Закон всегда требовал от человека внимательного и бережного отношения к тем, кто особенно нуждался в защите, в частности, к вдовам и к сиротам. Конечно, во многом это было обусловлено традиционным патриархальным укладом общества, в котором действовали законы, изложенные в Книге Исхода. Большой патриархальный род в таком обществе был основой не только семейной, но и общественной, и религиозной жизни, а сироты и вдовы, нередко оказывавшиеся без традиционной родовой защиты, становились в нём особенно уязвимы. Впрочем, такая ситуация встречается далеко не только в обществе патриархальном, да и к числу особо уязвимых в нём сегодня относятся отнюдь не только сироты и вдовы.
В чём же здесь логика законодателя? Идёт ли речь в данном случае только о социальной справедливости? Конечно, и о ней тоже. Едва ли стоит вести речь о нормальной духовной жизни там, где о социальной справедливости забывают. И всё же дело, наверное, не только в ней. Ведь социальная несправедливость, прежде всего, предполагает, что на некоторых людей в обществе большинство его членов перестаёт смотреть, как на людей. Это большинство начинает видеть в них не ближних, а лишь некую человеческую массу, с которой можно делать если и не всё, что угодно, то, по крайней мере, относится к ним не так, как ко всем остальным. А это путь к духовному краху: ведь, как известно, тот, кто не любит ближнего, находящегося у него на глазах, едва ли сумеет любить Бога, Которого не видит.
1 Если кто украдет вола или овцу и заколет или продаст, то пять волов заплатит за вола и четыре овцы за овцу. |
2 Если
кто
застанет вора подкапывающего и ударит его, так что он умрет, то кровь не
вменится
ему; 3 но если взошло над ним солнце, то
вменится
ему кровь.
Укравший
должен заплатить; а если нечем, то пусть продадут его
для уплаты
за украденное им; 4 если (он пойман будет и) украденное найдется у него в руках живым, вол ли то, или осел, или овца, пусть заплатит (за них) вдвое. |
5 Если кто потравит поле, или виноградник, пустив скот свой травить чужое поле, (смотря по плодам его пусть заплатит со своего поля; а если потравит всё поле,) пусть вознаградит лучшим из поля своего и лучшим из виноградника своего. |
6 Если появится огонь и охватит терн и выжжет копны, или жатву, или поле, то должен заплатить, кто произвел сей пожар. |
7 Если кто отдаст ближнему на сохранение серебро или вещи, и они украдены будут из дома его, то, если найдется вор, пусть он заплатит вдвое; 8 а если не найдется вор, пусть хозяин дома придет пред судей (и поклянется), что не простер руки своей на собственность ближнего своего. |
9 О всякой вещи спорной, о воле, об осле, об овце, об одежде, о всякой вещи потерянной, о которой кто-нибудь скажет, что она его, дело обоих должно быть доведено до судей: кого обвинят судьи, тот заплатит ближнему своему вдвое. |
10 Если кто отдаст ближнему своему осла, или вола, или овцу, или какой другой скот на сбережение, а он умрет, или будет поврежден, или уведен, так что никто сего не увидит — 11 клятва пред Господом да будет между обоими в том, что
взявший
не простер руки своей на собственность ближнего своего; и хозяин должен принять, а
тот
не будет платить; 12 а если украден будет у него, то должен заплатить хозяину его; 13 если же будет
зверем
растерзан, то пусть в доказательство представит растерзанное: за растерзанное он не платит. |
14 Если кто займет у ближнего своего скот, и он будет поврежден, или умрет, а хозяина его не было при нем, то должен заплатить; 15 если же хозяин его был при нем, то не должен платить; если он взят был в наймы за деньги, то пусть и пойдет за ту цену. |
