11 Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; 12 и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует. |
13 Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. 14 Увидев
то,
Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. 15 Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. 16 И, обняв их, возложил руки на них и благословил их. |
Всякий, кто хоть раз входил в церковь, когда на службе есть дети, поймет желание учеников хоть как-то поддержать стремительно нарушающийся порядок. Наверное, это надо делать. Но Господь негодует на учеников и требует пустить к Нему детей потому что, как Он говорит, таковых есть Царство Небесное. Значит, приближение ко Христу определяется только отношениями с Ним Самим, а не человеческими причинами. Апостол Павел, обличая лицеприятие в раннехристианских общинах, вновь повторяет ту же мысль.
И здесь мы видим важную личную особенность Иисуса Христа. Любой обычный человек, сказав «пустите детей...» продолжил бы эту мысль и предписал приводить к нему людей в определенном порядке: стариков, женщин, больных в порядке убывания групп инвалидности и т.д., то есть сформулировал бы заповедь. Иисус никогда так не делает. Он всегда обращает свое слово лично к слушателями. В данном случае Он говорит ученикам, что никто не войдет в Царство, если не примет его как дитя. Если бы речь шла об обычном человеке, мы сказали бы, что это характер. Быть может, можно сказать, что это характер, особенность личности Богочеловека.
11 Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; 12 и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует. |
13 Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. 14 Увидев
то,
Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. 15 Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. 16 И, обняв их, возложил руки на них и благословил их. |
Сегодняшнее чтение состоит из двух, казалось бы, независимых речений, о невозможности развода и о необходимости восприятия Царствия Божия подобно детям. Да, независимых, но знаете, в чем уникальность (ибо божественность) Слова? Оно несет в себе не только прямой смысл, но и смысл, возникающий от сопоставления противоречащих или просто разных частей, и тем оно стереоскопично, а значит неисчерпаемо. Его надо научится читать в параллелизмах. Это очень трудная задача, но необходимая. Но это нравоучительное отступление (которое прошу мне простить) только к одному, давайте попробуем прочитать сегодняшний фрагмент не как две мысли, а как одну мысль. Начнем с упоминания о том, что, как это особенно хорошо видно в Откровении Иоанна Богослова, блуд в библейской символике – символ язычества. Это можно объяснить двояко. С одной стороны, действительно, в язычестве вообще, и среди тех язычников, что окружали народ Божий, оргиастичские культы были обыкновенным делом. А с другой стороны, верность одному человеку, становится прообразом верности одному Богу. Значит, когда Господь говорит о разводе, казалось бы, житейской вещи, Он говорит о чем-то большем, чем отношения двух людей, Он говорит одновременно и об отношении человека с Богом. И это подтверждает следующая мысль, мысль о детях. Здесь уже явно говорится об отношении к Царству Божиему. Но что значит по-детски? Мы станем перебирать все свойства детскости и непредвзятость, и непосредственность восприятия, доверчивость, открытость. Все это так, но раз уж мы взялись читать параллельно две мысли, детскость это и отсутствие сексуальности (только не будем говорить о детской сексуальности, о старике Фрейде, это уже наш развращенный век до этого дошел, Христос не это имел в виду). А что такое любовь в браке? Это спокойные отношения, в них нет горения, страсти, надрыва, всего того, что свойственно сексуальности. Это и сдерживание чувств к другим людям, сдерживание неизбежно возникающих влюбленностей. «Погаси пламень страстей моих», молимся мы к Богородице каждое утро. Почему? Потому что только это позволяет нам хранить центром своей жизни Бога, а не другого человека, пусть самого лучшего и самого любимого.
13 Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. 14 Увидев
то,
Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. |
Между мирами, в которых живут взрослые и дети, почти всегда существует некоторая непроходимая стена. Взрослые строят ее сюсюканьем, покровительственным отношением и чувством превосходства над маленькими людьми, которые не понимают всей сложности жизни. Дети, в свою очередь, воспринимают эту стену как преграду, не пускающую их в странный и непонятный мир взрослых и, одновременно, констатируют неспособность взрослых видеть и понимать о жизни нечто простое, но важное. Именно ощущение этой стены заставило учеников Христа воспрепятствовать тому, чтобы дети отвлекали Учителя от важных дел. И в ответ на это Господь говорит сегодня о том, что нам следует принимать Царство Небесное так, как это делают дети. Если вдуматься, Он открывает нам этими словами удивительные стороны жизни. В другом месте Он говорит о необходимости принимать детей — речь не обязательно идет об усыновлении, к этому призваны отнюдь не все. Господь говорит о том, что взрослые должны так относиться к Богу, к людям и к миру, чтобы этой стены не было. И так мы сможем принять Царство Небесное.
