Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Иов 13:2-3

Поделиться
Сколько знаете вы, знаю и я;
  не ниже я вас.
Но я к Вседержителю хотел бы говорить,
  и желал бы состязаться с Богом.
Свернуть

Слова Иова вряд ли могут понравиться обвинителям, но на них невозможно возразить по существу, ведь всякому обличителю можно посоветовать посмотреть на себя и поискать, нет ли у него тех же грехов, в которых он норовит обвинить другого, а то и более серьёзных.

Иов хочет говорить с Богом, и в самом этом желании нет ничего чрезмерного и горделивого. Человек, даже нищий и больной, всеми презираемый и гниющий на помойке, остаётся венцом творения, созданным по образу и подобию Бога.

Грех исказил человеческую природу, и человек извратил изначальную возможность богообщения, заменив её богохульством и богоборчеством. Но даже грехопадение не отменило дарованное Богом высшее предназначение человека, для осуществления которого Бог стал Человеком и пошёл на Крест.

Другие мысли вслух

 
На Иов 13:1-28
Вот, все это видело око мое,
  слышало ухо мое и заметило для себя.
Сколько знаете вы, знаю и я;
  не ниже я вас.
Но я к Вседержителю хотел бы говорить,
  и желал бы состязаться с Богом.
А вы сплетчики лжи;
  все вы бесполезные врачи.
О, если бы вы только молчали!
  это было бы вменено вам в мудрость.
Выслушайте же рассуждения мои,
  и вникните в возражение уст моих.
Надлежало ли вам ради Бога говорить неправду
  и для Него говорить ложь?
Надлежало ли вам быть лицеприятными к Нему
  и за Бога так препираться?
Хорошо ли будет, когда Он испытает вас?
  Обманете ли Его, как обманывают человека?
10 
Строго накажет Он вас,
  хотя вы и скрытно лицемерите.
11 
Неужели величие Его не устрашает вас,
  и страх Его не нападает на вас?
12 
Напоминания ваши подобны пеплу;
  оплоты ваши оплоты глиняные.
13 
Замолчите предо мною, и я буду говорить,
  что бы ни постигло меня.
14 
Для чего мне терзать тело мое зубами моими
  и душу мою полагать в руку мою?
15 
Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться;
  я желал бы только отстоять пути мои пред лицем Его!
16 
И это уже в оправдание мне;
  потому что лицемер не пойдет пред лице Его!
17 
Выслушайте внимательно слово мое
  и объяснение мое ушами вашими.
18 
Вот, я завел судебное дело;
  знаю, что буду прав.
19 
Кто в состоянии оспорить меня?
  Ибо я скоро умолкну и испущу дух.
20 
Двух только вещей не делай со мною,
  и тогда я не буду укрываться от лица Твоего:
21 
удали от меня руку Твою,
  и ужас Твой да не потрясает меня.
22 
Тогда зови, и я буду отвечать,
  или буду говорить я, а Ты отвечай мне.
23 
Сколько у меня пороков и грехов?
  покажи мне беззаконие мое и грех мой.
24 
Для чего скрываешь лице Твое,
  и считаешь меня врагом Тебе?
25 
Не сорванный ли листок Ты сокрушаешь,
  и не сухую ли соломинку преследуешь?
26 
Ибо Ты пишешь на меня горькое,
  и вменяешь мне грехи юности моей,
27 
и ставишь в колоду ноги мои,
  и подстерегаешь все стези мои,
  — гонишься по следам ног моих.
28 
А он, как гниль, распадается,
  как одежда, изъеденная молью.
Свернуть
Отвечая своим друзьям, Иов прямо говорит им, что они не сказали ему ничего...  Читать далее