16 Если обольстит кто девицу необрученную и переспит с нею, пусть даст ей вено (и возьмет ее) себе в жену; 17 а если отец не согласится (и не захочет) выдать ее за него, пусть заплатит (отцу)
столько
серебра, сколько
полагается
на вено девицам. |
18 Ворожеи не оставляй в живых. |
19 Всякий скотоложник да будет предан смерти. |
20 Приносящий жертву богам, кроме одного Господа, да будет истреблен. |
21 Пришельца не притесняй и не угнетай его, ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской. 22 Ни вдовы, ни сироты не притесняйте; 23 если же ты притеснишь их, то, когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их, 24 и воспламенится гнев Мой, и убью вас мечом, и будут жены ваши вдовами и дети ваши сиротами. |
25 Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста. 26 Если возьмешь в залог одежду ближнего твоего, до захождения солнца возврати ее, 27 ибо она есть единственный покров у него, она — одеяние тела его: в чем будет он спать? итак, когда он возопиет ко Мне, Я услышу, ибо Я милосерд. |
28 Судей не злословь и начальника в народе твоем не поноси. |
29 Не медли (приносить Мне) начатки от гумна твоего и от точила твоего. Отдавай Мне первенца из сынов твоих; 30 то же делай с волом твоим и с овцою твоею (и с ослом твоим): семь дней пусть они будут при матери своей, а в восьмой день отдавай их Мне. |
31 И будете у Меня людьми святыми; и мяса, растерзанного зверем в поле, не ешьте, псам бросайте его. |
Законодательство Книги Исхода довольно последовательно проводит в жизнь так называемый принцип талиона — воздаяния подобным за подобное. Оно и понятно: ведь именно так проще всего было бы компенсировать нанесённый ближнему ущерб. Тут проявляется Божий взгляд на человеческие взаимоотношения: главное в них — они сами, отношения самоценны, а всё остальное для них лишь контекст. Справедливость важна не сама по себе, не как самоцель, а как адекватный контекст для полноценных отношений.
Обида, нанесённая ближнему — не нарушение прав, а разрушение отношений любви. Любовь же штука практическая: если любишь, помоги. Тем более помоги, если виноват в том, что человеку по жизни стало хуже, чем было, если он потерпел от тебя или из-за тебя какой-то ущерб. Наказание как таковое самоцелью не является: Бог ведь никого не наказывает специально, Он хочет, чтобы грешник обратился и остался жив, а не умирал из-за своего греха. Наказанием же для человека становится совершённый им грех, точнее, его последствия.
Вот от этих последствий и предписывает закон избавить ближнего, насколько такое избавление возможно и зависит от человека. Конечно, к делу можно подойти и формально: заплатил штраф — и живи спокойно, а если денег много, можно вообще не беспокоиться: любой ущерб нетрудно компенсировать. На отношениях такие выплаты, разумеется, никак не сказываются, но лишь в условиях обезличенного общества, вроде того, какое существует в современных мегаполисах, где никто никого не знает.
Законодательство же Книги Исхода функционировало в небольших селениях, где все друг друга знали, и тут одной формальностью дело ограничиться не могло: обидчик и обиженный были вынуждены ходить по одним и тем же улицам, так, что речь во всяком случае шла о хоть какой-то минимальной нормализации отношений, а не просто о ни к чему в дальнейшем не обязывающих выплатах. Так Тора в её конкретной интерпретации направляла людей к тому, чтобы восстановить отношения между теми, кто живёт рядом, если они оказывались нарушены или разрушены.
1 Если кто украдет вола или овцу и заколет или продаст, то пять волов заплатит за вола и четыре овцы за овцу. |
2 Если
кто
застанет вора подкапывающего и ударит его, так что он умрет, то кровь не
вменится
ему; 3 но если взошло над ним солнце, то
вменится
ему кровь.
