Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Мал 3:1-4

Поделиться
1 Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф. 2 И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится?
 Ибо Он — как огонь расплавляющий и как щелок очищающий, 3 и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде. 4 Тогда благоприятна будет Господу жертва Иуды и Иерусалима, как во дни древние и как в лета прежние.
Свернуть

Говоря о вестнике союза («ангеле завета»), Малахия связывает именно с ним обновление народа перед приходом Мессии. Его слова перекликаются со словами другого пророка, которому придётся встретить Мессию и засвидетельствовать Его приход. Это пророчество несколько меняло устоявшиеся на тот момент представления о Мессии и о мессианском Царстве. Традиционные мессианские представления основывались на пророчествах пророков допленной эпохи. Плен рассматривался как наказание за грехи, совершённые в допленную эпоху, и прежде всего за грех отступничества.

Обратившись к Богу и сохраняя Ему безусловную верность, пленная община надеялась на то, что Бог, очистив народ от греха, даст ему возможность вернуться на землю отцов и начать там новую жизнь с чистого листа. И казалось, что обещанное ещё Иеремией возвращение состоялось: времена плена прошли, народ жил на своей земле, и, хотя о независимости пришлось забыть, жизнь в Иудее текла по законам Торы, а жертвоприношения во вновь построенном Храме совершались регулярно.

Вот только Мессия всё не приходил. На таком фоне и появилось пророчество Малахии о новом очищении, которое ждёт народ. О пророчествах Малахии вспомнили спустя больше двух столетий, когда на Синагогу начались гонения, организованные сирийским царём Антиохом Эпифаном. Многим тогда казалось, что эти гонения и были тем очищением, о котором говорил пророк. Но вот появляется Иоанн Креститель — и повторяет слова Малахии. Стало быть, не в гонениях дело, не они очищают народ, хотя во время гонений выявляются и верные, и отступники.

Есть ещё что-то, и это «что-то» — не человеческих рук и сил дело. Человеческая природа должна перемениться, полностью и необратимо. Можно с Божьей помощью человеческими силами ограничить грех, можно очиститься от последствий конкретного совершённого человеком греха. Но нельзя избавиться от своей греховности, которая снова и снова так или иначе проявляет себя, несмотря на все усилия стремящегося идти путём праведности.

А в Царстве греху места нет. И для того, чтобы туда войти, человеческая природа должна измениться. Переплавиться, как металл в огне. И очиститься от всего себе чуждого, как этот металл. Ведь изначально человек был сотворён чуждым греху. Грех вошёл в человеческую природу, въелся в неё так, что отчистить его невозможно. Но можно заново создать человека, обновить его, и тогда при таком обновлении примесь исчезнет. И человек окажется чистым. Чистым и готовым сделать шаг в Царство.

Другие мысли вслух

 
На Мал 3:1-4
1 Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф. 2 И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится?
 Ибо Он — как огонь расплавляющий и как щелок очищающий, 3 и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде. 4 Тогда благоприятна будет Господу жертва Иуды и Иерусалима, как во дни древние и как в лета прежние.
Свернуть
Мы читаем в Евангелии о том, как младенца Иисуса первый раз приносят в храм...  Читать далее

Мы читаем в Евангелии о том, как Младенца Иисуса первый раз приносят в храм, что там происходит, что говорят об этом. Зная евангельскую историю и помня о том, как все прошедшие 20 веков Иисус остается "предметом пререканий", мы можем ничему не удивляться. Пророк Малахия возвращает нас к тому, что ускользает от нас на фоне тяжелых слов пророчества Симеона. Первое появление Спасителя в храме описывается так: "внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете". Все тут смущает. Знает ли человек, какого Бога он ищет? Ищем ли мы Младенца, который постоянно вызывает пререкания и распри? Ждешь Бога, а внезапно приносят маленького Ребенка, и ты стоишь перед необходимостью принять то, что именно это и есть свет к просвещению язычников и слава Израиля.

