2 В то время был человек из Цоры, от племени Данова, именем Маной; жена его была неплодна и не рождала. 3 И явился Ангел Господень жене и сказал ей: вот, ты неплодна и не рождаешь; но зачнешь, и родишь сына; 4 итак берегись, не пей вина и сикера, и не ешь ничего нечистого; 5 ибо вот, ты зачнешь и родишь сына, и бритва не коснется головы его, потому что от самого чрева младенец сей будет назорей Божий, и он начнет спасать Израиля от руки Филистимлян. 6 Жена пришла и сказала мужу своему: человек Божий приходил ко мне, которого вид, как вид Ангела Божия, весьма почтенный; я не спросила его, откуда он, и он не сказал мне имени своего; 7 он сказал мне: "вот, ты зачнешь и родишь сына; итак не пей вина и сикера и не ешь ничего нечистого, ибо младенец от самого чрева до смерти своей будет назорей Божий". |
В библейских книгах, как ветхо-, так и новозаветных, встречаются описания зачатия и рождения детей по особому замыслу Божию. Детей, которым предстоит сыграть особую роль в планах Божиих. И всегда в таких случаях особая ответственность ложится на их матерей, которым Бог обычно так или иначе сообщает об их особой роли в Его планах. На первый взгляд это может показаться несколько странным. В самом деле: общеизвестно, что духовные достижения по наследству не передаются. Да и не бывает у людей никаких собственно духовных «достижений». Духовная жизнь — это прежде всего отношения. Отношения, связывающие людей с Богом и друг с другом. А отношения передать по наследству невозможно. Отец может познакомить сына со всем кругом своих друзей и с их детьми — его сверстниками.
Но устанавливать отношения в этом кругу и выстраивать их сыну придётся самому, никакой отец, даже самый лучший, сделать этого за него не сможет. Но что же тогда можно передать по наследству? Почему на матерях тех, кому предстоит стать Божьими людьми, лежит особая ответственность? По наследству можно передать психические склонности и черты характера.
Конечно, имея даже самый дурной характер, можно жить полноценной духовной жизнью — и есть хорошие шансы изменить как свой характер, так и то, что обычно называют судьбой. Но на всё это нужны силы и время. Те силы и то время, которые в более благоприятной ситуации, при хорошей наследственности, можно было бы потратить не на исправление плодов наследственности дурной, а на дело Божье.
Поэтому и выдвигаются особые требования к матерям, чьи дети у Бога на особом счету потому, что относительно них у Бога есть некий особый план. Но дело не только в том, чтобы создать благоприятные условия для деятельности своего будущего сына. Дело также и в самой матери. Её готовность исполнить Божью волю — это также и её собственное участие в деле Божьем. Не менее важное, чем деятельность её сына. Впрочем, тут вряд ли уместны количественные оценки. Ведь речь в конечном счёте идёт о Царстве, где абсолютно важен каждый. Каждый человек и каждый вклад в дело Божье.
2 В то время был человек из Цоры, от племени Данова, именем Маной; жена его была неплодна и не рождала. 3 И явился Ангел Господень жене и сказал ей: вот, ты неплодна и не рождаешь; но зачнешь, и родишь сына; 4 итак берегись, не пей вина и сикера, и не ешь ничего нечистого; 5 ибо вот, ты зачнешь и родишь сына, и бритва не коснется головы его, потому что от самого чрева младенец сей будет назорей Божий, и он начнет спасать Израиля от руки Филистимлян. 6 Жена пришла и сказала мужу своему: человек Божий приходил ко мне, которого вид, как вид Ангела Божия, весьма почтенный; я не спросила его, откуда он, и он не сказал мне имени своего; 7 он сказал мне: "вот, ты зачнешь и родишь сына; итак не пей вина и сикера и не ешь ничего нечистого, ибо младенец от самого чрева до смерти своей будет назорей Божий". |
Сегодня мы читаем рассказ о рождении Самсона. В Библии не один раз встречается ситуация, когда Бог избирает бесплодную женщину, чтобы она стала матерью того, кого Он избрал для особого служения. Позже, говоря с Пресвятой Девой Марией, архангел Гавриил приведёт в пример святую Елизавету, которая зачала Иоанна Крестителя, хотя была стара и бесплодна. Для человека в то время рождение ребёнка у бесплодной женщины было чудом, не многим меньшим, чем рождение от девы, поскольку бесплодие воспринималось как приговор. Бог вмешивается в ситуацию. Он отменяет этот «приговор». И для Него бывает важно явно продемонстрировать, что рождение данного конкретного человека было нужно Ему, что этот человек избран особым образом, и потому с его рождением связано чудо. С другой стороны, чудеса, связанные с рождением Его служителей, хоть немного готовят людей к главному чуду — рождению Сына Божия.
