Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Иов 15:1-35

Поделиться
1 И отвечал Елифаз Феманитянин и сказал:
 
2 Станет ли мудрый отвечать знанием пустым
  и наполнять чрево свое ветром палящим,
 
3 оправдываться словами бесполезными
  и речью, не имеющею никакой силы?
 
4 Да ты отложил и страх,
  и за малость считаешь речь к Богу.
 
5 Нечестие твое настроило так уста твои,
  и ты избрал язык лукавых.
 
6 Тебя обвиняют уста твои, а не я,
  и твой язык говорит против тебя.
Разве ты первым человеком родился,
  и прежде холмов создан?
Разве совет Божий ты слышал,
  и привлек к себе премудрость?
Что знаешь ты, чего бы не знали мы?
  что разумеешь ты, чего не было бы и у нас?
10 
И седовласый и старец есть между нами,
  днями превышающий отца твоего.
11 
Разве малость для тебя утешения Божии?
  И это неизвестно тебе?
12 
К чему порывает тебя сердце твое,
  и к чему так гордо смотришь?
13 
Что устремляешь против Бога дух твой,
  и устами твоими произносишь такие речи?
14 
Что такое человек, чтоб быть ему чистым,
  и чтобы рожденному женщиною быть праведным?
15 
Вот, Он и святым Своим не доверяет,
  и небеса нечисты в очах Его:
16 
тем больше нечист и растлен человек,
  пьющий беззаконие, как воду.
17 
Я буду говорить тебе, слушай меня;
  я расскажу тебе, что видел,
18 
что слышали мудрые
  и не скрыли слышанного от отцов своих,
19 
которым одним отдана была земля,
  и среди которых чужой не ходил:
20 
нечестивый мучит себя во все дни свои,
  и число лет закрыто от притеснителя;
21 
звук ужасов в ушах его;
  среди мира идет на него губитель.
22 
Он не надеется спастись от тьмы;
  видит пред собою меч.
23 
Он скитается за куском хлеба повсюду;
  знает, что уже готов, в руках у него день тьмы.
24 
Устрашает его нужда и теснота;
  одолевает его, как царь, приготовившийся к битве,
25 
за то, что он простирал против Бога руку свою
  и противился Вседержителю,
26 
устремлялся против Него с гордою выею,
  под толстыми щитами своими;
27 
потому что он покрыл лице свое жиром своим
  и обложил туком лядвеи свои.
28 
И он селится в городах разоренных,
  в домах, в которых не живут,
  которые обречены на развалины.
29 
Не пребудет он богатым, и не уцелеет имущество его,
  и не распрострется по земле приобретение его.
30 
Не уйдет от тьмы;
  отрасли его иссушит пламя,
  и дуновением уст своих увлечет его.
31 
Пусть не доверяет суете заблудший,
  ибо суета будет и воздаянием ему.
32 
Не в свой день он скончается,
  и ветви его не будут зеленеть.
33 
Сбросит он, как виноградная лоза, недозрелую ягоду свою,
  и, как маслина, стряхнет цвет свой.
34 
Так опустеет дом нечестивого,
  и огонь пожрет шатры мздоимства.
35 
Он зачал зло и родил ложь,
  и утроба его приготовляет обман.
Свернуть

Рассерженный Елифаз вновь вступает в разговор, и на этот раз он прямо упрекает Иова в нечестии. По мнению Елифаза, в словах Иова звучит только гордыня, заставляющая его забыть о страхе Божьем. Упреки Елифаза звучат весьма внушительно, и многое в его словах, как будто, справедливо. Но он не отвечает Иову по существу; критика Елифаза направлена против самого факта, что Иов дерзает взывать к Богу. Мы не хуже тебя и знаем не меньше, – говорит Елифаз, и в этом как раз погрешает против истины. На обращенный к Иову вопрос «что узнал ты, чего бы мы не знали», существует очевидный ответ. Иов, в отличие от своих друзей, узнал подлинное страдание, которое одно только и оправдывает его дерзновение.

В речи Елифаза, в сущности, нет ничего нового по сравнению с тем, что уже было сказано им и двумя другими друзьями Иова. Он снова говорит о том, что Иов – грешник «по определению», так как ни один из рожденных женщиной не может быть праведен перед Богом. В пылу полемики Елифаз изображает Бога недоверчивым и мстительным, гнушающимся всем родом человеческим. Образ Бога, который стоит за речами Елифаза, надо признаться, крайне непривлекателен; в приписываемом Богу недоверии «даже к святым» нет величия, которое так рьяно отстаивают друзья Иова. Этот образ Бога скроен по мелочной человеческой мерке. Елифаз приписывает Богу какое-то гадливое отношение к людям, подобное тому, как сами люди относятся к каким-нибудь слизнякам. Очевидно, что слова Елифаза – насквозь теория, потому что жить и молиться с таким представлением о Боге невозможно.

