Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Ис 40:3

Поделиться
Глас вопиющего:
в пустыне приготовьте путь Господу,
  прямыми сделайте в степи стези Богу нашему;
Свернуть

Это самое начало Книги Утешения пророка Исаии, предвещающей избавление Израиля из вавилонского плена, а кроме того, как всегда в пророческих книгах, и многое другое. И первый образ, который он использует, понятен и нагляден настолько, что потом другой пророк, Иоанн Креститель, процитирует его в своей проповеди. В самом деле, представьте себе: Бог направляется через холмистую пустыню, разделяющую Обетованную землю и Вавилон, чтобы совершить новый Исход, и Он высылает вперед Своего глашатая, чтобы люди приготовили путь, достойный Царя Царей.

Интересно, как преломились эти слова в сознании людей впоследствии: двоеточие переместилось в другое место, после слов «в пустыне», и смысл изменился. «Глас вопиющего в пустыне» — это когда кто-то кричит, а его никто не слушает. Так не было ни с Исаией, ни с Иоанном. Почему же так сместился акцент? Возможно, потому, что в христианские времена эти слова стали естественно истолковывать в духовном смысле: Господь идет к каждому из нас, чтобы спасти нас от греха и смерти, но для того, чтобы Он вошел в наше сердце, нам необходимо покаяние и исправление нашей жизни («приготовление пути»), а вот тут-то и сказывается наша «глухота», и всякий, кто призывает нас к покаянию, оказывается в пустоте...

Другие мысли вслух

 
На Ис 40:1-31
Утешайте, утешайте народ Мой,
  говорит Бог ваш;
говорите к сердцу Иерусалима
  и возвещайте ему,
что исполнилось время борьбы его,
  что за неправды его сделано удовлетворение,
ибо он от руки Господней принял
  вдвое за все грехи свои.
Глас вопиющего:
в пустыне приготовьте путь Господу,
  прямыми сделайте в степи стези Богу нашему;
всякий дол да наполнится,
  и всякая гора и холм да понизятся,
кривизны выпрямятся
  и неровные пути сделаются гладкими;
и явится слава Господня,
  и узрит всякая плоть (спасение Божие);
  ибо уста Господни изрекли это.
Голос говорит: возвещай!
  И сказал: что мне возвещать?
Всякая плоть — трава,
  и вся красота ее — как цвет полевой.
Засыхает трава, увядает цвет,
  когда дунет на него дуновение Господа:
  так и народ — трава.
Трава засыхает, цвет увядает,
  а слово Бога нашего пребудет вечно.
Взойди на высокую гору,
  благовествующий Сион!
возвысь с силою голос твой,
  благовествующий Иерусалим!
  возвысь, не бойся;
скажи городам Иудиным:
  вот Бог ваш!
10 
Вот, Господь Бог грядет с силою,
  и мышца Его со властью.
Вот, награда Его с Ним
  и воздаяние Его пред лицем Его.
11 
Как пастырь Он будет пасти стадо Свое;
  агнцев будет брать на руки
и носить на груди Своей,
  и водить дойных.
12 
Кто исчерпал воды горстью своею
  и пядью измерил небеса,
и вместил в меру прах земли,
  и взвесил на весах горы
  и на чашах весовых холмы?
13 
Кто уразумел дух Господа,
  и был советником у Него и учил Его?
14 
С кем советуется Он, и кто вразумляет Его
  и наставляет Его на путь правды,
и учит Его знанию,
  и указывает Ему путь мудрости?
15 
Вот народы — как капля из ведра,
  и считаются как пылинка на весах.
  Вот, острова как порошинку поднимает Он.
16 
И Ливана недостаточно для жертвенного огня,
  и животных на нем — для всесожжения.
17 
Все народы пред Ним как ничто —
  менее ничтожества и пустоты считаются у Него.
18 
Итак кому уподобите вы Бога?
  И какое подобие найдете Ему?
19 
Идола выливает художник,
  и золотильщик покрывает его золотом
  и приделывает серебряные цепочки.
20 
А кто беден для такого приношения, выбирает
  негниющее дерево,
приискивает себе искусного художника,
  чтобы сделать идола, который стоял бы твердо.
21 
Разве не знаете? разве вы не слышали?
  разве вам не говорено было от начала?
  разве вы не уразумели из оснований земли?
22 
Он есть Тот, Который восседает над кругом земли,
  и живущие на ней — как саранча пред Ним;
Он распростер небеса, как тонкую ткань,
  и раскинул их, как шатер для жилья.
23 
Он обращает князей в ничто,
  делает чем-то пустым судей земли.
24 
Едва они посажены, едва посеяны,
  едва укоренился в земле ствол их,
и как только Он дохнул на них, они высохли,
  и вихрь унес их, как солому.
25 
Кому же вы уподобите Меня
  и с кем сравните? говорит Святый.
26 
Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите,
  кто сотворил их?
Кто выводит воинство их счетом?
  Он всех их называет по имени:
по множеству могущества
  и великой силе у Него
  ничто не выбывает.
27 
Как же говоришь ты, Иаков,
  и высказываешь, Израиль:
"путь мой сокрыт от Господа,
  и дело мое забыто у Бога моего"?
28 
Разве ты не знаешь? разве ты не слышал,
что вечный Господь Бог,
  сотворивший концы земли,
не утомляется и не изнемогает?
  разум Его неисследим.
29 
Он дает утомленному силу,
  и изнемогшему дарует крепость.
30 
Утомляются и юноши и ослабевают,
  и молодые люди падают,
31 
а надеющиеся на Господа обновятся в силе:
  поднимут крылья, как орлы,
потекут — и не устанут,
  пойдут — и не утомятся.
Свернуть
Итак, пророчество о грядущих судьбах переходит в утешение того самого народа, по адресу которого прозвучало...  Читать далее

