1 Так говорит Господь: небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего? 2 Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь. |
А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим. |
3 (Беззаконник же,) заколающий вола — то же, что убивающий человека; приносящий агнца в жертву — то же, что задушающий пса; приносящий семидал — то же, что приносящий свиную кровь; воскуряющий фимиам (в память) — то же, что молящийся идолу; и как они избрали собственные свои пути, и душа их находит удовольствие в мерзостях их — 4 так и Я употреблю их обольщение и наведу на них ужасное для них: потому что Я звал, и не было отвечающего, говорил, и они не слушали, а делали злое в очах Моих и избирали то, что неугодно Мне. |
5 Выслушайте слово Господа, трепещущие пред словом Его. Ваши братья, ненавидящие вас и изгоняющие вас за имя Мое, говорят: "пусть явит Себя в славе Господь, и мы посмотрим на веселье ваше". Но они будут постыжены. 6 Вот, шум из города, голос из храма, голос Господа, воздающего возмездие врагам Своим. |
7 Еще не мучилась родами, а родила; прежде нежели наступили боли ее, разрешилась сыном. 8 Кто слыхал таковое? кто видал подобное этому? возникала ли страна в один день? рождался ли народ в один раз, как Сион, едва начал родами мучиться, родил сынов своих? 9 Доведу ли Я до родов, и не дам родить? говорит Господь. Или, давая силу родить, заключу ли утробу? говорит Бог твой. |
10 Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем, все любящие его! возрадуйтесь с ним радостью, все сетовавшие о нем, 11 чтобы вам питаться и насыщаться от сосцов утешений его, упиваться и наслаждаться преизбытком славы его. |
12 Ибо так говорит Господь: вот, Я направляю к нему мир как реку, и богатство народов — как разливающийся поток для наслаждения вашего; на руках будут носить вас и на коленях ласкать. 13 Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме. 14 И увидите это, и возрадуется сердце ваше, и кости ваши расцветут, как молодая зелень, и откроется рука Господа рабам Его, а на врагов Своих Он разгневается. |
15 Ибо вот, придет Господь в огне, и колесницы Его — как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и прещение Свое с пылающим огнем. 16 Ибо Господь с огнем и мечом Своим произведет суд над всякою плотью, и много будет пораженных Господом. |
17 Те, которые освящают и очищают себя в рощах, один за другим, едят свиное мясо и мерзость и мышей — все погибнут, говорит Господь. |
18 Ибо Я знаю деяния их и мысли их; и вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою. 19 И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, к Пулу и Луду, к натягивающим лук, к Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей: и они возвестят народам славу Мою 20 и представят всех братьев ваших от всех народов в дар Господу на конях и колесницах, и на носилках, и на мулах, и на быстрых верблюдах, на святую гору Мою, в Иерусалим, говорит Господь — подобно тому, как сыны Израилевы приносят дар в дом Господа в чистом сосуде. 21 Из них буду брать также в священники и левиты, говорит Господь. |
22 Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше. 23 Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь. |
24 И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти |
Слова пророка Исайи, которые мы читаем сегодня, очень характерны для второй части его книги, которую называют «книгой утешения». «Возрадуйтесь радостью... чтобы вам питаться от сосцов утешений его (Иерусалима)». И далее, в последних словах своей книги, пророк говорит о вечном празднике, когда из субботы в субботу будет приходить всякая плоть на поклонение пред лице Господне. Для нас важно также обратить внимание на слова об утешении: «как утешает кого-либо мать его, так Я утешу вас», говорит Господь.
Все, что предстоит нам в ближайшие дни — празднование Пасхи Христовой. Богослужебная книга этого периода — Цветная Триодь — получила сове название от недели Цветоносной, которая наступит послезавтра. Древние христиане рассматривали пост последней недели перед Пасхой именно как праздник. Как могут быть праздничными дни, когда мы стоим у подножия Креста в ужасе от содеянного нами? Для этого необходимо всем сердцем поверить, что в смерти Спасителя нам явлена вся безграничность любви Бога к нам.