По сравнению с тем, что Елифаз говорит в начале главы, вторая часть его речи, посвященная заслуженной каре нечестивых, изощренно поэтична и подробна. Это распространенный психологический эффект: в религиозной сфере людям легче и удобнее всего говорить о чужих грехах и наказаниях; очевидно, автор книги хорошо знает этот тип религиозности. Елифаз поучает Иова, что нечестивый человек сам является виновником своих бед, полагая, что это объясняет страдания Иова. В этом пространном рассуждении звучит отголосок того, что несколькими веками ранее написания книги Иова говорили великие пророки Израиля. Тогда, в предпленную эпоху, они возвещали гибнущему народу, что не Бог по произволу насылает на них кару, но что наказание является плодом человеческих помыслов. Но для пророков эта мысль была лишь преамбулой к грандиозному откровению о том, что для гибнущего от своего нечестия человека Бог становится Спасителем, единственной Надеждой и Утешением. Для Елифаза же эта весть о милосердии Творца чужда. Слова, сказанные Богом через пророка Иезекииля о том, что Господь хочет не смерти грешника, но его обращения и спасения, прямо противоречат рассуждениям Елифаза.

Другие мысли вслух

 
На Иов 15:1-35
1 И отвечал Елифаз Феманитянин и сказал:
 
2 Станет ли мудрый отвечать знанием пустым
  и наполнять чрево свое ветром палящим,
 
3 оправдываться словами бесполезными
  и речью, не имеющею никакой силы?
 
4 Да ты отложил и страх,
  и за малость считаешь речь к Богу.
 
5 Нечестие твое настроило так уста твои,
  и ты избрал язык лукавых.
 
6 Тебя обвиняют уста твои, а не я,
  и твой язык говорит против тебя.
Разве ты первым человеком родился,
  и прежде холмов создан?
Разве совет Божий ты слышал,
  и привлек к себе премудрость?
Что знаешь ты, чего бы не знали мы?
  что разумеешь ты, чего не было бы и у нас?
10 
И седовласый и старец есть между нами,
  днями превышающий отца твоего.
11 
Разве малость для тебя утешения Божии?
  И это неизвестно тебе?
12 
К чему порывает тебя сердце твое,
  и к чему так гордо смотришь?
13 
Что устремляешь против Бога дух твой,
  и устами твоими произносишь такие речи?
14 
Что такое человек, чтоб быть ему чистым,
  и чтобы рожденному женщиною быть праведным?
15 
Вот, Он и святым Своим не доверяет,
  и небеса нечисты в очах Его:
16 
тем больше нечист и растлен человек,
  пьющий беззаконие, как воду.
17 
Я буду говорить тебе, слушай меня;
  я расскажу тебе, что видел,
18 
что слышали мудрые
  и не скрыли слышанного от отцов своих,
19 
которым одним отдана была земля,
  и среди которых чужой не ходил:
20 
нечестивый мучит себя во все дни свои,
  и число лет закрыто от притеснителя;
21 
звук ужасов в ушах его;
  среди мира идет на него губитель.
22 
Он не надеется спастись от тьмы;
  видит пред собою меч.
23 
Он скитается за куском хлеба повсюду;
  знает, что уже готов, в руках у него день тьмы.
24 
Устрашает его нужда и теснота;
  одолевает его, как царь, приготовившийся к битве,
25 
за то, что он простирал против Бога руку свою
  и противился Вседержителю,
26 
устремлялся против Него с гордою выею,
  под толстыми щитами своими;
27 
потому что он покрыл лице свое жиром своим
  и обложил туком лядвеи свои.
28 
И он селится в городах разоренных,
  в домах, в которых не живут,
  которые обречены на развалины.
29 
Не пребудет он богатым, и не уцелеет имущество его,
  и не распрострется по земле приобретение его.
30 
Не уйдет от тьмы;
  отрасли его иссушит пламя,
  и дуновением уст своих увлечет его.
31 
Пусть не доверяет суете заблудший,
  ибо суета будет и воздаянием ему.
32 
Не в свой день он скончается,
  и ветви его не будут зеленеть.
33 
Сбросит он, как виноградная лоза, недозрелую ягоду свою,
  и, как маслина, стряхнет цвет свой.
34 
Так опустеет дом нечестивого,
  и огонь пожрет шатры мздоимства.
35 
Он зачал зло и родил ложь,
  и утроба его приготовляет обман.
Свернуть
Реакция друзей Иова на его слова показательна. Главной их задачей становится уже не поддержка Иова, а оправдание в его и своих глазах собственной позиции и своей религиозности...  Читать далее