15 Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. |
Иисус уже в самом начале Своего земного служения сказал, что Он пришёл в мир не для того, чтобы разрушить Тору, а для того, чтобы явить её миру во всей полноте. Что Он имел в виду? Речь, конечно, шла не о Торе как тексте и не о Торе как о юридическом или моральном кодексе. Речь шла о том, что называлось в те времена внутренней Торой и об идеале живой Торы.
Каждый верующий еврей тогда мечтал стать живой Торой, если, конечно, он всерьёз относился к своей вере и к духовной жизни. И дело было не в том, чтобы выучить текст Пятикнижия наизусть (хотя и это бывало не так уж редко), а о том, чтобы стать живым воплощением Торы, явив миру полноту праведности. Именно об этом и говорит Спаситель. Но Тора неоднородна: в ней есть заповеди, а есть законы, данные как средство соблюдения этих заповедей.
Ядро Торы, данного Богом Закона, — это тот Декалог, те десять заповедей, которые так хорошо известны нам сегодня и так же хорошо были известны всякому верующему еврею в евангельские времена. Они неизменны. А вот с законами всё было не так просто: некоторые из них давались с оглядкой на греховную природу человека. Такой была и норма, связанная с правом на развод. В самом деле, лучше, если уж нет никакой возможности жить вместе, развестись и жениться или выйти замуж во второй раз, чем заводить любовников или любовниц на стороне, нарушая тем самым седьмую заповедь. Но это логика падшего мира, неприемлемая для Спасителя. Для Него вообще неприемлемы те нормы Торы, которые существуют как уступка человеческой греховности.
Для Него брак — это союз двоих в той полноте и глубине, которая существовала в мире до падения и не предполагала никакой возможности разрыва, распада, разрушения. Он прямо говорит, что развод становится следствием жестокосердия — не в смысле жестокости сердца, а в смысле его жёсткости, упрямства, неуступчивости, нежелания меняться или принимать человека таким, какой он есть. Такой подход может показаться обременительным до неисполнимости, если бы речь не шла о Царстве и о жизни в Царстве.
Иисус ведь смотрит на Тору как на тот духовный инструмент, который делает из человека жителя Царства. На меньшее Он не согласен. И тут уже не может быть уступок и послаблений: ведь в Царстве нет места никакому греху. И, соответственно, никакому жестокосердию. И Спаситель призывает уже здесь избавляться от всего, что несовместимо с жизнью Царства. Для пользы самих ищущих. Ведь чем раньше избавишься от всего такого, тем ближе станет цель. Уже здесь и теперь.
2 Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою? 3 Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей? 4 Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться. 5 Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. 6 В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. 7 Посему оставит человек отца своего и мать 8 и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. 9 Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. |
10 В доме ученики Его опять спросили Его о том же. 11 Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; 12 и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует. |
На первый взгляд, слова Иисуса о браке могут показаться слишком суровыми: очень уж высоко (можно было бы сказать, бесконечно высоко) поднимает Он планку во всём, включая и то, что касается брака и супружеских отношений. Развод — от жестокосердия, Тора позволяет развод, снисходя к человеческой слабости. А Иисус напоминает Своим собеседникам об изначальном замысле Божьем о человеке и о супружеских отношениях, соединяющих двоих. Конечно, те люди, свободные от греха и потому в принципе не знающие такого понятия, как супружеская неверность, наверное, и представить себе не могли, что связывающие их отношения могут оказаться разорванными, тем более, по инициативе одного из них. Но как же быть нам, падшим людям, живущим в падшем мире? И здесь мы видим то, что вообще характерно для всех притч, поучений и советов Спасителя: они даны не для нашего мира, хотя и преображающегося, но ещё не преображённого, а для Царства. В нашем мире следовать им невозможно, это возможно лишь для живущих в Царстве. Планка действительно поднята предельно высоко. Но ведь и весь смысл проповеди Иисуса, по сути, сводится к одному: Царство приблизилось, оно уже вошло в наш мир, преображая его, и единственный способ спастись — жить в Царстве по его законам. И Иисус объясняет нам, что требуется для жизни в Царстве. Он не предлагает нам никаких альтернатив для жизни в непреображённом мире по законам этого непреображённого мира. И не потому, что Он не хочет снизойти к нашим слабостям, а потому, что в эпоху, в которую нам довелось жить, такой альтернативы нет.
