1 И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину: 2 встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня. 3 И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня, и пришел в Иоппию, и нашел корабль, отправлявшийся в Фарсис, отдал плату за провоз и вошел в него, чтобы плыть с ними в Фарсис от лица Господа. |
4 Но Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться. 5 И устрашились корабельщики, и взывали каждый к своему богу, и стали бросать в море кладь с корабля, чтобы облегчить его от нее; Иона же спустился во внутренность корабля, лег и крепко заснул. 6 И пришел к нему начальник корабля и сказал ему: что ты спишь? встань, воззови к Богу твоему; может быть, Бог вспомнит о нас и мы не погибнем. |
7 И сказали друг другу: пойдем, бросим жребии, чтобы узнать, за кого постигает нас эта беда. И бросили жребии, и пал жребий на Иону. 8 Тогда сказали ему: скажи нам, за кого постигла нас эта беда? какое твое занятие, и откуда идешь ты? где твоя страна, и из какого ты народа? 9 И он сказал им: я Еврей, чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу. 10 И устрашились люди страхом великим и сказали ему: для чего ты это сделал? Ибо узнали эти люди, что он бежит от лица Господня, как он сам объявил им. |
11 И сказали ему: что сделать нам с тобою, чтобы море утихло для нас? Ибо море не переставало волноваться. 12 Тогда он сказал им: возьмите меня и бросьте меня в море, и море утихнет для вас, ибо я знаю, что ради меня постигла вас эта великая буря. 13 Но эти люди начали усиленно грести, чтобы пристать к земле, но не могли, потому что море все продолжало бушевать против них. 14 Тогда воззвали они к Господу и сказали: молим Тебя, Господи, да не погибнем за душу человека сего, и да не вменишь нам кровь невинную; ибо Ты, Господи, соделал, что угодно Тебе! 15 И взяли Иону и бросили его в море, и утихло море от ярости своей. 16 И устрашились эти люди Господа великим страхом, и принесли Господу жертву, и дали обеты. |
1 И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи. |
В сегодняшнем чтении описана реальная схема поведения человека, который вдруг осознает, чего хочет от него Бог. Если это вообще первый раз, когда отдаешь себе отчет в реальности присутствия Бога и осознаешь меру четкости артикуляции Его желаний, то бегство может быть и более серьезным, чем у Ионы. С другой стороны, даже если это не первый и не второй раз, когда ты понимаешь, что дорога круто поворачивает и место, в которое она тебя приведет, совсем тебе не нравится, то, как бы не был ты предан и послушен, ты попытаешься свернуть в любую возможную сторону. Это даже не отказ — ты не можешь отказаться, потому что понимаешь, что так сказал Бог — это попытка не говоря «нет», избежать исполнения воли Бога. Но любой такой отказ человека, будучи понятен и всегда возможен, производит такое же воздействие на мироздание как землетрясение в 7-8 баллов. Ты сворачиваешь с пути, садишься на первый попавшийся корабль — и мир вокруг тебя трясет и грозит смертью всем, кто ни сном ни духом не подозревает, куда и от чего ты бежишь. Поняв причину всех катаклизмов такого рода, есть два варианта поведения. Во-первых, можно остаться жить в ките, в полной изоляции, в отвратительной гниющей помойке. Можно сказать: «что обещал, исполню», и кит выплюнет тебя туда, куда ты не хотел идти.
1 И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину: 2 встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня. 3 И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня, и пришел в Иоппию, и нашел корабль, отправлявшийся в Фарсис, отдал плату за провоз и вошел в него, чтобы плыть с ними в Фарсис от лица Господа. |
4 Но Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться. 5 И устрашились корабельщики, и взывали каждый к своему богу, и стали бросать в море кладь с корабля, чтобы облегчить его от нее; Иона же спустился во внутренность корабля, лег и крепко заснул. 6 И пришел к нему начальник корабля и сказал ему: что ты спишь? встань, воззови к Богу твоему; может быть, Бог вспомнит о нас и мы не погибнем. |
7 И сказали друг другу: пойдем, бросим жребии, чтобы узнать, за кого постигает нас эта беда. И бросили жребии, и пал жребий на Иону. |
Мы начинаем читать книгу пророка Ионы. Она очень отличается по форме от всех остальных пророческих книг. Это не произведение самого пророка, а скорее "мидраш", т.е. поучительный рассказ, подобный рассказам об Илии и Елисеи. События книги Иова потом будет неоднократно использовать в своих проповедях Иисус.