Реакция друзей Иова на его слова показательна. Главной их задачей становится уже не поддержка Иова, а оправдание в его и своих глазах собственной позиции и своей религиозности. Отвечая Иову, Элифаз уже не ссылается на собственный опыт. Он, как прежде Билдад, обращается к Традиции. Впрочем, берёт он из неё лишь ту часть, которая посвящена судьбе нечестивого, бросающего вызов Богу. О судьбе нечестивца, надо сказать, в писаниях мудрецов сказано столько, что подбирать цитаты на тему можно бесконечно.

Элифаз берёт лишь нечто наиболее типичное. Но замечательно то, что всё относящееся к нечестивцам Элифаз обращает против Иова. Он уже самого Иова обвиняет в нечестии. И прежде всего за то, что тот смеет обращать свою речь прямо к Богу. Ему, Элифазу, такое обращение кажется чем-то абсолютно недопустимым.

Можно, конечно, вспомнить тут и опыт самого Элифаза: его Божье присутствие привело в своё время в такой трепет, что он почти что впал в ступор и не помышлял ни о каких вопросах или, тем более, ответах Богу, говорившему с ним. Разумеется, так было не со всеми: еврейская история знает немало примеров диалога между Богом и человеком, и никто из тех, кому довелось такой диалог вести, в глазах Божьих нечестивцем не был. Но было тут и иное: простая реакция религиозного человека. Человека, для которого непосредственное незапланированное заранее богообщение — всегда форс-мажор. Нечто такое, чего обычно не бывает и чего, в общем-то, в нормальном случае и не должно быть. И чего человеку уж никак нельзя требовать.

К тому же, как говорит Элифаз, настаивать человеку на своей чистоте просто глупо: не может же Иов не понимать, что абсолютно чистых людей не бывает. Вообще, надо просто сдаться. Отказаться от всяких претензий и смиренно просить, чтобы Бог помиловал и пожалел Иова. Прав-то у него перед Богом всё равно никаких. Казалось бы, с последним спорить сложно: не падшему человеку качать права перед Богом.

Но Элифаз делает из этой, в общем-то, неоспоримой посылки весьма своеобразный вывод. Не надо у Бога ничего требовать, не надо ни на чём настаивать, прими, как факт, что ты перед Ним никто и звать тебя никак. А Он тогда, смотришь, и закроет глаза на кое-какие твои несовершенства и на кое-какую твою нечистоту. Но главное, когда Он появляется, сиди тихо и молчи. Постарайся быть как можно незаметнее. А требовать у Него чего-то, на чём-то перед Ним настаивать, да ещё вслух и громко — полное безумие: кто такой человек, даже самый праведный, чтобы Бог принимал его всерьёз?

Свернуть
 
На Иов 15:1-35
1 И отвечал Елифаз Феманитянин и сказал:
 
2 Станет ли мудрый отвечать знанием пустым
  и наполнять чрево свое ветром палящим,
 
3 оправдываться словами бесполезными
  и речью, не имеющею никакой силы?
 
4 Да ты отложил и страх,
  и за малость считаешь речь к Богу.
 
5 Нечестие твое настроило так уста твои,
  и ты избрал язык лукавых.
 