2 Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою? 3 Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей? 4 Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться. 5 Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. 6 В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. 7 Посему оставит человек отца своего и мать 8 и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. 9 Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. |
10 В доме ученики Его опять спросили Его о том же. 11 Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; 12 и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует. |
Отвечая фарисеям, Господь в сегодняшнем евангельском чтении говорит о том, что брак установлен Самим Богом в самом начале сотворения мира и является частью Божественного замысла. Эта мысль была новой и непривычной и для иудеев, и для внебиблейской культуры. Иудеи (и фарисеи в том числе) полагали развод позволительной вещью, но Господь «как власть имеющий» отвергает это постановление Моисеева закона, данное «по жестокосердию вашему». Внебиблейский мир часто вообще отказывался видеть в женщине человека и считал брак уступкой немощной плоти. Именно поэтому то, что в первохристианских общинах к женщинам относились как к существам полноценным, вызывало в окружающем языческом мире насмешки и подозрения в разврате. В наследии двух тысячелетий христианской истории мы порой встречаем реликты этих представлений, но сила слов Христа такова, что общепринятые заблуждения публики так и не смогли полностью исказить правду. Сегодня для нас, впрочем, важнее то, что установленный по воле Творца брак заслуживает уважения, как всякое божественное установление и не должен быть попираем в угоду сиюминутным порывам.
2 Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою? 3 Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей? 4 Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться. 5 Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. 6 В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. 7 Посему оставит человек отца своего и мать 8 и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. 9 Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. |
10 В доме ученики Его опять спросили Его о том же. 11 Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; 12 и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует. |
Слова Христа о браке, которые мы читаем сегодня в Евангелии от Марка, имеют непреходящее значение, потому что определяют замысел Божий о человеке. Господь ссылается на слова книги Бытия, подчеркивая нерасторжимость соединения мужчины и женщины в браке. Он говорит о том, что это соединение воплощает волю Божью и поэтому не должно разрушаться сиюминутными человеческими слабостями или страстями. Таким образом, брак оказывается не узаконенным способом удовлетворения физиологических потребностей или служебным, не имеющим самостоятельной ценности, средством продолжения рода. Единство двух разных личностей оказывается образом Божественного единства в земной жизни людей. Как единство Лиц Пресвятой Троицы таково, что мы поклоняемся Одному Единому Богу, так единство мужчины и женщины в установленном Богом браке таково, что уже не двое, но одна плоть. Важно отметить, что это единство плоти достигается духовными средствами, а не плотским сращением наподобие сиамских близнецов.
В диалоге Христа с фарисеями о браке есть еще один существенный аспект. Дело в том, что Господь спрашивает фарисеев о том, что заповедал им Моисей, т.е. в каких словах Моисей выразил Божью волю о браке. Фарисеи приводят ему некоторую правовую норму. Важно, что Христос объясняет происхождение этих слов жестокосердием людей: эта заповедь Второзакония является результатом компромисса между правдой Божьей и человеческими страстями. Само по себе это слово Христа определяет очень многое в отношении христиан к закону и законности как форме организации духовной жизни. Но Господь отвечает фарисеям также словами Моисея. Возможно, Он ожидал от них, что они процитируют именно эти слова о воле Божьей, слова, раскрывающие и конкретизирующие понятие образа и подобия, по которым сотворен человек. Так само Откровение о Боге и Его воле, а не сформулированные на его основе правила, оказывается непосредственным регулятором того, как нам следует жить.
1 Отправившись оттуда, приходит в пределы Иудейские за Иорданскою стороною. Опять собирается к Нему народ, и, по обычаю Своему, Он опять учил их. |
2 Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою? 3 Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей? 4 Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться. 5 Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. 6 В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. 7 Посему оставит человек отца своего и мать 8 и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. 9 Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. |
10 В доме ученики Его опять спросили Его о том же. 11 Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; 12 и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует. |
13 Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. 14 Увидев
то,
Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. 15 Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. 16 И, обняв их, возложил руки на них и благословил их. |
Фарисеи хотели узнать мнение Иисуса Христа по спорному вопросу о разводе — можно ли разводиться и по какой именно причине? На этот счет среди них самих были разные мнения. Но ответ Иисуса поразил всех.
Иисус утверждает, что Моисей разрешил развод лишь «по жестокосердию вашему» — иначе говоря, во избежание худшего, например, убийства мужьями своих нелюбимых жен. Однако Бог хочет, чтобы муж и жена достигали в браке нерасторжимого единства («одна плоть»).
Это представляется не просто трудным — невыполнимым. Вот первая реакция учеников (записанная другим Евангелистом): «Если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться» (Мф 19:10).
Утверждение Иисуса о нерасторжимости брака было настолько поразительным, что ученики попросили разъяснений. Иисус подтвердил сказанное Им прежде. Да, Бог желает от нас того, что по человеческим понятиям невозможно. Поэтому Иисус и говорит: «Человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу».
Бог действует в нас и через нас тогда, когда мы вполне доверяем Ему, подобно тому, как маленькие дети доверяют своим родителям. Греческое слово «паидиа» указывает, что дети, которых приносили к Иисусу для благословения, были не старше 7-8 лет. Ученики, очевидно, не считали маленьких детей полноценными людьми. А Иисус подчеркнул, что взрослым людям нужно брать уроки веры у детей.