Итак, пророчество о грядущих судьбах переходит в утешение того самого народа, по адресу которого прозвучало так много обличений. Теперь грехи искуплены, причём вдвое, в связи с чем обычно вспоминается, что вор по закону должен был вдвое возмещать сумму украденного. Правда, далеко не все грешники были ворами в прямом смысле, воровство - не единственный порок, но в данный момент это неважно: никто не имеет права величаться над грабителями, другие грехи, часто кажущиеся "допустимыми", ничем не лучше. Но теперь наступает прощение, а вместе с ним - надежда на новую, качественно иную жизнь в согласии с волей Творца.

Совершенно закономерно вслед за обетованием надежды пророк начинает говорить о величии Господа, о том, что Его невозможно ни с чем-либо сравнить, ни представить. Здесь речи Исаии в какой-то мере напоминают последние главы Книги Иова, где вопрошания Иова оказываются сняты после того, как Творец явил ему Свою непостижимость. Здесь, правда, иная ситуация, народ Израиля, в отличие от Иова, страдал небеспочвенно. Но и теперь, когда, казалось бы, грешники раскаялись в своих грехах и им наконец стало "всё понятно", Господь снова показывает, что и Он Сам, и Его милость превосходит любую степень нашего понимания.

Свернуть
 
На Ис 40:1-11
Утешайте, утешайте народ Мой,
  говорит Бог ваш;
говорите к сердцу Иерусалима
  и возвещайте ему,
что исполнилось время борьбы его,
  что за неправды его сделано удовлетворение,
ибо он от руки Господней принял
  вдвое за все грехи свои.
Глас вопиющего:
в пустыне приготовьте путь Господу,
  прямыми сделайте в степи стези Богу нашему;
всякий дол да наполнится,
  и всякая гора и холм да понизятся,
кривизны выпрямятся
  и неровные пути сделаются гладкими;
и явится слава Господня,
  и узрит всякая плоть (спасение Божие);
  ибо уста Господни изрекли это.
Голос говорит: возвещай!
  И сказал: что мне возвещать?
Всякая плоть — трава,
  и вся красота ее — как цвет полевой.
Засыхает трава, увядает цвет,
  когда дунет на него дуновение Господа:
  так и народ — трава.
Трава засыхает, цвет увядает,
  а слово Бога нашего пребудет вечно.
Взойди на высокую гору,
  благовествующий Сион!
возвысь с силою голос твой,
  благовествующий Иерусалим!
  возвысь, не бойся;
скажи городам Иудиным:
  вот Бог ваш!
10 
Вот, Господь Бог грядет с силою,
  и мышца Его со властью.
Вот, награда Его с Ним
  и воздаяние Его пред лицем Его.
11 
Как пастырь Он будет пасти стадо Свое;
  агнцев будет брать на руки
и носить на груди Своей,
  и водить дойных.
Свернуть
Господь призывает через пророка Исайю утешать народ, но оставляет 9 овец в горах ради одной заблудившейся...  Читать далее