Отвечая своим друзьям, Иов прямо говорит им, что они не сказали ему ничего такого, чего бы он не знал (ст. 1 – 2). Но он говорит также, что хотел бы обратиться не к ним, а к Богу (ст. 3). В самом деле, совершенно очевидно, что на вопросы, заданные Иовом, не смог бы ответить никто, кроме Бога. А своих друзей Иов называет лжецами, которым лучше было бы помолчать: в этом и проявилась бы их мудрость (ст. 4 – 5). Он, как видно, прекрасно понял, что все речи его друзей были порождены не столько стремлением помочь, сколько страхом перед заданными им вопросами. Такое лукавство, конечно, не может быть нужно Богу, и было бы неудивительно, если бы друзей Иова постигло бы наказание от Бога за неискренность там, где ей не может и не должно быть места (ст. 6 – 13). О себе же Иов говорит, что он, во всяком случае, не лицемер, ведь двуличный человек едва ли осмелился бы требовать встречи с Богом так, как требует её Иов (ст. 14 – 16). Он снова повторяет то, что уже говорил: он готов держать ответ перед Богом, но требует суда, а не бессудной расправы. Он задаёт Богу вопрос, как равному себе, и требует ответа (ст. 18 – 22).

Такая позиция, на первый взгляд, выглядит, по меньшей мере, неблагочестивой, но Иов, как видно, понимает, что единственный способ добиться от Бога хоть какого-то ответа — поставить вопрос ребром. Вызывая Бога на суд, Иов как бы говорит Ему: если Тебе есть хоть какое-нибудь дело до человека, если праведность праведника в Твоих глазах чего-нибудь стоит, то Ты не должен молча смотреть на происходящее. Если я грешен, говорит Иов, то покажи мне мои грехи, чтобы и я мог их увидеть; а иначе почему Ты скрываешься от меня и считаешь меня Своим врагом (ст. 23 – 24)? Ты преследуешь меня, хотя я ничто перед Тобой, говорит Богу Иов, но ведь это не ответ на мой вопрос (ст. 25 – 28).

Слова Иова кажутся дерзостью, но он, в сущности, хочет лишь докричаться до Бога, до того Бога, Который, как Иов был всегда уверен, никогда бы не оставил праведника на произвол судьбы. Если Бог не таков, то надеяться не на кого и не на что; но Иов не верит в это, он хочет испробовать все средства, использовать все возможности для того, чтобы достучаться до живого Бога, Который бы ответил ему, а не просто гнал бы его по миру, как ветер гонит сухие листья. Как видно, Иова пугает не смерть, его пугает Бог, Которому нет дела до людей. И он готов даже на смерть, лишь бы убедиться в том, что Бог не такой.

Свернуть
 
На Иов 13:1-28
Вот, все это видело око мое,
  слышало ухо мое и заметило для себя.
Сколько знаете вы, знаю и я;
  не ниже я вас.
Но я к Вседержителю хотел бы говорить,
  и желал бы состязаться с Богом.
А вы сплетчики лжи;
  все вы бесполезные врачи.
О, если бы вы только молчали!
  это было бы вменено вам в мудрость.
Выслушайте же рассуждения мои,
  и вникните в возражение уст моих.
Надлежало ли вам ради Бога говорить неправду
  и для Него говорить ложь?
Надлежало ли вам быть лицеприятными к Нему
  и за Бога так препираться?
Хорошо ли будет, когда Он испытает вас?
  Обманете ли Его, как обманывают человека?
10 
Строго накажет Он вас,
  хотя вы и скрытно лицемерите.
11 
Неужели величие Его не устрашает вас,
  и страх Его не нападает на вас?
12 
Напоминания ваши подобны пеплу;
  оплоты ваши оплоты глиняные.
13 
Замолчите предо мною, и я буду говорить,
  что бы ни постигло меня.
14 
Для чего мне терзать тело мое зубами моими
  и душу мою полагать в руку мою?
15 
Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться;
  я желал бы только отстоять пути мои пред лицем Его!
16 
И это уже в оправдание мне;
  потому что лицемер не пойдет пред лице Его!
17 
Выслушайте внимательно слово мое
  и объяснение мое ушами вашими.
18 
Вот, я завел судебное дело;
  знаю, что буду прав.
19 
Кто в состоянии оспорить меня?
  Ибо я скоро умолкну и испущу дух.
20 
Двух только вещей не делай со мною,
  и тогда я не буду укрываться от лица Твоего:
21 
удали от меня руку Твою,
  и ужас Твой да не потрясает меня.
22 
Тогда зови, и я буду отвечать,
  или буду говорить я, а Ты отвечай мне.
23 
Сколько у меня пороков и грехов?
  покажи мне беззаконие мое и грех мой.
24 
Для чего скрываешь лице Твое,
  и считаешь меня врагом Тебе?
25 
Не сорванный ли листок Ты сокрушаешь,
  и не сухую ли соломинку преследуешь?
26 
Ибо Ты пишешь на меня горькое,
  и вменяешь мне грехи юности моей,
27 
и ставишь в колоду ноги мои,
  и подстерегаешь все стези мои,
  — гонишься по следам ног моих.
28 
А он, как гниль, распадается,
  как одежда, изъеденная молью.
Свернуть
Итак, повторяет Иов, он не меньше своих друзей преклоняется перед величием Всемогущего, но именно поэтому он...  Читать далее