6 Тебя обвиняют уста твои, а не я,
  и твой язык говорит против тебя.
Разве ты первым человеком родился,
  и прежде холмов создан?
Разве совет Божий ты слышал,
  и привлек к себе премудрость?
Что знаешь ты, чего бы не знали мы?
  что разумеешь ты, чего не было бы и у нас?
10 
И седовласый и старец есть между нами,
  днями превышающий отца твоего.
11 
Разве малость для тебя утешения Божии?
  И это неизвестно тебе?
12 
К чему порывает тебя сердце твое,
  и к чему так гордо смотришь?
13 
Что устремляешь против Бога дух твой,
  и устами твоими произносишь такие речи?
14 
Что такое человек, чтоб быть ему чистым,
  и чтобы рожденному женщиною быть праведным?
15 
Вот, Он и святым Своим не доверяет,
  и небеса нечисты в очах Его:
16 
тем больше нечист и растлен человек,
  пьющий беззаконие, как воду.
17 
Я буду говорить тебе, слушай меня;
  я расскажу тебе, что видел,
18 
что слышали мудрые
  и не скрыли слышанного от отцов своих,
19 
которым одним отдана была земля,
  и среди которых чужой не ходил:
20 
нечестивый мучит себя во все дни свои,
  и число лет закрыто от притеснителя;
21 
звук ужасов в ушах его;
  среди мира идет на него губитель.
22 
Он не надеется спастись от тьмы;
  видит пред собою меч.
23 
Он скитается за куском хлеба повсюду;
  знает, что уже готов, в руках у него день тьмы.
24 
Устрашает его нужда и теснота;
  одолевает его, как царь, приготовившийся к битве,
25 
за то, что он простирал против Бога руку свою
  и противился Вседержителю,
26 
устремлялся против Него с гордою выею,
  под толстыми щитами своими;
27 
потому что он покрыл лице свое жиром своим
  и обложил туком лядвеи свои.
28 
И он селится в городах разоренных,
  в домах, в которых не живут,
  которые обречены на развалины.
29 
Не пребудет он богатым, и не уцелеет имущество его,
  и не распрострется по земле приобретение его.
30 
Не уйдет от тьмы;
  отрасли его иссушит пламя,
  и дуновением уст своих увлечет его.
31 
Пусть не доверяет суете заблудший,
  ибо суета будет и воздаянием ему.
32 
Не в свой день он скончается,
  и ветви его не будут зеленеть.
33 
Сбросит он, как виноградная лоза, недозрелую ягоду свою,
  и, как маслина, стряхнет цвет свой.
34 
Так опустеет дом нечестивого,
  и огонь пожрет шатры мздоимства.
35 
Он зачал зло и родил ложь,
  и утроба его приготовляет обман.
Свернуть
Снова мы слышим Елифаза, и теперь он отмечает, что никто из людей, а значит, и Иов, не может быть чист по сравнению с...  Читать далее

Снова мы слышим Елифаза, и теперь он отмечает, что никто из людей, а значит, и Иов, не может быть чист по сравнению с Богом. Человек не только не может быть совершенным и незапятнанным перед Его лицом, но и не способен понять Его пути, поэтому никто никто из людей, заведомо не обладающих полнотой познания, не вправе быть уверенным в собственной правоте. Теперь Елифаз говорит уже не только от своего имени или от лица нескольких друзей Иова, но и претендует на выражение совместной мудрости поколений (седовласый и старец есть между нами...).

Словам Елифаза по сути невозможно возразить, в принципе всё в них верно, однако снова мы видим нависающую над страдающим Иовом фигуру обвинителя, не сомневающегося в том, что Иов наказан поделом. Отчаяние Иова, явившееся следствием страданий, Елифаз объявляет проявлением его нечестивости и выставляет аргументом в пользу обоснованности своих обвинений. Опять торжествует правота «вообще», оторванная от живой и страдающей реальности.

Свернуть
 
На Иов 15:1-35
1 И отвечал Елифаз Феманитянин и сказал:
 
2 Станет ли мудрый отвечать знанием пустым
  и наполнять чрево свое ветром палящим,
 
3 оправдываться словами бесполезными
  и речью, не имеющею никакой силы?
 
4 Да ты отложил и страх,
  и за малость считаешь речь к Богу.
 
5 Нечестие твое настроило так уста твои,
  и ты избрал язык лукавых.
 
