16 Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу. |
Павел в своих посланиях нередко говорит о том, что такое Традиция. И, наверное, одним из лучших, наиболее ёмких и наиболее точных, её определений является его призыв «подражайте мне, как я Христу». Интересно отметить, что вторая часть этой фразы не встречается в ранних рукописях, являясь, как видно, поздней вставкой, какие встречаются иногда в новозаветных текстах. Но вставку эту можно считать вполне уместной, учитывая смысл и характер служения Павла, который действительно сделал подражание Христу его основой.
Собственно, без такого подражания и не приходится говорить ни о какой Традиции: ведь христианство не религия, предписания которой нужно выполнять, а жизнь в Царстве, первым примером которой стала жизнь Самого Спасителя. И каждый христианин призван к тому, чтобы, подобно Христу, жить полной жизнью Царства. Конечно, речь отнюдь не идёт о каком-то внешнем подражании: в жизни вообще и в духовной жизни, в особенности, нет ничего хуже и страшнее подражания, имитации чужой жизни.
И речь идёт не только о жизни Самого Спасителя, но и о жизни любого из христианских праведников или отцов Церкви: ведь любая жизнь уникальна, и жизненный путь каждого по-своему неповторим. Но жизнь в Царстве невозможна ни для кого без живых и тоже совершенно в каждом случае уникальных отношений со Христом, которые, при всей своей уникальности, все имеют между собой и нечто общее.
Вот это общее в отношениях каждого из христиан со Христом и составляет ядро христианской Традиции как опыта жизни в Царстве. Но помимо отношений со Христом всякая такая жизнь предполагает ещё и отношения с ближними. А они ещё более разнообразны, чем отношения со Христом. Каждый христианин проживает свою жизнь в Царстве и в Церкви, подобно тому, как прожил её сам Павел. И, конечно, когда дело касается людей, оснований копировать, имитировать чужую жизнь ещё меньше, чем в случае Самого Спасителя. Но вот сделать центром своей жизни свидетельство о Христе и о Царстве — действительно, задача каждого христианина.
Конкретика же зависит от обстоятельств, которые у каждого в жизни, разумеется, свои, в чём-то типичные, в чём-то уникальные. И тут, разумеется, имеет смысл не бездумно имитировать чужую жизнь, а понять её с точки зрения тех законов Царства, по которым живёт всякий христианский праведник. А поняв, использовать опыт предшественников в собственной жизни с тем, чтобы не повторять чужих ошибок и не изобретать велосипед. Тогда каждый христианин станет настоящим свидетелем Царства, а Церковь в целом будет тем, чем она и должна быть: телом Христовым.
8 Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы
и в самом деле
царствовали, чтобы и нам с вами царствовать! 9 Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков. 10 Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. 11 Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, 12 и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; 13 хулят нас, мы молим; мы как сор для мира,
как
прах, всеми
попираемый
доныне. |
14 Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих. 15 Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. 16 Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу. 17 Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви. 18 Как я не иду к вам, то некоторые
у вас
возгордились; 19 но я скоро приду к вам, если угодно будет Господу, и испытаю не слова возгордившихся, а силу, 20 ибо Царство Божие не в слове, а в силе. 21 Чего вы хотите? с жезлом прийти к вам, или с любовью и духом кротости? |
Продолжая разговор о Царстве, Павел вновь обращается к теме бедности и подлинной мудрости. Противопоставляя своё положение положению тех, кто занимал видные места в коринфской церкви, апостол снова напоминает христианам Коринфа о том, о чём он уже не раз говорил и им, и другим своим единоверцам: Царство не от мира сего, а потому оно никак не может торжествовать в нашем, ещё не до конца преображённом мире прежде его полного преображения в конце времён (ст. 8 – 14). И дело тут не в том, что Павлу не хотелось видеть коринфских христиан такими, какими они себя воображали, а в том, что до возвращения Христа этого можно было добиться, лишь отказавшись от той полноты Царства, которая в ещё не преображённом до конца мире не совместима ни с каким торжеством.
Апостол никого не упрекает, он лишь напоминает коринфской церкви о некоторых основополагающих вещах, без которых ни о какой жизни в Царстве речи быть не может (ст. 14). И когда он предупреждает христиан Коринфа о том, что может придти к ним не только с любовью, но и с обличением («с жезлом», ст. 21), целью апостола является вовсе не стремление кого-то пристыдить или развенчать. Просто, видя, что происходит в коринфской церкви, Павел не мог не понимать, что ему предстоит столкнуться с очень серьёзными духовными проблемами, что многие из местных церковных лидеров, в сущности, вовсе не являются свидетелями Христа и Царства и ведут свою общину совсем не туда, куда следует. Он знает, что лидеры эти перестали быть свидетелями, став просто учителями наподобие тех, которых в те времена можно было найти во множестве в любой раввинистической или философской школе. И знает, что такие учителя, вся сила которых заключается в искусном владении словом, неизбежно отступят перед подлинной силой, которой не смогут противостоять — перед силой Царства, которую являет всякий подлинный свидетель (ст. 18 – 20).
1 Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих. 2 От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным. 3 Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или
как судят
другие люди; я и сам не сужу о себе. 4 Ибо
хотя
я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь. 5 Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога. |
6 Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим. 7 Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил? |
8 Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы
и в самом деле
царствовали, чтобы и нам с вами царствовать! 9 Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков. 10 Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. 11 Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, 12 и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; 13 хулят нас, мы молим; мы как сор для мира,
как
прах, всеми
попираемый
доныне. |
14 Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих. 15 Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. 16 Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу. 17 Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви. 18 Как я не иду к вам, то некоторые
у вас
возгордились; 19 но я скоро приду к вам, если угодно будет Господу, и испытаю не слова возгордившихся, а силу, 20 ибо Царство Божие не в слове, а в силе. 21 Чего вы хотите? с жезлом прийти к вам, или с любовью и духом кротости? |
То, о чем говорит апостол Павел, — одна из самых трудных и вместе с тем самых нужных вещей в христианстве. С мирской точки зрения путь, который проходит Сам Господь и на который Он призывает Своих учеников, — путь неудачи, путь унижения. «Мы сделались позорищем для мира», — в греческом тексте стоит слово θέατρον, театр, зрелище — те, на кого смотрят с насмешкой. Иисус, Которого встречали как Мессию — избитый кнутом и распятый на древе. Павел, ученейший из иудеев — немощный и вечно гонимый, постоянно оскорбляемый своими чадами. Петр, глава новой религиозной общины — распятый вниз головой... Ну разве не безумие — такой путь? Место христианина — в этом ряду. Это трудно, потому что так хочется почета, признания заслуг, благополучия, наконец. Опыт Павла важен для нас потому, что мы, вместе с его корреспондентами, можем видеть Того, ради Кого он идет на все это. И тогда ответом на наше согласие стать сором, посмешищем для мира будут слова Создателя: «Ты дорог в очах Моих» (Ис. 43:4).
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||