Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Иов 22:1-30

Поделиться
1 И отвечал Елифаз Феманитянин и сказал:
 
2 Разве может человек доставлять пользу Богу?
  Разумный доставляет пользу себе самому.
 
3 Что за удовольствие Вседержителю, что ты праведен?
  И будет ли Ему выгода от того, что ты содержишь пути твои в непорочности?
 
4 Неужели Он, боясь тебя, вступит с тобою в состязание,
  пойдет судиться с тобою?
 
5 Верно, злоба твоя велика,
  и беззакониям твоим нет конца.
Верно, ты брал залоги от братьев твоих ни за что,
  и с полунагих снимал одежду.
Утомленному жаждою не подавал воды напиться,
  и голодному отказывал в хлебе;
а человеку сильному ты давал землю,
  и сановитый селился на ней.
Вдов ты отсылал ни с чем,
  и сирот оставлял с пустыми руками.
10 
За то вокруг тебя петли,
  и возмутил тебя неожиданный ужас,
11 
или тьма, в которой ты ничего не видишь,
  и множество вод покрыло тебя.
12 
Не превыше ли небес Бог?
  посмотри вверх на звезды, как они высоко!
13 
И ты говоришь: "что знает Бог?
  может ли Он судить сквозь мрак?
14 
Облака — завеса Его, так что Он не видит,
  а ходит только по небесному кругу".
15 
Неужели ты держишься пути древних,
  по которому шли люди беззаконные,
16 
которые преждевременно были истреблены,
  когда вода разлилась под основание их?
17 
Они говорили Богу: "отойди от нас";
  и что сделает им Вседержитель?
18 
А Он наполнял домы их добром.
  Но совет нечестивых будь далек от меня!
19 
Видели праведники и радовались,
  и непорочный смеялся им:
20 
"враг наш истреблен,
  а оставшееся после них пожрал огонь".
21 
Сблизься же с Ним, и будешь спокоен;
  чрез это придет к тебе добро.
22 
Прими из уст Его закон,
  и положи слова Его в сердце твое.
23 
Если ты обратишься к Вседержителю, то вновь устроишься,
  удалишь беззаконие от шатра твоего .
24 
И будешь вменять в прах блестящий металл,
  и в камни потоков — золото Офирское.
25 
И будет Вседержитель твоим золотом
  и блестящим серебром у тебя,
26 
ибо тогда будешь радоваться о Вседержителе,
  и поднимешь к Богу лице твое.
27 
Помолишься Ему, и Он услышит тебя,
  и ты исполнишь обеты твои.
28 
Положишь намерение, и оно состоится у тебя;
  и над путями твоими будет сиять свет.
29 
Когда кто уничижен будет, ты скажешь: "возвышение!"
  и Он спасет поникшего лицем.
30 
Избавит и небезвинного;
  и он спасется чистотою рук твоих.
Свернуть

Наконец и один из друзей Иова, Елифаз, отвечает на слова Иова по существу. В начале его речи выясняется, что он вовсе не так буквально понимает объясняющую страдание теорию наказания и исправления, как это казалось в первой половине книги. Елифаз говорит, что Бог ни в чем не нуждается, поэтому для Него безразлична праведность или неправда человека. Своей праведностью Иов не доставляет Богу никакой пользы; поэтому, считает Елифаз, Богу незачем от Иова этой праведности добиваться. Согласиться с этим утверждением невозможно: для чего же тогда Богу было давать закон Израилю и настаивать на необходимости его исполнения?

Елифаз полагает, что Иов делал вещи, которые сам считал обычными и нейтральными с нравственной точки зрения, но они, тем не менее, были греховными. Примеры, которые приводит Елифаз, важны: их можно обобщить одним словом – бизнес. По мнению Елифаза, Иов занимался бизнесом и, умножая свое богатство, наверняка был немилосердным к людям. Бог, Который превыше небес, не мог этого не видеть. Именно отсутствие милосердия и могло стать причиной гибели всего того, что созидал Иов на протяжении своей жизни.