Научившись вере у детей, мы обретем благословения Царства Божьего уже здесь и сейчас — и Бог совершит в нас и через нас то, что «человекам невозможно».
1 Отправившись оттуда, приходит в пределы Иудейские за Иорданскою стороною. Опять собирается к Нему народ, и, по обычаю Своему, Он опять учил их. |
2 Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою? 3 Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей? 4 Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться. 5 Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. 6 В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. 7 Посему оставит человек отца своего и мать 8 и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. 9 Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. |
10 В доме ученики Его опять спросили Его о том же. 11 Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; 12 и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует. |
13 Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. 14 Увидев
то,
Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. 15 Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. 16 И, обняв их, возложил руки на них и благословил их. |
Сегодняшнее чтение посвящено двум темам: теме развода и теме участия детей в беседах Иисуса. В первом случае интересно отметить, как Иисус интерпретирует нормы ветхозаветного законодательства. Он, очевидно, отделяет в них то, что открыто Богом как заповедь, которой нужно следовать, от того, что Бог позволяет человеку, снисходя к его слабости. Развод действительно, с точки зрения ветхозаветного закона, допустим: невозможно и бессмысленно было бы требовать от грешного человека той полноты семейной, супружеской жизни, которая была дана людям ещё до грехопадения и которая была впоследствии утеряна. И тогда становится ясно, что брак и семейная жизнь — это дар Божий, а хранение верности в супружеской жизни — заповедь, данная на все времена. Возможность же развода — вовсе не дар Божий и уж, конечно, не заповедь, это всего лишь уступка человеческой слабости, уступка вынужденная, которой не может быть в Царстве Божием, где полнота жизни уже не предполагает никаких уступок. Иисус ставит планку предельно высоко, но Его требования и не могут быть меньшими, ведь Он предлагает их, имея в виду, что они предъявляются тем, кто живёт не по законам этого мира, а по законам Царства Божия, где эти требования оказываются вовсе не завышенными, а вполне обычными. То же касается и присутствия детей: в мире, который живёт по привычным нам законам, всякое появление детей может лишь прервать серьёзный разговор и помешать ему. Но в Царстве Божием, где, по-видимому, глубина участия человека в общении меньше зависит от его возраста, присутствие даже маленького ребёнка при «взрослой» беседе вполне может не только не помешать, но даже оживить разговор. Так отличаются законы знакомого и привычного нам мира от тех, по которым живёт Царство Божие.
1 Отправившись оттуда, приходит в пределы Иудейские за Иорданскою стороною. Опять собирается к Нему народ, и, по обычаю Своему, Он опять учил их. |
2 Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою? 3 Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей? 4 Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться. 5 Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. 6 В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. 7 Посему оставит человек отца своего и мать 8 и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. 9 Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. |
10 В доме ученики Его опять спросили Его о том же. 11 Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; 12 и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует. |
13 Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. 14 Увидев
то,
Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. 15 Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. 16 И, обняв их, возложил руки на них и благословил их. |
Слова Христа о браке и о супружеском единстве можно понять лишь в контексте отношений Царства. Основой тут является тот замысел Божий о единении мужчины и женщины, который отражён в Книге Бытия, в рассказе о сотворении человека. Там единение мужчины и женщины, единение супружеское рассматривается не просто как один из элементов жизни человека, а как новое её качество. Оно необратимо в том смысле, в каком необратимо всякое качественное духовное изменение жизни человека, которое невозможно просто «откатить» назад, вернувшись к тому, что было «до».
Можно, разумеется, отказаться от этого нового качества, можно его игнорировать, можно сделать всё, чтобы свести к нулю его последствия, но невозможно снова стать прежним, таким, каким был до перемены. В том, что касается отношений между мужчиной и женщиной, на физиологическом уровне это соответствует невозможности возвращения в девственное состояние, когда девственность утрачена.
Разведённый не то, что неженатый, так же, как и разведённая не то, что незамужняя. Дело тут не только в опыте семейной жизни, но и в том, что природа человека изменилась, и изменилась необратимо. При этом совершенно неважно, что думают о совместной жизни те двое, кто её ведут. Они могут думать, что у них всё временно, что они решили только «попробовать», что им не надо ничего, кроме секса. Так же, как и разводящиеся супруги, прожившие долгую жизнь, могут думать, что между ними «всё кончено». На самом же деле отношения между мужчиной и женщиной, раз начавшись, уже не могут закончиться никогда.
Они — на всю вечность, что бы ни думали он и она, когда сходились, сближались, начинали совместную жизнь, навсегда или на одну ночь. Вопрос лишь в том, каким будет качество этих отношений, как они в конце концов трансформируются и во что в итоге выльются. Раз установившись, они останутся навсегда — и только тем двоим, кто их установил, решать перед Богом и вместе с Ним, что делать с ними в полноте и вечности Царства.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||