Одна из основных тем книги – это взаимоотношения Бога и его посланника, того, кого он избирает, чтобы донести свою волю до людей. Само имя Иона (переводе "голубь") напоминает нам сразу о птице, которую Ной выпускал из ковчега, чтобы найти землю и том, что голубь всегда являлся символом Святого Духа, утешителя данного нам.
Книга начинается с того, что Бог сообщает Ионе, куда и зачем он должен отправится. Пророк не просто отказывается, он бежит от Бога, пытаясь избежать исполнения подобного поручения. Он отказывается стать вестником беды и в то же время отказывается стать утешителем, который может указать путь к покаянию и полному изменению жизни. Тот факт, что на корабле к Ионе специально обращались с просьбой помолиться, означает, что он осознавал неправильность своих действий и даже перестал обращаться к Богу. Но весь мир сопротивляется греху пророка, буря не дает кораблю плыть и даже жребий, брошенный начальниками корабля, указывает на того, кто стал причиной случившихся несчастий.
1 И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину: 2 встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня. 3 И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня, и пришел в Иоппию, и нашел корабль, отправлявшийся в Фарсис, отдал плату за провоз и вошел в него, чтобы плыть с ними в Фарсис от лица Господа. |
4 Но Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться. 5 И устрашились корабельщики, и взывали каждый к своему богу, и стали бросать в море кладь с корабля, чтобы облегчить его от нее; Иона же спустился во внутренность корабля, лег и крепко заснул. 6 И пришел к нему начальник корабля и сказал ему: что ты спишь? встань, воззови к Богу твоему; может быть, Бог вспомнит о нас и мы не погибнем. |
7 И сказали друг другу: пойдем, бросим жребии, чтобы узнать, за кого постигает нас эта беда. И бросили жребии, и пал жребий на Иону. |
Рассказ об Ионе в современной библеистике принято относить к притчам, смысл которых важнее, нежели фактическая достоверность упоминаемых в них событий и реалий. Всё же детали повествования неслучайны, они важны для понимания смысла притчи не меньше, чем подробности реального происшествия.
Трудно понять, почему пророк, призываемый Богом, уклоняется от Его повеления, если не учитывать, что ниневитяне в глазах Ионы не были обычными язычниками и грешниками. Они населяли столицу враждебного государства, на которое его соседи смотрели как на концентрированное воплощение мирового зла, подобное Третьему Рейху в разгар Второй Мировой войны. Иона и боится ниневитян, и ненавидит их, поэтому хочет уклониться от неожиданного поручения.
Почему Господь выбрал для такой миссии именно Иону, не сказано, должно быть, это не самое важное. Важнее то, что Господь способен обратиться к человеку в тот момент, когда он того не только не ожидает, но и считает себя непригодным для выполнения открытого ему предназначения. Обычно человек может делать выбор, следовать ли ему за Богом или уклониться. Но иногда, как в истории Ионы, Господь настаивает, чтобы поручение выполнил именно тот, кого выбрал Он, видящий способности и возможности человека лучше него самого.
Во время бури Иона спит. Трудно сказать, чего больше в его спокойствии: уверенности в благополучном исходе событий или же безалаберности. И только просьба капитана о молитве заставляет задуматься: не удалился ли Иона в сердце своём от Бога, если о необходимости молитвы ему напоминает человек посторонний, возможно, язычник?..
7 И сказали друг другу: пойдем, бросим жребии, чтобы узнать, за кого постигает нас эта беда. И бросили жребии, и пал жребий на Иону. |
Сегодня от верующих часто можно услышать: это тебе за грехи, это Бог наказал. Но вряд ли любящий Бог наказывает. Сам Иисус говорит ученикам о слепорожденном: "ни он не согрешил, ни родители его, но..."