6 Тебя обвиняют уста твои, а не я,
  и твой язык говорит против тебя.
Разве ты первым человеком родился,
  и прежде холмов создан?
Разве совет Божий ты слышал,
  и привлек к себе премудрость?
Что знаешь ты, чего бы не знали мы?
  что разумеешь ты, чего не было бы и у нас?
10 
И седовласый и старец есть между нами,
  днями превышающий отца твоего.
11 
Разве малость для тебя утешения Божии?
  И это неизвестно тебе?
12 
К чему порывает тебя сердце твое,
  и к чему так гордо смотришь?
13 
Что устремляешь против Бога дух твой,
  и устами твоими произносишь такие речи?
14 
Что такое человек, чтоб быть ему чистым,
  и чтобы рожденному женщиною быть праведным?
15 
Вот, Он и святым Своим не доверяет,
  и небеса нечисты в очах Его:
16 
тем больше нечист и растлен человек,
  пьющий беззаконие, как воду.
17 
Я буду говорить тебе, слушай меня;
  я расскажу тебе, что видел,
18 
что слышали мудрые
  и не скрыли слышанного от отцов своих,
19 
которым одним отдана была земля,
  и среди которых чужой не ходил:
20 
нечестивый мучит себя во все дни свои,
  и число лет закрыто от притеснителя;
21 
звук ужасов в ушах его;
  среди мира идет на него губитель.
22 
Он не надеется спастись от тьмы;
  видит пред собою меч.
23 
Он скитается за куском хлеба повсюду;
  знает, что уже готов, в руках у него день тьмы.
24 
Устрашает его нужда и теснота;
  одолевает его, как царь, приготовившийся к битве,
25 
за то, что он простирал против Бога руку свою
  и противился Вседержителю,
26 
устремлялся против Него с гордою выею,
  под толстыми щитами своими;
27 
потому что он покрыл лице свое жиром своим
  и обложил туком лядвеи свои.
28 
И он селится в городах разоренных,
  в домах, в которых не живут,
  которые обречены на развалины.
29 
Не пребудет он богатым, и не уцелеет имущество его,
  и не распрострется по земле приобретение его.
30 
Не уйдет от тьмы;
  отрасли его иссушит пламя,
  и дуновением уст своих увлечет его.
31 
Пусть не доверяет суете заблудший,
  ибо суета будет и воздаянием ему.
32 
Не в свой день он скончается,
  и ветви его не будут зеленеть.
33 
Сбросит он, как виноградная лоза, недозрелую ягоду свою,
  и, как маслина, стряхнет цвет свой.
34 
Так опустеет дом нечестивого,
  и огонь пожрет шатры мздоимства.
35 
Он зачал зло и родил ложь,
  и утроба его приготовляет обман.
Свернуть
В ответ на слова Иова Элифаз произносит длинную речь, в которой повторяет...  Читать далее

В ответ на слова Иова Элифаз произносит длинную речь, в которой повторяет все общеизвестные и общепринятые истины, касающиеся нечестивых и их судьбы (ст. 17 – 35). Впрочем, инвективы в адрес нечестивых теперь подразумевают и другого адресата — самого Иова. Элифаз упрекает своего друга в нечестии и в том, что тот забыл страх Божий (ст. 2 – 6). Конечно, Элифазом, как и другими друзьями Иова, движет в том числе и усиливающийся с каждым словом страдальца религиозный страх. Но, в отличие от других, Элифаз всё же пытается найти этому страху рациональное обоснование. Он выдвигает аргумент, на первый взгляд кажущийся бесспорным. Он говорит Иову: что ты можешь знать о планах Божиих (ст. 7 – 8)? И как смеешь ты говорить с Богом и требовать у Него отчёта (ст. 12 – 13)? Такая реакция типична для религиозного человека, который, видя в Боге бесконечно далёкого и могущественного Правителя мира, считает всякую попытку сближения с Ним едва ли не кощунством.

А такие вопросы, какие задаёт Богу Иов, требуя ответа, человеку религиозному должны казаться просто чудовищными. Но Элифаз выдвигает и иной, более рациональный аргумент. Он говорит: кто может утверждать перед Богом свою чистоту? Перед Ним никто не чист, даже ангелы, а уж о людях и говорить нечего (ст. 14 – 16). На первый взгляд, такой аргумент выглядит совершенно неоспоримым, опровергая и обесценивая всё, сказанное Иовом Богу. Но он, в сущности, бьёт мимо цели, как и все другие возражения друзей Иова. Конечно, по сравнению с Богом не чист и не свят никто, ведь именно Бог является источником и чистоты, и святости. Святость человека, как и любого другого тварного существа, — лишь отражение святости Божией. Но Элифаз в данном случае, очевидно, смешивает святость с праведностью. Праведник отнюдь не безгрешен, но он идёт за Богом и остаётся свидетелем Божиим, несмотря на свою греховность и вопреки ей.

Конечно, если сравнить меру святости такого праведника, который всё же остаётся грешным человеком, со святостью Божией, она не выдержит сравнения, и праведник окажется нечист перед Богом. Но при таком подходе к человеку праведность вообще обесценивается, причём обесценивается полностью. Если допустить, что Бог действительно подходит к человеку с такой меркой, то жизнь человека просто теряет всякий смысл. Именно против такого подхода и протестует Иов, и он хочет у Самого Бога выяснить, так ли это на самом деле. Но Элифаз, как видно, опережая Бога, отвечает Иову на заданный им Богу вопрос.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).