Елифаз призывает Иова обратиться к Богу в покаянии и очистить дела рук своих. Грех немилости удаляет человека от Бога и от этого кончается жизнь, исчезает радость и рушится все, построенное человеком. Поэтому, советует Елифаз, нужно не требовать от Бога объяснений, как это делает Иов, но вернуться к Нему. Заключительная часть 22-й главы содержит вдохновенный гимн покаянию, которое одно только и может вернуть страдающего человека к жизни. "Вернись к Богу", - говорит Елифаз. Но как это сделать?

Другие мысли вслух

 
На Иов 22:1-30
1 И отвечал Елифаз Феманитянин и сказал:
 
2 Разве может человек доставлять пользу Богу?
  Разумный доставляет пользу себе самому.
 
3 Что за удовольствие Вседержителю, что ты праведен?
  И будет ли Ему выгода от того, что ты содержишь пути твои в непорочности?
 
4 Неужели Он, боясь тебя, вступит с тобою в состязание,
  пойдет судиться с тобою?
 
5 Верно, злоба твоя велика,
  и беззакониям твоим нет конца.
Верно, ты брал залоги от братьев твоих ни за что,
  и с полунагих снимал одежду.
Утомленному жаждою не подавал воды напиться,
  и голодному отказывал в хлебе;
а человеку сильному ты давал землю,
  и сановитый селился на ней.
Вдов ты отсылал ни с чем,
  и сирот оставлял с пустыми руками.
10 
За то вокруг тебя петли,
  и возмутил тебя неожиданный ужас,
11 
или тьма, в которой ты ничего не видишь,
  и множество вод покрыло тебя.
12 
Не превыше ли небес Бог?
  посмотри вверх на звезды, как они высоко!
13 
И ты говоришь: "что знает Бог?
  может ли Он судить сквозь мрак?
14 
Облака — завеса Его, так что Он не видит,
  а ходит только по небесному кругу".
15 
Неужели ты держишься пути древних,
  по которому шли люди беззаконные,
16 
которые преждевременно были истреблены,
  когда вода разлилась под основание их?
17 
Они говорили Богу: "отойди от нас";
  и что сделает им Вседержитель?
18 
А Он наполнял домы их добром.
  Но совет нечестивых будь далек от меня!
19 
Видели праведники и радовались,
  и непорочный смеялся им:
20 
"враг наш истреблен,
  а оставшееся после них пожрал огонь".
21 
Сблизься же с Ним, и будешь спокоен;
  чрез это придет к тебе добро.
22 
Прими из уст Его закон,
  и положи слова Его в сердце твое.
23 
Если ты обратишься к Вседержителю, то вновь устроишься,
  удалишь беззаконие от шатра твоего .
24 
И будешь вменять в прах блестящий металл,
  и в камни потоков — золото Офирское.
25 
И будет Вседержитель твоим золотом
  и блестящим серебром у тебя,
26 
ибо тогда будешь радоваться о Вседержителе,
  и поднимешь к Богу лице твое.
27 
Помолишься Ему, и Он услышит тебя,
  и ты исполнишь обеты твои.
28 
Положишь намерение, и оно состоится у тебя;
  и над путями твоими будет сиять свет.
29 
Когда кто уничижен будет, ты скажешь: "возвышение!"
  и Он спасет поникшего лицем.
30 
Избавит и небезвинного;
  и он спасется чистотою рук твоих.
Свернуть
По-видимому, из трёх друзей Иова именно Элифаз понял, какую опасность...  Читать далее

По-видимому, из трёх друзей Иова именно Элифаз понял, какую опасность представляют для традиционного религиозного мировоззрения слова Иова о том, что никакой награды праведнику и никакого наказания нечестивому ни при жизни, ни после смерти ожидать не приходится. И реакция его на слова Иова оказалась парадоксальной. С одной стороны, он выдвигает аргумент, который, в сущности, должен был бы подтвердить худшие опасения его друга. Он говорит Иову: какое дело Богу до твоей праведности? Какая Ему разница, праведен ты или грешен? Твоя праведность тебе на пользу, а твои грехи — это твои проблемы, никому, кроме тебя, от них хуже не будет. И почему Бог должен отвечать на твои вопросы и судиться с тобой, как человек (ст. 2 – 4)?