1 Сыны Израилевы продолжали делать злое пред очами Господа, и предал их Господь в руки Филистимлян на сорок лет. |
2 В то время был человек из Цоры, от племени Данова, именем Маной; жена его была неплодна и не рождала. 3 И явился Ангел Господень жене и сказал ей: вот, ты неплодна и не рождаешь; но зачнешь, и родишь сына; 4 итак берегись, не пей вина и сикера, и не ешь ничего нечистого; 5 ибо вот, ты зачнешь и родишь сына, и бритва не коснется головы его, потому что от самого чрева младенец сей будет назорей Божий, и он начнет спасать Израиля от руки Филистимлян. 6 Жена пришла и сказала мужу своему: человек Божий приходил ко мне, которого вид, как вид Ангела Божия, весьма почтенный; я не спросила его, откуда он, и он не сказал мне имени своего; 7 он сказал мне: "вот, ты зачнешь и родишь сына; итак не пей вина и сикера и не ешь ничего нечистого, ибо младенец от самого чрева до смерти своей будет назорей Божий". |
8 Маной помолился Господу и сказал: Господи! пусть придет опять к нам человек Божий, которого посылал Ты, и научит нас, что нам делать с имеющим родиться младенцем. 9 И услышал Бог голос Маноя, и Ангел Божий опять пришел к жене, когда она была в поле, и Маноя, мужа ее, не было с нею. 10 Жена тотчас побежала и известила мужа своего и сказала ему: вот, явился мне человек, приходивший ко мне тогда. 11 Маной встал и пошел с женою своею, и пришел к тому человеку и сказал ему: ты ли тот человек, который говорил с сею женщиною? (Ангел) сказал: я. 12 И сказал Маной: итак, если исполнится слово твое, как нам поступать с младенцем сим и что делать с ним? 13 Ангел Господень сказал Маною: пусть он остерегается всего, о чем я сказал жене; 14 пусть не ест ничего, что производит виноградная лоза; пусть не пьет вина и сикера и не ест ничего нечистого и соблюдает все, что я приказал ей. |
15 И сказал Маной Ангелу Господню: позволь удержать тебя, пока мы изготовим для тебя козленка. 16 Ангел Господень сказал Маною: хотя бы ты и удержал меня, но я не буду есть хлеба твоего; если же хочешь совершить всесожжение Господу, то вознеси его. Маной же не знал, что это Ангел Господень. 17 И сказал Маной Ангелу Господню: как тебе имя? чтобы нам прославить тебя, когда исполнится слово твое. 18 Ангел Господень сказал ему: что ты спрашиваешь об имени моем? оно чудно. 19 И взял Маной козленка и хлебное приношение и вознес Господу на камне. И сделал Он чудо, которое видели Маной и жена его. 20 Когда пламень стал подниматься от жертвенника к небу, Ангел Господень поднялся в пламени жертвенника. Видя это, Маной и жена его пали лицем на землю. |
21 И невидим стал Ангел Господень Маною и жене его. Тогда Маной узнал, что это Ангел Господень. 22 И сказал Маной жене своей: верно мы умрем, ибо видели мы Бога. 23 Жена его сказала ему: если бы Господь хотел умертвить нас, то не принял бы от рук наших всесожжения и хлебного приношения, и не показал бы нам всего того, и теперь не открыл бы нам сего. 24 И родила жена сына, и нарекла имя ему: Самсон. И рос младенец, и благословлял его Господь. 25 И начал Дух Господень действовать в нем в стане Дановом, между Цорою и Естаолом. |
О начале нашествия филистимлян только упомянуто, это всего лишь очередное следствие очередного богоотступничества. Гораздо подробнее повествуется о рождении Самсона, и рассказ о нём стоит в одном ряду с повествованиями Библии о рождении величайших пророков.
Самсон от рождения предназначен служить Богу, и это подчёркивает запрет брить голову в знак назорейства — особого посвящения Господу. Служение Господу в дни языческого владычества неизбежно должно стать противостоянием язычникам. Но ангел не сказал, что Самсон спасёт народ от филистимлян, но только «начнёт спасать».
Показателен страх Маноя перед Ангелом, явившим ему Бога. Но важно отметить и проницательность его жены, понимающей, что Господь не для того явился, чтобы погубить. В одной и той же семье проявились две взаимосвязанные стороны восприятия Бога: трепет перед Ним и надежда на Него.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||