Свернуть
 
На Мал 3:1-4
1 Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф. 2 И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится?
 Ибо Он — как огонь расплавляющий и как щелок очищающий, 3 и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде. 4 Тогда благоприятна будет Господу жертва Иуды и Иерусалима, как во дни древние и как в лета прежние.
Свернуть
Кого имеет в виду Малахия, говоря о вестнике союза («ангеле завета»)? Ответа на этот вопрос в Книге Малахии нет. Остаётся лишь догадываться, о чём говорит пророк. Ясно одно: перед приходом Мессии что-то должно произойти. Должен появиться кто-то, кто духовно подготовит народ Божий к...  Читать далее

Кого имеет в виду Малахия, говоря о вестнике союза («ангеле завета»)? Ответа на этот вопрос в Книге Малахии нет. Остаётся лишь догадываться, о чём говорит пророк. Ясно одно: перед приходом Мессии что-то должно произойти. Должен появиться кто-то, кто духовно подготовит народ Божий к принятию грядущего Мессии. И не так уж важно, будет ли это ангел или человек. Важна сама подготовка. А подготовка, судя по словам пророка, нужна достаточно серьёзная. Описывая её, Малахия использует язык традиционной пророческой символики. Смысл её прозрачен: речь идёт об очищении и о духовном обновлении народа. Иначе Мессию не встретить.

Евангельские рассказы об Иоанне Крестителе написаны так, что в нём трудно не узнать этого вестника союза. Он не ангел, а человек. Но делает он именно то, о чём говорит Малахия. Впрочем, сам Иоанн говорит о том, что настоящее очищение у народа ещё впереди. И тем не менее Иоанн призывает народ к раскаянию, очищению от греха и обращению. Как и Малахия, он понимает: чистых и готовых к встрече с Мессией нет. Фарисеев и саддукеев, в глубине души считающих себя таковыми, Иоанн называет «змеиными отродьями».

Это не ругательство, а констатация факта. Иоанн явно намекает на змея, когда-то в Эдемском саду соблазнившего первых людей мнимой возможностью обойтись в своей жизни без Бога. И человек, считающий праведность свойством или качеством своей природы, пусть даже качеством благоприобретённым, совершает ту же ошибку. Чистых и свободных от греха людей нет в мире не потому, что от греха и его последствий невозможно освободиться, а потому, что падший человек не может не грешить.

Иоанн, в отличие от тех же фарисеев, это понимает. Так же, как понимает это и Малахия, говорящий о необходимости очищения народа. Нельзя стать праведником по природе, по крайней мере, до полного преображения этой самой природы. Но можно пребывать в состоянии праведности. А значит, и в состоянии постоянного противостояния собственному греху. В состоянии постоянного очищения. До тех пор, пока путь не завершится в Царстве. В Царстве, где места греху уже не будет.

Свернуть
 
На Мал 3:1-2
1 Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф. 2 И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится?
Свернуть
В древности, во времена Первого, а быть может, и Второго Храма был в Израиле праздник, называвшийся «день Яхве» или «день Господень». Видимо, по времени он приходился на осень, где-то около...  Читать далее

В древности, во времена Первого, а быть может, и Второго Храма был в Израиле праздник, называвшийся «день Яхве» или «день Господень». Видимо, по времени он приходился на осень, где-то около еврейского Нового года и праздника Йом-кипур, который и в древности, и в наши дни является для верующих евреев днём Суда и покаяния. А в древности день Господень отмечали ещё и как день интронизации Яхве, с которой связывался опыт видений Престола славы, чья традиция корнями уходит, вероятно, в глубокую древность, во времена Соломона. И, конечно, этого дня, дня торжества своего Бога, верующие ожидали и как дня своего собственного торжества, дня, в который они вместе со своим Богом увидят языческий мир лежащим у своих ног. А Бог будет судить этот мир, который прежде нередко оказывался столь враждебен Его народу. Пророк же видит ситуацию совсем иначе. Он говорит: Бог придёт тогда, когда Его не ждут; уверены ли вы, что Его приход, Его торжество станет торжеством и для вас тоже? Как бы повторяя то, что прежде, ещё до плена говорил Амос, Малахия напоминает своим слушателям: любая встреча с Богом — суд сама по себе. Готовы ли вы к Суду? И может ли вообще человек быть к нему готов? Встретиться с Богом одновременно радостно и страшно. Радостно потому, что ищущих Бога такая встреча не может не радовать; страшно оттого, что никто и никогда не сможет быть к такой встрече совершенно готов. Неразрешимая антиномия, которую в состоянии разрешить лишь Сам Спаситель. Разумеется, с нашего согласия.