Говоря так, Элифаз, в сущности, подтверждает именно то, чего так боялся Иов: Богу нет никакого дела до мира людей, до их проблем, их праведности и их грехов. Но тут же, как бы спохватываясь, Элифаз начинает обвинять Иова во всех грехах, подразумевая, что постигшие его беды были наказанием за нечестие (ст. 5 – 11). Сказав, что Богу нет дела до праведности или греховности Иова, Элифаз тут же, противореча себе, утверждает, что именно такой взгляд на Бога стал причиной гибели допотопного человечества (ст. 12 – 18). По-видимому, его утверждение о том, что Богу нет дела до праведности или греховности Иова, было лишь первой, непосредственной реакцией на слова Иова, слова, так напугавшие Элифаза, что он ухватился за первый попавшийся под руку аргумент, не задумываясь всерьёз о его смысле и о следствиях, которые из него вытекают.

На самом же деле Элифаз, как видно, вовсе не считает, что Бог слишком далёк от человека, чтобы интересоваться его праведностью или греховностью. Будь это иначе, он не стал бы обращаться к Иову с призывом оставить беззаконие, очиститься и снова обратиться к Богу с тем, чтобы восстановить разрушенные грехом отношения (ст. 19 – 30). Элифаз, кажется, не замечает, что, обращаясь к Иову с таким призывом, он, в сущности, ломится в открытую дверь: ведь Иов и сам ничего не хочет так, как найти живого Бога, встретиться с Ним лицом к лицу и у Него получить ответ на все вопросы. Возможно, это недоразумение связано с разным опытом богообщения и с теми различиями в представлениях о Боге, которые были у Иова и у Элифаза. Элифазу, по-видимому, пока ещё хватало Бога религии и опыта, обретённого в религиозных рамках. Иову же эти рамки стали уже тесны.

Свернуть
 
На Иов 22:1-30
1 И отвечал Елифаз Феманитянин и сказал:
 
2 Разве может человек доставлять пользу Богу?
  Разумный доставляет пользу себе самому.
 
3 Что за удовольствие Вседержителю, что ты праведен?
  И будет ли Ему выгода от того, что ты содержишь пути твои в непорочности?
 
4 Неужели Он, боясь тебя, вступит с тобою в состязание,
  пойдет судиться с тобою?
 