1 Так говорит Господь: небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего? 2 Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь. |
А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим. |
3 (Беззаконник же,) заколающий вола — то же, что убивающий человека; приносящий агнца в жертву — то же, что задушающий пса; приносящий семидал — то же, что приносящий свиную кровь; воскуряющий фимиам (в память) — то же, что молящийся идолу; и как они избрали собственные свои пути, и душа их находит удовольствие в мерзостях их — 4 так и Я употреблю их обольщение и наведу на них ужасное для них: потому что Я звал, и не было отвечающего, говорил, и они не слушали, а делали злое в очах Моих и избирали то, что неугодно Мне. |
5 Выслушайте слово Господа, трепещущие пред словом Его. Ваши братья, ненавидящие вас и изгоняющие вас за имя Мое, говорят: "пусть явит Себя в славе Господь, и мы посмотрим на веселье ваше". Но они будут постыжены. 6 Вот, шум из города, голос из храма, голос Господа, воздающего возмездие врагам Своим. |
7 Еще не мучилась родами, а родила; прежде нежели наступили боли ее, разрешилась сыном. 8 Кто слыхал таковое? кто видал подобное этому? возникала ли страна в один день? рождался ли народ в один раз, как Сион, едва начал родами мучиться, родил сынов своих? 9 Доведу ли Я до родов, и не дам родить? говорит Господь. Или, давая силу родить, заключу ли утробу? говорит Бог твой. |
10 Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем, все любящие его! возрадуйтесь с ним радостью, все сетовавшие о нем, 11 чтобы вам питаться и насыщаться от сосцов утешений его, упиваться и наслаждаться преизбытком славы его. |
12 Ибо так говорит Господь: вот, Я направляю к нему мир как реку, и богатство народов — как разливающийся поток для наслаждения вашего; на руках будут носить вас и на коленях ласкать. 13 Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме. 14 И увидите это, и возрадуется сердце ваше, и кости ваши расцветут, как молодая зелень, и откроется рука Господа рабам Его, а на врагов Своих Он разгневается. |
15 Ибо вот, придет Господь в огне, и колесницы Его — как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и прещение Свое с пылающим огнем. 16 Ибо Господь с огнем и мечом Своим произведет суд над всякою плотью, и много будет пораженных Господом. |
17 Те, которые освящают и очищают себя в рощах, один за другим, едят свиное мясо и мерзость и мышей — все погибнут, говорит Господь. |
18 Ибо Я знаю деяния их и мысли их; и вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою. 19 И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, к Пулу и Луду, к натягивающим лук, к Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей: и они возвестят народам славу Мою 20 и представят всех братьев ваших от всех народов в дар Господу на конях и колесницах, и на носилках, и на мулах, и на быстрых верблюдах, на святую гору Мою, в Иерусалим, говорит Господь — подобно тому, как сыны Израилевы приносят дар в дом Господа в чистом сосуде. 21 Из них буду брать также в священники и левиты, говорит Господь. |
22 Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше. 23 Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь. |
24 И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти |
Осуждение формального ритуализма выражено в столь резких тонах, что могло бы показаться осуждением всякой обрядности, что было бы странным после всех обстоятельных описаний храмовых действий и самого устройства храма. Но пророческие слова не отрицают необходимости обрядовых действий, а напоминают, во имя чего они совершаются. Они помогают соприкоснуться с высшей реальностью Бога, превосходящего всё мыслимое и немыслимое и открывающего нам то, до чего мы не в силах додуматься.
Завершается книга, и перед нами ещё раз в сжатом виде проходят важнейшие из изложенных в ней откровений. Каждое из них по своему удивительно, но даже на их фоне поражает пророчество о священниках и левитах, которых Господь будет брать от всех народов. Здесь говорится о братьях слушателей пророка, но только ли о братстве по плоти идёт речь? Не призваны ли стать братьями и сёстрами все, пришедшие к Богу и тем самым ставшие частью народа Божия?
10 Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем, все любящие его! возрадуйтесь с ним радостью, все сетовавшие о нем, 11 чтобы вам питаться и насыщаться от сосцов утешений его, упиваться и наслаждаться преизбытком славы его. |
12 Ибо так говорит Господь: вот, Я направляю к нему мир как реку, и богатство народов — как разливающийся поток для наслаждения вашего; на руках будут носить вас и на коленях ласкать. 13 Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме. 14 И увидите это, и возрадуется сердце ваше, и кости ваши расцветут, как молодая зелень, и откроется рука Господа рабам Его, а на врагов Своих Он разгневается. |
15 Ибо вот, придет Господь в огне, и колесницы Его — как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и прещение Свое с пылающим огнем. 16 Ибо Господь с огнем и мечом Своим произведет суд над всякою плотью, и много будет пораженных Господом. |
17 Те, которые освящают и очищают себя в рощах, один за другим, едят свиное мясо и мерзость и мышей — все погибнут, говорит Господь. |