Свернуть
 
На Мал 3:1-6
1 Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф. 2 И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится?
 Ибо Он — как огонь расплавляющий и как щелок очищающий, 3 и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде. 4 Тогда благоприятна будет Господу жертва Иуды и Иерусалима, как во дни древние и как в лета прежние.
5 И приду к вам для суда и буду скорым обличителем чародеев и прелюбодеев и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту, и отталкивают пришельца, и Меня не боятся, говорит Господь Саваоф.
6 Ибо Я — Господь, Я не изменяюсь; посему вы, сыны Иакова, не уничтожились.
Свернуть
Начало третьей главы книги пророка Малахии содержит исключительно важное пророчество, которое сформулировано...  Читать далее

Начало третьей главы книги пророка Малахии содержит исключительно важное пророчество, которое сформулировано в очень точных словах. В привычном нам переводе оно звучит не так ярко, хотя за ним кроется очень глубокое и сильное переживание пророка. Один из пророков первого поколения, Исайя Иерусалимский, на обращенный к нему вопрос Господа «кого Мне послать» отвечает «вот я, пошли меня». Как Исайя, как и многие его собратья по служению, Малахия чувствовал себя вестником Всемогущего. «Бог послал меня к вам» — ключевые слова в устах пророков. Для Малахии они имеют особенное звучание: это суть его имени и, по уверенности всех древних, суть его жизни. «Мълеахи» — Посланник Всевышнего, Вестник — так называют пророков, возвещающих правду Божью. Так называют бесплотных духов, которых Бог посылает к людям. Греческие переводы со всей возможной точностью ставят здесь слово aggelos, буквально означающее «вестник, посланник». Современные переводы Библии оставляют эти слова древних языков без изменения, и этим затрудняют нам понимание смысла.

Пророк, имя которому — Вестник, как глашатай, говорит от лица Господня: «вот, Я посылаю Вестника Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в Храм Свой Господь, Которого вы ищете и Вестник завета, Которого вы желаете; вот, Он идет». Не военный или духовный вождь, не властитель, устрояющий жизнь страны: Вестник. Сам Господь, говорит Малахия-Вестник, придет как Вестник завета, чтобы сообщить Весть о Боге и Его Царстве, ту Благую весть, что греческий язык назовет Евангелием.

Слова Малахии о Вестнике, который приготовит путь пред Богом, конечно — напоминание о пророчестве Второисайи о «гласе вопиющего в пустыне», суть его вести: «приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и явится слава Господня» (Ис 40:3-5). Кривизна человеческих путей должна выпрямиться, всякая неправда и насилие должны исчезнуть — и явится слава Господня. Вестник Божий не будет заставлять и, как мы теперь говорим, «строить» людей, как почетный караул: он — голос Зовущего, и его служение: призвать к исправлению людских путей. И точно так же Сам Бог придет как Вестник, возвещая заключение Нового завета, скрепленного Его жертвенной кровью. Мессия и Его Предтеча придут и скажут: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», и за нами останется выбор внять или не внять этому призыву. Как разительно отличается это от того, что думали иудеи, и как точно это соответствует тому, что делали Иисус из Назарета и Иоанн, Его Предтеча!

И явление Христа, Вестника завета, будет опаляющим огнем. Самое прекрасное, самое глубокое и живое в Библии скрывается за этим образом огня. «О, если бы Ты расторг небеса и сошел — горы растаяли бы от Лица Твоего» — восклицает Второисайя, окрыленный любовью к Непостижимому. Серебро, очищаемое в горниле, в пламени Богоявления — таким видит Остаток Израиля Иезекииль. «Огонь пришел Я низвести на землю», говорит Сам Спаситель. Пламя Божественной любви, в котором сердце человека переплавляется и, очищенное, само начинает сверкать ответной любовью; пламя, обжигающее до костей, до самой глубины естества, живое и невероятно настоящее — вот каковы отношения, к которым зовет нас Вестник завета. И поэтому Малахия цитирует здесь еще одно пламенное слово Ветхого завета: «Голос возлюбленного моего! вот, он идет...», восклицает неизвестный автор Песни песней.

Перед этим пламенем Вести о любви Творца не устоит никакой грех, и очищенные им люди будут приносить жертву Господу в правде, говорит пророк. Как автор Второзакония и апостол Павел, Малахия знает эту огненную суть веры и открывает своим слушателям эту Весть о том, что Бог есть Огнь поядающий. Пламя, о котором он говорит, пламя любви Творца, будет судом для тех, кто не способен так же пламенно любить Бога и людей, для чародеев и тех, кто задерживает плату работникам, кто притесняет беззащитных и беженцев, кто не боится причинять боль. Но это пламя жизни, настоящей и безусловной, чистой и безграничной. В этих шести стихах пророк открывает нам свое предвидение того, что отцы Церкви назвали обожением, из-за чего великие мистики называли веру Христову огнем. Апостолы увидят это пламя Святого Духа, сошедшее на них в день Пятидесятницы.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).