5 Верно, злоба твоя велика,
  и беззакониям твоим нет конца.
Верно, ты брал залоги от братьев твоих ни за что,
  и с полунагих снимал одежду.
Утомленному жаждою не подавал воды напиться,
  и голодному отказывал в хлебе;
а человеку сильному ты давал землю,
  и сановитый селился на ней.
Вдов ты отсылал ни с чем,
  и сирот оставлял с пустыми руками.
10 
За то вокруг тебя петли,
  и возмутил тебя неожиданный ужас,
11 
или тьма, в которой ты ничего не видишь,
  и множество вод покрыло тебя.
12 
Не превыше ли небес Бог?
  посмотри вверх на звезды, как они высоко!
13 
И ты говоришь: "что знает Бог?
  может ли Он судить сквозь мрак?
14 
Облака — завеса Его, так что Он не видит,
  а ходит только по небесному кругу".
15 
Неужели ты держишься пути древних,
  по которому шли люди беззаконные,
16 
которые преждевременно были истреблены,
  когда вода разлилась под основание их?
17 
Они говорили Богу: "отойди от нас";
  и что сделает им Вседержитель?
18 
А Он наполнял домы их добром.
  Но совет нечестивых будь далек от меня!
19 
Видели праведники и радовались,
  и непорочный смеялся им:
20 
"враг наш истреблен,
  а оставшееся после них пожрал огонь".
21 
Сблизься же с Ним, и будешь спокоен;
  чрез это придет к тебе добро.
22 
Прими из уст Его закон,
  и положи слова Его в сердце твое.
23 
Если ты обратишься к Вседержителю, то вновь устроишься,
  удалишь беззаконие от шатра твоего .
24 
И будешь вменять в прах блестящий металл,
  и в камни потоков — золото Офирское.
25 
И будет Вседержитель твоим золотом
  и блестящим серебром у тебя,
26 
ибо тогда будешь радоваться о Вседержителе,
  и поднимешь к Богу лице твое.
27 
Помолишься Ему, и Он услышит тебя,
  и ты исполнишь обеты твои.
28 
Положишь намерение, и оно состоится у тебя;
  и над путями твоими будет сиять свет.
29 
Когда кто уничижен будет, ты скажешь: "возвышение!"
  и Он спасет поникшего лицем.
30 
Избавит и небезвинного;
  и он спасется чистотою рук твоих.
Свернуть
Ответ Элифаза на речь Иова показателен, прежде всего, своей внутренней противоречивостью. С одной стороны, Элифаз повторяет общие места традиционных писаний мудрецов...  Читать далее

Ответ Элифаза на речь Иова показателен, прежде всего, своей внутренней противоречивостью. С одной стороны, Элифаз повторяет общие места традиционных писаний мудрецов. Он напоминает Иову о пути праведности и о пути греха, о том, что ждёт человека, избирающего тот или иной путь. Он говорит даже нечто большее: в своей речи, обращённой к Иову, Элифаз вспоминает о Торе, исходящей из уст Божьих, и о словах Бога, которые человек может и должен хранить в своём сердце.

Тем самым Элифаз касается того лучшего и высшего, что было в иудаизме эпохи Второго Храма — учения о внутренней Торе, за которым стоял опыт непосредственного и глубокого богообщения. Остаётся лишь догадываться, был ли он знаком самому Элифазу: судя по тому, что он рассказывал о своём опыте Иову, можно думать, что опыт богообщения самого Элифаза был достаточно специфическим. Но о внутренней Торе Элифаз, несомненно, слышал и читал, так же, впрочем, как и Иов. Однако, с другой стороны, тот же Элифаз говорит, что Богу нет никакого дела до праведности Иова.

И здесь он противоречит сам себе: ведь тут же, спустя буквально минуту, он сам утверждает, что нельзя смотреть на Бога так, как смотрели на Него нечестивцы древних времён. Для них Бог был Кем-то далёким, Кем-то таким, Кому нет дела до земли и живущих на ней людей. Это-то, по словам Элифаза, и сделало тех людей нечестивцами. Но если Богу, как утверждает Элифаз, нет дела до человеческой праведности, то чем же Бог Элифаза отличается от Бога тех древних нечестивцев? В таком случае они были правы, и осуждать их не за что.

Элифаз, похоже, не замечает противоречия в собственных словах. И не замечает потому, что он уже не пытается в чём-то убедить Иова или как-то ему помочь. Ему важнее самому утвердиться в собственной правоте, и в этом отношении он ничем не отличается от двух других друзей Иова. То, о чём давно догадывался Иов, подтверждается снова и снова: его друзья заняты не им, Иовом, и не его бедой, а только самими собой.

Свернуть
 
На Иов 22:1-30
1 И отвечал Елифаз Феманитянин и сказал:
 
2 Разве может человек доставлять пользу Богу?
  Разумный доставляет пользу себе самому.
 
3 Что за удовольствие Вседержителю, что ты праведен?
  И будет ли Ему выгода от того, что ты содержишь пути твои в непорочности?
 