А как же Иона? Ведь получается, что Бог наказал его за непослушание? Вряд ли.
Сколько человек на земле живет "не своей" жизнью. Мы делаем что-то потому что "так надо", потому что этого требует чувство долга, обстоятельства, в конце концов - исполняем волю родителей. Иногда - мы следуем своим прихотям, не обращая внимание на наше глубинное желание, то, которое Бог, как маленькое зернышко, посеял в нашем сердце. У Бога есть воля о каждом из нас. Бог сотворил нас для счастья, и исполнение Его воли может сделать нас счастливыми. Даже если, как это будет с Ионой, это исполнение сопряжено с большими трудностями, внутренними и внешними.
Несчастья, происходящие с Ионой, не наказание за непослушание, а помощь в исполнении воли любящего Бога. На путях, далеких от пути, который приготовил для каждого из нас Господь, нас ждет опасность, а на пути исполнения воли Божией убраны камни, чтобы мы не спотыкались.
8 Тогда сказали ему: скажи нам, за кого постигла нас эта беда? какое твое занятие, и откуда идешь ты? где твоя страна, и из какого ты народа? 9 И он сказал им: я Еврей, чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу. 10 И устрашились люди страхом великим и сказали ему: для чего ты это сделал? Ибо узнали эти люди, что он бежит от лица Господня, как он сам объявил им. |
11 И сказали ему: что сделать нам с тобою, чтобы море утихло для нас? Ибо море не переставало волноваться. 12 Тогда он сказал им: возьмите меня и бросьте меня в море, и море утихнет для вас, ибо я знаю, что ради меня постигла вас эта великая буря. 13 Но эти люди начали усиленно грести, чтобы пристать к земле, но не могли, потому что море все продолжало бушевать против них. 14 Тогда воззвали они к Господу и сказали: молим Тебя, Господи, да не погибнем за душу человека сего, и да не вменишь нам кровь невинную; ибо Ты, Господи, соделал, что угодно Тебе! 15 И взяли Иону и бросили его в море, и утихло море от ярости своей. 16 И устрашились эти люди Господа великим страхом, и принесли Господу жертву, и дали обеты. |
Когда Иона объявил о себе, что бежит от лица Господня, то люди, бывшие на корабле, устрашились страхом великим. Они не знают, в чём дело, каковы причины, побудившие Иону так поступить, но одно то, что этот человек может быть на такое способен, повергает их в ужас. Само стремление уйти от Бога воспринимается как нечто чудовищное даже теми, кто ещё не знает Его.
Но вот мы видим, что Иона готов к самопожертвованию, и в его готовности можно увидеть не только стремление остановить бурю и искупить свою вину, приняв наказание за грех противления Богу. Теперь в спокойствии Ионы можно увидеть надежду на Бога, это уже не спокойствие безалаберности. Иона преодолел страх и готов идти, куда бы Господь ни направил его.
Следствием этих событий явилось то, что спутники Ионы, столкнувшись с реальностью последствий богопротивления, обратились к Господу и дали Ему обеты. Даже последствия нашей греховности Господь в силах не только исправить, но и повернуть во благо.
11 И сказали ему: что сделать нам с тобою, чтобы море утихло для нас? Ибо море не переставало волноваться. 12 Тогда он сказал им: возьмите меня и бросьте меня в море, и море утихнет для вас, ибо я знаю, что ради меня постигла вас эта великая буря. |
Книга Ионы в своём роде уникальна. Уникальна не потому, что, как предполагают некоторые библеисты, была написана тогда, когда Ниневия уже лежала в руинах: анахронизмы встречаются и в других библейских книгах. Упоминание Ниневии, как средоточия мирового зла, свидетельствует если не прямо, то косвенно о допленном происхождении книги: именно в те времена Ниневия была символом противостояния человека Богу. Потом таким символом станет Вавилон.
Уникальность книги в другом: это не сборник пророческих проповедей, какими являются остальные пророческие книги, а книга о пророке, о том, как непросто следовать воле Божьей даже тому, кто, казалось бы, уже сделал свой выбор. Иона прекрасно знает, чего от него хочет Бог: Его голос он слышал совершенно ясно. Дело не в духовной глухоте, а в нежелании отправляться туда, где, как уверен Иона, ничего хорошего его не ждёт.