18 Ибо Я знаю деяния их и мысли их; и вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою. 19 И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, к Пулу и Луду, к натягивающим лук, к Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей: и они возвестят народам славу Мою 20 и представят всех братьев ваших от всех народов в дар Господу на конях и колесницах, и на носилках, и на мулах, и на быстрых верблюдах, на святую гору Мою, в Иерусалим, говорит Господь — подобно тому, как сыны Израилевы приносят дар в дом Господа в чистом сосуде. 21 Из них буду брать также в священники и левиты, говорит Господь. |
22 Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше. 23 Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь. |
24 И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти |
«Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме…» У Сергея Аверинцева есть статья о слове «благоутробный», которое в современном русском языке переводится как «милосердный», «сострадательный». В классическом греческом языке это слово имело исключительно медицинский аспект в смысле здорового живота. Но вот, попадая в библейскую культуру, оно вдруг приобретает новый смысл. «Остается один вопрос: неужели авторы Ветхого и Нового Заветов действительно видят в любви Бога к людям, в любви Христа к людям, в любви христиан друг к другу черты столь специфического вида любви, как «чревное» материнское жаление? Неужели образ Яхве, столь часто представляющийся нам абсолютным воплощением строго отеческого начала, имеет в себе нечто материнское? На этот важный вопрос следует ответить утвердительно.» И вот далее Аверинцев обращается именно к тому тексту Исаии, о котором мы говорим с вами сегодня. Часто человек наших дней, привычный к различного рода «гендерным исследованиям», задает нам и себе лукавый вопрос: а почему наш (или ваш) Бог – мужчина и подобное тому. Далее это частенько ведет их к тому, чтобы назвать Богородицу – богиней. Но на самом деле сегодня мы видим то очень важное обстоятельство, что все гораздо сложнее. И не стоит, наверное, в экуменическом порыве в христианстве выискивать инь и янь, ибо и экуменизм подлинный не так прост. Далее Сергей Сергеевич вспоминает еще один фрагмент из Исаии. «“Сион говорит: Яхве оставил меня, и Господь мой забыл меня. Может ли женщина забыть младенца своего? Не пожалеет ли она сына чрева своего? Если даже и они забудут, то Я не забуду тебя” (Ис 49:14–15)». «Итак, Бог есть больше мать, чем сама мать», - говорит Аверинцев. Давайте никогда не торопиться в Священном Писании, давайте по-настоящему в его изучении стремиться к духу «целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви».
18 Ибо Я знаю деяния их и мысли их; и вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою. 19 И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, к Пулу и Луду, к натягивающим лук, к Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей: и они возвестят народам славу Мою 20 и представят всех братьев ваших от всех народов в дар Господу на конях и колесницах, и на носилках, и на мулах, и на быстрых верблюдах, на святую гору Мою, в Иерусалим, говорит Господь — подобно тому, как сыны Израилевы приносят дар в дом Господа в чистом сосуде. 21 Из них буду брать также в священники и левиты, говорит Господь. |
Оказывается, среди открывающихся в это время путей Господних есть и такие, которые ведут спасаемых на миссию к иным народам, к язычникам. Не стоит думать, наверное, что это пророчество уже исполнилось, оно продолжает исполняться. Не в том дело, что есть еще народы, не получившие Христова благовестия. Но в каждом народе, в каждом городе и селе все еще есть люди, осознанно или неосознанно погруженные в язычество (атеизм — это тоже его разновидность). Да и в нас самих рудиментов язычества хоть отбавляй. Каждый раз, когда мы решаем что-то, даже не попытавшись сопоставить свою волю с волей Божией, когда мы руководствуемся не любовью к кому-то другому, мы — самые настоящие язычники. И к нам самим нужно направлять нашу миссию. Как важно для успешной миссии это ощущение, что мы и они — в сущности одно и то же, и только Христос — иной. Вселенскость миссии приводит к вселенскости Церкви. Как важен для всех нас стих 21, указывающий на универсализм, сверхнациональную открытость Церкви, отсутствие в ней кастовой замкнутости.
22 Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше. |
В нашей вере в благость Божию непременно содержится представление о Его верности, в первую очередь, верности Своим обещаниям. Мы не можем знать сроков исполнения этих обещаний, для нас, как правило, непостижимы пути их исполнения, но непреложность их лежит в основе нашего доверия Богу.
В том пророчестве Исаии, которое мы прочитали сегодня, есть два Божиих обетования. Во-первых, Бог говорит о новом небе и новой земле — о новом Творении, что означает, что Его действие в этом мире еще не завершено. Тот мир, в котором мы сейчас живем и который мы знаем, — еще не всё, еще не предельная реальность, он «прейдет», поэтому нам не надо слишком всерьёз руководствоваться установлениями этого мира (в отличие от установлений, исходящих от вечного Бога).
Во-вторых, хотя мир станет иным, есть что-то из этого мира, что не исчезнет, а перейдет в новое Творение, и это «что-то» — человечество, «семя ваше и имя ваше». Это спасённое человечество вместе с новым небом и новой землёй будет пред лицом Божиим всегда. Верим ли мы этому? Хотим ли в этом участвовать?
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||