Господь призывает через пророка Исайю утешать народ, но оставляет 9 овец в горах ради одной заблудившейся. Господь "грядет с силою и мышца Его с властию", но Он берет агнцев на руки и носит их у груди Своей.

Это не противоречия, хотя может показаться, что община не идет рука об руку с индивидуальностью, а сила с нежностью. Но Господь пасет все стадо - Церковь, она вся – Его тело. И при этом Он умер за каждого из нас, и даже если бы на земле оставался бы один человек, Господь все равно умер бы за него на Кресте и, умирая, смотрел бы на него с любовью и нежностью.

Господь сильной рукой побеждает врагов наших, но Он же поддерживает нас, если мы спотыкаемся, и несет нас на руках, если у нас нет больше сил идти. Но самое удивительное, что мы - Его дети, и Он призывает нас к тому же. Быть сильными в немощи, поддерживать, утешать и укреплять слабых, и смиренно позволять утешить себя в слабости и печали; жить вместе, любить друг друга, быть Единым Телом Христовым - Церковью, и лично отвечать за себя перед Богом, твердо в своей индивидуальности стоять перед Ним, стараться снова стать такими, какими Он сотворил нас.

Свернуть
 
На Ис 40:1-11
Утешайте, утешайте народ Мой,
  говорит Бог ваш;
говорите к сердцу Иерусалима
  и возвещайте ему,
что исполнилось время борьбы его,
  что за неправды его сделано удовлетворение,
ибо он от руки Господней принял
  вдвое за все грехи свои.
Глас вопиющего:
в пустыне приготовьте путь Господу,
  прямыми сделайте в степи стези Богу нашему;
всякий дол да наполнится,
  и всякая гора и холм да понизятся,
кривизны выпрямятся
  и неровные пути сделаются гладкими;
и явится слава Господня,
  и узрит всякая плоть (спасение Божие);
  ибо уста Господни изрекли это.
Голос говорит: возвещай!
  И сказал: что мне возвещать?
Всякая плоть — трава,
  и вся красота ее — как цвет полевой.
Засыхает трава, увядает цвет,
  когда дунет на него дуновение Господа:
  так и народ — трава.
Трава засыхает, цвет увядает,
  а слово Бога нашего пребудет вечно.
Взойди на высокую гору,
  благовествующий Сион!
возвысь с силою голос твой,
  благовествующий Иерусалим!
  возвысь, не бойся;
скажи городам Иудиным:
  вот Бог ваш!
10 
Вот, Господь Бог грядет с силою,
  и мышца Его со властью.
Вот, награда Его с Ним
  и воздаяние Его пред лицем Его.
11 
Как пастырь Он будет пасти стадо Свое;
  агнцев будет брать на руки
и носить на груди Своей,
  и водить дойных.
Свернуть
Библия для нас — слово утешения. Люди, открывающие ее в первый раз, чаще всего говорят, что это книга о жестокости, о мести, о неизбежности наказания. Но достаточно напрячь себя и ты услышишь, что говорит Бог человеку...  Читать далее

Библия для нас — слово утешения. Люди, открывающие ее в первый раз, чаще всего говорят, что это книга о жестокости, о мести, о неизбежности наказания. Но достаточно напрячь себя и ты услышишь, что говорит Бог человеку, как и чему Он учил Свой народ. Он говорит: «И узрит всякая плоть спасение Божие». Всякая плоть,т.е. никто не отвергнут, нет лучших и худших, нет правдеников и грешников, Он всем предлагает спасение. Когда мы читаем этот текст и притчу об одной потерянной овце, можно понять эту кажущуюся несправедливость милосердия любви. Он ищет любого, даже когда остальным кажется, что они оставлены на произвол судьбы. Когда ищут потерянного и жаждущего спасения тебя, это понятно и очевидно правильно. Труднее признать, что сейчас ты можешь и подождать, пока найдут другого.