Иона сам предлагает выбросить себя за борт в критический момент и это лишь доказывает, что он прекрасно понимает: происходящее не случайно, это рука Божья, от которой не убежишь. Ему же так не хочется в Ниневию, что он до последнего испытывает твёрдость Его руки. Он говорит: бросьте меня в море.
Оказаться в бушующем море, пусть даже на доске или на плоту, — верная гибель. Спастись в такой ситуации можно, только если Бог прямо вмешается в ситуацию. Иона как бы провоцирует Бога на такое вмешательство. Он показывает Ему: если ты не хочешь освободить меня от порученного дела, то вот, я бросаюсь в море, и, если я Тебе нужен, Ты не дашь мне утонуть и доставишь меня туда, куда Сам захочешь.
Сразу и не скажешь, чего тут больше: вызова, доверия или и того, и другого одновременно. Ясно лишь одно: такой поступок предполагает прочные и достаточно доверительные отношения с Богом, которые, при всей доверительности, могут порой быть весьма неоднозначными. Как и между близкими людьми, бывает всякое: размолвки, упрямство, недопонимание. Но, как и между людьми, все это не отменяет факта близости и доверительности.
В конце концов Бог всё-таки доставляет Своего служителя на место. Правда, способом весьма необычным и даже баснословным: в брюхе гигантского морского животного ( в переводе его иногда называют китом, иногда рыбой, а в оригинале речь идёт о морском чудовище). Пророку всё-таки приходится сделать то, что Бог ему поручает.
1 И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи. |
2 И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита 3 и сказал: к Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал голос мой. 4 Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня, все воды Твои и волны Твои проходили надо мною. 5 И я сказал: отринут я от очей Твоих, однако я опять увижу святый храм Твой. 6 Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня; морскою травою обвита была голова моя. 7 До основания гор я нисшел, земля своими запорами навек заградила меня; но Ты, Господи Боже мой, изведешь душу мою из ада. 8 Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе, и молитва моя дошла до Тебя, до храма святаго Твоего. 9 Чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердаго своего, |
Каждая глава книги пророка Ионы - краткое и точное схематичное описание поведения человека, соприкоснувшегося с волей Бога. Зная, что должно делать, Иона бежит, пытается скрыться, отказывается даже молиться и, как результат, попадает в безвыходное положение. Легко заменить чрево кита чем-нибудь более понятным и знакомым - болезни, неудачи, депрессия, одиночество, непонимание. Все, что лишает нас воли к жизни, повергает нас в отчаяние. Все, что для нас является очевидным следствием нашего непослушания Богу, нашего греха. Все это - чрево кита, где мы вдруг задумываемся о том, что выбраться возможно только обратившись к Тому, кто заставляет и законы природы действовать так, как угодно Его воле.
1 И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи. |
2 И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита 3 и сказал: к Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал голос мой. 4 Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня, все воды Твои и волны Твои проходили надо мною. 5 И я сказал: отринут я от очей Твоих, однако я опять увижу святый храм Твой. 6 Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня; морскою травою обвита была голова моя. 7 До основания гор я нисшел, земля своими запорами навек заградила меня; но Ты, Господи Боже мой, изведешь душу мою из ада. 8 Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе, и молитва моя дошла до Тебя, до храма святаго Твоего. 9 Чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердаго своего, |
Не так часто в нашей жизни бывает, что мы точно знаем волю Божию о нас, путь, на который Он Сам нас поставил, и на котором будет помогать нам. Но иногда это бывает. В жизни каждого человека, хотя бы один раз, такое понимание случается. Бывает, что мы не решаемся последовать этим путем. Причины могут быть разные, и в жизни одного человека все эти разные причины могут переплетаться. Мы можем не любить самих себя, и от этой нелюбви погрузиться в ложное смирение и делать выводы, что "я слишком грешный" "недостаточно хорош для того, чтобы выполнить такую волю Бога обо мне". Это может быть страх других людей, что они не примут этого пути. Но в основе всех этих причин нерешительности, на самом деле - одна проблема: неверие.