Укравший
должен заплатить; а если нечем, то пусть продадут его
для уплаты
за украденное им; 4 если (он пойман будет и) украденное найдется у него в руках живым, вол ли то, или осел, или овца, пусть заплатит (за них) вдвое. |
5 Если кто потравит поле, или виноградник, пустив скот свой травить чужое поле, (смотря по плодам его пусть заплатит со своего поля; а если потравит всё поле,) пусть вознаградит лучшим из поля своего и лучшим из виноградника своего. |
6 Если появится огонь и охватит терн и выжжет копны, или жатву, или поле, то должен заплатить, кто произвел сей пожар. |
7 Если кто отдаст ближнему на сохранение серебро или вещи, и они украдены будут из дома его, то, если найдется вор, пусть он заплатит вдвое; 8 а если не найдется вор, пусть хозяин дома придет пред судей (и поклянется), что не простер руки своей на собственность ближнего своего. |
9 О всякой вещи спорной, о воле, об осле, об овце, об одежде, о всякой вещи потерянной, о которой кто-нибудь скажет, что она его, дело обоих должно быть доведено до судей: кого обвинят судьи, тот заплатит ближнему своему вдвое. |
10 Если кто отдаст ближнему своему осла, или вола, или овцу, или какой другой скот на сбережение, а он умрет, или будет поврежден, или уведен, так что никто сего не увидит — 11 клятва пред Господом да будет между обоими в том, что
взявший
не простер руки своей на собственность ближнего своего; и хозяин должен принять, а
тот
не будет платить; 12 а если украден будет у него, то должен заплатить хозяину его; 13 если же будет
зверем
растерзан, то пусть в доказательство представит растерзанное: за растерзанное он не платит. |
14 Если кто займет у ближнего своего скот, и он будет поврежден, или умрет, а хозяина его не было при нем, то должен заплатить; 15 если же хозяин его был при нем, то не должен платить; если он взят был в наймы за деньги, то пусть и пойдет за ту цену. |
16 Если обольстит кто девицу необрученную и переспит с нею, пусть даст ей вено (и возьмет ее) себе в жену; 17 а если отец не согласится (и не захочет) выдать ее за него, пусть заплатит (отцу)
столько
серебра, сколько
полагается
на вено девицам. |
18 Ворожеи не оставляй в живых. |
19 Всякий скотоложник да будет предан смерти. |
20 Приносящий жертву богам, кроме одного Господа, да будет истреблен. |
21 Пришельца не притесняй и не угнетай его, ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской. 22 Ни вдовы, ни сироты не притесняйте; 23 если же ты притеснишь их, то, когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их, 24 и воспламенится гнев Мой, и убью вас мечом, и будут жены ваши вдовами и дети ваши сиротами. |
25 Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста. 26 Если возьмешь в залог одежду ближнего твоего, до захождения солнца возврати ее, 27 ибо она есть единственный покров у него, она — одеяние тела его: в чем будет он спать? итак, когда он возопиет ко Мне, Я услышу, ибо Я милосерд. |
28 Судей не злословь и начальника в народе твоем не поноси. |
29 Не медли (приносить Мне) начатки от гумна твоего и от точила твоего. Отдавай Мне первенца из сынов твоих; 30 то же делай с волом твоим и с овцою твоею (и с ослом твоим): семь дней пусть они будут при матери своей, а в восьмой день отдавай их Мне. |
31 И будете у Меня людьми святыми; и мяса, растерзанного зверем в поле, не ешьте, псам бросайте его. |
В этом чтении из книги Исход, если присмотреться повнимательней, можно увидеть образ Бога, который как-то не ассоциируется у нас с Ветхим Заветом: образ Того, для Кого милосердие превыше справедливости. Поначалу всё идёт вроде бы по плану: понятно, что не воровать, не обижать, не притеснять, не угнетать – всё это справедливо. Но вот в конце появляется нечто интересное и не вполне справедливое: «Если возьмешь в залог одежду ближнего твоего, до захождения солнца возврати ее». Давайте подумаем. Залог берут всё-таки не для собственного удовольствия. Залог – гарантия того, что деньги или что-то иное, данное взаймы, будет возвращено. Так что не возвращать залог, пока не получишь назад данное в долг, вполне логично и справедливо. Но Господь говорит: «Ты подумай о человеке – в чём он будет спать?» С точки зрения чистой справедливости вопрос неуместен. В конце концов, если он дал одежду в залог, это его личные проблемы. Но Бог приводит неоспоримый аргумент: «Когда он возопиет ко Мне, Я услышу, ибо Я милосерд». Милосердие превыше справедливости. Это голос Иисуса. И нет смысла пытаться разделить Бога Ветхого Завета и Бога Нового Завета. Он – Живой и Истинный – Един.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||