетельствовать о нём, оказывался особо уязвим: никакого другого призвания у него не было и быть не могло, и если он переставал быть тем, чем его задумал и создал Бог, его дальнейшее существование просто теряло смысл.
Так и случилось с еврейским народом, а катастрофа 587 г. до н.э. была лишь следствием и итогом соответствующих духовных процессов, в том числе нежелания современников и участников событий понять смысл происходящего. Теперь смысл своего исторического существования остатку народа нужно было обрести заново, не только через раскаяние в совершённых грехах и новое обращение к Богу, но и через духовное осмысление собственной истории. Только после того, как это будет сделано, остаток мог надеяться стать ядром нового народа с новой историей.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||