Получается, что мы не верим, что Бог сотворил нас достаточно хорошими, чтобы мы могли исполнять Его волю, что других людей Он сотворил достаточно хорошими, чтобы они приняли наш путь, даже очень необычный, и даже если мы встретим серьезные трудности и испытания, в том числе, в результате столкновения с другими людьми - это тоже часть пути. В конце концов, мы не верим, что Бог поддержит нас в трудную минуту, что в этих испытаниях Он будет с нами. Он всегда рядом, но если мы идем по тому пути, который Он специально для нас приготовил - нам проще ощутить Его присутствие и помощь. Но иногда неверие, страхи, сомнения, оглушают настолько, что мы, как Иона, выбираем бегство. И тогда Богу ничего не остается, кроме как отправить нас во чрево кита. Это не наказание. Это - единственный способ до нас достучатся. Ведь внутри "кита" нет внешних воздействий, темно, тихо, нет никого, кроме самого себя, и даже Бог кажется очень далеким. Впрочем, погибнуть внутри "кита" тоже нельзя - не утонешь, кит хорошо плавает, тепло и надежно... Таким "китом" может оказаться тяжелая и долгая, но не смертельная болезнь, или депрессия. В общем, положение, когда мы испытываем очень мало чувств, крайне одиноки, и нам приходится честно посмотреть на себя и на свою жизнь.
Тогда можно увидеть, что сбился с пути, понять, что на оставленном пути ждал любящий Господь, можно позвать Его на помощь, как это сделал Иона, набраться решимости следовать за Ним - и стать свободным.
1 И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи. |
2 И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита 3 и сказал: к Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал голос мой. 4 Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня, все воды Твои и волны Твои проходили надо мною. 5 И я сказал: отринут я от очей Твоих, однако я опять увижу святый храм Твой. 6 Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня; морскою травою обвита была голова моя. 7 До основания гор я нисшел, земля своими запорами навек заградила меня; но Ты, Господи Боже мой, изведешь душу мою из ада. 8 Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе, и молитва моя дошла до Тебя, до храма святаго Твоего. 9 Чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердаго своего, |
В привычном для нас переводе сказано, что Иона был проглочен китом, хотя в на языке оригинала в тексте упоминается даг гадол (большая рыба). Буквальное восприятие перевода спровоцировало несостоятельные, но постоянные насмешки антирелигиозников, любивших указывать на размеры пищепровода кита, неспособного проглотить человека. Между тем случаи заглатывания людей некоторыми крупными хищными рыбами известны, и всё же видовая принадлежность упомянутого в Книге Ионы существа не столь существенна, как суть рассказа.
Мы видим Иону спокойным, уповающим на Бога. Теперь, обернувшись назад, даже в спокойствии Ионы во чреве корабля во время бури мы можем увидеть залог его спокойствия во чреве рыбы. Но внутри корабля Иона сам пытался отдалиться от Бога, внутри же рыбы он получил то, чего добивался, Господь предоставил ему такую возможность. Каждый из нас, отворачиваясь от Него, может оказаться проглочен подобной рыбой. Она может принимать любой облик и возникать посреди любых внешних обстоятельств, и уже от нас зависит, воззовём ли мы к Богу сквозь отделяющие нас от Него преграды, возникшие в результате наших собственных действий и устремлений.
Молитва Ионы из глубины — вдохновенный псалом, выражающий надежду не только древнего пророка, но и любого из нас, падающих, часто впадающих в состояние отверженности и оставленности, но и тогда не оставляемых Богом. Он с нами в любом месте и готов вывести из отчаяния и черного мрака. Так же, как Он вывел на сушу Иону.
...Пройдут века, и Христос, сравнив Своё пребывание во гробе с пребыванием Ионы во чреве кита, откроет Своим слушателям, что им не будет дано иного знамения, «кроме знамения Ионы пророка» (Мф. 12:39-40). Будет ли натяжкой отметить, что и готовность Ионы к самопожертвованию за спутников по плаванию также была подобна предстоящему самопожертвованию Сына Человеческого?
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||