Свернуть
 
На Ис 40:1-11
Утешайте, утешайте народ Мой,
  говорит Бог ваш;
говорите к сердцу Иерусалима
  и возвещайте ему,
что исполнилось время борьбы его,
  что за неправды его сделано удовлетворение,
ибо он от руки Господней принял
  вдвое за все грехи свои.
Глас вопиющего:
в пустыне приготовьте путь Господу,
  прямыми сделайте в степи стези Богу нашему;
всякий дол да наполнится,
  и всякая гора и холм да понизятся,
кривизны выпрямятся
  и неровные пути сделаются гладкими;
и явится слава Господня,
  и узрит всякая плоть (спасение Божие);
  ибо уста Господни изрекли это.
Голос говорит: возвещай!
  И сказал: что мне возвещать?
Всякая плоть — трава,
  и вся красота ее — как цвет полевой.
Засыхает трава, увядает цвет,
  когда дунет на него дуновение Господа:
  так и народ — трава.
Трава засыхает, цвет увядает,
  а слово Бога нашего пребудет вечно.
Взойди на высокую гору,
  благовествующий Сион!
возвысь с силою голос твой,
  благовествующий Иерусалим!
  возвысь, не бойся;
скажи городам Иудиным:
  вот Бог ваш!
10 
Вот, Господь Бог грядет с силою,
  и мышца Его со властью.
Вот, награда Его с Ним
  и воздаяние Его пред лицем Его.
11 
Как пастырь Он будет пасти стадо Свое;
  агнцев будет брать на руки
и носить на груди Своей,
  и водить дойных.
Свернуть
Исайя Вавилонский был первым, кто заговорил о том, что время плена близится к концу, что народ искупил свои грехи и скоро ему вновь откроется дорога в Иудею, в землю отцов. И тут перед ним встал вполне закономерный в сложившейся...  Читать далее

Исайя Вавилонский был первым, кто заговорил о том, что время плена близится к концу, что народ искупил свои грехи и скоро ему вновь откроется дорога в Иудею, в землю отцов. И тут перед ним встал вполне закономерный в сложившейся ситуации вопрос: а что такое народ Божий? Того народа, той общины депортированных в Вавилон жителей Иерусалима, с которой началась история пленного еврейства, уже не было.

Община была, но другая, новая. Новая и в духовном, и в религиозном отношении. В сущности, новый народ, новое еврейство. Народ, получивший шанс прожить ещё одну, вторую историческую жизнь. Что связывает его с тем, прежним народом, к которому принадлежали депортированные в Вавилон жители Иерусалима? Историческая преемственность? Но не иллюзия ли это? Что такое историческая память?

Что такое народ, всякий народ? Трава, засыхающая в сухой степи под лучами жаркого летнего солнца. Сегодня есть — завтра нет. Но может ли народ Божий быть таким? Ведь относительно Своего народа у Бога должен быть некий план. Его народ не может быть засыхающей травой на поле истории. Так что же делает еврейский народ Божьим народом? Ответом пророку было открывшееся ему видение: слава Божия, сияющее Присутствие, движущееся по пустыне в сторону Иерусалима.

Когда-то, вскоре после разгрома Иерусалима вавилонянами, другой пророк, Иезекииль, в другом видении видел это же сияющее Присутствие покидающим Иерусалим. Покидающим потому, что в Иерусалиме Богу больше не было места. Не из-за вавилонских солдат, разрушивших Храм, а из-за тех служителей Божьих, которые осквернили его задолго до того, как эти вавилонские солдаты сделали тайное явным. И вот теперь Бог готов был вернуться в опустошённый город, в разрушенный Храм.

Ему надо было подготовить путь. Выровнять дорогу. И участие в решении этой задачи одно могло сделать родившуюся в Вавилоне общину подлинным народом Божиим. Не национальные особенности, не религия делает народ Божий народом Божьим, а активное участие в осуществлении Божьего замысла о спасении человечества. И свидетельство о Боге, даровавшем Своему народу новую историческую жизнь. Такое свидетельство, которое с Сиона услышит вся Иудея. И весь мир.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).