Итак, повторяет Иов, он не меньше своих друзей преклоняется перед величием Всемогущего, но именно поэтому он и требует суда над собой. Иову не нужны объяснения, которые придумывают его друзья – он хочет прямого разговора с Богом, непосредственной встречи с Ним. Он упрекает друзей за то, что они взяли на себя роль адвокатов Бога и защищают Его от вопля страдальца. Зачем было так препираться за Него, если мудрость и могущество Его столь очевидны? Эти слова Иова в первую очередь важны тем, что мы читаем их не в какой иной книге, а именно в Священном Писании. Попытки своих друзей объяснить причины и смысл страдания Иов называет обманом, потому что в страдании нет и не может быть смысла: Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих (Прем. 1:13), а всякое страдание – проявление смерти. Иов говорил о несоразмерности его мук и масштаба человеческого существа; с его точки зрения невозможно оправдать Бога в том, что человек страдает. В сущности, это так и есть – и Бог Сам не оправдывается в этом, а разделяет с человеком его страдание и смерть. Пусть позиция Иова выглядит непочтительной, кощунственной, но именно Иов, а не его друзья, предчувствует замысел Бога о спасении людей.

Иов отказывается дискутировать с друзьями и хочет говорить с Самим Богом. «Вот, Он убивает меня», – говорит Иов. Но ведь именно так воспринимает страдание человек, твердо знающий истину о всемогуществе Бога. Если Бог – владыка мира, то кто же еще несет ответственность за страдание людей? Тем более, что по сюжету книги Иов не знает о просьбах сатаны, стремящегося оклеветать его.

Иов, конечно, допускает возможность того, что он в чем-то погрешил и навлек на себя гнев Вседержителя, но что это дает Богу? «Не сорванный листок ли Ты преследуешь?», - говорит он. Иов просит Бога показать ему его пороки и грехи, предполагая, что они могут быть. Если они есть, для Иова это может служить объяснением причины его страданий, хотя в предыдущих речах было видно, что он не готов удовлетвориться таким объяснением. В сущности, Иов следует логике своих друзей: он тоже считает причиной страданий грех самого человека, он тоже не исключает, что Бог воспитывает его. Но он требует открытости, потому что сам не знает за собой греха. «Я к Вседержителю хотел бы говорить», - заявляет он в начале главы. Это поразительные слова, но именно в них заключена правда.

Свернуть

Чтения за2 Февраля 2025

Библия для начинающих

По воскресным дням чтений нет

Трехлетний круг чтения Библии

По воскресным дням чтений нет

Библия за пять лет

По воскресным дням чтений нет

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).