4 Неужели Он, боясь тебя, вступит с тобою в состязание,
  пойдет судиться с тобою?
 
5 Верно, злоба твоя велика,
  и беззакониям твоим нет конца.
Верно, ты брал залоги от братьев твоих ни за что,
  и с полунагих снимал одежду.
Утомленному жаждою не подавал воды напиться,
  и голодному отказывал в хлебе;
а человеку сильному ты давал землю,
  и сановитый селился на ней.
Вдов ты отсылал ни с чем,
  и сирот оставлял с пустыми руками.
10 
За то вокруг тебя петли,
  и возмутил тебя неожиданный ужас,
11 
или тьма, в которой ты ничего не видишь,
  и множество вод покрыло тебя.
12 
Не превыше ли небес Бог?
  посмотри вверх на звезды, как они высоко!
13 
И ты говоришь: "что знает Бог?
  может ли Он судить сквозь мрак?
14 
Облака — завеса Его, так что Он не видит,
  а ходит только по небесному кругу".
15 
Неужели ты держишься пути древних,
  по которому шли люди беззаконные,
16 
которые преждевременно были истреблены,
  когда вода разлилась под основание их?
17 
Они говорили Богу: "отойди от нас";
  и что сделает им Вседержитель?
18 
А Он наполнял домы их добром.
  Но совет нечестивых будь далек от меня!
19 
Видели праведники и радовались,
  и непорочный смеялся им:
20 
"враг наш истреблен,
  а оставшееся после них пожрал огонь".
21 
Сблизься же с Ним, и будешь спокоен;
  чрез это придет к тебе добро.
22 
Прими из уст Его закон,
  и положи слова Его в сердце твое.
23 
Если ты обратишься к Вседержителю, то вновь устроишься,
  удалишь беззаконие от шатра твоего .
24 
И будешь вменять в прах блестящий металл,
  и в камни потоков — золото Офирское.
25 
И будет Вседержитель твоим золотом
  и блестящим серебром у тебя,
26 
ибо тогда будешь радоваться о Вседержителе,
  и поднимешь к Богу лице твое.
27 
Помолишься Ему, и Он услышит тебя,
  и ты исполнишь обеты твои.
28 
Положишь намерение, и оно состоится у тебя;
  и над путями твоими будет сиять свет.
29 
Когда кто уничижен будет, ты скажешь: "возвышение!"
  и Он спасет поникшего лицем.
30 
Избавит и небезвинного;
  и он спасется чистотою рук твоих.
Свернуть
Странное впечатление производят слова Елифаза, утверждающего, что для Бога нет ни «пользы», ни «выгоды» от...  Читать далее

Странное впечатление производят слова Елифаза, утверждающего, что для Бога нет ни «пользы», ни «выгоды» от праведности и непорочности Иова, а значит, и любого из людей. А мы-то до сих пор полагали, что Господь хочет видеть нас ходящими по путям праведности и непорочности, для чего дал заповеди и многократно обращался к людям через пророков...

Нельзя, однако, не отметить, что даже странная парадоксальность нынешних рассуждений Елифаза производит сравнительно более свежее впечатление на фоне однотипных обвинений, которые до сих пор был вынужден выслушивать Иов. Елифаз всё-таки глубже двух других обвинителей, о чём свидетельствует даже его имя: «Бог мой — чистое золото», смысл которого контрастирует со смыслом имён Вилдада и Софара.

В отличие от них Елифаз не устанавливает прямую зависимость между жизненными успехами и праведностью, он знает, что благополучие может быть и у грешников, в связи с этим Елифаз напоминает Иову, а попутно и друзьям, что Бог долготерпелив и милостив, Он наполнял добром дома нечестивых до самого момента потопа. Но рано или поздно за содеянное зло приходится отвечать.

И здесь Елифаз снова переходит к советам, обращённым к Иову. В словах Едифаза много разумного, вот только человека, находящегося перед ним, он не чувствует.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).